Ненормативная лексика: эстетика или реализм?
Привет, мои дорогие!
У меня давно назревал к вам очень важный вопрос, или, скорее, тема для обсуждения.
Ни для кого не секрет, что герои большинства моих книг частенько используют в своей речи и мыслях нецензурную брань. О чем я, конечно, всегда предупреждаю в аннотации, но, тем не менее, меня саму этот факт немного смущает.
Матерный язык – не литературный, его использование в книгах – не есть хорошо. Но я пишу в жанре "Современный любовный роман", а в нашей современности почти каждый человек, пусть даже редко и на эмоциях, но употребляет эти слова в повседневной жизни. Мне порой очень хочется заменить то или иное крепкое словцо от лица своего героя на литературное и куда менее грубое, и довольно часто я делаю это, но в некоторых случаях просто не представляю, как это возможно. То есть, заменить-то, конечно, возможно, но тогда я нестерпимо чувствую в сцене фальшь. Ну не мог этот герой в этом конкретном контексте сказать иначе, и все тут!
Почему этот вопрос я подняла именно сейчас? Раньше в моих книгах матерились только герои-мужчины, и чаще всего в отсутствии дам, за исключением отрицательных персонажей, конечно. Сейчас же я взялась за книгу, где главная героиня – девушка, которая любит иногда выразиться очень крепко. Ну вот такой образ мне идёт, не могу с этим ничего поделать! )))
Я сама тоже не ангел, и употребляю матерные слова в своей речи. Разумеется, стараюсь делать это редко, и больше на эмоциях, но вот когда читаю книгу, и натыкаюсь на мат – всегда чувствую стойкое неприятие. Не знаю, почему, просто чувствую и все.
Однако, иногда без этого самого мата выходит просто неправдоподобно.
Что вы думаете об этом? Очень хочется узнать ваше мнение. Может, зря я вообще об этом парюсь? :)
P.S.: Для тех, кто ещё не знает, вчера я закончила работу над романом "Мой Палач", и теперь всецело принадлежу "Современному Рыцарю". Прода по нему будет завтра.
Всех люблю!
36 комментариев
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий
ВойтиЕсли душа не лежит к матам, можно заменить:
- Ты! Ты... - Инна со злостью, не стесняясь в выражениях, выплюнула несколько ругательств, явно давая понять какого она мнения о собеседнице, куда ей стоит пойти и в чем заняться.
Читатель сам додумает нужное ругательство:) Причем нередко лучше самого автора.
Я считаю, если вся книга была без матов, но в ней есть один или два момента где они якобы необходимы, то все же лучше их не использовать. Иначе это сильно резанет слух.
А если герои с самого начала ругаются, тогда история уже о другом и воспринимается иначе:)
Таня Танич, Ахаха)) Жаль, не видела, но уже догадываюсь о чем там речь)
Мат, кроме всего прочего - ещё и маркер социальных и субкультурных групп) И утверждение, что матерятся только грубые мужланы рабочих профессий давно устарело. У многих сегодняшних подростков намного более вольное употребление мата, особенно в некоторых соцсетях и сообществах - такое себе негласное правило, языковой код) Творческая интеллигенция часто матерится от души, красочно и витиевато — иногда, когда читаешь рабочий чат какой-нибудь креативной группы, просто кричишь чаечкой от того, какие там перлы рождаются)) Вообще, миллениалы и поколение Z гораздо лояльнее к обсценной лексике, чем старшие поколения. В 90% случаев на работе матерятся силовики и врачи — постоянный тяжелейший стресс, мат имеет почти терапевтическое действие. Организаторы ивентов и праздников ух как матерятся, особенно накануне события, когда что-то идёт наперекосяк (а что-то по-любому пойдёт наперекосяк, это закон жизни)) В общем, мат — это намного шире, чем ругательства. И если роман пишется в максимально реалистичном ключе — жертвовать достоверностью языкового портрета героя я бы не стала. Если выбирать между достоверностью и неприятием части читателей этой «жизненности», я бы выбрала достоверность)
Таня Танич, Дыааа, для меня персонажи тоже главное.)))) У меня всегда все персонажецентрично, так что я думаю вы правда просто очень "мое" пишете, ну так, как я люблю. Спасибище, что нашлись!*__*
(ололо, не сюда, запуталась уже в кусочках нашего треда, но ты поняла.))))))
Всё должно зависеть исключительно от автора. Мат в книге реально режет взгляд, но вот если без него - никак? Я в принципе не люблю и не читаю книги, в которых герои матерятся... но вот, вопреки своим же правилам, взялась отслеживать книгу автора, который пишет под ником "Автор Неизвестен": да, героиня матерится безудержно, и меня это невероятно коробит... но стиль, удивительная детализация, передача ощущений, сплетение реального и невозможного... Словом, двоякое впечатление. Но книгу-то я читаю! Кому не нравится - может не читать.
Наши люди любят самоутверждаться. Для некоторых то, что они не ругаются матом - единственное достижение и единственное прикрытие, скажем так, не очень-то добродетельной личности. Вот они всюду и засовывают свою "чистейшую" речь, в частности критикуя наличие матов в книгах.
Мне же гораздо важнее то, насколько настоящими выглядят герои. И, например, бандит, говорящий как академик, реалистичным не покажется.
Ругаетесь матом не Вы, а ваши герои - можно так к этому подходить)
Не люблю книги с матерными словами. Пару слов на все книгу в у местных сценах - ок, в остальных случаях мне гораздо приятнее видеть в тексте фразы типа "грязно выругался и добавил [далее по тексту диалога]".
Знаете, сколько читала книг (печатных) про всяких отморозков, но ни а одной из них больше пару слов на книгу матов не было. Однако атмосфера днища передана была настолько тонко, что в отмороженности плохих героев сомнений не оставалось, только авторы показывали это иными приемами.
Елена Трифоненко, Я б за достоверность предпочла бы точно не мат, а какие-то подробности о личности, чтоб видно было врача или художника, матчасть по теме, если короче.
Приношу свою благодарность за пост, благодаря которому получила колоссальное удовольствие от переписки Дарии Беляевой и Тани Танич)))
А вот не пошла бы я вниз коменты читать, и не увидела бы этого!)) Как приятно))) Спасибо, Hasmik)) Мы там побратались уже все, имхо, это лучший итог любой беседы))))
Лично мне мат в книгах не нравится. Это всё равно, что пройтись по грязной улице и не разуваясь ходить по квартире, оставляя везде ошмётки грязи.
Автор всегда может заменить прямую речь, не «умаляя» образ персонажа. Пример:
«Чтобы не расслабляться, в пути я пробовал связаться с Шеннейром: связь пять раз сбивалась, а на шестой тот ответил трехэтажным матом.
- Простите, Рейни, это не вам. Потом поговорим, - буркнул темный магистр в перерыве и отключился. Сделаем вывод - до полигонов он добрался.» (Джерри Лила «Возвращение»)
Использование сленга, как и иностранного языка, требует перевода в сносках. Иначе автор теряет часть аудитории. Особенно, если сленг молодёжный. Все, кто постарше, уже не поймут о чём речь. Виктор Гюго в «Отверженных» делал сноски, полагаю, прочим авторам не зазорно следовать примеру классика.
Тигринья, Спасибо за Ваше мнение, Тигринья!
Я матерюсь как сапожник, когда на эмоциях, могу плести матюги как косы. Но. Это только там, где чувствую себя среди своих, и кто в курсе. Есть одна книга с матами, там криминальный детектив. Хочу её немного изменить, чтобы герои изъяснялись относительно нормально, и снять плашку 18+. Но, пока, реально не знаю, как это обыграть. Мне кажется, что тогда весь смак насмарку)))
Это да, грустняха(
Я использую мат и сленг в речи героев, более того - у меня пол-романа написано на сленге (причём от лица девушки!), в котором проскальзывают и крепкие словечки.
Причём уже ни раз получала замечания от читателей, что и запикивать мат не стоит
считаю, что писатель должен использовать весь пласт лексики, и мат в том числе, если этого требует достоверность текста )))
кстати, употребление мата бывает весьма эстетичным ))) того же Пелевина взять
Яся Белая, Более того, некоторые матерные слова звучат менее вульгарно, чем не матерные, но несущие тот же смысл! Может, конечно, это мое личное видение, субъективное восприятие этих слов... Но, в общем, я все больше склоняюсь к мнению, что есть книги - в которых мату быть, а есть книги - в которых его быть не должно :)
Спасибо, что поделились мыслями, Яся! :)
Я не люблю матерные слова в книгах: сразу хочется закрыть историю. Для меня книга - это место, в котором можно отдохнуть от бытовухи, грязи и несовершенства мира. )))) Мое детство, к сожалению, прошло рядом с соседями-алкашами. Они каждый день орали за стеной моей комнаты матом. С тех пор у меня к мату отвращение. Я специально выстроила свою жизнь так, чтобы держать подобных людей на расстоянии. И мне неприятно, когда автор предлагает мне добровольно снова нырнуть в этот ушат грязищи и деградации.
В общем,по моему мнению, книга не должна в точности копировать жизнь. В жизни люди еще и в туалет регулярно ходят - и что? Это же не означает, что для правдоподобности надо в книгу сцены посещения туалета пихать регулярно, чтобы не получилось фальшиво? :)
Но! На ЛН читатели весьма лояльны к мату. Так что мое мнение можно не брать в расчет. )))))
Юлия Гетта, Это здорово!
Читала много постов об уместности мата в литературных произведениях. И авторы всё так красиво расписывают, аргументируют, вспоминают витиеватые выражения, услышанные от очень образованных людей. И, конечно, тянет с ними согласиться: уместно, не портит, это реалии, сама матерюсь.
Но! Заходишь в романы и понеслась... Из всего многообразия используются: женщина гулящая, собака женского пола и слово из трёх букв. Причем все это употребляется ггм чаще всего по отношению к ггж в моменты ссоры или акта полового.
Скучно...
Я, как и Вы, не приветствую подобное отношение к женщинам, и считаю его унизительным. Мои герои мужчины никогда не позволяют себе применять ругательства к дамам, и даже просто не выражаются в их обществе. Только между собой, либо в своих мыслях, могут подумать "да, бл..!" - когда очень злятся.
Тут всё просто. =) Не хотите мата, пишите ванильные истории. Сесть на ежа и не уколоться не выйдет.
Спасибо, Светла! :) Я Вас услышала.
В жизни мне стыдно, когда люди матерятся. За них стыдно. Не считая момента, когда Василий Алибабаевич батарею на ногу роняет)) мат привлекает, как все запретное. Особенно женщин. И если вовремя не останавливаться, можно в дерьме окончательно утонуть. И если подростки на улице через слово говорят б... То для меня говорит об их убожестве, а не крутизне. Но автору самому решать, употреблять мат в книге или нет. Многим нравится остренькое. Уверена, читатели найдутся. Главное все таки соблюдать баланс дерьма и слова
Спасибо за Ваше мнение!
Соглашусь с одним из мнений. Иногда мысли героя нельзя передать без использования матерных слов. Сама написала книгу, в которой главная героиня не мыслит без мата. Если это убрать, то и образ не складывается в голове. Да, можно заменить слово, но... Думаю тут личный выбор каждого. Если смущает нецензурная лексика, то не стоит открывать произведение и после высказывать автору неприятное мнение. В большинстве случаев в аннотации указан этот пункт. Поэтому не парьтесь, коллега:)
Юлия Гетта, Согласна :)
Мат в авторской речи недопустим. Приемлем только в прямой речи персонажей - а бывают такие персонажи, которые должны выражаться нецензурно и от этого никуда не деться. Ну и в фокале такого персонажа тоже приемлем.
Спасибо большое за мнение! Все правильно, в авторской речи безусловно мат недопустим. Только от лица героя.
Не, ну смотря какой герой... иногда действительно без крепкого словца не выведешь. Но когда обычные слова стоят для скрепки мата - это говорит лишь о ом, что у автора очень слабый словарный запас. Все должно быть в меру и в тему. А говорить о том, что фу и ах, автор написал слово бл...ь, к столбу его!!! Это из серии, что в Советском Союзе секса не было)))
Спасибо, Оксаночка! ❤️ Ваше мнение очень ценю!
Я против мата в литературе... Тем более, что русский язык настолько богат, что любые эмоции любого персонажа можно выразить без ненормативной лексики. Например, можно сказать - "он грязно выругался", и сразу в голове читателя возникнет соответствующий образ)
Спасибо, что поделились мнением, Елена! :) Пожалуй, из всех мнений "категорически против" прозвучавших сегодня, Ваше оказало на меня наиболее сильное влияние.
Смотря, что за герой. Взрослый обычный мужчина со своими тараканами или девушка из интеллигентной семьи. Хулиган или тихоня. Все зависит от того, кого описываете. В молодежной прозе, без метки 18+ стараюсь ограничить лексикон, обхожусь едкими фразочками. Хотя герои могут ругнуться, но опять же, от воспитания зависит. Люди разные, герои разные, характеры. образы, сюжетная линия, общество, в котором рос тот или иной персонаж. От этого и отталкиваюсь.
Мат в книге не напрягает, если все это грамотно прописано, а не речь героя, как у Эллочки Людоедки состоит из 30 слов, 27 из которых мат: - Да я %;%№;**??:* тебя №"№;"%*?:*. Да ты*(?(??(?*%%;% моя. Только моя!
На месте нечитаемых знаков - нецензурная брань
Спасибо большое за Ваше мнение, Яна! Мне оно нравится :)
Меня мат в литературе всегда очень царапает. Даже когда герою это идёт и работает на образ, всё равно передёргивает. Но, может, это потому что у нас в семье вслух никто выражений похлеще "чёрт раздери" и "так тебя разэтак" не употребляет)) Иначе бы иммунитет выработался. Я как-то один раз выругалась по-настоящему, когда себе на руку ковшик кипятка нечаянно вылила, так муж таким ошарашенным взглядом смотрел))
Вообще, мне нравится, когда авторы в момент передачи ругани отходят от прямой речи. То есть герой говорит-говорит, потом прямая речь заканчивается, начинается авторская, и идёт фраза наподобие "он грубо выругался". И герой при этом чувствуется, его настроение и характер, и образ не сглаживается, и читать приятно. Хотя такое в произведениях от первого лица, наверное, трудно реализовать, если герой часто ругается.
Марин, очень рада Вас видеть! :) Прекрасно понимаю о чем Вы, "царапает" - очень подходящее слово. Вот и я чувствую примерно то же самое, когда читаю книги, хотя если прохожий на улице рядом со мной заматериться, отношусь вполне спокойно. Не обращаю внимание просто. Да и сама могу выразиться иногда ))) Но после сегодняшнего обсуждения, я более или менее сделала для себя выводы, и буду стремиться к лучшему в своих книгах. Насколько это позволит мне мое обострённое чувство правдивости )) По поводу приёма с авторской речью я поняла, это действительно хороший способ избежать нецензурной брани в тексте, но, к сожалению, не во всех случаях его можно применить.
Я вообще не ругаюсь матом, поэтому мне не очень приятно читать такие книги, НО сейчас без этого никуда не деться. Это считай стало уже нормой разговора и поэтому я читаю, но эти слова пропуская, потому что книги интересные прочитать хочется, так проще не читать эти слова, всё равно суть никуда не денется ты же видишь их и всё понятно))) Но сама я не очень приемлю такой способ общаться, хотя и понимаю иногда без этого никуда не деться)))) Так что пишите и радуйте нас своими произведениями))))
Это точно (((
Как раз сейчас опять редачу книгу, в которой многие герои-люди, в том числе и главная героиня ругаются, предположительно - матом. Самое матерное слово, которое употребляется непосредственно в тексте - "херня". В остальном - есть много других грубых и жестких слов, которых достаточно и для атмосферы, и для раскрытия характеров.
С другой стороны, у меня есть задумка, в которой я скорее всего буду использовать мат и в большом количетсве.
Разница вот в чем. В первом случае моя цель - правдиво показать реакцию героини, ее характер, атмосферу, в которой она живет. Для этого достаточно того, о чем я написала. Во втором мне нужно будет показать определенный срез общества максимально точно и максимально реалистично, поскольку мою задумку иначе не реализовать.
Так что, имхо, весь вопрос в целях. Но если в книге можно обойтись без мата, то лучше без него.
Теперь поняла :) В первом случае цель - подарить читателю удовольствие от чтения, во втором - окунуть в жестокую реальность.
Выругаться матом "к месту" - талант, которым многие обделены. Иногда именно матерное слово делает текст живым, а иногда превращает его в помойку.
Да, согласна. Нужно уметь чувствовать эту грань - когда можно и нужно, а когда лучше не стоит. Спасибо за Ваше мнение, Агата!
Первый самиздат, который попался мне в руки, это был оридж на ФБ о попаданце-спецназовце, мат был там ядреный и в тему, хоть писала девушка, но автор мат явно любила, "на ём разговаривала", и читалось это достаточно органично. А потом я на ЛН увидела конкурс Служебный роман. Там стоит ограничение, без 18+, а у меня давно был сюжет, роман девушки-студентки, которая пришла работать в казино, с главой бригады, крышующей это казино. Поверьте, бандиты 90-х говорили далеко не как выпускники культпросветучилищ, но условия надо выполнять. Роман получился, главный герой матерится, как и все его подчиненные, но со слов автора. И даже оба гг, не смотря на то, что без 18+, в тот короткий период, когда сошлись вместе, любились в каждом углу как собаки, и тоже получилось нормально. Так что здесь все зависит от восприятия конкретного текста, мастерства и Вашего желания. Если уместно, почему нет? Если не хотите, можно обойтись. Скажу сразу, я бы не обходилась, если бы не ограничения, а теперь самой нравится)
Тала Тоцка, Нет, что Вы, я не воспринимаю это под таким углом! За любые советы - я благодарна, особенно, если сама прошу о них, и если они могут принести мне пользу :)
Обязательно начну читать Ваш роман, как только немного поредеет мой график )))
Стойкое неприятие мата в литературе. Пара слов и закрою книгу, несмотря на сюжет. Пара книг и больше этого автора читать не буду.
Для всех упирающих на правдоподобность сцен - сколь книг было написано про войну, накал эмоций потрясающий, ни одного нецензурного слова, но разве от этого книги стали менее реалистичными?
Натали Катс, Кстати! ) Да, можно взять на вооружение этот прием )))
Имхо, сейчас актуальны и интересны настоящие люди в книгах, а не только идеальные картинки. И вот первые не могут говорить только книжным языком, мат - неотъемлемая часть живого русского языка.
Я в жизни практически не употребляю (с парой подруг очень редко), не люблю речь, сплошь состоящую из матов. Но в книге образы такие образы, что некоторым он просто необходим, и без него, действительно, чувствуется фальш.
Foxydream, согласна с вами) У самой есть такие образы, где без мата никак.
Почему нет, если это необходимо, некоторых героев просто невозможно представить, если они будут говорить строго литературным языком... В аннотации об этом говорится, если кому-то что-то не нравится, пусть не читают... Мы вас всегда поддержим, дорогой автор!!!
Спасибо большое за мнение, Светочка! ❤️ Согласна, некоторых героев действительно и не представишь без этого.
Меня не напрягает, наоборот?! Эмоции настоящие! Другое дело, если бы книга была историческая. Да все матом загибают и у каждого свое любимое словцо имеется.,если не в быту, то в мыслях уж точно. Ну и потом, в аннотации всегда есть предупреждение (мат, 18+,насилие и.т.д)? и если уж совсем ранимая душа, пусть не читает. ? И вообще, вспомните Есенина, тот ещё матершинник.
Да, Ань, действительно ведь есть такое ))) Я слышала об этом, но если честно, сама не знакома ни с одним из этих произведений ))) Но если уж они себе позволяли...
Привет! Я считаю, что мат - неотъемлемая часть нашего языка. Иногда крепкое словцо способно показать куда глубже состояние героя, чем когда он говорит литературно. Герои более живые и настоящие в эти моменты, но все хорошо в меру. Нецензурная брань должна быть всё-таки уместна и не в каждом абзаце, тогда лично меня, как читателя, это не оттолкнёт. Для меня куда страшнее другие печатные слова в жизни, чем мат(ну, например, "инфляция" и "опять проезд подорожал") - вот тогда правда страшно и отталкивает)))
Ну да, я тоже склоняюсь к такому мнению )
Я с матом не читаю.
Спасибо за мнение!
Мат был, есть и будет всегда! Я тоже люблю иной раз крепко высказаться, а иначе действительно по-другому эмоции не передать! Юля, вперёд!)))
Спасибо большое за мнение, Анечка! :) ❤️
Если мат уместен, то почему бы и нет. Действительно есть случаи и герои, где он нужен. Поэтому, я считаю, мату в книгах быть ))
Спасибо, Маш! Я тоже все же склоняюсь больше именно к такому мнению. Ну никуда без него )))
Юличка,на мой взгляд,ты зря паришься! Я не знаю человека,который бы не ругался матом. Даже если корчит из себя культурного,то в голове отборным матом кроет. Да и вообще, культурные,они самые лицемерные люди. Это моё мнение. Поэтому,если книга передаёт правдиво эмоции героев, то иногда, никак не обойтись без крепкого словца, которое более точно передаст весь спектр эмоций,нежели расписывать и заменять более «лёгкими» словами.Это моё мнение! И да, покажи мне «святого» в наше время. Все мы грешим,кто-то постоянно,а кто-то внемя от времени. И,конечно же,пиши как чувствуешь,как считаешь правильным,не подстраиваясь ни под кого. Всегда будут поддерживающие читатели и осуждающие,но главное остаться собой,при всём калейдоскопе разных мнений. ;*
Ох, Наташ, да я вообще по любому поводу постоянно парюсь ))) Каждая новая глава для меня целое испытание. А вдруг не так поймут? А вдруг плохой пример подам? Неправильную мысль в головы вложу? В общем, все сложно ))) Но ты все правильно написала, мат - это действительно часть нашей культуры, и никуда от этого не деться. Я всегда стараюсь писать, как чувствую, и как мне кажется правильным, но конкретно в этом случае - никак сама с собой не могу прийти к согласию ))) Наверное, просто нужно время ))) Ещё немного помудреть ))))
Меня мат не напрягает
Спасибо за мнение, Юлия
Удаление комментария
Вы действительно хотите удалить сообщение ?
Удалить ОтменаКомментарий будет удален безвозвратно.
Блокировка комментирования
Вы дейтсвительно хотите запретить возможность комментировать ?
Запретить Отмена