Создавая зло (антагонисты, антигерои и злодеи)

Автор: Наталья Изотова / Добавлено: 18.03.20, 16:51:03

 

«- Ну, ты идешь? - поторопил Брайт, кивком головы указывая на дверь позади себя. - Или так нарядилась, чтобы сбежать?

Он сидел за тем самым столом, где когда-то давно возник пароль Рин, вальяжно развалившись на стуле, закинув ногу на колено и сложив руки на груди. Слишком много невербальных сигналов, жестов превосходства и раскрепощенности. Брайт... нервничал?

Это ей положено было нервничать. Ведь Рин пригласили в ее собственную квартиру, откуда семья съехала сотни лет назад; будто желая показать — знают о ней всё. Что же могло понадобиться от неё существу, обладающему такой информацией, в их время почти равной могуществу?»

И тут я осознала, что, как ни откладывай, пришла пора признать — я понятия не имею, что же потребует от героини тот, кто ждет ее за дверью. Для меня всегда было проблемой придумать злодея, антигероя, да пусть даже психа, противостоящего главным персонажам. В «Последней попаданке» все вышло само собой: Рамаданта, Вит, Ден попросту «шли по головам» каждый к своей цели. Но, когда хочешь написать что-то интересное и не любовное, приходится отметать банальные деньги, славу, женщин и мировое величие.

 

 

 

Ниже будет выложена вся полезная информация по созданию антигероев, антагонистов и злодеев (так как мне нужен персонаж, сочетающий в себе все эти качества), которую я нашла и обработала. Возможно, в чем-то избыточная, но я старалась убрать всю "воду".

 

1. Прежде всего, следует разобраться с терминологией.

Антагонист — это основой соперник главного героя.

Антигерой — это сам главный герой, чьи поступки или моральные принципы вызывают осуждение.

 

Я совершенно случайно отыскала замечательный блог Татьяны Рябининой, которая четко, но полно раскрыла эту тему и перечислила виды антигероев: «Антагонист, антигерой и прочее злодейство».

 

 

2. Первое, что приходит в голову при создании характера любого главгада, это RPG-шная таблица мотиваций. Тут все понятно без комментариев.

 

 

3. Твиттерский аккаунт «Советы сценаристу» дает множество полезной, схематической информации, в том числе на этот счет.

 

 

Другие их советы, которые, тем не менее, отлично подходят для создания конфликта между героем и антагонистом:

 

Те же черты делают антагониста не просто злодеем, а крутым злодеем

Если персонаж не выполнит условие антагониста, то

 

Главным героям достаточно доброты и честности, с антгонистами обычно сложнее. 

Иногда герой сам себе создает антагониста

из окружающей среды

 

 

4. В сети есть множество статей с советами создания подобных персонажей. Вот выдержки:

 

Заставьте персонажа творить зло своими руками

Если отрицательный персонаж просто сидит на троне и день и ночь отдает страшные приказы, то его вряд ли можно назвать хорошим злодеем и вряд ли вам удастся запугать им читателя. Так что дайте своему персонажу запачкать руки.
 

Выстроите общение злодея и его жертв

Если читатель не ассоциирует себя с героями и не переживает за них, то ихсмерть не сильно его расстроит. (Злодей должен вредить непосредственно героям или дорогим ему людям)

 

Придумайте правдоподобный мотив

Мотив — это, пожалуй, главный элемент хорошей истории. При этом если у вашего антигероя есть деньги, время, власть (которыми он может воспользоваться в любой момент, чтобы нанести удар), а он этого не делает и пытается атаковать как-то иначе, то вы должны объяснить почему.
Размышляя над тем, как придумать злодея, помните, что психическое заболевание не должно служить мотивом. Даже те антигерои, которые совершают злодеяния под влиянием психического расстройства все равно имеют мотив. (Мотивация должна быть понятна читателям, например — зависть)

 

Следите за языком

Многие отрицательные герои фильмов и книг используют в речи шаблонные фразы, которыми читателя точно не запугаешь и не удивишь, например:

  • Так-так-так…

  • Сейчас ты умрешь!

  • Ничего личного, это просто бизнес.

  • Очень интересно/любопытно.

  • Собираешься меня убить?

  • Ты заплатишь за это!

  • Вы обречены.

  • За ним, идиоты!

  • Живо!

  • Бедный, несчастный, жалкий, беззащитный.

  • Глупые людишки.

  • Мой/дорогой друг (при обращении к герою) и др.

 

Также при создании злодея не используйте шаблонные эмоции вроде «злобной усмешки». Большинство отрицательных персонажей — обычные люди, а людям присущи самые разные эмоции.

 

Развивайте характер

Образ антагониста должен меняться с течением времени, чтобы не наскучить читателю. Постоянно задавайте себе вопросы: Какие новые угрозы он может обрушить на ничего не подозревающего героя? Какое новое оружие он может обрушить на весь мир? Какие новые силы он может привлечь на свою сторону?
 

Не переходите границы

Иногда авторы так сильно стараются сделать злодея по-настоящему страшным, что переходят все допустимые границы и сюжет просто теряет логику. (Например, если злодей убивает своих приспешников за малейшую провинность, а те всё не заканчиваются и не жалуются в профсоюз) Поэтому помните — иногда чем меньше, тем лучше. Сосредоточьтесь на небольших, но значимых событиях, вместо того, чтобы шокировать людей большим размахом. Качество важнее количества.

Источник: Как придумать идеальный образ злодея 

 

 

Определить виды антигероев можно, задав себе вопрос:

«Какие чувства вызывают (должны вызывать) у читателей поступки персонажа?»

 

1. Читатель солидарен с его целями, как если бы это были цели героя.

Это относится и к шаловливым жуликоватым героям, и к персонажам с темным прошлым, которые перешли на сторону света. Они могут казаться не героичными, но конструктивно они выполняют такую же роль, как и герои других историй.

С антигероями такого рода читатели по-прежнему остаются союзниками, а цель писателя заключается в том, чтобы читатели “приняли” их. Читателям предлагается задействовать эмоции, и переживать приключения и успех персонажа так, чтобы это можно было смело назвать читательской поддержкой.

 

2. Самые настоящие антиподы героизма, и писатели даже не ждут, что читатели хоть когда-нибудь полностью их поддержат. Читатели могут чувствовать ответственность за таких персонажей и эмоционально переживать их подвиги, но они никогда их не примут. Они не поддерживают ни их приключения, ни успех, а скорее интересуются тем, как эти персонажи раскрываются и развиваются.

 

Создание великого антигероя зависит от вашей способности обуздать это непонимание и управлять им. В неумелых руках непонимания будет достаточно, чтобы отпугнуть читателя – зачем следовать за персонажем, которого ты не понимаешь или с которым не согласен? Но для опытного автора – это та самая загадка, которая делает антигероя наиболее увлекательным и интересным из всех типов персонажей.


Изначально у читателей к антигерою более отстраненное отношение, чем было бы к обычному герою на его месте. Поэтому с самого начала у вас есть два пути.

 

Первый – это сыграть на загадках антигероя. Пример можно увидеть в таких книгах, как «Нам надо поговорить о Кевине». Весь роман представляет собой исследование того, что конкретно не так с титульным персонажем и его матерью, и чем это вызвано.

 

Другой путь – сделать антигероя настолько обаятельным, насколько это возможно. Пример показан в «Бойцовском клубе» Чака Паланика, где радикальный анархист Тайлер Дерден изображается невероятно одаренным и харизматичным.

Паланик повышает ценность присутствия Дердена, выводя на передний план его этос (нрав, характер, душевный склад). Его поступки, хотя они и гнусные, сравниваются со скучной повседневной жизнью рассказчика до встречи с Дерденом.

 

Оба варианта хороши, главное никогда не оставлять непохожесть антигероя без внимания.

 

Итак, что бы вы ни решили: сыграть на непохожести антигероя и загадках его души или уравновесить непохожесть обаянием персонажа, главное помнить, что знание предыстории, имеет существенное значение для успеха.

 

Через антигероя читатель испытывает и переживает “другой опыт”, вот почему так важно, чтобы у него была неизменная истина. Кроме того, единственный способ создать поистине великого антигероя – никогда не раскрывать его полностью. Объяснения и оправдания в определенной степени обесценивают антигероя, потому что они предполагают, что мы способны раскрыть смысл альтернативной философии и понять ее. Таким образом альтернативная философия представляется, как сломанная версия чего-то понятного, в то время как на самом деле она – это нечто целое, хотя и абсолютно другое, а это гораздо более справедливо и заманчиво. Используйте эти чувства, надавите на них, и вы получите антигероя, который заставит ваших читателей возвращаться к нему снова и снова.

Блог проекта "Курсы писательского мастерства" 

 

 

Источник: Как создать героя и антигероя?

 

 

Сделайте персонажа злым из-за решений или поступков, а не характера.

Человек не может быть злом сам по себе, но может принимать такие решения. Позвольте читателю понять, почему ваш персонаж злой, а не добрый.

 

Не используйте ленивые упрощения.

При создании интересного персонажа следует отказаться от шаблонных приемов и хитростей. Не нужно создавать злодея с необоснованной мотивацией.

 

  • Садизм не является реальной мотивацией. Персонажу нужен весомый повод, чтобы совершать злые поступки, а не лакомиться десертом перед телевизором. Если злодей совершает ужасные поступки ради «веселья», то это скучно и неубедительно.

  • Психические заболевания и слабоумие не делают людей злыми. «Он злой из-за психического состояния» – это ленивый подход, который глубоко оскорбляет множество добрых людей с реальными эмоциональными расстройствами и пороками развития

  • Не используйте банальную ученую речь. Это слишком затертый прием.

 

Подумайте, как ваш злодей оправдывает свои действия.

Не нужно прибегать к избитому смеху злодея при совершении поступков, которые он считает порочными. Даже если злодей понимает аморальный характер своих действий, он все равно будет пытаться оправдать их для себя. Такое оправдание может иметь смысл только для самого злодея вследствие пережитых ощущений и убеждений, которые родились на основе такого опыта. Рассмотрите следующие примеры таких оправданий:

  • «Я сделаю что угодно, лишь бы заслужить благосклонность _____ / стать настоящим _____»;

  • «Мир полон аморальных лиц и я одна из немногих, кто это признает. Я должна исправить такую безнравственность. Если с людьми происходят плохие вещи, то они этого заслуживают»;

  • «Участники группы X просто монстры / жаждут контроля / зря расходуют воздух»;

  • «Выживают только сильнейшие. Неудачи – признак слабости. Слабые заслуживают потерпеть неудачу»;

  • «Людей, которые X, необходимо поставить на место»;

  • «Я не остановлюсь ни перед чем на пути к своей цели, поскольку это высшее благо. Если на моем пути появятся люди, я их остановлю. Неважно, если придется причинить им боль, ведь я делаю это ради высшего блага»;

  • «Члены меньшинства X страшные и плохие. Я сделаю все возможное, чтобы защитить свой дом, город и страну».

 

Наделите злодея понятными и близкими людям мотивами и целями.

Сложно поверить в зло ради удовольствия злодея. Более пугающе выглядят злые поступки, которые мог бы совершить человек по причине обстоятельств и образа мыслей (для большинства этого достаточно).

 

Рассмотрите взаимоотношения злодея с помощниками или приспешниками.

Как он относится к ним? Насколько иначе? Он терпелив к своей правой руке, но может импульсивно и без колебаний убить мелкую сошку, которая не справилась с задачей? Он относится в своим доверенным лицам почти как к равным, но насмехается над военачальниками, если они ставят под сомнения решения злодея? Он воспринимает свои элитные войска как идеальных солдат, которые превосходят всех, кроме самого злодея, но рассматривает обычных пехотинцев как пушечное мясо? Почему? Какие выводы можно сделать о злодее на основе таких взаимоотношений?

 

Рассмотрите аспекты злодея, которые не всегда были злыми.

Хорошо описанный персонаж никак не может быть абсолютным злом всю свою жизнь. Злодей должен иметь просто нейтральные или даже добрые качества.

  • О ком он переживает больше всего? Это может быть человек или животное.

  • Подумайте, чего злодей не станет совершать. Например, он не готов убивать людей, однако считает пытки необходимым злом. Злодей может воровать, угрожать, обманом получать желаемое, но не станет убивать без крайней необходимости. Все ограничивается лишь вашей фантазией.

  • Придумайте злодею хобби. Чем абсолютное зло занимается в свободное время? Он играет в шахматы живыми грызунами, которых пригвоздил к фигурам, отрабатывает

    навыки стрельбы или вяжет колючие свитеры и пишет автобиографию?

 

Дайте приспешникам, сторонникам и помощникам причины следовать за злодеем.

Дело в страхе? Они разделяют цель злодея? Им нужда помощь злодея для достижения своих целей? Они желают получить то же, к чему стремится злодей, но собираются подставить его в ключевой момент? Они вынашивают тайный план отомстить злодею, выдают себя за других и притворяются союзниками? Следуют за злодеем из уважения, восхищения или поклонения? Чем это вызвано? Они тайно желают завладеть предметом, который имеется у злодея или к которому он имеет доступ? Такие детали сделают главного злодея и других злодеев поменьше более убедительными, чем пустые болванки.

 

Рассмотрите чувства и взаимоотношения злодея с другими героями.

Главный герой раздражает злодея, поскольку он никогда не сдается? Героиня забавляет злодея, поскольку она настойчива и ее труднее убить, чем других противников?

 

 Советы

  • Реплики злодея должны быть если не многозначительными, то хотя бы просто интересными.

  • Сделайте злодея ловким, умным и сильным. Если в схватках с героем злодей вынуждает его задействовать все свои силы и сноровку, то оба персонажа будут выглядеть убедительными. Иными словами: не нужно придумывать глупых злодеев!

  • Наделите злодея качеством, которое вызывает сочувствие, а позже переверните все с ног на голову. Исследуйте разные возможности, чтобы придумать интересные повороты сюжета.

  • Наделите злодея причудой, которая точно соответствует его личности. Это могут быть странная речь, жуткая привычка, склонность повторять некое слово в определенных ситуациях или другие особенности, которые придут вам в голову.

  • У злодея должен быть свой стиль. Избегайте клише, поскольку иногда они могут сделать злодея ненамеренно безвкусным и банальным. Используйте собственные приемы и действуйте тонко (если вы не стремитесь создать намеренное ощущение простоты).

  • Травматические события в прошлом не всегда оказываются достаточной мотивацией.

  • Не нужно обязательно делать злодея уродливым, особенно если его безобразие оказывается очевидным признаком злых намерений. Часто обычный или красивый злодей с лукавым взглядом, который совершает ужасные поступки, пугает гораздо больше благодаря такому противоречию между формой и содержанием.

  • Если вы хотите сделать злодея безобразным, то придумайте этому убедительное объяснение. Его внешность изуродована после аварии? Он является чудовищным, хищным существом, а не человеком? Он принадлежит к этнической группе, в которой шрам на лице считается признаком верности божеству? Он был ранен в бою? Используйте воображение.
  • Лучшие злодеи искренне верят в собственные проповеди, что делает их более убедительными, ведь они считают, что поступают правильно.

 

Источник: Как сделать образ настоящего злодея интересным

 

 

Как правило, драматургическая структура предполагает путь героя от потери до обретения. В случае с антигероем эта схема может работать в разных направлениях. Он может потерпеть неудачу, выбрать неверный путь, остаться равнодушным к правилам и порядку, а в финале вовсе не измениться (или не изменить себе).

Недостатки антигероя всегда дополняют достоинства. Равновесие плюсов и минусов делает их ближе зрителю, и совсем не важно, супергерой ли перед нами, гангстер, наемный убийца, компьютерный гений, циничный телеведущий, наглая журналистка или безумная пианистка.

 

Известный сценарный гуру Майкл Хейг в книге «Голливудский стандарт» объясняет, за счет каких простых приемов можно вызвать сочувствие зрителя к любому персонажу.

 

Заставить героя страдать

Переживая горе, утрату, незаслуженное несчастье, невезение, экранные герои становятся нам понятнее. Такому герою каждый сопереживает по-своему, но сюжетные ходы предполагают, что рано или поздно мы разделим его несчастья, а в финале, возможно, порадуемся его возвращению к прежнему образу.

Тонкий баланс в полярных качествах заставляет зрителя постоянно метаться от ненависти к сочувствию.

Не менее интригующими и притягательными могут быть антигероини, чьи образы далеки от традиционных хранительниц семейного очага, заботливых матерей и верных супруг. В один короткий момент мы видим, что у нее есть чувства, но она старательно скрывает их, страшась упустить очередную сенсацию и проиграть самой себе.

 

Подвергнуть героя риску

Смертельная опасность или любые другие трудности никогда не оставляют зрителя равнодушным, нависла ли угроза над преступником или положительным персонажем.

Сюжет, построенный на погоне и преследовании, постоянно держит зрителя в напряжении, и за дуэтом антигероев интересно наблюдать не только благодаря их шуткам, но и классической интриге — удастся ли им выйти сухими из воды?

Как правило, идеальный герой жертвует собой во имя высокой цели. Антигерой может позволить себе сделать то же самое ради свободы.

 

Наделить героя силой и талантом

Власть над людьми, выдающиеся умственные способности, блестящий талант, решительность, свобода в выражении чувств — неоднозначные персонажи с таким набором качеств всегда вызывали интерес и становились предметом обсуждения критиков и зрителей.

У каждого есть то, что достойно уважения — упорство в достижении целей, непоколебимая уверенность в собственной правоте, решительность и ум. Кроме того, у каждого обнаруживаются уязвимые точки — испытание предательством, потеря близких, сомнения в правильном выборе.

 

Добавить герою положительных качеств

Антигерой рано или поздно проявляет лучшие качества. В противном случае он превратился бы в антагониста. К добрым, благородным или просто смешным персонажам легко начать испытывать симпатию, сколько бы бесчеловечных поступков они ни совершили. Иногда внутренней борьбы между хорошим и плохим оказывается достаточно, чтобы мы поверили в их желание измениться и сделать правильный выбор.

 

Подведем итоги


Американский автор книг по писательскому мастерству Джессика Пейдж Моррелл в своей статье «Как создать антигероя, которого полюбят читатели» перечисляет основные черты персонажей, которым не стоит подражать, хотя втайне мы, возможно, хотели бы вести себя так, как они:
 

  • когда они вынуждены выбирать между правильным и неправильным, часто выбирают последнее, потому что это легче;

  • бывают непривлекательными как по характеру, так и по внешности;

  • ими движут личные интересы и самосохранение, но обычно есть линия, которую они не пересекают (это отличает их от настоящих злодеев);

  • часто их мотивы сложны и варьируются от мести до чести;

  • могут играть на обе стороны — с хорошими и с плохими, получая прибыль от обоих;

  • сначала вынужденно, а затем и добровольно могут помогать более слабым персонажам;

  • мало раскаиваются в своих действиях, но в финале могут меняться в лучшую сторону.


Следить за развитием таких персонажей бывает гораздо интереснее, чем наблюдать заведомо идеальный образ, который мы обязаны полюбить, потому что так задумано авторами.
 

Источник: Приемы: Антигерой

 

 

7. Дополнение от Пирса Кэмерона:

Некоторые ещё выделяют такое понятие, как антизлодей.

Антизлодей — это злодей, наделенный героическими чертами, «злодей с человеческим лицом». Случается, он преследует благородные цели, используя при этом аморальные методы, либо наоборот — законными методами добивается низких целей. Возможно, он хорошая личность, которая служит зло силе, считая ее добром либо меньшим из зол.

Антизлодей получается либо из антигероя, махнувшего рукой на свои благородные цели, либо из героя, совершившего поворот налево кругом, либо из злодея путем постепенного очеловечивания (рассказа о том, какое у злодея было тяжёлое детство, предоставления ему возможности погладить собаку и пр).

 

 Классификация

 Благородный Демон

Охотно принимает правила игры, в которой он «играет черными». Придерживается определенного и вполне твердого морального кодекса, демонстрируя, что даже у зла есть стандарты и порой карая головорезов и прихвостней за их нарушение.

 

 Падший Ангел

Он никогда не хотел быть злодеем, но ему пришлось, его заставили, или он сам себя заставил, выбрав меньшее зло — в общем, в отличие от Благородного Демона, Падший Ангел страдает как от последствий того, что сделало его злодеем, так и от собственного злодейства. Порой его даже хочется обнять и плакать. Ну или сначала мучительно убить, а потом обнять и плакать. Почему сначала мучительно убить? Да потому что свою злость по поводу того, что приходится быть злодеем, он выплескивает внезапными вспышками гнева, в ходе которых творит все новые злодейства.

 

Злодей с добрыми намерениями

Очень похож на тип Благородного Демона — с той разницей, что Благородный Демон, не стесняясь, действует в своих эгоистических интересах, а Злодей с добрыми намерениями старается исключительно ради общественного блага.

 

Злодей по должности

Нормальный человек, которого просто случаем занесло на Тёмную Сторону. Ну, знаете, кто-то же просто родился орком или подданным Империи Зла. Опять же, есть определенное сходство с Падшим Ангелом — только Антизлодей 4-го типа не рефлексирует и не мучается по поводу того, что вынужден служить Силам Зла, что сильно облегчает жизнь и своим, и чужим.

Источник: Антизлодей

 

 

6. И, в заключение, несколько интересных подборок и статей об антигероях от "Мира фантастики". Советую заглянуть, ведь нет ничего понятнее наглядных примеров из фильмов, игр и книг.

Они заствляют думать в нужном нправлении горздо лучше, чем тонны страниц теории.

10 неоднозначных злодеев

Badass. 10 брутальных антигероев

Антигерои и трикстеры: за что мы их любим?

ВСЁ!

 

А какое у вас отношение к антагонистам и антигероям в моих книгах? Бесила ли Дарья в "Лживых пророках" или вызывала сочувствие? Понравился ли эгоист Змей в "Никакого реала"? Можно ли считать антигероем Терраю из "Проводника"? Так часто читатели пишут про "хороших", но почти не упоминают "плохих")) Надеюсь, в следующий раз я, благодаря накопленным знаниям, создам для вас антагониста и антигероя, достойного обсуждения не меньше, чем герой.

 

 

 

Читайте сейчас: моя серия "Магия и код" 

(фэнтэзи-киберпанк)

"Последняя попаданка" - I том

"Нулевая (забери мои крылья)" - II том

"Белая змея" - III том, заключительный

 

  

 

5 комментариев

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Войти
avatar
Аврора Лимонова
18.03.2020, 18:36:47

Оооо, сколько пищи для ума))) Тоже прошаривала эту тему, но тут прямо кладезь)) Спасибище!
У меня получился интересный опыт с антагонистом. В какой-то момент он стал нравиться читателям. Я даже опасалась, что большинство будет за него. Спасло то, что показала его потом еще более гнусным. Таким отпетым козлиношкой)) И все же читатели спрашивают, даже надеется, что автор его не прихлопнет в конце. Даже писали, что было бы интересно про него отдельную историю почитать. А я поняла, что мне и самой интересно про него отдельно написать))
Когда я спрашивала подругу, чем он по большему счету цепляет, она сказала – непредсказуемостью. Он сделает что-то и не ясно – пакость или добро. Уже показал читателю, что способен и на то, и на другое.

Наталья Изотова
18.03.2020, 19:04:38

Аврора Лимонова, О героях нет, они как-то сами получаются))

avatar
Пирс Кэмерон
18.03.2020, 17:25:47

Познавательно. Для полноты картины в статье не хватает только такого существа как "Антизлодей". Да, существуют и такие. Не буду объяснять что это за существо такое, а просто кину ссылку: https://posmotre.li/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B9
Ссылка смотрится как что-то чужеродное, но перескочить куда надо по ней лично у меня получилось. Может и у других получится.
А Дарья больше бесила.

Наталья Изотова
18.03.2020, 17:32:57

Пирс Кэмерон, Спасибо! Сейчас освобожусь и добавлю.

avatar
nick vengens
18.03.2020, 17:12:08

Какой информативный блог! Спасибо, здесь озвучено много интересных моментов.
Терраю из "Проводника" однозначно нельзя назвать антигероем.

Наталья Изотова
18.03.2020, 17:15:56

nick vengens, Спасибо!
Да, я несколько статей перебрала... и до сих пор не могу поймать за хвост идею) Но буду стараться!
Террая та еще вредина, даже если не анти-героиня)

avatar
Максим Киреев
18.03.2020, 17:10:16

Очень классная статья, спасибо ))
Заскринил особо интересные моменты

Наталья Изотова
18.03.2020, 17:11:23

Максим Киреев, Спасибо))

Спасибо большое за этот блог.

Наталья Изотова
18.03.2020, 17:06:38

Светлана Багрянцева, Надеюсь, он пригодится)

Books language: