#отзывы: "Машина Различий" Гибсона-Стерлинга

Автор: Лидия Ситникова (LioSta) / Добавлено: 31.05.17, 20:30:07

Всегда сложно писать отзыв на известную книгу – прежде всего, потому, что об этой книге уже сложилось некое мнение. А уж если книга считается чуть ли не классикой в своем жанре…

Внимание! Текст отзыва может содержать спойлеры!

Роман Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга обязательно встретится вам в любой подборке, посвященной стимпанку или киберпанку (хотя от «кибер» в нем разве что заметное влияние технологий на общество). Сам мир «Машины различий» - это «механическая альтернатива». Представьте, что компьютер был изобретен еще в середине XIX века (а он был изобретен, хотя об этом как-то забывают). На троне Британской империи – все та же королева Виктория, вот только большинство в парламенте занимают промышленники, изобретатели и ученые, так называемые «промышленные радикалы». Индустриализация, которая и так охватила «проснувшееся» в викторианскую эпоху общество, в романе прямо-таки скачет вперед кенгуриными прыжками. Технологии проникают во все сферы, начиная от политики и заканчивая культурой, и эти технологии основываются на использовании разностной машины Бэббиджа – того самого механического компьютера, работающего на энергии пара.

Более правильным переводом названия книги было бы «Разностная машина», ведь вся альтернативно-историческая линия как раз и построена на использовании разностной машины (разностного или дифференциального вычислителя) – механического «компьютера» Чарльза Бэббиджа. В книге Бэббиджу повезло куда больше, чем его прототипу в реальности. Его машина не только была построена полностью, но и сумела изменить ход британской истории, а сам изобретатель удостоился титула лорда.

Разностные вычислители главенствуют над всем. На их основе строятся настоящие механические суперкомпьютеры, мощность которых измеряется длиной зацеплений, а вместо дисков используются перфокарты. Картотека самой большой разностной машины в Британии хранит гражданские индексы каждого британского подданного, всю информацию обо всех  – где-то здесь невольно проводятся параллели со Скайнет. Почти мистическое Всевидящее Око.

Получает распространение кинотропия. Кинотроп вообще заслуживает отдельного внимания. Представьте, что вы пришли в кино, но вместо динамически сменяющихся кадров на гладком полотне экрана вам показывают ряды разноцветных кубиков. Каждый из кубиков, вращаясь на оси, поворачивается к зрителю определенной стороной, окрашенной в тот или иной цвет. Синхронное вращение кубиков задается программой, введенной в механический вычислитель – и из сотен кубиков, как из пикселей, формируется целостная картинка. А звуковые и световые эффекты обеспечивает скрытый под сценой человек, который вручную меняет перфокарты, ставит светофильтры и бьет в литавры…

Журналисты и писатели вовсю раскупают новейшие печатные машинки, которые позволяют делать множество копий с помощью перфоленты и даже править написанное -  используя ножницы и клей.

Появляются и свои хакеры – клакеры, пробивающие на перфокартах сложные программы для разностных машин. Одна из таких программ занимает центральное место в романе. Речь идет о «Модусе», созданном гениальной Адой Байрон и якобы способном предугадывать исход азартных игр. Вокруг «Модуса» вращаются все основные события книги, но сама программа выступает как бы скелетом, стволом дерева, на котором вырастают персонажи – вырастают и постепенно заслоняют ствол, выходя на передний план. Несмотря на то, что охота за «Модусом» остается фабулой романа, мы видим в первую очередь лица – лица очень разные и не всегда симпатичные.

Вариация названия «Машина различий» отсылает нас к социальному неравенству, которое (несмотря на развитые технологии, культ науки и преобладающее большинство ученых-изобретателей в парламенте) все еще существует в британском обществе. И вместе с тем, как неизбежное следствие, существуют и протестующие против этого неравенства: луддиты, клакеры, авантюристы, мятежные капитаны и даже проститутки.

Сюжетные узлы, называемые в романе математическим термином «итерация», связывают воедино отдельных героев и, причудливо переплетаясь друг с другом, создают неповторимую ткань сюжета – затейливую, как сложный узор на жаккардовой ткани.

Что интересно, как в любом хорошем -панке больше сочувствуешь тем, кто «внизу». Вот, например, Сибил Джерард, дочь бывшего «луддита» - участника антипромышленных выступлений, ныне проститутка.

Вот гениальный клакер Мик Рэдли, связавшийся с отставным техасским генералом. Вот сам генерал, любитель крепко приложиться к бутылке. И вот первая итерация, впервые показывающая нам «Модус».

Вот знаменитый палеонтолог Эдвард «Нед» Мэллори, открыватель сухопутного левиафана, не брезгующий уличными девками и сделавший состояние на азартных играх. Вот мятежный капитан Свинг, использующий ужасы Великого смрада в Лондоне для неумелой, но масштабной попытки переворота. Вот Лоренс Олифант – журналист, литератор, тайный рыцарь плаща и кинжала. А вот сама леди Ада Байрон, королева машин, одержимая болезненной страстью к азартным играм. И – вторая итерация, и снова «Модус».

На «Модусе» завязано очень многое, но все-таки книга распадается на множество отдельных мелких сюжетных линий. Особенно интересно проследить, как причудливо судьба сводит разных героев. Так Нед Мэллори, испытывая острый недостаток раскрепощенного женского общества, снимает проститутку Хетти – подругу Сибил Джерард. Поиски «Модуса» приводят Лоренса Олифанта в Париж на встречу с Сибил – и она узнает в Олифанте таинственного незнакомца, мельком виденного в компании техасского генерала. И сам «Модус» - загадочная программа, якобы испортившая французский супер-компьютер Гран-Наполеон и стоившая жизни лучшим клакерам Британии и Франции…

Среди беспорядков, охвативших Лондон, все туже затягивается узел под пристальным взглядом Всевидящего и Всемогущего Ока. Нам как будто показывают фрагмент большого, цельного, продуманного до мелочей мира. Случайно выхваченный фрагмент, застывший дагерротипным отпечатком.

Книгу нельзя назвать простой, это не то чтиво, которое можно выхватывать кусками на ходу. В мир «Машины различий» хочется погружаться. Я перечитывала ее три раза. И, как любой хороший роман, с каждым перечитыванием «Машина» открывала себя с новой стороны.

Для кого эта книга? В первую очередь, для всех ценителей хорошей альтернативной истории. Для любителей «негрязного» панка (хотя грязи и смрада в происходящем хватает, а жизнь низов показана без прикрас – но в книге нет шокирующих и откровенно мерзких подробностей, зато есть умело и со смаком описанные сексуальные сцены). Ну и, конечно, для поклонников викторианской эстетики, фанатов магии пара и шестеренок, для всех, кто любит и понимает стимпанк.

------------------------

Другие отзывы вы можете найти здесь. Да, сборник отзывов не заморожен, как бы ЛЭ этого ни хотелось =) И регулярно обновляется.

Ну и, конечно, вы всегда можете подписаться на отзывы и проды на моей страничке и заглянуть в паблик.

Всем хорошего дня!

4 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий

Войти
avatar
Анна Семироль
31.05.2017, 23:06:45

Да, мне стыдно, но я эту книгу не смогла по достоинству оценить. Я в ней завязла.

Анна Семироль
01.06.2017, 17:58:56

Лидия Ситникова (LioSta), Я так вгрызалась в тексты любимого Йена Макдональда. У него такое переплетение казалось бы, несвязанных друг с другом сюжетных линий, что голова пухнет. А потом в определённый момент всё очень красиво увязывается.

avatar
Мила Тисова
31.05.2017, 21:16:59

Лежит в библиотеке, но что-то я призадумалась, насколько вынесу себе мозг.(((

Мила Тисова
01.06.2017, 17:54:58

Лидия Ситникова (LioSta), Еще нет. Но сомнения появились.

avatar
Алёна Волгина
31.05.2017, 21:38:31

Мне кажется, Вы очень точно подметили особенности книги )
Сюжет похож на цепочку отдельных новелл, в которых судьбы героев причудливо переплетаются друг с другом. И где-то на заднем плане все время маячит агрегат Бэббиджа )) Очень интересное техническое описание машины во время визита Мэллори в Центральное статистическое бюро. В общем, у меня сложилось впечатление, что автора интересовали не столько отдельные персонажи, сколько описание альтернативного общества в целом.

Алёна Волгина
01.06.2017, 14:09:57

Лидия Ситникова (LioSta), именно поэтому меня эта книга и зацепила ))

avatar
Владимир Кощеев
31.05.2017, 20:45:48

Спасибо за отзыв)

Владимир Кощеев, всегда пожалуйста)