Как правильно критиковать

Автор: Эльвира Осетина / Добавлено: 15.04.17, 15:40:33

Из-за разгоревшегося спора между авторами под веткой конкурса в котором я решила участвовать , о том, нужна ли критика авторам, и какой она должна быть, а так же замечательной писательницы Алины Лис, которая дала ссылку на этот материал, я решила скопировать сюда статью психотерапевта Екатерины Сигитовой.
И мне полезно, чтоб было (иногда буду заглядывать, чтобы понимать, кто меня критикует, а кто просто хочет поговорить или вылить на меня свой накопившийся негатив), а может и кому-то еще из авторов пригодится на будущее.

Как правильно критиковать. Практическое руководство 
Автор: психотерапевт Екатерина Сигитова

Давно надо было написать этот мануал. И я буквально весь последний год собиралась, каждый раз, когда встречала фразы вроде:

«ну вы же это написали, значит, должны быть готовы к критике»,

«вы неадекватно воспринимаете критику»

«вы обижаетесь на заслуженную критику»

«вас, видимо, нельзя критиковать, а можно только хвалить»

«я просто даю вам обратную связь»

«я вам помочь хочу, а вы!»

«это интернет, детка»

И так далее, и тому подобное. Молчать больше не могу. Пишу.

Люди! Большое вам спасибо, что вы такие неравнодушные. Это невероятно круто, когда кому-то настолько тревожно за других, что он не жалеет времени и знаний на комментарии и критику. Это очень ценно, и это, правда, важно. Берегите, пожалуйста, в себе это неравнодушие.
Только вот насчёт того, что вышесказанное — именно критика, вас кто-то жестоко обманул. То, что у нас называется критикой и приправляется всеми этими видами соусов, на самом деле даже близко ею не является. К сожалению, критиковать нас всех не учат — ни в школах, ни вообще где-либо (разве что, в литературном вузе). Зато нас всех учат жёстко и даже агрессивно относиться к себе и другим.
Поэтому под видом критики множество хороших людей пытается пропихнуть друг другу агрессию, обиды, претензии, дискомфорт, непрошеные советы, картинку, корзинку, картонку и маленькую собачонку. Чем часто делает друг другу незаслуженно больно. А настоящей критики, которая бы стимулировала развиваться и которая действительно очень нужна, в итоге очень-очень мало. Буквально с фонарями и лопатой надо искать, и то сомнительно, что найдётся.
Давайте же поговорим про критику, про то, как делать хорошо и как, по возможности, не делать плохо — и попробуем изменить наш мир к лучшему.

Что такое критика?

Это анализ, оценка и разбор какого-либо произведения, явления или продукта (и даже человека), с указанием возможностей улучшения.

Какая у критики цель? Как ни странно, но — помочь её объекту в том, чтобы улучшить себя или своё творение, стимулировать на развитие. Правильная критика вызывает хорошие чувства и положительно мотивирует, потому что объект критики понимает: он не один, ему помогают, за качество его работы переживают из позиции «плечом к плечу».
Человеку русской культуры с предыдущим абзацем обычно хочется не просто поспорить, а разнести его в пух и прах, потому что в голове он никак не укладывается. И у этого есть причины: дело в том, уважаемые читатели, что мы с вами выросли в очень жёстких условиях, в которых пряников было мало, а кнутов — гораздо больше, чем хотелось бы. Я имею в виду даже не столько семьи (хотя и их тоже), а условия в целом, ту среду, которая нас окружает много лет. Для этой среды типично массовое «недержание негативного аффекта», то есть, абсолютная нормальность публичных реакций любой степени жёсткости на всё подряд, без оценки — уместны ли они, адекватны ли они.

У этого, в свою очередь, тоже есть причины:
плохие границы в масштабе нескольких поколений;
неумение контейнировать собственный аффект и дискомфорт;
жертвенность, готовность терпеть, и в то же время — агрессивность и жестокость (тоже в масштабе поколений);
собственный Внутренний Критик гигантских размеров;
мощные, многослойные рационализации (в плане обоснований, зачем всё это нужно — например, чтобы не зазнаваться, вырасти человеком, самивиноваты и т. д.);
и другие не очень приятные процессы, как коллективные, так и индивидуальные.
По результатам всех этих процессов, а также личных неприятных историй, которые случаются с людьми, у нас с вами в головах формируется некий свод правил и установок. В числе их и правила/установки, касающиеся критики. Например, если вы погуглите слово «критика» (на русском языке), то выдача будет почти полностью состоять из текстов о деструктивной критике — про обвинения, недовольство, претензии и злость. Именно так в нашей культуре воспринимается это слово и это явление.


К сожалению, в основном все эти наши типичные представления — перекошенные и искажённые, почти полностью или полностью не совпадающие с реальным пониманием критики и её целями. Я уверена, что это можно и нужно исправлять, в первую очередь в себе самих. В том числе, писать мануалы и инструкции и делиться опытом, который поможет тем, кто хочет научиться критиковать иначе.
Тем, кто учиться не хочет, а хочет продолжать делать как удобно, я предлагаю прямо с этого места закрыть страницу, потому что помочь вам не смогу. А с теми, кто остался, давайте рассмотрим две наиболее распространённые ошибки, которые делают люди нашей с вами ментальности в процессе критики.
Выдают своё мнение без запроса

Идею ответа только по запросу (на всё, что угодно) человеку нашей ментальности тоже крайне трудно осознать. Галочки «по умолчанию» выставлены у нас в головах так, что любое проявление любого человека в окружающую среду автоматически означает, что каждый мимо проходящий имеет неоспоримое право эти проявления оценить, осудить, что-то про них сказать, как-то отреагировать в меру своих сил и ума. И рассчитывать, что его послушают (а ещё лучше, если примут к сведению и поблагодарят). Также по умолчанию стоит галочка «обидеться, рассердиться и высказаться, если не захотели слушать (принимать, благодарить)».

ПОЧТИ НИКОГДА НЕ УДАЁТСЯ ОБЪЯСНИТЬ, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ВСЁ НАОБОРОТ. Я и сейчас не уверена, что у меня получится докричаться. Но, видите, пробую. Ещё жива надежда.
Как правильно критиковать. 
Люди! Если в окружающую среду не было запроса на ваши реакции, то никакого позыва «покритиковать» у вас просто не должно возникать. И уж тем более, не должно возникать обиды на то, что кому-то неинтересно ваше мнение и вы как его источник. У вас могут возникать чувства, мысли и реакции в ответ на любой стимул. Но они — только ваши, и вам с ними иметь дело. Если же у них почему-то сразу есть вектор в сторону обратной связи источнику стимула, то это нездоровая фигня, сразу по многим пунктам. Работайте с нездоровыми фигнями, пожалуйста, а не бейтесь ими об других почём зря. От битья не пройдёт.

Люди считают критикой всё, что угодно, кроме неё

Основная причина, как я уже упоминала — это жёсткая среда, в которой мы выросли, и связанные с нею искажения восприятия. Вследствие искажений мы принимаем за критику просто всё негативное подряд — как в свой адрес, так и от себя.
Тут я уже хочу приводить примеры, потому что с ними сразу понятно, что имеется в виду.

1. Неуместные Я-сообщения

Примеры: Мне не нравится, мне не помогло, мне никакой информации не несёт, ко мне неприменимо, я не такой и т. д.

Почему это не критика: Вы делитесь какой-то своей эмоцией или мыслью: например, нарушенными ожиданиями, досадой о потраченном времени, инсайтом, информацией о себе и пр. Но человеку в 95% случаев это не нужно, неинтересно и бесполезно, потому что это — о вас, а не о нём, и не о его творении. Получается немного похоже на анекдот — «Пришёл сказать, чтоб на меня не рассчитывали».
Тут есть одно исключение: если вы — очень типичный представитель аудитории, на которую всё это рассчитано — то ваши эмоции важны, их нужно учитывать. К сожалению, 9 из 10 «критикующих» и в этом плане не представляют интереса, что, конечно, бывает обидно, ведь о себе-то поговорить хочется.
Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом: Чаще всего, недоумение: а вы вообще кто? Но может и переживать, и терять мотивацию, если ему важно нравиться всем.
Как превратить в правильную критику: Добавить, почему вы считаете, что информация именно о ваших эмоциях и реакции может быть важна. Если такое добавить невозможно — не говорить ничего.

2. Примитивная негативная оценка

Примеры: Плохо, ужасно, бессмыслица какая-то, бред, чушь, отстой, ну и фигня, да это полная ерунда, и т. д.

Почему это не критика: Примитивная — означает, простая, самого первого уровня без напрягов. Никакой пользы от этой оценки нет, потому что она субъективна и слишком проста, а значит, не может быть «включена в статистику» и не может быть платформой для улучшений (ничего же не уточнено). Здесь тоже действует вышеописанное исключение: если вы — очень типичный представитель аудитории, либо, например, начальник критикуемого — то ваше мнение важно. Как несложно догадаться, большинство «критикующих» не относятся ни туда, ни сюда, но рады оценить всё вокруг, не слишком при этом утруждаясь.
Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом: Обиду, равнодушие, усталость — в зависимости от чувствительности к примитивным оценкам.
Как превратить в правильную критику: Усложнить (для этого придётся напрячься и отрефлексировать свои ощущения, понять, чем именно они вызваны). Объяснить, почему ваши впечатления важны (например, вы — ЦА). Если ваши впечатления нипочему не важны, а просто вас распирает — не говорить ничего.

3. Переход на личности

Примеры: Все личные оскорбления, обвинения, упоминания любых сведений из личной истории объекта «критики», отсылки к характеру объекта, оценка его реакции на всё это и пр.

Почему это не критика: И снова нужно сказать, что этот пункт — ключевое отличие русскоязычного пространства (к сожалению). «Позор хреновому огороднику» как результат вопроса про рояль, помните? Вот, ровно это. Мы вообще не умеем рассматривать событие, мнение или продукт в отрыве от личности создателя. Нам искренне кажется, что всё связано, а значит, у нас есть право обсуждать личность, как будто именно она выставлена на оценку. Кроме того, очень часто переход на личность используется как основание обнулить или основательно обесценить то, что человек сделал, либо укусить его побольнее, найдя уязвимые места. Личность никто поменять не может и тем более не все хотят это делать, так зачем вообще её приплетать?
Вспомнила типичный пример — обвинения феминисток в травмированности как причине их позиции, будто бы иметь травмирующий опыт — это что-то стыдное и дискредитирующее саму позицию. Феминизм в отрыве от личностей феминисток обсуждать может очень мало кто.
Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом: Диапазон широкий, в зависимости от бэкграунда: удивление, растерянность, раздражение, злость, стыд, бессилие (себя поменять нельзя, а значит — останешься мишенью, так что, возможно, лучше ничего не делать).
Как превратить в правильную критику: Очень трудно, но можно. Убрать вообще личность подальше, и рассматривать продукт или процесс в отрыве от неё. Если совсем не получается — представить, что это сделал ваш ближайший друг или подруга, т. е. все прежние связи с личностью, которые вас царапают, перестали работать. Потом проверить, есть ли всё ещё желание что-то сказать.

4. Агрессия

Примеры: Прямая агрессия — оскорбления, хамство, непрямая — саркастические и язвительные замечания, пассивная агрессия — ну теперь-то уж что и т. д.

Почему это не критика: Тут всё просто. Агрессивный выброс под видом критики — это попытка отреагировать свою злость, зависть, дискомфорт и другие эмоции через нападение на объект. Эмоции может вызывать как сам человек, так и его творение. Также эмоции могут не иметь отношения ни к чему «критикуемому». Легко догадаться, что никакому улучшению и помощи агрессия не способствует, а вот что она хорошо делает — так это вызывает здоровое желание защититься или напасть в ответ.
Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом: Зависит от того, насколько он может отделять себя от того, что «критикуют». Если хорошо отделяет — будет чувствовать сожаление, раздражение, удивление. Если плохо — будет чувствовать, что его атакуют, уходить в защиту и демотивироваться.
Как превратить в правильную критику: Остановиться и вернуться на шаг назад. Попробовать понять, в каком месте вы разозлились, и какой вклад в эту злость внесла ваша личная жизненная история (или история взаимоотношений с этим жанром, человеком, отраслью). Если место найдено, оформить фидбек в формате «В этот момент… я почувствовал/а злость, потому что… Мне кажется, вам/тебе важно это знать, потому что…». Если место не найдено, оставить всех в покое и разбираться дальше только с собой, т. к. отслеживать случайные триггеры агрессии — в ваших прямых интересах.

5. Гиперэкспертные выступления

Примеры: Непрошеные инструкции и лекции как надо, театральные упрёки в недостатках, намёки, завуалированные под вопросы, фамильярность, снисходительность, поучительные интонации, попытки применять манипуляции и «дрессировку» (отрицательное и положительное подкрепление).

Почему это не критика: Сначала уточню, что для меня слово «экспертность» не несёт отрицательного значения. Все мы в чём-то эксперты, и часто делимся своими знаниями друг с другом, без какой бы то ни было иерархии. Речь в этом пункте именно об избыточности. Гиперэкспертность — это приятное почёсывание вашего ЧСВ, потому что сама такая «критика» акцентирует, что вы знаете всё гораздо лучше. В некоторых случаях это ещё и попытка поконкурировать или подоминировать (т. е. содержит в себе агрессию). Ваше сообщение вполне может включать ценные комментарии (эксперты бывают и настоящие), но всё, преподнесённое в такой форме, до цели не долетит, потому что любой человек мгновенно отвлечётся на обложку. Кроме случаев, когда он буддист, пожалуй.
Как пример хочется привести привычную (и в большинстве случаев ненужную) позицию гиперэкспертности у мужчин по отношению к женщинам. По любым вопросам. Это даже имеет своё название — менсплейнинг.
Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом: Зависит от выраженности его нарциссической части. Если она выражена сильно, то он будет уязвлён, возможно ранен, так как почувствует себя хуже вас и ощутит стыд. Если выражена слабо — не заметит, посмеётся или будет раздражён.
Как превратить в правильную критику: Оставить всю содержательную часть как есть. Отрефлексировать свои истинные мотивы, пригладить раздутое Эго и полностью убрать излишек экспертности. Если это сложно, то представьте, что вы делаете совместный проект с коллегой, и за результат отвечаете и переживаете оба (а вот докладывать выпало ему).

6. Требование идеальности

Примеры: Использованы не те слова, цвет неправильный, надо было по-другому, вот эта мелочь всё портит, ну разве так можно, вы всё неправильно делаете, вы не учли того-то, слишком эмоционально, и всё прочее из серии «не так стоишь, не так свистишь».

Почему это не критика: Обычно это перфекционизм зрителя. Придирки, как правило, идут к конкретным мелким вещам, которые настолько вопиюще «неправильны», что перфекционисту становится почти физически плохо. Поэтому их исправление кажется важнее, чем сам главный объект, и акценты смещаются. Фактически, это требование идеальности, причём идеальности с точки зрения конкретного постороннего человека. Для того, чтобы её достичь, другому человеку нужно жить в вашей голове и знать, как надо было сделать по-вашему. Зачем это ему? Чаще всего, низачем, ведь не факт, что по-вашему лучше. Хотя поранить подобными претензиями можно — у нас невероятно нарциссичный мир, где фантазиями об идеальных продуктах, и неумением поддерживать себя в ошибках — отравлены многие.
Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом: Зависит от выраженности его нарциссической, а также — обсессивной части (страшные слова!). Если они выражены сильно, то он от вас «заразится» и будет чувствовать, что всё пропало, потому что идеальность не достигнута и он вам не угодил. Если выражены слабо — не будет задет. Возможно, попробует даже вас успокоить, потому что смотреть на мучения перфекциониста довольно тяжело.
Как превратить в правильную критику: С перфекционизмом очень трудно бороться, потому что основа у него болезненная: когда-то что-то было сделано недостаточно хорошо, и последствия стоили слишком дорого. Этот капкан может потом срабатывать всю вашу жизнь, но другие люди, конечно, ни при чём. Так что для критики лучше оформить это как Я-сообщения: «Я чувствую, что очень важно поменять тут. и тут… Потому что…». Правда, мы тут должны помнить о п. 1 — нужны ли другому человеку какие-то сведения о вас и о том, как именно нужно по-вашему сделать? Также помогает честно ответить себе на вопрос, правда смогли бы вы, такой умный, сделать то, что сделал другой, лучше? А в тот же срок? Обычный ответ — «нет», хотя бы потому, что продукт другого человека — вот он, а у вас пока только спазмы от его неидеальности. Тогда, возможно, лучше не говорить ничего.

7. Обесценивание

Примеры: Зачем это вообще нужно, делать вам нефиг, а в советское время без этого жили и ничего, это бессмысленно, вот же вы сколько времени потратили зря, и т. д.

Почему это не критика: О, это главный бич всех критикуемых, потому что сообщение, которое содержится в обесценивающей фразе — это «на самом деле ты ничего не сделал». Трудно придумать нечто более разрушительное. Это не может быть критикой по определению, так как обнуляет само пространство для критики. Почему хочется обнулять чужие результаты — большой вопрос: иногда это бывает искреннее мнение «лучше бы этого не было», иногда это замаскированная агрессия, иногда — конкуренция и т. д. В подавляющем большинстве случаев это ещё и явная неправда, потому что если бы результат ничего не стоил на самом деле, нечего было бы и обнулять. Поэтому люди, использующие обесценивание, попадают в собственную ловушку — так как энергия, затраченная ими, явно говорит об уровне значимости объекта «критики» для них.
Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом: Обесценивание — нарциссическая защита. Если у человека, которого вы критикуете, есть выраженная нарциссическая часть, то он либо заразится (то есть начнёт переживать собственную ничтожность), либо поранится.
Как превратить в правильную критику: Этот пункт — никак. Лучше всего ничего не говорить, а разбираться, почему вас так тянет превратить что-то в ноль и куснуть чужое Эго.

8. Требование контейнирования

Контейнирование — это способность перерабатывать эмоции без подавления, своего рода переваривание, которое позволяет сделать их переносимыми.

Примеры: «Громкие» (по мощности) сообщения о своих чувствах и ощущениях с детализацией («меня сейчас стошнит»), упрёки в возникновении этих чувств, представление себя вашей жертвой, демонстрация «ранений» и проблем, возникших из-за вас, невнятные выкрики («аааа оооы фрррр ай-яй-яй капец!») и т. д.

Почему это не критика: Уточню, что я не имею в виду реальные отношения, где кто-то травмирован, а только виды человеческих реакций на обычные, простые вещи, которые не должны ранить. Активное требование контейнирования, при отсутствии отношений — это просто-напросто попытка потушить об другого человека свою горящую жопу, поскольку либо 1) есть убеждённость, что именно он виноват в возгорании и должен помогать тушить, либо 2) хочется его наказать за свой дискомфорт от жжения (с которым не хочется иметь дело самостоятельно). Механизм работает вне зависимости от истинных причин возгорания, которые могут быть (и чаще всего, являются) глубоко личными. Как говорит моя коллега Полина Гавердовская, где прихватило — там и нагадил, ладно, если успел штаны снять. Любопытно, что часто «жертвы» тратят на этот пункт столько энергии, сколько не у каждого из нас есть (и это один из признаков того, что беспокоиться за них не стоит).
Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом: Некоторые люди чувствуют недоумение, потому что, фактически, в них почему-то чем-то левым тычут, и требуют что-то с этим сделать. Другие (гиперответственные, или склонные к чувству вины) могут индуцироваться и всерьёз начинать контейнировать.
Как превратить в правильную критику: Убрать оттенок требования и оформить в виде «отчёта об ошибке»: «у меня появилось чувство, что… Возможно, так чувствую не я один/одна и если это не было вашей целью, то примите к сведению». Полезно ещё бывает для себя разобраться, почему у вас есть потребность или желание нести свои чувства кому-то другому. Если это повышенная ранимость и неумение обходиться с дискомфортом — то всё-таки, это не проблемы окружающих, и нужно это учитывать.

9. Далеко идущие выводы

Примеры: Теперь всё пропало; вы так сделали потому что…; это дискредитирует всю идею; всё это неспроста; а также — литературные приёмы типа гиперболизации, псевдологических выкладок и т. д.

Почему это не критика: Потому что это личные размышления, как правило, глубоко субъективные (хотя люди, согласные с ними, могут и группироваться). Со стороны чаще всего напоминает паранойю, сбой в мышлении либо теорию всемирного заговора, потому что доказать свой вывод автор обычно не может. Точнее, он-то считает, что может, но запутывается в ногах и падает. Никакому улучшению такие выкрики по определению не могут способствовать — всё происходит у «критикана» в голове, так что вы тут бессильны.
Что чувствует человек, когда его «критикуют» подобным образом: Раздражение, злость, недоумение, равнодушие — в зависимости от чувствительности к реакциям других. Устойчивых людей можно даже этим рассмешить
Как превратить в правильную критику: Если вы склонны к такому, пробуйте перед тем, как выдавать суждение наружу, подвергнуть его самокритике, найти «слабое звено» в своих рассуждениях. Хороший приём для этого — представьте, что вам надо опровергнуть вашу же позицию, какие аргументы вы используете? Часто после этого внутреннего спора оказывается, что говорить-то и нечего, так как бесспорное оказалось спорным. Если всё же осталось, что говорить, подайте это как мысль и посоветуйтесь «Мне почему-то кажется, что… А вы как думаете?».

Как надо критиковать

Устали? Ничего, скоро уже конец. Мы с вами рассмотрели, как не надо критиковать, и почему. Теперь давайте перейдём к самому важному — как НАДО критиковать. Как оформить ваши замечания так, чтобы не ранить, не демотивировать, не оскорбить, а поддержать и стимулировать.

Признаки хорошей критики:

- она исходит из позиции «плечом к плечу с автором»;
- она уважительна, то есть, принимает во внимание труд другого человека и/или результат этого труда;
- она мотивирует на изменения;
- она вызывает инсайты (озарения) о том, как можно что-то улучшить;
- она не задевает самооценку. В идеале, вообще её не касается, потому что не может быть никакой нужды ранить чужое Эго, чтобы донести свою мысль.

Правильная критики поэтапно:

- Начните с чего-то положительного и качественно его похвалите. Важно сделать это искренне, то есть, действительно найти в предмете критики хорошее, и подробно написать, почему вам это кажется важным. Фальшивая похвала легко распознаётся;

- Уберите все ваши негативные эмоции в сторону, чтобы не вызвать срабатывание защит. Не подавляйте чувства совсем — просто отложите на время, так как они вам будут мешать;

- Если ваша критика устная — используйте тёплые подкрепления, позитивный язык тела, улыбку. Дайте почувствовать вашу доброжелательность. Если письменная — то же самое, в пределах возможностей печатного текста;

- Когда приступаете собственно к пунктам замечаний, вместо указательных предложений используйте Я-сообщения: вместо «вы не правы» — «я не согласен». Так вы избегнете обвинительного тона;

- Будьте как можно более точны и детальны в описании сути, того, что надо поменять и улучшить. Чем подробнее — тем лучше;

- Делайте акцент на поведении/продукте/творении, а не на самом человеке. Так вы сохраните его от чувства «я какой-то неправильный, пойду лучше полежу в кустах»;

- Постарайтесь войти в позицию критикуемого, искренне примерить шкуру того, кто уже хорошо потрудился — а не вещать, как всё плохо, из своей позиции. Иногда после этого становится понятно, что какие-то пункты вашей критики легче озвучить, чем сделать, если учесть всё, что уже учёл он. А некоторые нужно делать иначе, чем вам кажется;

- Не говорите слишком много сразу. Ограничьтесь двумя-тремя пунктами, остальные можно добавить, если будет диалог;

- Давайте готовые решения, т. е. советы по процессу, которые можно прямо сразу взять и использовать. Если готовых нет — придумайте хотя бы одно, пусть даже сырое. Это облегчит критикуемому задачу;

- Обязательно закончите чем-то положительным, и снова — хвалите качественно и подробно. Чем лучше погладите в начале и в конце, тем лучше будет воспринято то, что в середине.

Вот и всё. Те, кто дочитал досюда — молодцы и герои! Хочу кое-что пожелать всем героям, напоследок.
Пожалуйста, помните: цель вашего вмешательства — помочь кому-то стать лучше, исправить проблему.

Вы не расслабляетесь с помощью критики, вы не отрабатываете свой стресс, вы не чешете свое Эго. Если всё-таки вы это делаете, остановитесь и подумайте — действительно ли у вас есть обоснованные замечания, или вам просто нужно с кем-то поговорить. Если же вы ПРАВДА хотите помочь — убедитесь, что ваш фидбек содержит именно этот посыл. Очень непросто бывает отделять главное от второстепенного, но наилучшая критика — как раз, самая осознанная и самая тщательно продуманная. Для критикуемого она ещё и самая удобная, потому что её можно немедленно взять в работу. С помощью такой критики проблемы и пути их решения видны очень чётко. При этом, критикуемый не получает «бесплатного бонуса» в виде расстройства, демотивации и ощущения собственной неправильности.
Берегите друг друга — и тех, кого критикуете (потому что на свете слишком мало людей, которые делают хоть что-то), и тех, кто критикует (потому что людей, которым действительно не всё равно — тоже, в общем, немного).

 

Источник: https://www.factroom.ru/life/how-to-criticize-constructively

21 комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий

Войти

Отличная статья!) утащил в библиотеку, будет успокаивать меня после наездов Критегофф!)))))

Эльвира Осетина, Спасибо большое! Мне было интересно! По другому взглянул на старые обиды и на собственное поведение!)))Еще бы найти нечто подобное о вреде(пользе) непрошеных советов))))

avatar
Шаманка Руах
17.04.2017, 11:12:14

Как критикую я.
Обычно стараюсь поставить критикуемого в культурный контекст, таким образом он не оторван от общества, в котором рос, и которое сформировало ту или иную ошибку.
Говорю как правило о целевой аудитории, для которой подойдет то или иное творение, те или иные его аспекты.
Стараюсь давать конкретные советы из собственной практики, показывая попутно, что я тоже не идеал и работаю над своими ошибками.
Увы, мое ЧСВ все же проскальзывает. Стараюсь сгладить, но совсем убрать бывает трудно. Этот соблазн возглавить и повести за собой... черт, как от него избавиться?!

Шаманка Руах
17.04.2017, 17:41:09

Эльвира Осетина, перестроить штат?) Это ближе к реалу. В интернете все начинается с попыток организовать то, что доселе мало кому удавалось. И если это получается, потом лидеры таки почивают на лаврах.

Толковая статья.

А меня как-то учили способу:
1.Найди что-то хорошее в сделанном, чтоб похвалить.
2. Критика в стиле, а вот если эти несколько моментов подправить, будет вообще здорово.
3. В целом хорошо так, интересно.

Как бы одобрение обязательно и плюсы в начале и в конце, от этого людям захочется выслушать и может, чуть доправить.
А если только минусы или много - агрессия и человек не захочет ничего менять.

Тару Халла
17.04.2017, 14:52:03

Эльвира Осетина, у меня было «жадно заглатывая его спелый банан».
Да, в копилку )

avatar
Лора Вайс
17.04.2017, 13:32:35

Как правильно критиковать? Не критиковать вообще ))))))

Любая критика встретит сопротивление. Даже если критика прям ваще критика, а плюваниевамвмоську...

А воопче, почти из любой критики/недокритики можно выудить для себя что-то полезное, хоть и будет противно )))

Эльвира Осетина
17.04.2017, 14:35:51

Лора Вайс, Ну, у нас же типа "свобода слова", вот все и хотят ею воспользоваться)))
А так конечно полностью согласна))

avatar
Эль`Рау
17.04.2017, 13:17:09

Из всего текста понравилась картинка в самом начале с цитатой:
Критика - это когда один человек объясняет другому, как бы сделал он, если бы вообще умел.

Анегдоты в тему:
1) Кри­тика дол­жна быть конс­трук­тивной.
Ос­кор­бле­ния дол­жны быть ар­гу­мен­ти­рова­ны.
Пример: Ты ду­рак, по­тому что ты де­бил.
2) Ког­да я хам­лю Вам-это конс­трук­тивная кри­тика, ког­да Вы мне-это не­обос­но­ван­ный на­езд.
3) Ес­ли вас кри­тику­ют, то зна­чит вы всё де­ла­ете пра­виль­но. По­тому что лю­ди на­пада­ют на вся­кого у ко­го есть моз­ги.
4) Сын от­ца спра­шива­ет:
— Па­па, па­па! А что та­кое «кри­тика свер­ху» и «кри­тика сни­зу»?
— Сей­час объ­яс­ню, сы­нок, — от­ве­ча­ет отец, — Возь­ми, на­бери в чаш­ку во­ды и сту­пай вниз под ок­на.
Ког­да сын спус­тился, отец кри­чит из ок­на:
— Ну, те­перь вып­лесни во­ду из чаш­ки на ме­ня!
Сын плес­нул, но до от­ца ни­чего не до­лете­ло, а все, что в чаш­ке бы­ло на не­го са­мого же и уго­дило.
— Вот! — го­ворит отец, — Вот это кри­тика сни­зу. А вот это кри­тика свер­ху!
И оп­ро­кинул на сы­на вед­ро во­ды.
5) Лучшая похвала - это критика идиотов....

Эльвира Осетина
17.04.2017, 14:28:29

Эль`Рау, Хорошие анекдоты, посмеялась, спасибо за позитив)))))

avatar
Шаманка Руах
17.04.2017, 11:08:10

Гипер-полезный материал! Даже для тех, кто это знает и так. Сравнимым по важности текстом могу назвать лишь "Полное раскрытие женской логики".
Даже решила сделать конспект материала, чтобы могли прочесть те, кому влом. Лежит здесь:
http://mriswiz-yada.livejournal.com/19303.html

Шаманка Руах
17.04.2017, 13:17:22

Эльвира Осетина, вот щас думаю - мож в отдельный блог вынести?

avatar
Лада Кутузова
17.04.2017, 10:35:32

Со многим согласна. Есть замечательная критика, в которой идет разбор текста. Но обычно человек за счет отзыва хочет подчеркнуть свою значимость (почесать свое эго). Как будто его мнение жизненно необходимо другим.
Особенно раздражает этот снисходительный тон "ну я вообще-то могу понять, почему книга другим понравилась". А дальше перечень, почему другие читатели тупые, а он звезда.

Лада Кутузова
17.04.2017, 12:58:32

Эльвира Осетина, это да, звучит везде.

avatar
Наталья Изотова
17.04.2017, 11:45:24

Доброго.
Производить разбор художественного текста учат не в специальных ВУЗах, а в школе, на уроках литературы, причем уже со средних классов. Как и искусству грамотно строить отзыв.
Статья объемная и в целом выглядит криком души измученного неконструктивной критикой автора, с явной просьбой относиться к нему более уважительно. Проблема состоит в том, что манера критиковать напрямую зависит от личностных качеств комментирующего, от преследуемых им целей и отношения к окружающим и писателям в частности. Поэтому те, кто изначально пишет отзыв, дабы вам помочь и поддержать - будет тактичен, а тот, кто считает, что вы просто поставляете ему развлечения в виде печатной продукции - грубо выскажет все свои "фе", а эту длинную статью читать не будет.
Меня лично вот что смутило:
"У вас могут возникать чувства, мысли и реакции в ответ на любой стимул. Но они — только ваши, и вам с ними иметь дело. Если же у них почему-то сразу есть вектор в сторону обратной связи источнику стимула, то это нездоровая фигня"
Смысл понятен. Но мое личное мнение: книга должна вызывать мысли и эмоции, которыми хочется делиться и обсуждать. А что может быть лучше и приятнее обсуждения с автором? Причем для обоих

Наталья Изотова
17.04.2017, 12:18:59

Лада Кутузова, Согласна) Но в формате самиздата проще найти автора, чем клуб его фанатов, поэтому и все восторженные отзывы обычно уходят ему же.

avatar
Аникина Елена
16.04.2017, 10:31:30

А как на самиздате можно критиковать? Я так поняла, что идеальный читатель, это тот, который в комментариях пишет " ЫЫыыы ШЫДЕРВ!!!!!!!!!!!!!КАГДА ПРОДА!!!!!!!!!!))))))))))))).А если, уж купили, чей-то опус, и он вам показался чушью собачьей, то сама виновы - ходите мимо или молча грызите кактус. Иначе, вам припишут глубокие личностные проблемы и общую неудовлетворенность жизнью, которые вы слили на этого святого человека - автора.

Эльвира Осетина
16.04.2017, 13:32:06

midea, Каждый эту статью воспринимает так, как видит, т. е. со своей точки зрения, опыта, прожитых лет и т.д. и т.п.
Тут недавно у Ольги Жаковой неплохая статья была на эту тему. Что мы всегда видим то, что хотим увидеть или ожидаем увидеть (без разницы) в тексте, в фильме, на картине художника, хоть где.
Вот и эту статью все воспринимают по-разному.
Вы так, а я эдак, так что не заморачивайтесь ;-)

avatar
Светлана Гимт
16.04.2017, 04:02:55

Прочитала и задумалась. Всегда любила правило "критикуя - предлагай", но ведь на самиздатовских сайтах оно не будет работать. Иначе те же тролли напредлагают такого, что у автора волосы дыбом встанут... Или я не права? Ну просто всегда думала, что по этому правилу можно объективную критику от необъективной истерики отличить, а теперь вот засомневалась.

Эльвира Осетина
16.04.2017, 12:08:49

Светлана Гимт, Вообще, многие авторы пишут книги по такому принципу... Я не давно к Звездной в группу заходила, она тоже решила такой эксперимент поставить. Книга пользуется популярностью, в группе уже три тысячи читателей, а к каждому посту у нее там по 80 или 100 комментариев.
Здесь на ЛитЭре Сильвия Лайм и Альмира Рай тоже во что-то подобное играли с читателями, я посты читала, но в группы не ходила, просто не когда было.
Кто-то целые квесты создает по своим книгам, кто-то ролевые игры... Я вот всего один раз попробовала, мне было интересно, может еще когда-нибудь попробую сделать так же.

avatar
Лиза Ангель
15.04.2017, 20:26:39

А вообще, жаль что Вы ушли с "ненавижу" отсюда, держу открытую страничку на продомане только из-за Вас))

Лиза Ангель
16.04.2017, 09:40:54

Эльвира Осетина, Это хорошо)

avatar
Алина Лис
15.04.2017, 16:31:13

Статья может выступать как лакмус. По реакции на нее.

Но вообще всем, кто прочел ее и в чем-то согласен, рекомендую начать с себя. Я по мере сил стараюсь выполнять советы указанные в ней :)

Эльвира Осетина
16.04.2017, 08:35:12

Таша Танари, Это точно)))

avatar
Лиза Ангель
15.04.2017, 20:24:11

Самая "страшная" критика на мое первое произведение

А мне не очень.Извентие. сюжет хорош, но както все по быстрому. Хотелось бы более развернуто. Скомкано все.Как будто отписалась и отвязалась. Как то так.

Лиза Ангель 13.04.2017, 09:13:42

Вы правы, но это первая книга. Будет время, обязательно вернусь и перепишу многие моменты. Спасибо за отзыв.

Я считаю, адекватно восприняла критику, но она подумала, что я обиделась и написала дальше.


Лиза Ангель, Милая не обижайтесь только! Творческих успехов вам!!! И любви такой как у ваших героев!


Я-, Спасибо, никаких обид)))

Лиза Ангель, Спасибо за ответ! Удачи в творчестве !Совершенствуйтесь ! Чтобы ваши произв видения приносили удовлетворения от прочитанного!

Это наверное некоторым тяжело читать, но я готова ко всему))) Главное воспринимать все с юмором, а это только со временем приходит))

Эльвира Осетина
16.04.2017, 08:33:21

Лиза Ангель, У меня тоже как-то было подобное))
Я просто сказала читателю на подобный отзыв: "Спасибо за ваше мнение" и читательница решила, что я обиделась)) Потом долго и упорно пришлось ей объяснять, что я не обиделась)))

Хорошая статья, дельная. Только сомневаюсь я, что много кто ее осилит, и тем более что в ней что-то поймут те, кто был не в теме)))))

Эльвира Осетина
16.04.2017, 08:21:08

Татьяна Богатырева, Это статья не для "критиков")) А для писателей, чтобы могли разбираться в типах личности своих "критиков", и понимать, почему люди говорят те или иные вещи, и не обижаться на них)) Лично я, именно так воспринимаю этот материал.

Чет спора не нашёл.

Эльвира Осетина
15.04.2017, 20:05:56

Дмитрий Манасыпов, Нажмите на плашечку серенькую с названием конкурса перейдете на страничку конкурса, там комментарии найдете.

avatar
Тару Халла
15.04.2017, 16:53:28

Не кидайтесь тапками, но разве не проще поработать с собственными реакциями, чем пытаться изменить читателей? Их много, а ты — одна.

Я все комментарии в свой адрес воспринимаю не как критику, а как чье-то личное мнение. И оно меня не ранит. Я вижу: тут пишет тролль, тут — хейтер жанра, тут человек пытается проанализировать текст в меру своего понимания, а тут кого-то порвало и он сливает эмоции. Ну и что? Как я их заткну? Разослать всем эту статью и требовать, чтобы читатели поработали над собой? Нереально.

ИМХО проще научиться принимать любые отзывы и выбирать полезные замечания )

Тару Халла
15.04.2017, 17:48:22

Эльвира Осетина, да, замечательная статья, я её сохранила. Спасибо вам!
Писателям обязательно нужно разбираться в мотивах комментаторов.

Кстати, положительных комментариев это тоже касается. И если пишут «я так рыдала над последней главой» (я-сообщение) или «вы счастливый человек, раз пишете такие книги» (переход на личность) — то тоже не стоит принимать близко к сердцу.

А настоящую критику сложно получить (

avatar
Елена Колоскова
15.04.2017, 16:24:51

"Настоящей критики сейчас нет ... Я не читаю и не слушаю ничего, что обо мне пишут, ни хорошего, ни плохого. ... Критика - это взвешенный анализ".
(В.Хотиненко, интервью телеканалу "ОТР" 11.07.2016)

И знаете что? Ему можно.

Мануал для критиканов тут.
https://lit-era.com/blogs/post/8923

Елена Колоскова
15.04.2017, 16:56:17

Эльвира Осетина, На ЛЭ в блогах чаще переваливание с больной головы на здоровую и обесценивание. Грустно, господа...
Хоть в блоги не ходи.

avatar
Ирина Булкина
15.04.2017, 16:14:45

Хороший блог.
Цитата из комментария к моей книге: "О чём эта книга? Что она несёт для читателя? Мне не нравится ГГ-ня. Она эгоистична, холодна и неверна, не вызывает положительных эмоций с моей стороны. Ссорится с мужем? Это не повод изменять. Нет никакого упоминания, что она пытается как-то изменить ситуацию. У них общий ребенок, между прочим. От эротических сцен мне стало неловко. Все эти спермы, вагины, менструальная кровь. Я люблю эротику, но когда она описывает чувства и ощущения, а не физиологию. Книга мне не дала ничего в плане эстетики, морали или развлечения".

Эльвира Осетина
15.04.2017, 16:38:24

Ирина Булкина, Прямо по пунктам, можно на примеры разбирать)))

avatar
Джули Айгелено
15.04.2017, 15:53:49

Статья отличная. Ещё есть продолжение - как воспринимать критику. А я "везунчик" - пункт 5 и 6 постоянно попадаются хD

Эльвира Осетина
15.04.2017, 16:12:00

Джули Айгелено, Я со всеми пунктами встречалась, особенно здесь на ЛитЭре)))

avatar
Анна Сойтту
15.04.2017, 16:07:27

Благодарю за статью!

Эльвира Осетина
15.04.2017, 16:10:47

Teddy.soi, Да, статья очень полезная, сразу дышать легче становится)))