Прошу мнения.

Автор: Антон Карелин / Добавлено: 18.10.15, 03:12:22

Хочется показать вам одну сцену. Меня она взволновала, интересно, что скажете вы? Краткое пояснение: Лисы поднялись на здоровенный холм более чем километровой высоты, подошли вплотную к древнему храму, в котором полторы тысячи лет запечатан низверг по имени Презритель. Но даже когда он был погребен, к нему год за годом шли паломники - в надежде получить пророчество из уст низверженного пророка. Лисы так же пришли к нему за пророчеством, очень важным для всех Ничейных земель. Вот только ведет к нему особая дорога, о которой снизу предупреждала надпись: "Ты сможешь сделать следующий шаг, только сделав предыдущий".

 

Плита, висящая в воздухе, покачнулась, когда Анна взошла на нее. Качнулась чуть заметно, будто пустота крепко вцепилась в вековой камень и с трудом, но держит его. Вокруг ничего не изменилось, только в шаге впереди появилась следующая плита - вторая ступенька к Презрителю. Анна шагнула на нее. Камень снова дрогнул под ногами, отозвался на шаг и… привратная площадка исчезла. Пропали все, кто поднимался следом, все, кто остался в приюте паломников; растворились ступени со стеной памяти, столы с дарами – пропал и сам Холм.

Анна стояла на головокружительной высоте, одна на весь мир, под бескрайним куполом мрачной осенней ночи, в самом центре продуваемой ветром пустоты. Долина лежала далеко внизу, разноцветные облака светлячков были едва видны во мраке. Прижатые другу к другу леса отсюда казались агатово-темными, прорехи равнин наоборот белели, а речки блестели резкой ртутной чернотой. Холодный осенний ветер мгновенно напомнил девушке, что она почти обнажена – льняная тога не спасала от резких, бесцеремонных порывов.

Голова кружилась от высоты и ветра. Анна взяла себя в руки, буквально; сжав плечи ладонями, она сдержала страх, примерилась и шагнула на следующую ступень, которая парила перед ней в пустоте.

Шаг, передышка, шаг. Плиты висят в воздухе, следующая ступень появляется, как только ты ступаешь на предыдущую. Но бесследно исчезает та, с которой только что сошел... Ты поднимаешься к черному небу в одиночестве и темноте, не видишь начала и конца своего пути, только ту ступень, на которой стоишь, и ту, на которую предстоит взойти следом. Под ногами километровый провал, и неизвестно, что леденит душу сильнее: высота или холодный ветер, рвущийся к телу, хлещущий по лицу.

Анна в ужасе заметила, что с каждым шагом расстояние между плитами чуть-чуть увеличивается. И каждая следующая плита дрожит от шага девушки, колеблется в тисках пустоты – чуть сильнее. Словно все ближе и ближе момент, когда зачарованный камень не выдержит ее веса и рухнет вниз.

Четыре луны насмешливо смотрели из бескрайней выси. Жрецы Величайшего знали, как указать человеку его место, его крошечную ступеньку на вселенской лестнице. Мрачное величие под ногами, захватывающий дух простор, расстилавшийся вокруг – были осознанно срифмованы с чувством абсолютной незащищенности, которое только и мог испытать человек, оказавшийся нагим и беззащитным в ночи, в ловушке смертельной высоты.

Все было сделано для того, чтобы паломник пришел к Презрителю раздавленным, окончательно умаленным человеком, крошечным в холодной бездне одиночества.

Или чтобы паломник не пришел? Страх с каждым шагом рос внутри, потому что каждый шаг давался все труднее и труднее. Даже Анна, с ее великолепной координацией движений, едва не соскользнула с плиты в пропасть, слишком большим становилось расстояние! Качнувшись, она вспрыгнула на ступеньку, та шаталась в воздухе, как беспутная лодчонка в бурю, девушка с страха упала на холодный камень, обхватила его руками и ногами, как обнимала любимого – когда-то в прежней, полузабытой счастливой жизни, до этих проклятых Холмов. Едва дыша, она раскачивалась над бездной, наконец плита остановилась, замерла.

А путь к отступлению отрезан, с каждым шагом появлялась лишь новая ступенька, ведущая все выше и выше. Трясись от холода и страха, не в силах двигаться дальше. Прыгай, собрав силу и волю в кулак. Или сдайся, сорвись в распахнутый зев пустоты. Что выберешь, крошечный человек? Кашляя от холода, девушка растирала пальцы, готовясь к следующему… уже не шагу, прыжку.

Первые несколько ступеней дались не так уж и сложно, главное было не свалиться вперед от инерции движения. Но очень скоро прыгать пришлось не на ноги, а всем телом, хватаясь за висящий в воздухе камень руками, и только затем подтягивать себя, забрасывать на плиту и, дрожа, приходить в себя на сумасшедше трясущейся ступени.

Когда это закончится, я устала, пожалуйста, хватит - просило, умоляло все внутри. Я больше не могу, не могу, пожалуйста, больше не надо…

Анна собиралась с силами, как сумасшедшая, как чокнутый автоматон, упершийся в задачу, которую нужно выполнить любой ценой. И прыгала. Прыгала. Прыгала.

Все тело отбито о каменные плиты, руки содраны в кровь, ноги не слушаются, она не чувствует ступней. Дрожь от холода переходит в оцепенение. Девушка поднялась на высоту, где ветер стих, но стало еще холоднее. Земля настолько далеко позади, что невозможно сосчитать пройденных шагов и прыжков.

Уже давно каждый прыжок – подвиг. Почему-то глубоко внутри Анна решила, что эта лестница – испытание Гетара, жестокого бога, мертвого бога. Что все паломники пройдут испытание, если пройдет хотя бы один. Но хотя бы один должен, обязан его пройти, иначе будут признаны недостойными и погибнут все. А если так, только она может пройти его. Потому что кто же еще из них?

Руки, мокрые и скользкие от крови, сорвались. Но поехав под собственным весом вниз под плиту – Анна каким-то чудом, невероятным рывком всего тела ухватилась за камень ногой, закинула вторую, стиснув ступеньку, повисла вниз головой, длинные волосы раскинулись широкой шелковой пеленой, сквозь которую светили Луны. Девушка попыталась подтянуться и ухватить пальцами, подтянулась, вцепилась. Плита тряслась и качалась, как в припадке – и вдруг выпала из ослабших тисков воздуха.

Каменная ступень выпала, и вместе с Анной рухнула вниз.

 

Сердце зашлось от страха, в следующую секунду девушка ударилась спиной о землю, удар вышиб из нее дух. Сверху нависло огромное лицо с ровной дугой из множества глаз.

– Анна. – сказал Презритель. – Я ждал тебя.

16 комментариев

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий

Войти

Мне показалось, это сцена ожидания СТРАШНОГО... я бы сюда посоветовала добавить напряжения. Именно напряжения, как эмоции Анны, а вот абзац (начиная с "Четыре луны" мне показался лишним, потому что для Анны это ожидание столкновения с судьбой, ей не до высоких мыслей, равно как и читателю, у него зубы клацают в ожидании). Но это ИМХО. В остальном - все отлично. И картинка есть. ;)

avatar
Максим Анаэль
18.10.2015, 11:37:34

Я прочитал оставленные здесь комментарии, захотелось улыбнуться. Большинство сразу полезло искать ошибки или указывать на пафос, что же, их дело.
От себя скажу следующее.
Прочитав первую книгу (за вторую пока не успел взяться), я привык к стилю повествования. Мне уже по нраву эта подробная неторопливость. Поэтому я просто открыл текст и погрузился в него.
Что я здесь увидел?
Сцена действительно волнующая. События, которые происходят здесь, заставляют сопереживать персонажу. Описано красочно. Невольно чувствуешь себя рядом с Анной, которой, к сожалению, не можешь помочь ни словом, ни протянутой рукой.
И очень вовремя завершается эпизод со ступенями: ровно в тот момент, когда нервы уже не выдерживают. :D
Как по мне, написано сильно. Меня сцена тоже взволновала.

Максим Анаэль
18.10.2015, 15:45:10

Антон Карелин, Это особый стиль, и я не думаю, что его нужно менять. Вряд ли это плохо. Раз читатели есть, и их немало.)))
А всем и не угодишь.

avatar
Марина Андреева
18.10.2015, 07:55:07

Красочно, атмосферно, но неимоверно затянуто - как итог в какой-то момент так и хочется сказать - "Всё понятно, что там уже дальше?" - и перевернуть страницу. Всё это можно было изложить короче, не потеряв сформировавшегося напряжения. Ещё сбивает с толку "гуляние" взгляда то от третьего, то от первого лица. Без обид. Это мнение не автора, а обычного, в меру привередливого современного читателя, фантазия которого в эпоху самолётов, интернета и кинематографа довольно бурная и извращённая и просто-напросто требует динамики с обязательным минимумом "описания", а не тем максимумом, что был свойственен классикам, в произведениях которых падения выпавшего из крыла птицы пёрышка могло быть расписано на 5 страниц.

Марина Андреева
18.10.2015, 15:42:30

Антон Карелин, Я имела ввиду то, что гуляние взгляда из главы в главу допустимо и не сбивает читателя. Если в соседних абзацах или не дай бог в одном и том же то вызывает некую оторопь, заставляя повторно перечитывать и анализировать кто, что, зачем, почему? Это не хорошо или плохо, просто не даёт читателю полноценно вжиться в создаваемую вами атмосферу и образы. ИМХО. Не претендую на истину в последней инстанции, озвучиваю своё восприятие, возможно отличное от большинства. А повторы, убрав уже будет значительно увлекательнее. Язык у вас неплох, образы яркие, но получившаяся затянутость несколько притупляет эффект. Опять же ИМХО. И очень надеюсь без обид =)

Очень красочный отрывок. И жуткий.

А я не супер-критик)) как читатель скажу - отличный кусочек, даже в отрыве от всего произведения замечательно рисуется картинка...Вы умеете живописать словом, однозначно)

Антон Карелин
18.10.2015, 13:52:11

Екатерина Круглова, ура, благодарю :) Хорошо, когда все не зря.

Немного тяжело даётся привыкание к стилю автора. Думаю из-за того, что кусок вырван откуда-то из середины и не было времени проникнуться атмосферой книги. В целом мне очень понравилась картинка. Так как рассказ от третьего лица, то то, что здесь нет нагнетания ритмом - вполне уместно. Автор показывает нам не "нервы", а трагичность, некую тоску и в тоже время красоту происходящего. И я верю. Автор молодец.

Антон Карелин, Ага и соц сети, и современный ритм жизни в целом. Мы привыкаем не читать новости, а пробегать взглядом по заголовкам; не звонить другу, а ставить лайк под фоткой; не читать книгу, а смотреть фильм по мотивам - это же быстрее.) При этом я искренне верю, что ёмкость очень может украсить такие жанры как юмор, боевик, не редко и приключенческие книги, но в тоже время ужасно вредит фэнтези, драме, мистике, ужасам. Там в спешке пропадает всё волшебство, атмосфера, аура. Вроде и читаешь, и понял, и запомнил, а осадок на душе поверхностный, как после тех новостей с которыми ознакомился по заголовкам. Ну у меня так, по-крайней мере.))
П.С. Тоже рада встретить единомышленника))

Идея хорошая. Но пафос просто зашкаливает. Причем пафос бесцветный - все эти затертые бескрайние выси, мрачное величие, к тому же бесконечные повторы смысла и на закуску "девушка" как именование фокального персонажа...
Честно? Ужасный стиль. Если бы такое написал кто-то из тех, кого я бечу, велела бы переписать фпень, выбросить все "красивые" и "значительные" слова туда же, куда и "девушку", и вспомнить о том, что страх и раздавленность надо показывать ритмом, изменением мироощущения, действием, кинестетикой - а не псевдокрасивым философствованием и любованием луной.
Вот это:
"длинные волосы раскинулись широкой шелковой пеленой, сквозь которую светили Луны" - в момент смертельной опасности, когда любой человек думает только о том, как бы удержаться - жуткая графомать и убивает все доверие к автору просто на корню.
Ну а если очень хочется полюбоваться луной, вспомнить о том, как это делали японцы: одностишие - и будя. Лаконичность еще ни одному Микеланджело не повредила.
Как-то так.
*Не обижайтесь, Антон, это сказано не ради обид, а ради возможности сделать текст лучше. Ваши идеи того стоят.*

Антон Карелин
18.10.2015, 14:35:04

Татьяна Богатырева, ну, учитывая, что я всю жизнь люблю Баха и Рахманинова значительно сильнее, чем Дебюсси - наверное да :)

Такое чувство, что в наш век суеты нет времени остановиться и вдумчиво, представляя картины, описанные автором, ПОЧИТАТЬ БЕЗ РАЗДРАЖЕНИЯ. Я сама часто пролистываю страницы с описаниями, но все от нетерпения. Мне вот главы про Арью в Игре престолов к концу стало читать скучнее, но автору, слава богам, было начхать и на меня, и на других лентяев.
АНТОН, сразу я печально глянула на большой кусок текста без диалога, но потом думаю: что за хрень? человек просит почитать. И Я ПРОНИКЛАСЬ.
"упала на холодный камень, обхватила его руками и ногами, как обнимала любимого – когда-то в прежней, полузабытой счастливой жизни" - очень атмосферно, кому нет - пускай это вас не волнует.
Конечно, много повторов, но их убрать легко, подчищать - не с нуля переписывать. Например, абзацы 4, 9 и тот, где вот эта фраза: длинные волосы раскинулись широкой шелковой пеленой, сквозь которую светили Луны --- они написаны не от лица Анны, а от всезнающего автора, а у вас фокал один - девушка. Можно сократить во второй половине абзацы, сделать динамичнее, где уже меньше рассуждений, но больше чувства боли и отупения - так сочувствовать героине будет легче.
Но сама картинка отличная! Пишите!

Антон Карелин, Правильный настрой, молодец!

Интересно, выжила Анна или нет?

Антон Карелин
18.10.2015, 13:43:45

Павел Смагин, выжила. Вопрос, как именно этот вышло, от этого меняется смысл всей сцены. Скоро начну выкладывать роман, при желании прочитаете.

avatar
Кара Бак
18.10.2015, 12:43:03

Мне понравилось.

Антон Карелин
18.10.2015, 13:33:47

Кара Бак, чему я искренне рад :) Спасибо.

avatar
Nail Yakupov
18.10.2015, 12:29:38

Я как Ленин прочитал первый и последний абзац и сделал вывод - весьма атмосферно! : )

Антон Карелин
18.10.2015, 13:33:02

Nail Yakupov, тоже метод, и на том спасибо :)

avatar
Атомная Пуля
18.10.2015, 10:10:21

Красотка :D
Песню вспомнил :
Эти глаза напротив калейдоскоп огней.
Эти глаза напротив ярче и все теплей.
Эти глаза напротив чайного цвета.
Эти глаза напротив что это, что это?

Пусть я впадаю, пусть
В сентиментальность и грусть.
Воли моей супротив эти глаза напротив.
Вот и свела судьба, вот и свела судьба,
Вот и свела судьба нас...

Атомная Пуля
18.10.2015, 13:32:33

Антон Карелин, и правильно, может это вообще низвергша какая нибудь )

Мне нравиться написанное ведь это как я понимаю один из ключивых моментов произведения. И здесь необходимо акцентировать внимание на происходящем передав образ и ощущения как происходящего с героем так и с окружающим миром

Антон Карелин
18.10.2015, 13:30:22

Алексей, момент скорее проходной, чем ключевой, но главное, совершенно неожиданный для героини. Она думала что просто поднимется по лестнице, ничто вообще не предвещало. Рад, что тебе нравится.

avatar
Григорий Семух
18.10.2015, 08:32:01

Согласен с предыдущими комментаторами. Надо бы подсократить чуток, но в целом хорошо. Вот этот момент - Девушка попыталась подтянуться и ухватить пальцами, подтянулась, вцепилась. - раз уж она все же подтянулась и вцепилась можно опустить момент с попыталась, просто подтянулась, вцепилась пальцами. И вот этот Плита тряслась и качалась, как в припадке – и вдруг выпала из ослабших тисков воздуха.
Каменная ступень выпала, и вместе с Анной рухнула вниз. - можно убрать последнее предложение, просто "выпала из ослабевших тисков воздуха и вместе с Анной рухнула вниз". Ну это те моменты которые мне в глаза бросились. Я бы на подобное внимания не обратил, но у меня качество текста похуже, а ты свои тексты обычно до последней запятой выверяешь.

Антон Карелин
18.10.2015, 13:28:28

Гриша, спасибо, а что бы ты чуток подсократил?
Тексты конечно редактирую и выверяю, этот первый драфт, только написал и запостил - было очень интересно услышать мнение коллег.
Насчет конкретного примера с "попыталась" - ок, согласен, а вот что каменная ступень выпала - это акцент, это ведь не рядовое событие, это конец, смерть. Я акцентирую, потому что оно сначала случается, в следующий миг осознается Анной и я хочу, чтобы читатель осознал весь вес этого события и этой плиты ) Перед тем как прочесть следующую строку и понять, что она все-таки не разобьется.

avatar
Ирмата Арьяр
18.10.2015, 04:06:18

Картинка очешуенная! (извините мой французский)

А описание затянуто. Начало отличное (хотя я бы почистила чуток), но к середине уже устаешь читать и сочувствовать героине. Хотя, может быть, такое впечатление из-за того, что вырван фрагмент, а в общей динамике произведения читаться будет по-другому.

Ирмата Арьяр
18.10.2015, 06:41:09

Антон Карелин, В таком случае согласна с бесцеремонными порывами! ) В очередной раз убеждаюсь, что нельзя редактировать отрывки.