Трагедии
"Трагедия – драматическое произведение, изображающее напряженную и неразрешимую коллизию, личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя". (Сергей Иванович ОЖЕГОВ)
Трагедий, насколько я могу судить, гораздо меньше в художественно-развлекательной сфере (т.е. в литературе, книгах, кино), как произведений с хэппи-эндом. Но всё же они есть.
Сейчас, в нашем реальном мире, трагизма хоть отбавляй! Порой читать или смотреть даже не хочется, а писать и подавно.
Помню, как одна женщина слёзно уговаривал меня изменить финал одного из моих рассказов, а я её спросила:
«Неужели так плохо?»
«Нет, что ты. Произведение замечательное, – ответила она. – Хорошо оставь так. Но прочти его лет через пять, и тебе самой захочется изменить финал».
И вот прошло время. Я разбирала свои компьютерные файлы, думая, чтобы ещё такого интересного выложить в сеть. И тут попалось моя трагедия.
Я прочитала её несколько раз, немного отредактировала, но… финал. Как с ним быть?..
И тут я невольно вспомнила ту читательницу. Неужели она оказалась права? Но почему?..
Я люблю смотреть и читать истории подобного рода: «Ромео и Джульетта», «Тристан и Изольда», «Кольцо Нибелунгов», «Титаник», «Троя», «Антоний и Клеопатра», и многие-многие другие. Можете дополнить список.
А написать трагическое произведение просто не получается.
Хотя, одно есть. Написано оно очень давно, а редактировать, рука не поднимается. Вдруг захочется изменить финал?
А в одной из своих фэнтези, убив дракона, я теперь думаю, как бы его воскресить, и наделить более добрыми качествами.
В нашем сегодняшнем мире граничат рядом боль и страх. Раньше тоже много чего было. Но сейчас, программа новостей – сплошной хоррор, фильм трагедий и ужасов. Чего уж говорить о том, чтобы писать об этом. Я даже детективы смотреть перестала, исключая советского «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
Чем больше видишь, читаешь, тем глубже понимаешь, что мир и жизнь куда дороже войны и смерти. Мы должны сделать что-то доброе, а не поганое и уродливое, из-за чего становится стыдно, в первую очередь перед собой. Может, я одна так думаю?..
А вопрос-то остался открытым:
ПОЧЕМУ ЖЕ НАМ БОЛЬШЕ НРАВЯТСЯ ИСТОРИИ СО СЧАСТЛИВЫМ КОНЦОМ, А НЕ С ТРАГИЧЕСКИМ ФИНАЛОМ?
Поделитесь своим мнением?..
8 комментариев
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий
ВойтиТрагедии не любят потому, что жизнь и так тяжела. Все устали и хотят развлечься, хотят света и надежд, что все будет хэппиэнд, пусть это и сказка. Понятное желание.
Но я, видимо, люблю трагедии. Или драмы - как минимум. И знаю почему.
Потому что, как бы ни переживал читатель в процессе, как бы ни прыгал, ни рыдал и ни рвал на себе волосы, дойдя до хэппиэнда - он отложит книгу и забудет. Может, не сразу, но очень скоро. А трагедия (или как минимум драма - если кто-то не умер, но остался несчастным) будет болеть, будет тревожить своей несправедливостью, требовать что-то сделать. И, быть может, читатель что-то хорошее кому-то и сделает. А может просто станет добрее и внимательнее к другим людям, и это хорошо.
Мой любимый финал - светлая трагедия или горька победа. Таких большинство. А остальные - вообще мрачняк ))
Влад Ларионов, Рада Вашему мнению!
"ПОЧЕМУ ЖЕ НАМ БОЛЬШЕ НРАВЯТСЯ ИСТОРИИ СО СЧАСТЛИВЫМ КОНЦОМ, А НЕ С ТРАГИЧЕСКИМ ФИНАЛОМ?"
Потому что "жизнь - венерическое заболевание со стопроцентной смертностью" (с) ))))
И это - истина, поскольку за всю историю человечества бессмертные смертные были только в греческих мифах, да и тех в итоге...
Так что "мы все умрем" - это закон природы. И напоминать о нем несколько... не комильфо.
А если серьезно, то самая сильная сторона литературы как искусства - это эмпатия читателя до уровня отождествления себя с героем. И когда героя убивают - это еще то переживание.
Не для слабых. Но сильный человек способный к сопереживанию... мал этот круг.
Вот и приходится балансировать между правдой жизни и нежеланием ее (правду) показывать голой.
Обрывать повествование на конце белой полосы. на свадьбе. на эпической победе в не менее эпической битве. Ну или хотя бы не мочить всех героев разыгрывая гамбиты и жертвуя второстепенные фигуры. На большее редко хватает смелости.
А еще трагизм ситуации можно драпировать. Например у меня из трех текстов два на самом деле "скрытые" трагедии, а третий - трагедия уже не отдельного человека, а целой планеты. Но кто задумается: "а что там дальше?"
Ал Аади, Благодарю за Ваше мнение!
Очень просто: жизнь, какой бы прекрасной она ни была, - история с плохим концом.
Когда читаешь книгу с хорошим концом, это каждый раз опровержение истории о том, что смерть побеждает.
Тару Халла, Красиво.
И так радостно читать такие истории!
Мне неважно есть хэ или нет, главное, чтобы окончание было полностью логичным и максимально реалистичным, не притянутым за ушки)
Ал Аади, нет) Можно и банальный финал, главное, реалистичный и логичный, а это уже его сделает небанальным)
Я тоже люблю истории Ромео и Джульетты, Клеопатры и Марка Антония, «Титаника», «В списках не значился» и «Последней любви на земле». Это ранит, заставляет задуматься и запоминается на всю жизнь.
Но предпочитаю всё-таки истории со счастливым концом. Джульетта проснулась, римляне не захватили Александрию, Джек Доусон не замерз, беременную Мирру не закололи штыками, а чувства никуда не пропали.
ИМХО нельзя отбирать надежду.
Тару Халла, Спасибо!!!
Надежда никогда не умрёт!!!
Не знам, не знам. Мне совершенно не важен хэппи-энд, если, конечно, трагичный финал не "иба ваистену".
Сама собираюсь грохнуть ключевого персонажа в финале. Насовсем. Чтоб погиб и умер. Но я-то знаю, зачем и во имя чего я его убиваю.
В общем, я за трагичные финалы (и не только финалы), если они оправданы.
Gala Gradiva, Если оправданы - то да!!!
А то, иногда бывают просто бессмысленные.
Благодарю за Ваше мнение!!!
Когда мне плохо в жизни, я ищу сказку и хороший финал. Сейчас у меня всё наладилось и читать тянет драмы и трагедии, чтобы получит те эмоции, которые я недополучаю в жизни.
Наверное, поэтому и писать у меня получается лучше драмы, не обязательно трагедии, хотя и такая есть.
Алёна Крылова, Спасибо!
Во всём должно быть равновесие!
И пусть побеждает хорошее!!!
Можно и так и этак. Умер, но выжил. В хроноопере, например.
(И волки сыты, и овцы целы, и причина сюжетной движухи).
Елена Колоскова, Благодарю!
Можно!
Бесконечное путешествие во времени.
Удаление комментария
Вы действительно хотите удалить сообщение ?
Удалить ОтменаКомментарий будет удален безвозвратно.
Блокировка комментирования
Вы дейтсвительно хотите запретить возможность комментировать ?
Запретить Отмена