Отзыв на роман Георгия Трегуба «Туманы Авелина»
Поскольку роман пока что в процессе написания, не рискну утверждать, что полностью поняла замысел автора. Думаю, он меня как читателя ещё удивит. Но некоторое обобщённое мнение о книге я уже составила и хочу им поделиться, потому что вижу в «Туманах Авелина» не только радующие меня плюсы, но и некоторые минусы, которые, надеюсь, к финалу себя перерастут.
Книга выходит безусловно резонансная. Темы, поднятые в ней, актуальны во все времена, потому что… Однако, что это я, сами читайте и всё обрящете. Сюжет не линейный, сплетается из многих и многих нитей, и конфликты, столь свойственные человеческой природе, прорисованы ровно настолько, чтобы держать читателя в тонусе и не перегружать при этом рефлексиями. Хотя, к слову, думать во время и после прочтения книги хочется.
К безусловным плюсам книги отнесу то, что автору удалось найти удачную пропорцию в передаче частного и социального. В сюжете присутствует и политика, и любовь, и всяческие страсти человеческие с неизбежными скелетами в шкафах, которых автор, мастерски интригуя, постепенно выводит на читательский суд. Что-то мне подсказывает, что роман будет одинаково интересен и мужчинам, и женщинам.
Также посоветовала бы обратить внимание на названия и имена – они нередко говорящие. Одни Аппайи чего стоят: здесь и очевидный индейский колорит, и актуальная по нынешним смутным временам перекличка с Алеппо с целым каскадом сопутствующих ассоциаций.
В общем, хоть я и не являюсь поклонницей заявленных в тегах жанров (детектив и политическая драма), автору удалось меня увлечь, и книгу я читала с интересом. Надеюсь, с продолжением не «заржавеет».
В сюжете, периодически сменяя друг друга, фигурируют несколько ключевых персонажей. Сразу хочу отметить, что психология мужских персонажей автором передана убедительно – чувствуется, что личный опыт присутствует. А вот с женскими стоило бы немного поработать. Пока что они выглядят удобными фонами для подчёркивания той или иной черты персонажей мужских.
Предупреждаю – далее возможны спойлеры. Думаю, следующие несколько абзацев могут быть интересны тем, кто уже читал книгу и составил своё мнение. Принимать на веру моё – не стоит, в некоторых вопросах я более чем субъективна.
Итак, возьму для примера сцену между Маргарет, Ларри и Джиллиан. Маргарет, которая по сюжету совершает для себя пренеприятнейшее открытие, выглядит в этой сцене скорее марионеткой, нежели живой и страдающей женщиной. Почему? Она слишком послушна и функциональна. Авторская воля вводит её в действие и выводит ровно в тот момент, когда, и без того небольшая, потребность в этом персонаже исчерпана. Создаётся впечатление, что и в дальнейшем Маргарет более никак не проявится, но я всё же надеюсь на лучшее. Классический же альфа-самец Ларри, даже погорев на горячем, продолжает выглядеть для читателя привлекательнее, чем впавшая в ожидаемую истерику подруга. Оно и понятно, кто сочувствует рогоносцам и обманутым жёнам? Сами виноваты – нечего вваливаться без предупреждения на праздник реанимированной страсти. Отыграв свои неприметные роли, побыв последовательно жилетками, носовыми платками, ну, или там опорами для жадных до жизни плющей, они, как всякие мавры, должны уходить в туман тихо и без пыли. Собственно, к поведению Ларри у меня вопросов нет, он вполне в своём предсказуемом стиле. Но вот реакции Джилли я не поверила. Она у неё слишком уж... удобная для дальнейшего развития этой сюжетной линии в выбранном ключе. Женщина, которая из диких мустангов узлы замысловатые вяжет, не станет ни с того, ни с сего вести себя как законченная ванилька с врождённым отсутствием мозга. Что Ларри проявил полный пофигизм по поводу чувств и текущего состояния женщины, с которой прожил шесть далеко не худших лет, ещё можно списать на его изначальное к ней безразличие. Очевидно же, что сходясь с Маргарет, он руководствовался исключительно принципом «вполне ничего баба, можно брать». Подвернулась удобная во всех отношениях женщина, отчего бы и не пожить вместе? А дальше видно будет. Плачевный для Маргарет исход отношений был заложен ещё в начале. Но не суть. Вернёмся к Джиллиан. Положим, в аналогичной ситуации я бы тоже не чувствовала себя виноватой. Более того, я и не чувствовала себя виноватой. Но вопросов к мужчине, который меня обманул и, пусть и невольно, но подставил, у меня было очень много. Да и без сочувствия к жене, попавшей в идиотское положение, тоже не обошлось. Страсть, оно, конечно, круто и крышесносно, но самоуважение всё же важнее. На мой взгляд, женщина вроде Джиллиан – особенно с учётом прошлого их с Ларри отношений – при всей остроте чувствования и фокусировке именно на этом мужчине продолжает испытывать боль и недоверие. Её нужно долго и бережно отогревать, любое неверное движение может вызвать раскол всего этого только кажущегося прочным монолита. А здесь – откровенно водевильная сценка, где ей отводится совсем не лестная роль. А тот, кто в конечном итоге в этом виноват, как бы вовсе и ни при чём. Но она, мило улыбаясь, всё это проглатывает, заедая заказанным круассанчиком. Впрочем, дальнейшее развитие их отношений открывает всё больше и больше странностей в поведении обоих, поэтому я не стану спешить с выводами и предпочту дождаться финала.
На фоне вожделенного для всех душки Ларри прочие мужские персонажи поначалу выглядят блекловато, но постепенно раскрываются и обретают индивидуальность. Мои фавориты – Клайв Эванс и Альберт Лаккара. С особым интересом слежу за развитием сюжетных веток с их участием. Признаюсь, за Клайва мне было поначалу обидно, но я понимаю, что такие мужчины не пропадут и без женского благодарного внимания при желании не останутся. Лаккара покорил меня окончательно и (не зарекаюсь, но хочу надеяться) бесповоротно, в той сцене, где назвал своим именем то, с чего когда-то давно начались отношения Джиллиан и Ларри. Возможно, у кого-то возникнет вопрос – почему именно этот, далеко не самый значимый поступок, произвёл на меня такое впечатление? Ведь Лаккара – принципиальный, жёсткий, осознанно жертвующий комфортной и размеренной жизнью ради идеи установления некой исторической справедливости – уже продемонстрировал, что способен на серьёзные поступки. Но для меня показалось не менее важным то, что он в очередной раз вышел из зоны личного комфорта в ситуации, когда запросто мог промолчать и не подвергать риску едва начавшиеся отношения с Микой, подругой Джиллиан. Именно он – южанин, враг чопорного уклада аристократичных северян, человек, выросший в социуме, где степень готовности девушки к замужеству определяется началом менструаций, – именно он назвал изнасилование своим именем. Предваряя возможные сентенции «а что такого, пятнадцать лет – девочка созрела» – по моим наблюдениям, мужчины, говорящие это, имеют в виду только чужих девочек. Своих сестёр и дочерей они почему-то предпочитают ещё подрастить. Однако, речь не о морали и нравственности. Хотя что это я – и об этом тоже. Многому нашлось место в «Туманах Авелина». Читателю не единожды придётся задуматься о неизбежной связи между поступком и ответственностью за него. Как и том, что у всякой правды, удобной для одного человека, есть её крайне нелицеприятный антипод, говорящий от имени другого. Или о том, что скрывается за масками улыбчивых вершителей судеб и сильных мира сего. О том, какая цена платится за комфорт, и надолго ли спасают закрытые глаза, уши и рот. А также о том, так ли прочен твой собственный мир, и не станешь ли ты очередной мелочёвкой, отсыпанной на сдачу после очередной же локальной перепродажи.
Данную книгу я могу рекомендовать думающим людям.
Да, и так, из серии необязательных советов: книге требуется хорошая вычитка и небольшая редакторская правка. Но с правкой важно не переборщить, потому что велик риск сделать неровное и живое рафинированным.
6 комментариев
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий
ВойтиСудя по вашим словам, это в самом деле интересно. Спасибо за рекомендацию.
И минутка зависти к авторам, у которых такие вдумчивые читатели. Да просто читатели, не пугающиеся слова "думать".
Татьяна Богатырева, Я тоже себе завидую )
Мне наоборот понравились женские персонажи : Джил, Микки, Сидней, Элеонор... Мне кажутся они глубокими, не надуманными, необычными
Светлана Денисова, Ну... здорово, что я все-таки угадал, а то Ирина била ) Светлана, сегодня-завтра выставлю продолжение )
Я только пару глав прочитала и очень заинтересовалась. Годная политическая драма - в самом лучшем смысле - многоходовка с различными подтекстами. Прелесть что такое. И язык почти безупречный - думаю, после разового причесывания станет идеально.
George Tregub, ))))
в библитеку закинула, но политический триллер, гм, и вот такой там ларри, гм... будем посмотреть
Marina Eshli, Пробежался по вашим рассказам и блогам. "Туманы" могут быть вам интересны, потому что много чего покажется подозрительно знакомым. )
Название резонирует с Туманами Авалона)
Спасибо за рекомендацию! Хитрая реца, спойлеров не ухватила)
Елена Ершова, Я и забыл про этот сериал. Нет, ничего общего в истории. Когда думал о переводе на английский, предполагал, что название все же будет "Водопады Авелина".
Видела эту книгу ещё на АТ и хорошие отзывы на неё.
Немного смутили твои намёки на не оч фактурных женских персонажей, но всё равно хочу, хочу прочесть (хотя бы для того, чтобы сравнить наши мнения))
Искандера Кондрашова, не-не-не, я могу предвзято оценивать некоторые моменты, ты обязательно сама прочитай! Уверена, жалеть не будешь :)
Удаление комментария
Вы действительно хотите удалить сообщение ?
Удалить ОтменаКомментарий будет удален безвозвратно.
Блокировка комментирования
Вы дейтсвительно хотите запретить возможность комментировать ?
Запретить Отмена