Люди зимы и Дифференцировать тьму

Автор: turnezolle / Добавлено: 26.02.17, 20:20:19

Вообще, я бы еще и про Асприна рассказала, но его, думаю, все и без меня давно читали, поэтому расскажу не про классику.

Начну с книги, в которой сильно сомневалась. Ну, не люблю я раскрученные переводные бестселлеры NYT, которые мелькают в качестве тренда. 

Но так или иначе, почему-то меня дернуло попробовать прочитать "Людей зимы" Дженнифер Макмахон - и я не пожалела.

Хочу сразу обозначить, почему я обычно обхожу стороной подобные книги. Зарубежная массовая литература кажется мне поверхностной с точки зрения проработки характеров и конфликта. Creative Writing Classes дают свои плоды: авторы хорошо знают матчасть и могут создавать убедительное полотно сюжета, но при этом ты понимаешь: это взято из гугла, это - подсмотрено в телешоу, а вот это описание алкогольной зависимости - лишь следствие существующих в голове автора стереотипов о сабже, но никак не личный опыт и не личные наблюдения. Текст получается выверенным, выхолощенным и стерильным. За редким исключением (матушка Гиллиан Флинн, например, берет отличной проработкой характеров социопаток, Эрин Моргенштерн - прекрасным месседжем и антуражем, делающими архетипическую простоту ее текста частью общей задумки). Поэтому после печального опыта с "Девушкой в поезде" я стараюсь не читать то, о чем говорят рецензии на модных площадках. Я знаю, что не найду того, что ищу.

Тем не менее. Я люблю зиму, я люблю триллеры и я ожидала, что "Люди зимы" меня как минимум развлекут, как максимум - дадут ту атмосферу, которую я хотела. Но я получила намного больше, чем ожидала.

В книге есть два временных пласта: часть собыйти происходит в начале XX века, часть - в наши дни. Вот то, что в наши дни, как раз от и до соответствовало моим страхам, оно было предсказуемо и скучновато. И почти не страшно. А вот то, что было в прошлом, в хорошем смысле меня поразило и затянуло. Магией. Ангстом. Любимыми архетипами леса и потерянных в нем детей. 

Где-то в лесах Америки есть маленький городок (уже хорошо), который хранит пару страшных секретов (еще лучше, и это сарказм). Где-то в окрестностях этого городка есть особенное мистическое место, которое называют Чертовыми пальцами и с которым связано много странных событий (парень главной героини наших дней еще связывает их с появлением НЛО). И еще здесь есть некая ферма, на которой когда-то жили Сара и Мартин, и Сара очень любила свою дочку Герти, но однажды Герти умерла.

Я не буду говорить, что именно там произошло, потому что это спойлер (хотя я и догадалась довольно быстро).

В общем, половина книги - это воспоминания о тех событиях, дневник Сары, отрывки с точки зрения ее мужа и других персонажей. Сара - не простая женщина, она была связана с некой странной Тетей, а Тетя владела тайным знанием - призывать мертвых, точнее, как решил это назвать автор, будить спящих, на навсегда, лишь на семь дней. И, конечно же, с того света возвращается не совсем тот, кого вы любили, а лишь его тень, обретшая плоть. И, конечно, возвращается чужое этому миру существо. Мелкие намеки вроде "оно разбрасываает человеческую еду", "оно скребется в шкафу", "собака рычит", "в доме пахнет землей" - это для меня настоящее удовольствие, приятный холодок вдоль позвоночника, узнавание в авторе "своего". Того, кто тоже понимает толк в таких вещах, когда возвращаются непрежние. Чужие. Не люди. И им нельзя оставаться в этом мире, потому что они для него не естественны. И он для них тоже.

Мертвое должно оставаться мертвым. Если мертвое не остается мертвым, это имеет определенные последствия. Действия Сары (а я думаю, вы догадались, что она сделала) имели последствия.

К слову, еще одна причина нежной любви: психологическое состояние Сары после смерти Герти, может быть, показано не идеально, но меня очень обрадовал навык автора до конца сохранять ощущение зыбкости реальности: вот ты читаешь о том, что происходит, и не до конца понимаешь, безумие это или вмешательство темной, зимней магии? Очень атмосферно, очень мурашковызывательно.

В наши дни в этом же доме, где жила Сара, живет другая семья: Рути, ее мама и маленькая сестра Фаун. Однажды Рути, взрослая уже девица, у которой есть пара конфликтов с мамой, но которая не так уж и плоха по сути, поздно вечером возвращается домой и обнаруживает, что мама исчезла. Вообще. Рути - девушка не глупая, она понимает, что без мамы им с сестрой долго не протянуть, но по некоторым причинам они не могут обратиться в полицию. Вместе с парнем Рути они начинают расследование, которое выводит их на некую сумасшедшую даму. То есть - совсем сумасшедшую (и сцена, в которой Рути понимает, то что-то тут не так, что-то у нее кухня грязная, а нарядная рождественская елка в комнате какая-то тоже странная, очень пугает). Одновременно в этом же временном пласте одна девушка, потерявшая мужа в автокатастрофе, а до того - еще и любимого сына (вы понимаете, к чему я клоню?), тоже идет по следу и этот след приводит ее в этот же город, к этому же дому. У всех трех сторон (Рути-Фаун, сумасшедшая дама и безутешная вдова) свои мотивации, все эти мотивации очень здорово сцеплены и хорошо играют в финале (а финал у нас как по учебнику Воглера - спуск в пещеру к чудовищу). Но именно эта половина книги показалась мне слабее. В ней как раз было то, что я не люблю: выхолощенность, излишняя выверенность, клише (алкоголизм и сумасшествие как на картинке, пустые и картонные, простые и понятные трагедии героев), и единственный персонаж, который вызывал сочувствие, это Рути. Смелая, умная Рути, которая боится, но делает. И находит силы.

Отдельно хочу отметить блестящую работу с внутренним ритмом и рифмами в тексте. Локации в доме в прошлом и в настоящем связаны, играть в прятки любят почти все девочки, которые в этом доме живут, рефрен "не ходи в лес, маленьким девочкам там не место" повторяется очень в тему. Книга насквозь женская (линия Сары вообще написана, как тихий плач), и беды женщин в этой книге похожи - но характер у каждой героини свой. И вот это все создает какую-то очень крутую паутинку связей и намеков. И напряжение, от которого с жадностью глотаешь текст, пытаясь понять, что же там дальше.

И главное: мертвецы в этой книге опасны, но ты понимаешь их беду. И сочувствуешь. Потому что чудовище, живущее в пещере, лишь маленькая потерянная девочка, пожертвовавшая своей смертью ради того, кого при жизни любила.

Достойно, очень. Без скримеров, почти без кровищи. Конец, честно, на мой вкус немного слит, сумбурен и предсказуем, ну да ладно.

Вторая вещь, в любви к которой я сейчас буду признаваться, это Дифференцировать тьму Евгении Сафоновой. Книга вышла в бумаге, у нее есть продолжение и его выход в бумаге я жду в режиме Хатико. 

На первый взгляд это может показаться еще одним романом о попаданке. Окей, немного нитаким, нитаким романом о попаданке. Немного противопоставлением другим романам о попаданках.

Но на деле это хорошее, годное, атмосферное фэнтези, где попаданка, в сущности, и не главное. Но начну, как всегда, с начала.

Снежана Белая, она же - Снежка, по традиции умирает в нашем мире и попадает в другой. Там такие как она не особенно редкость, но обычно, как того требует жанр, попаданцы получают магию, знание языка, да и внешность немного модифицируется. Со Снежкой, увы, такого не произошло: как была невзрачным очкариком, так и осталась. И магии нет. И языка. Вроде бы круто, попаданка без читов, но... Кое-что ей автор все-таки выдал. Интеллект выше среднего и фотографическую память (с которой освоить чужой язык для Снежки - да как нефиг делать!)

Но отсутствие магии и знания языка - не самая главная проблема Снежки. Она попала к дроу, темным эльфам, которые живут в пещерах под землей и по законам жанра отличаются жестокостью, отсутствием милосердия к чему бы то ни было и толерантности к людям. Такие вот зловредные тварьки, эти темные эльфы, а правитель их - самая зловредная тварь из всех. Снежка оказалась в одной тюремной камере с Кристой, в прошлом - простой девушкой Кристиной, ныне - невестой эльфийского принца, одаренным магом и любимицей всего эльфийского двора. Ну и, конечно, красавицей. Судьба их не щадит: они должны стать куклами колдуна, Лода, друга и соратника принца Альи. На десять, кажется дней. Потому что после этого они станут не так уж и нужны, и если Снежка, напоминаю, невзрачный очкарик, то на Кристу у Альи весьма конкретные планы. 

Только вот Снежка и не думает сдаваться, она же умная. И в итоге все идет совсем не так, как должно было быть. Сначала она заключает с Лодом сделку, потом, узнав некотороые подробности, становится его союзником, а потом события начинают закручиваться так стремительно, что оторваться от текста было трудно. Мне не хочется спойлерить сюжет, поэтому я назову причины как минимум попробовать прочитать эту книгу.

Первая причина: здесь отличные герои и автор умеет блестяще их раскрывать. Пожалуй, единственный персонаж, вызывавший у меня ряд вопросов, это сама Снежка. Все-таки, признаюсь, я ожидала большей социопатичности (не Эми Данн, но около того) или что-то в духе Эми Фара Фаулер. При выдающемся интеллекте и прописанной в легенде низкой социализированности в силу обстоятельств, Снежка таки очень социально развита, хотя и не без комплексов (некий синдром гадкого утенка у нее таки присутствует). Но это мелочи и здесь нужно понимать, что я не среднестатистический читатель, который придирается к мелочам. Так-то образ получился отличным, героиня вызывает сочувствие, а на определенном этапе - еще и уважение. 

С остальными героями то же самое. Умный и хитрый, умелый игрок Лод, не лишенный чести и сочувствия. Невероятная Морти, просто невероятная - пожалуй, она идеальна в своем милосердии и сочувствии, в своей любви и чести. Это тот образ принцессы, который остается чистым до конца. Даже потерянные дети, попавшие в плен к дроу (а принцесса людей, принц эльфов, Криста и эльфиский колдун - настоящие дети, запутавшиеся в той лжи, которая вокруг низ), антаногисты и враги главных героев, проявляют в сложных ситуациях такие качества, которые моментально делают картинку не черно-белой.

Моя отдельная любовь - Алья и Эсфориэль. Это тот случай, когда у автора нелюди - именно нелюди, а не выкрашенные в экзотические цвета люди. И мотивации у них - не людские. И возраст того же Эсфориэля чувствуется. Я очень редко встречаю в текстах, которые мне попадаются, таких нелюдей, поэтому это - отдельный плюс.

Как и история Альи. Когда узнаешь, что сделало его таким, понимаешь, что ты сочувствуешь ему. Но ни автор, ни кто-то из других героев, его не оправдывают.

Вторая причина: баланс мира и магии. Здесь мне сложно говорить что-то, кроме того, что я не нашла, к чему прикопаться. Система магии как минимум интересна и через нее можно провести некие параллели с мировоззрением обитателей Риджии. А сам мир и его история продуманы так хорошо и поданы так аккуратно, что читатель постепенно погружается в них и начинает понимать, что к чему. И еще это очень атмосферно и колоритно. И еще здесь есть некоторое количество символов и аллюзий, аккуратно расставленных акцентов, которые имеют особенное значение для обитателей Риджии. И это - тоже отличная работа.

Третья причина: несмотря на общую развлекательность жанра, в этой книге есть серьзные темы. Тема поиска равного себе. Тема предательства - ох, это самое, наверное, крутое, потому что автор героев в бараний рог закручивает, чтобы показать их принципиальность и честность в определенных моментах. Тема милосердия - к врагу, к другу, к возлюбленному, к провинившемуся слуге, к чужому народу. Тема раскаяния. Тема доверия. И вы видите - я не говорю о любви. Не потому, что темы любви здесь нет, а потому, что она мягко присутствует в каждой из тем. Не доминирует. Не сносит крышу очередной историей про страсть между попаданкой и иномирским красавчиком. Даже не туманит разум обещанием отсроченного простого женского счастья. Нет. Любовь здесь - иная: любовь к сестре и к врагу, любовь к народу и к своей земле, любовь к себе и к равному себе, любовь и уважение, любовь и милосердие. А не это вот все. И вот такое вот переплетение множества тем - это тоже отличная работа.

Четвертая причина: прекрасный стиль и внутренние метафоры. Наверное, можно много говорить о том, что для развлекательной литературы стиль - не главное, но здесь он есть. Он выражается в мелочах: в выборе сравнений, в акцентах, в словах, в способах донести мысль, в том, как говорит тот или иной персонаж. Стиль дополняет текст, добавляет ему атмосферности и позволяет раскрывать идеи. Акцентирует нужные детали. Выдает чувства, которые скрыты. Образ мышления. Короткое, тихое "Молчать" (даже без восклицательного знака), которое произносит Алья, поражает куда сильнее, чем цветастые описания страданий. И вот это вот умение автора выбирать нужные слова - это тоже отличная работа.

И пятая причина: это не то, чего ждет большинство. "Дифференцировать тьму" как-то странно смотрится в серии, в которой большая часть текстов - обычный ромфант. Это иное фэнтези, с закрученным сюжетом, с логичными поступками, с интересным посылом и темноватой такой атмосферой. Когда полтора года назад я начала делать обзоры ромфанта, я страдала, потому что мне не хватало качественной литературы в жанре фэнтези, написанной женщинами. Про женщин. И про мир. И про магию. И про любовь, но так, чтобы без он-она-искра-буря-безумие-убили злодея-завели детишек-ой-все. И вот постепенно я нахожу авторов, которые пишут такие вот хорошие, интересные вещи. Вещи, которые проходят мой личный текст на совместимость с вечностью. 

Вещи, о которых я хочу говорить взахлеб и с восторгом.

И это хорошо.

Комментарии:

Всего веток: 14

Ольга Зима 08.03.2017, 13:04:59

Пропустила такой хороший разбор:) Лунный ветер люблю, Игры Лиара лежит в закладках. Тьму не дифференцировала :), но уже хочу.

Ольга Шестрова 26.02.2017, 21:02:16

Машенька, я в восторге от ваших чудесных рассказов о книгах, почти мини-спектаклей.
Вы - самая интеллигентная и красивая девушка, рекомендующая книги.
Я вам верю. Но при этом моё мнение может и не совпадать с вашим.
Первую книгу не читала.
Чудесно! Что есть книги, которые вам нравятся.
Но!
Прочитав несколько рассказов Евгении, купила книгу, не взглянув на аннотацию)
Рассказы были хороши. Яркие, захватывающие. В тёмных тонах, в пастельных тонах. Отличные.
Почитайте при случае.
Ну... Книга надежд не оправдала. Первые сто страниц я мучилась, уговаривая себя, что это должно же быть интересно, когда-нибудь будет же.
Потом я привыкла. И дочитала.
Что сказать?
Евгения классно пишет.
Но в этой книге она пошла по проторённой дороге. И было искренне жаль, что она так сделала.
Наверное, вы правы.
Но скучно было насмерть.

В ветке 11 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Евгения Сафонова 28.02.2017, 19:50:04

Ольга Шестрова, О вкусах не спорят :)
На фанбуке просто как-то компания немножко другая была. Ламповее )) И направленность сайта... хм... несколько другая. Поэтому я здесь и в блоги не вылезаю, и вообще живу только у себя на страничке в основном ) Но и "как молоды мы были", да...

Евгения Александрова 27.02.2017, 18:39:20

Спасибо за интересный отзыв! Во многом согласна про ДТ и за отмеченные там серьезные темы - именно они привлекли и меня :)

Последний комментарий в ветке:

Евгения Сафонова 27.02.2017, 19:46:25

Евгения Александрова, Твой отзыв я тоже периодически перечитываю. В минуты душевной невзгоды ))

Евгения Сафонова 27.02.2017, 00:03:24

Я прослезилась. Честно.
Спасибо огромное. Могу сказать только то, что на мой взгляд этот цикл у меня - самый слабый, и мой тест на совместимость с вечностью он как раз не проходит (хотя на мой взгляд у меня пока ни одна вещь его не проходит, да :D). Но я много в него вложила, и мне безумно важно, что ты увидела всё, что для меня там ценнее всего. То, что и я сама там считаю хорошим и важным. Тем, ради чего это стоило написать, ради чего мне хотелось это написать. И ещё раз убеждаюсь, что книги - зеркало :)
Я очень рада, что тебе понравилось. Твоего мнения я ждала с трепетом и страхом, и очень рада, что мы таки обитаем в одной системе книжных координат. И что ещё одним "моим" читателем стала именно ты. Вот. Надеюсь, вторая часть тебя не разочарует, и однажды ты доберёшься до других вещей, которые на мой взгляд куда ближе к тому, чтобы пройти тест на совместимость со словом из льдинок ))

В ветке 9 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Евгения Сафонова 27.02.2017, 15:21:27

Татьяна Богатырева, Хм, а это мысль ))))

Светлана Кепман 27.02.2017, 00:04:14

Асприн прекрасен, но большинство моих знакомых его не читали как ни странно и радуются прочитав после моего совета, а меня муж давно на него натравил. Но я только про Шутта, МИФы и разведчиков времени у него прочитала.

ДТ растрогала. Согласна, что книга странно в этой серии смотрится. Все так кончается, что я с одной стороны пожалела, что прочитала первую книгу когда второй ещё нет, что заставило меня немного пострадать, но с другой стороны столько удовольствия получила.

В ветке 5 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Татьяна Богатырева и Евгения Соловьева 27.02.2017, 14:39:27

Светлана Кепман, ага, я вот тоже надеюсь, что лет через несколько еще подзабудется - и можно будет по третьему разу)))) Бывают такие кунштюки, что прямо ах-ах!))

Гера Симова 27.02.2017, 13:36:33

Мне "Риджийский гамбит" понравился. Весьма нетривиальный подход автора к попаданству.

Искандера Кондрашова 27.02.2017, 12:10:37

"Дифференцировать тьму" начинала читать. Соглашусь, весьма необычная книга для этой серии, но показалась до того затянутой, что до конца её я так и не осилила. Да и дроу смущали: признаю черномазыхъ эльфов только в первоисточнике

Татьяна Богатырева и Евгения Соловьева 26.02.2017, 23:49:35

Спасибо, "Людей зимы" - в запасник на жаркий летний вечер))
Обожаю книги Буки. Не только ДТ, но и Завтра, и Ветер, и Игры Лиара, и рассказы. Музыкант - всегда и во всем музыкант.))))

В ветке 6 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Евгения Сафонова 27.02.2017, 11:30:47

Татьяна Богатырева, Я не злопамятная, я просто злая и память у меня хорошая ))) *поцелуйчик*

Нихти Неа 26.02.2017, 22:35:42

Спасибо за отзывы!
Скажу честно, про "Людей зимы" пробежала пока по диагонали и отложила книжку в список на прочтение.
"Дифференцировать тьму" прочитала с большим удовольствием, интересно сравнить впечатления, и мне очень приятно почитать про полюбившихся персонажей. Ну просто уруру.
Читая коммы в этом топике я не могу сказать - пошла автор по проторенному пути, или нет, мне это не так важно. А важно то, что она написала качественную книгу. Хорошую. Добрую. с живыми и симпатичными персонажами. А мне нравятся практически все, даже Марисуэль=) Очень цельным получился образ Морти, доброй принцессы - особенно этот эффект усиливает тот момент, что ей не чужды отрицательные эмоции, она очень и очень живая.
И Алья понравился - в том числе потому, что его ошибки не преподносятся в духе "ачетакова".

Спасибо за отзыв, он позволил еще раз окунуться в атмосферу книги и малость разложить по полочкам свои сумбурные впечатления=)


Последний комментарий в ветке:

Евгения Сафонова 27.02.2017, 10:56:13

Нихти Неа, Уруру ^^

Алиса Дорн 26.02.2017, 22:23:58

"Людей зимы" добавила после твоего отзыва в список "на почитать", а вот с ДТ в процессе. Не могу читать помногу, потому что накрывает приступами "это слишком хорошо, да я ничтожество, как я могу писать после таких книг?".
Очень рада, что ДТ тебе зашло. :)

Последний комментарий в ветке:

Евгения Сафонова 27.02.2017, 10:32:42

Алиса Дорн, Окстись, друг. У меня такое же ощущение от тебя, если чо :D

Мика Ртуть 27.02.2017, 08:55:35

"Люди зимы" - в закладку. Женино творчество люблю, хотя и не все ее книги "заходят". Не в обиду автору, но на мой имхо ДТ пока отстает от "Ветра" и "Завтра". Автор набирает от книги к книге и думаю, мы наблюдаем за становлением сильного писателя )

Последний комментарий в ветке:

Евгения Сафонова 27.02.2017, 10:18:24

Мика Ртуть, Автор не обижается, автор согласен :) Спасибо ))

Мармотта 26.02.2017, 21:29:59

Мне у Евгении рекомендовали Лунный ветер. Еще не добралась, сказать ничего не могу.

Последний комментарий в ветке:

Татьяна Богатырева и Евгения Соловьева 26.02.2017, 23:46:46

Marmotta, и рекомендуют "Когда наступит завтра", это совсем в другом духе и жанре, но офигенно круто.))

Катерина Риш 26.02.2017, 21:31:09

Прочитала на одном дыхании. Спасибо

Елена Ершова 26.02.2017, 20:38:33

За Людей зимы спасибо! Захотелось почитать)

Books language: