Писатель - читатель или писатель - критик?

Автор: Анна Азарцева / Добавлено: 25.04.17, 00:33:48

Когда я только читала книги, то мне попадались абсолютно разные творения. Какие-то нравились до восторга, я их  перечитывала по ...дцать раз, цитировала, вступала в группы и сообщества по тематике этих книг, рисовала арты (да, да, я тогда еще рисовала и очень даже неплохо). В общем, фанатела по всякому.

А какие-то, наоборот, не цепляли. Были скучные, занудные, неинтересные, а  то и оставляющие слишком мрачные впечатления, чтобы продолжать их читать.

Были и такие книги, что вроде бы и ничего, а что-то, буквально на грани сознания, дергало. 

Но стоило  мне самой сесть за написание романа, а потом еще и самостоятельно его вычитать, стараясь подхватить все провисы сюжетных линий, деталей, "развешанных ружей", ошибок и описок... Ребяты, я оказалась потеряна для огромного пласта литературы, потому что  вижу теперь только "а вот тут надо бы по-другому сформулировать", "а это ошибка грамматики", "а тут стилистика хромает", "а тут...".

Вот сегодня, к примеру,  прочитала рассказик  на тему войны, Дахау и старушки-пенсионерки. Остальные читатели восторгаются, вспоминают своих родственников, погибших-прошедших войну, делятся  эмоциями.

А я?

А я вижу лишь, что бабулька-пенсионерка вряд ли стала бы  такими ровными пафосными словами разговаривать. И что логика рассказа теряется, ибо не сходятся  некоторые детали. И что надо было бы кое-что подсократить ,а  кое-где акцент сделать глубже и резче для бОльшего эмоционального давления...

В общем, вопрос ко всем пишущим: вы тоже перестали видеть за текстами историю?

 

Комментарии:

Всего веток: 31

Лора Вайс 27.04.2017, 08:52:32

Нет, не перестала. Если мне история нравится, то все недочеты идут мимо. Само собой, я говорю о нормальных текстах, а не где ошибка через слово.

Если постоянно и во всем выискивать проблемы, то лучше уж вообще перестать читать или читать только себя любимого... Ну или классику, изданную в бородатые годы.

Вообще, зачастую такая предвзятость с годами проходит...

Гай Александра 25.04.2017, 11:35:30

Когда пишешь сама, спустя некоторое время привыкаешь корректировать и обдумывать написанное. При прочтении книг других авторов у меня автоматически "включается эта опция". Анализирую писательские навыки свои и чужие, делаю выводы и постоянно учусь. Но писать рецензии! У-у-у, это нужно немного потрудиться, мне лень!

В ветке 3 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Гай Александра 27.04.2017, 07:22:15

Анна Азарцева, Cогласна!

Анна Бруша 25.04.2017, 12:28:45

Просто нужно читать хорошие истории, тогда текст исчезает.
Не вижу смысла тратить время на книги, которые мне не нравятся. Не вижу смысла писать комментарии на истории, которые не зацепили. (только если уж очень вредное настроение)

В ветке 5 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

youreclipse 27.04.2017, 02:51:08

Анна Азарцева, я согласна с Анной Бруша) Но понимаю, у самой такое было, что вот начала читать книгу, все гуд, а в конце какая-то лажа... Поэтому перед тем как начать читать большую книгу, я смотрю, есть ли у автора миньки. Знакомлюсь с ними и если вижу, что автор не сливает концовку, то берусь за огромный томик)) Конечно, есть процент, что там-то будет все слито, но он куда меньше)

Нихти Неа 25.04.2017, 18:22:36

мне кажется, к писательству это имеет весьма опосредованное отношение.
Если читаешь текст для удовольствия, то воспринимаешь в целом историю, не разбивая ее на какие-то компоненты.
Если текст - объект для работы, то смотришь на него уже другими глазами, ищешь другое в нем (ошибки, особенности композиции и тп и тд).
Единственное отличие писателя от читателя - что читатель чаще всего общается с текстом "по-любви", для удовольствия и не ставит перед собой задачу критической оценки, для него главное "прет-не прет" грубо говоря.
Про себя: если я читаю книгу, которая мне нравится, то я не разбираю его критически, а быстро "уезжаю" в картинку.
Если я хочу, предположим, вычитать текст, то смотрю уже другими глазами)

В ветке 3 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Нихти Неа 27.04.2017, 01:15:55

Анна Азарцева, не знаю, у меня - если я вижу "линии сборки", то как правило, книга мне не сильно нравится, и следовательно - я ее не читаю=)
а если нравится, то режим восприятия текста легко переключается.

Елена Середа 25.04.2017, 16:26:42

Есть такое. Профессиональная деформация называется )) Тоже не могу нормально читать книги - везде найду, к чему прицепиться. Это очень сильно впечатления портит.

В ветке 3 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Елена Середа 27.04.2017, 00:37:06

Анна Азарцева, Винить себя точно не надо, с этим ничего не поделаешь :( Не хочешь, а замечаешь все косяки.

Гера Симова 26.04.2017, 11:13:21

Это профессиональная деформация. Заметь, что если автор совпадает ритмом с тобой и твоим мироощущением, ты не видишь у него недочётов. А если и видишь, то взгляд по ним проскальзывает. если же текст вроде и неплохой, но при этом постоянно хочется в нём слова местами переставить, то это просто немножко не твоё. Или надо просто дать себе мысленного пинка и позволить получить удовольствие, наплевав на некоторые корявости и шероховатости ;)

В ветке 5 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Гера Симова 26.04.2017, 18:48:21

Анна Азарцева, Наслаждаясь каждой буквой :)))

Ольга Иванова 25.04.2017, 14:47:05

Очень знакомо))) Правда, если вдруг цепляет сюжет, то критик постепенно переходит в читателя, а на мелкие огрехи перестаю обращать внимание)))

В ветке 4 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Анна Азарцева 26.04.2017, 18:43:10

Ольга Иванова, Нечастые - это не беда, хотя глаз за них цепляется.

Оксана Алексеева 25.04.2017, 11:15:34

У меня такого нет, вообще. Но во мне и литературного критика, наверное, нет, я поэтому и отзывы писать не умею. Даже если очень понравилось, не могу сформулировать четкую мысль. А если не понравилось - вообще лень формулировать. Короче, один примитивный критерий - прет или не прет)

В ветке 3 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Оксана Алексеева 26.04.2017, 14:25:44

Анна Азарцева, аа, ну ошибки я вижу. Логическую, психологическую недостоверность вижу. Но я их и раньше, до писательства, мне кажется, видела. Если про очевидные говорить. А неочевидные... тут так все спорно. У многих классиков иногда такие обороты, что ум за разум заходит. Тургенева недавно читала - его сейчас бы ни один редактор не пропустил, наверное. Но тем не менее картинка выстраивается идеально. То ли по поводу стиля, приемов и прочей атрибутики не может быть единых правил, то ли я не настолько хорошо с ними знакома, чтобы прямо сходу вылавливать... А сейчас боюсь, что после того, как об этом задумалась, начну обращать внимание))

Леонова Юлия 25.04.2017, 15:15:47

Знакомая история. Бывает наткнёшься на завлекательную аннотацию, сюжет, который нравится, откроешь книгу, разочаруешься и закроешь. Задумка хорошая, но исполнение хромает на обе ноги. Даже если сюжет ну о-о-очень привлекательный не смогу читать, коли много ошибок, ляпов, логика хромает. Меня это отвлекает и в итоге вместо того, чтобы получать удовольствие, испытываю раздражение. (

Последний комментарий в ветке:

Анна Азарцева 26.04.2017, 14:02:02

Леонова Юлия, Вот-вот, такая же история.

Дана Данберг 25.04.2017, 12:39:27

Очень часто. Вчера вот читала одного топового автора, а у него в последних двух главах окончания расставлены просто наобум. Не знаю, как так вообще можно было написать. Сначала хотела прокомментировать, а потом махнула рукой, все равно в ответ обругают...

Последний комментарий в ветке:

Анна Азарцева 26.04.2017, 14:00:22

Дана Данберг, Знаю такое. Только не с окончаниями.
Есть топовый автор, у которой книги очень неплохи, но финалы... Хочется обнять и плакать за роскошно слитый финал((

На Юг 25.04.2017, 12:34:58

Есть такое, да... Особенно было поначалу литературной, так сказать, деятельности. А после научился его контролировать, поэтому большинство книг читаю в отключенном режиме критика... Так оно легче...

Последний комментарий в ветке:

Анна Азарцева 26.04.2017, 13:59:14

Сергей Морошко, Попробую отключать критика, когда читаю чужие истории.
Быть может, получится и у меня)

Татьяна Богатырева и Евгения Соловьева 25.04.2017, 10:43:53

Приятно познакомиться, профдеформация. Это не пройдет, теперь вы всегда будете оценивать тексты совершенно иначе. Но видеть историю за текстом не перестанете - в том случае, если захотите ее видеть.

В ветке 4 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Анна Азарцева 26.04.2017, 13:58:38

Татьяна Богатырева, Вот как бы теперь настройки правильно выставить)

Рощина Надежда 25.04.2017, 11:04:11

Я умею переключаться между читателем, писателем и критиком. Как без этого наслаждаться жизнью? :)))) *улыбается* Но этот навык пришёл ко мне не сразу, а только после нескольких лет мытарств, когда внутренний критик видел все глупости, падал в обморок или тряс кулаками от гнева, и галлонами пил валерьянку)))))))))))

Последний комментарий в ветке:

Анна Азарцева 26.04.2017, 13:55:42

Рощина Надежда, Да, да, да, мой внутренний критик делает так же))

Варя Медная 25.04.2017, 02:10:26

--вы тоже перестали видеть за текстами историю?
Нет, но если написано шероховато, при чтении мысленно редактирую каждую фразу.

В ветке 3 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Варя Медная 25.04.2017, 16:32:15

Анна Азарцева, Дело в том, что обычно такая ситуация у меня с переводными книгами, а там болше вопросов к переводчику, чем к автору)

Елена Силкина 25.04.2017, 00:40:35

Параллельно вижу обычно - и сюжет, и недостатки))) критикую редко, чаще просто или дочитываю, или нет)

В ветке 3 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Елена Силкина 25.04.2017, 16:21:31

Анна Азарцева, у моих знакомых музыкантов то же самое с музыкой других авторов(((

Евгений Морозов 25.04.2017, 01:14:36

Хороший блог. Тут надо сформулировать: за своими текстами, или вообще? Мозг писателя так сложен, что в любом тексте (даже на освежителе воздуха) начинает искать ошибки. Но, если этим болеть, болеть до какой-то истерии, то вряд ли можно написать что-то стоящее. Роман (худ. произведение) - это, прежде всего, история и герои. Если постоянно вычитывать, искать все новые и новые ошибки, можно до конца жизни творить идеальное, но единственное, произведение.

В ветке 3 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Евгений Морозов 25.04.2017, 15:12:45

Анна Азарцева, Время идёт, и то, что казалось вам неплохим полгода назад, спустя время может разонравиться. Это устройство нашего мозга, как в детстве, когда мы брали игрушку, резвились с нею, а потом она надоедала. Так и здесь. Нужно уметь оставлять, отпускать, так сказать)

Вася Дикий 25.04.2017, 12:40:33

Буквально вчера такие же мысли были! Вижу косяки даже в офигенных книгах проверенных временем авторов. Тут я делаю просто, переключаю фокус внимания. У меня будто тумблер в голове, и, коли книга цепляет, и у меня нет цели её оценивать, искать ошибки, то я просто отключаю "режим правки". Если Вы с собой в контакте, то сможете нащупать эту "кнопочку". Но коли книга полна всяческих косяков, то тут либо бросать чтение, либо черпать опыт того, как "не надо".

Эмилия Галаган 25.04.2017, 11:27:49

Хех, у меня вот ситуация в духе "в чужом глазу соринку вижу, у себя бревна не замечаю" бывает. Я работаю корректором и везде, блин, везде, вижу ошибки, кроме тех текстов, которые сама пишу - от произведений до банальных комментариев. И уж сколько раз меня подкалывали на эту тему, сколько шпилек воткнули, я уже смирилась. Думаю, и с писательством так же - у другого огрехи заметнее, чем у себя.
Насчет же примера рассказа про бабульку. Со мной тоже бывают ситуации, когда текст не цепляет, заходишь в коммы, а там тонны эмоций, восторги, и даже возникает мысль: это я какая-то не такая, или эта восторженная толпа? Но потом понимаешь, что для разных людей есть разные приемы воздействия. Разумеется, реальная бабулька не стала бы толкать пафосные речи, но многие люди просто не воспринимают трагические ситуации, когда те непафосно поданы. Какая-то неловкая, сбивающаяся речь в те моменты, где человека охватывает слишком сильная душевная боль - это не всем нравится, хоть и более реалистично. Многие просто хотят, чтоб им рассказали историю, да налили эмоций побольше и нечего огород городить с какими-то нюансами.

В ветке 3 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Эмилия Галаган 25.04.2017, 12:21:59

Анна Азарцева, Прочитала и с вашей оценкой рассказа согласна. Фальшь чувствуется, ага.

Наталия Романова 25.04.2017, 11:20:45

Нет у меня такого. Я читаю то, что вызывает во мне эмоции, а если есть эмоции, какая разница, что там провисает. Я и отзыв годный написать не могу, "полезный")

Последний комментарий в ветке:

Анна Азарцева 25.04.2017, 12:02:31

Наталия Романова, Ну, вам значит повезло)

Евгений Перов-Межин 25.04.2017, 02:37:54

Надоела унылота. Решил свое написать. С драконами и принцессами.
Заход с ноги засчитан. Будете проходить мимо - проходите.
Я бизграмотен и не уменю в стилистику.

зы: книги надо читать, а не самоутверждаться на несчастном тексте.

В ветке 4 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Анна Азарцева 25.04.2017, 11:51:13

Евгений Перов-Межин, Абсолютно)

Ольга Жакова 25.04.2017, 10:41:01

Ну, скажем, это стало одним из критериев: если видишь историю, а не как это сделано, значит, хорошая книга.

В ветке 3 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

turnezolle 25.04.2017, 11:17:47

Ольга Жакова, Вот да :)

Александр Вильганов 25.04.2017, 03:23:58

есть такой момент) глаза цепляются за метафоры, речевые обороты. мысленно прикидываю что стоило бы запомнить (взять на вооружение), а что стоило бы (на месте автора) изменить)

В ветке 7 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Анна Азарцева 25.04.2017, 10:12:11

Александр Вильганов, Не за что)))
Надеюсь, Вам такой способ понравится)

Светлана Гольшанская 25.04.2017, 09:34:21

Нет, не перестала. Вообще считаю, что творчество должно быть индивидуальным, а не выстроенным по шаблону, который кто-то считает правильным. Грамматические ошибки цепляют - да, еще цепляет, когда идеология автора мне чужда, тяжелый стиль - но это в общем, цепляло и до того, как я начала писать. А остальное... ну зачем навязывать кому-то свое видение текста? Лучше своим текстом заниматься.

В ветке 8 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Анна Азарцева 25.04.2017, 10:11:39

Светлана Гольшанская, Дык, вообще-то и не собиралась)
И не собираюсь) Разве я признанный автор-литератор, чтобы рассказывать всем, как писать правильно?)

Наталья Караванова 25.04.2017, 09:52:18

у меня такое было со стихами - после журения какого-то конкурса собственно по стихам. Жестко обчитавшись неумелой поэзией, и терпеливо поразбирав оную (там че-то много было) в течение короткого времени, я потом любой рифмованный текст воспринимала как объект анализа формы. Полгода или больше - даже тексты песенок в маршрутке (отдельный трэш). Но потом прошло. Очень со временем. Однако осадок остался все равно (

Последний комментарий в ветке:

Анна Азарцева 25.04.2017, 10:10:30

Наталья Караванова, Ой, вы меня успокоили) Если это все-таки пройдет или будет хотя бы адаптировано, - то хорошо.

Наталья Изотова 25.04.2017, 00:45:20

Конечно, за недочеты глаз "цепляется", но, если история увлекает, а через авторский стиль не приходится продираться, как через бурелом, то я не обращаю на них внимания. Потому что одно дело - вычитка, а другое - удовольствие от истории, сюжета, героев. Больнее всего задевает нелогичность, разве что.

В ветке 5 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Анна Азарцева 25.04.2017, 10:04:31

Наталья Изотова, Да я и не разделяю) Есть авторы-женщины, которые пишут шикарнейшие книги, та же Ольга Громыко или Макс Фрай, или Энн Маккефри, или Андрэ Нортон...
Просто я в последнее время читала именно фентези/фантастику, написанную женщинами. Из мужского литературного - только Дмитрия Руса "Играть, чтобы жить".

Наталья Самсонова 25.04.2017, 09:42:07

Лично у меня от настроения. Бывает так, что читаешь и даже не замечаешь отдельных слов, все воспринимается единым, цельным. А бывает вообще не вчитаться, цепляюсь, раздражаюсь, вздыхаю и закрываю. Коммов никогда не оставляю

Последний комментарий в ветке:

Анна Азарцева 25.04.2017, 09:44:28

Наталья Самсонова, Если меня книга не зацепила от слова совсем, то я вижу каждую ошибку и она раздражает.

Mee Mine 25.04.2017, 05:04:41

За такими, какими - не знаю, надо читать, тогда можно начать обсуждать предметно.
Могу сказать о том, что прочитано полностью или частично. Из более 300 прочитанных произведений за год, дай бог, если 20 наберется для перечтения. Иногда, интересный сюжет, но.. грамматических ошибок - лес, через который продираться - себя не уважать. Поначалу даже пыталась оставить сообщения авторам, наивная. После выпадов типа 'мой текст вычитывался профессиональным корректором', поняла, что конкурировать с профессионалами такого высокого полета не могу и не хочу и забила болт. А сейчас все просто: начинаю читать. Если при прочтении появляется мысль 'боже, какой бред', твердой рукой удаляю шедевр из библиотеки. Мысль не появилась, но и ажиотажа особого не возникло, обычно дочитываю. При появлении таблички 'купить' - наблюдаю за активностью/обновлениями недельку другую, не редко дожидаюсь скидки. Сердечко добавляю только, если читаемое действительно нравится. Если основа добротная, а конец скомкан или смазан, большая вероятность, что сердечко заберу. Заброшенные/вяло обновляемые произведения уходят в 'хочу прочесть' и читаются только после появления сообщения о окончании написания. Вот, как-то так..

Последний комментарий в ветке:

Анна Азарцева 25.04.2017, 09:43:10

Mee Mine, А я и не пытаюсь даже говорить авторам об ошибках.
Помню, с одной девушкой общалась. Она довольно известна в своих кругах, пишет СЛР. Она предложила почитать ее романы, но сразу категорично оговорила, что никакой критики не приемлет, ни жесткой, ни мягкой.
Я не дочитала даже до середины первого романа - там на самом деле нужна была капитальная правка и вычитка. Но если автор не хочет этим заморачиваться, то и я ломать мозг над теми корявостями, что были написаны, не собираюсь...

Рина Карисума 25.04.2017, 01:30:19

Я очень выборочно читала и до того, как сама начала что-то писать. Тут почти ничего не изменилось: читаю только то, что увлекает. Но заметила, что стала негативнее относиться к халтуре, недочеты режут глаз сильнее.

Последний комментарий в ветке:

Анна Азарцева 25.04.2017, 09:30:16

Рина Карисума, Точно-точно.
Особенно ,если эта книга пошла в печать и бумажное издание. Я как-то по своей наивности все же помню про издательских редакторов и корректоров.

Наталия Степанова (Шеремет) 25.04.2017, 01:16:16

Может, частично, поэтому многие и не пишут сами...

Последний комментарий в ветке:

Анна Азарцева 25.04.2017, 09:29:24

Наталия Степанова (Шеремет), Наверное да)

Татьяна Бессонная 25.04.2017, 00:51:54

Очень часто - да) Профессиональный переклин)) Я больше не могу читать как читатель, я читаю как писатель)

В ветке 3 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Татьяна Бессонная 25.04.2017, 09:23:08

Анна Азарцева, А никак) ИМХО, это уже навсегда, это цена литературного мастерства)

Books language: