Как не стать коммерческим автором: 13 моих ошибок
По мотивам вебинаров Лит-Эры. Что нам советуют, и как я это нарушаю.
Я бесперспективна как коммерческий автор, потому что:
1. Я пишу слишком медленно.
На создание "Ересиарха" у меня ушел год. Если приплюсовать сюда работу над сюжетом, изучение первоисточников, продумывание характеров - накинем еще три месяца. С февраля в работе вторая книга, и на данный момент написана всего примерно треть :(
2. Я не выкладываю проды ежедневно.
Бывают удачные дни, когда я могу стабильно выставлять проды, но это, скорее, исключение. И размер прод - не 5-10 килознаков, а хорошо если 2-3. А все потому, что...
3. ... Я не следую правилу "Сначала напиши - потом выкладывай".
Я выкладываю книги по мере написания. Стараюсь, конечно, не делать больших перерывов между продами - хоть по чуть-чуть, но книга еженедельно будет обновляться. Я не могу стабильно выдавать на-гора определенное количество килознаков каждый день. Даже если представить, что мне вообще больше нечем заняться :) Я не пишу из-под палки - но вот это как раз и хорошо даже с коммерческой точки зрения (почему - смотрим ниже).
4. Я работаю сразу над несколькими проектами.
5. Я не пишу в популярных жанрах и не ставлю во главу сюжета животрепещущие темы (отношения, брак, счастливое семейное будущее и т.п.).
6. Я пишу, а не создаю коммерческий продукт.
Я ориентируюсь не на потребности рынка, а на собственные вкусы. Но это не значит, что я пишу без оглядки на читателя. Наоборот - я стараюсь следить за логичностью и понятностью повествования. И постоянно спрашиваю себя: как будет выглядеть в глазах читателя герой? Будет ли уместен антураж? Оправданным ли будет смотреться поступок персонажа? Я не пишу "под заказ" - мне этого добра и так хватает. Я пишу от души. И мыслю не как делец, а как художник. Но статус КА подразумевает в первую очередь зарабатывание денег, да и сам портал откровенно коммерческий - пусть простят меня админы, но это так. Я поддерживаю политику ЛитЭры в отношении КА и продвижения книг, которые уже хорошо продаются. Не соответствие - еще не повод не поддерживать.
7. Я предпочитаю неформат.
Критерий "необычности" для меня основополагающий. Выбирая сюжетный ход или придумывая какую-то фишку, я задаю себе вопрос: а как будет нестандартнее? Это несколько усложняет работу. Больше времени уходит на тщательное продумывание мелочей. Я не фанатка шаблонных сюжетов и кальковых персонажей.
8. Я не знаю свою ЦА.
И не ставлю подстройку под нее во главу угла. Если меня спросят, кто он, мой читатель, я вряд ли смогу ответить что-то более определенное, чем "он похож на меня". Женщинам мои книги, возможно, покажутся слишком жесткими. Мужчинам - чересчур эмоциональными.
9. Я страдаю перфекционизмом.
Всегда вычитываю и выверяю текст перед выкладкой. Вроде ерунда. Я тоже так думала - до тех пор, пока не потратила два часа на выяснение, как открывались телефонные будки в Лондоне начала XX века.
10. Я иногда выкладываю "старенькое".
Как бы нехорошо, но всё выложенное раньше просто нигде не публиковалось. И старенькое оно только для меня.
11. Я экспериментирую с жанрами.
"Автор - это не имя, это жанровая принадлежность", но я и тут ухитрилась сделать не так, как надо.
12. Я не пишу "симпатично".
Я отдаю предпочтение сложности и богатству языка (в меру своих сил) в ущерб доступности. Иногда результат принимается за пафос.
13. Я не уделяю достаточно времени пиару.
Не увлекаюсь фейками, рекламой, накруткой и прочая. Я вообще скромный зверь, не любящий говорить о себе. Представлять результаты своего труда - каждый раз как маленькое испытание. И зашкаливающее количество "я" в этом посте - исключение. Да-да.
Зато...
1) я не делаю больших перерывов в серии. Закончила книгу - берусь за следующую.
2) Не выкладываю "черновики черновиков". Даже если роман в процессе, максимум мусора - это пара случайных очепяток. И я никогда не меняю сюжет кардинально - в завершенном романе будут те же герои, та же последовательность действий, те же логические связки, что и в книге "в процессе". Все-таки заранее продумать сюжет проще, чем переписывать книгу дважды. И читатель не получит "приятный" сюрприз в виде переворачивания уже известных ему событий с ног на голову - просто потому что автору так захотелось.
3) Дописываю книги. Если книга не пошла сразу - пусть лежит в дальней папочке, выкладывать не начну.
4) Ориентируюсь на результат, а не на сиюминутную коммерциализацию. По этой же причине не пишу из-под палки, все равно хорошего текста так не добиться. И по этой же причине не работаю в мейнстримовых жанрах. Не мое. Читатели чувствуют фальшь - так любой автор, даже коммерческий, может свою аудиторию растерять. Не повезло мне быть поклонницей мистики, постапа и антиутопий. Аудитория меньше. Проблематика сложнее. Матчасть порой задолбищнее. Зато мне так интереснее. В конце концов, я пишу то, что сама хочу читать, то, чего мне так не хватает в нашем бескрайнем мире "большой литературы". Я пишу для себя. И в этом - моя проблема...
(автор коллажа - Екатерина Паниканова)
62 комментария
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий
ВойтиВы не КА по одной простой причине. Вас не читают. Всё. Остальное - отговорки.
Саша Купырева, Мне кажется, нет)
Я от души желаю вам стать успешным автором, чье творчество пользуется у читателей такой любовью, что они готовы за него платить. Тогда вы перечтете этот ваш пост и посмеетесь над собой.
Потому что только наивный автор считает, будто читателя возможно обмануть и недоложить в книгу души и сердца. Поверьте, читатели не дураки, они это сразу чувствуют и отворачиваются от любого автора, если тот начинает халтурить, и платность книги или распиаренность автора тут не имеют значения.
Вы посмеетесь над собой, когда поймете, что накрутки и фейки не приносят денег, и еще ни один "коммерческий автор" не удержался на пьедестале за счет хитрости. Разве что сойдет с ума и начнет скупать через подставных лиц тиражи своих книг.
Вам станет стыдно за этот пост, когда, получая деньги за свой труд, вы вспомните, что все ваши таланты остались с вами, вы не перестали вычитывать книги перед выкладкой, вы не идете на сделку с музой, даже если пишете то, что нравится вашей аудитории. Ничего не изменится, кроме того, что ваш труд начнет вас кормить.
Успеха вам на литературном поприще.
Бесперспективны, как коммерческий автор? Хммм... Бесперспективен только трупик, уложенный в свежеструганный гробик, и то, если не вляпается в историю уже как остывающий персонаж)))
И знаете, Лидия, успехов в творчестве!
Алексей Быков, а что? Потом все там будем (то есть трупиками). И не факт, что наше творчество останется бессмертным. Это я так себя утешаю, когда нападает хандра. =)
Лол. КА пытаются доказать то, что блог их не беспокоит, но ни фига не получается.
К чему этот блог? Вы не желаете становиться коммерческим автором? Так никто не запрещает. Это только Ваше решение! Не стоит, походя обливать грязью более успешных. Мол, пишут то что востребовано. Повторюсь - это Ваше решение! Только Ваше!
З.Ы. я не КА. Не стоит предвзято относиться.
Леонова Юлия, Слово "успешный" можете вообще выбросить из своего обращения. Не об этом же речь.
Странное у вас представление о коммерческих авторах. Не в упрек, а чисто ради лучшего понимания: вы в само деле считаете, что невозможно продавать книги, если писать для души, так как нравится и то, что нравится? Если писать не мейнстрим, а нечто оригинальное? Если вкладывать в произведения душу, интеллект и идеи? Сдается мне, именно это представление и является вашей основной ошибкой. Потому что даже если писать медленно (по книге в год, как мы с Белкой), экспериментировать с жанрами, выкладывать проду не ежедневно и т.д. - вполне можно получать с писательства и финансовую отдачу.
Может быть, стоит расслабиться на эту тему (то есть совсем расслабиться и положить что-нибудь увесистое) и просто получать удовольствие от процесса, а с продажей книг все само постепенно образуется? Если будет нужно, конечно.
Ну и немножко меньше горечи, она отравляет нервную систему. Все не так ужасно, как кажется. )))
Чтобы стать успешным коммерческим автором, нужно серьезно вложиться в продвижение. И дело тут не в скорости написания. Можно одну-две книги написать и иметь коммерческий успех, можно штамповать довольно читабельный продукт, но его не купят.
А мне хотелось стать коммерческим. По принципу "если пишу более-менее пристойно, найдутся люди, которые это купят, а гоню трэшак - хоть сутками строчи про властных господинов и всемогущих попаданцев - не получится". Не получилось. Таки трэшак.
На мой взгляд, нет никакой беды в том, что вы не являетесь коммерческим автором.
Ваши книги интересно читать, а ведь это редкость на данном портале. Здесь, как и на других (не будем говорить где, но я за вами слежу:D) очень много книг которые можно купить, но которые не хочется читать. То, что автор может получить рубель за текст, не делает этот текст качественным и читабельным.
Вообще, с развитием интернета, рекламы и "социальных сетей" в целом, понятие "популярность" сильно теряет в своей актуальности. Поясню. Популярными авторами в сети могут являются те люди, которых "отлайкали", которых "просмотрели", но по существу дела, это все может быть оформлено специальными силами и средствами раскрутки. Да, не спорю, есть авторы которые пишут и их покупают, но также есть авторы, которые пишут и их не покупают.
Можно посмотреть на конкретном примере данного лит. портала. Сколько книг я готов купить? 0
Сколько книг я готов прочитать? Как минимум несколько, и они бесплатны, и ваши книги в их числе - без какого-либо преувеличения. Но, вы не коммерческий автор, но читать лично я вас готов. Не это ли является показателем,пусть не большого, но успеха, лично вашего,как автора собственного мира?
Лидия Ситникова (LioSta), Именно так, абсолютно верно. Я тоже готов заплатить и 500р за книгу, если она того стоит. Только на лит порталах таких книг нет, ну просто нет. Я честно пытаюсь найти такие тексты, постоянно просматриваю топы в различных жанрах, но увы. Покупать кота в мешке тоже не горю желанием.
Пару дней назад сходил в "Читай Город" и купил "Дюну".
Сам я тоже свои книги выставил на продажу, но в достаточно лояльном варианте. Все же основной сюжет всего цикла доступен бесплатно. Фактически, книги мои продаются в магазина для тех, кто хочет высказать благодарность таким способом. Но при всем при этом я уже не один десяток книг раздал просто так, тем кто хочет почитать, причем книги печатные, очень качественные, в хорошем твердом переплете, оформлением и на очень хорошей бумаге.
"4. Я работаю сразу над несколькими проектами." - Вот это я больше всего ненавижу. Я предпочитаю с головой уходить в один проект. А за отвлечение на другой я хочу убивать Убивать УБИВАТЬ.
Надо же, а у меня меня всего две ошибки, но стоят двадцати - несерьезность и лень))
Если бы относилась к писательству как к работе, то, наверное, зарабатывала бы.
По мне КА - это не диагноз. Это тот, у кого получилось создать вещь, за которую готовы платить. От этого вещь не становится ни лучше, ни хуже той, за которую сайт не даёт читателю возможности заплатить, потому что читателя, по мнению, сайта не много. Может, вам бы читатель и заплатил, да никак. А вот писать списки того, что вы с КА делаете разное, глупо немного. И противопоставлять стили работы. На Лит-Эре свет клином не сошелся. На другом сайте, может, и вам бы платили, тогда и отговорки ваши сразу стали бы лишними...
А я решила было стать коммерческим автором, а получилось для души)))
Иногда снимаешь маску серьезности и чувство собственной важности, и тааак прикольно весело становится жить и писать))
С удовольствием прочитал (и перечитал). Много думал... Пишу для души - в этом, наверное, и прелесть мук Автора. Спасибо Вам
Пыталась быть коммерческим, но фиг. Пыталась популяризировать свой мир - облом. Не умею видимо писать в популярных жанрах так, чтобы привлекало массы.
Всё совпадает у меня, кроме перерывов в серии. Они сами собой получаются из-за медленного письма(
Инесса Иванова, да не стабильно. Иногда только обдумываю. Иногда эпизод (1 - 2 т.зн.), или 40, но это заметки в несколько сюжетов. Глава по 0,5 - 1 алки от 2 недель до месяца, но это когда её ход уже продуман. Сложно подсчитать. Особенно долго искать антуражку и консультации. Как пример, штудировала спелеологию и главу писала 5 месяцев. Правда, параллельно намечала другое)))
Тоже что ли самопиаровский бложик накотать?
Обозвать себя красило, художником, например... или сделать упор на том, что пишу не для всех, ибо понять меня сложно (хотя это как раз неправда), а может сделать упор на том, что все КА профи, а вот те кто пишет просто так дилетанты? (Я так не думаю, просто аналогию провожу)
Лидия Ситникова (LioSta), Например? Просветите, пожалуйста.
Ну не коммерческий и что тут такого?
Зато вполне возможно что писатель, а не автор текстов.
Сам коммерческим быть не хотел изначально, потому мы с Вами совпадаем практически по всем пунктам.
Лидия Ситникова (LioSta), Я думаю возмущение вызывает даже не столько написанное, сколько вообще способность к анализу. ))))))
Не надо становиться коммерческим автором. Будьте хорошим и грамотным автором. Читатель только спасибо скажет.
Бобик, у бизнеса и творчества мало общего, но тут они все-таки сумели скреститься
"В конце концов, я пишу то, что сама хочу читать, то, чего мне так не хватает... пишу для себя. И в этом - моя проблема..."
Это не проблема, это - решение. Проблема на Вас упадет тогда, когда кнопка позеленеет.
Репосты и прочие "КА-плюшки" не обещаю, но с тем, что Вы пишите я должен познакомиться.
Константин Семенцов, знакомьтесь, пожалуйста. Буду рада, особенно если не ограничитесь "лайком", а напишите замечаний по делу)
Поддерживаю такой подход. Принципы очень похожи на мои, хотя в одном пункте сильное различие. А именно двенадцатый. Я тоже не пишу "симпатично" и как принято, но как раз наоборот, легко могу пожертвовать красотой языка ради точности передачи мысли. То есть в ущерб красоте, крен в сторону именно четкости и точности.
Лидия Ситникова (LioSta), аналогично. В смысле -- прочитав этот блог еще раньше (до ответа) тоже пошла знакомиться с Вашими текстами.
Рада за вас :)
Только вот это все выглядит... как плевок в сторону коммерческих авторов. Особенно пункты 6, 9, 12 и 13. Поверьте, коммерческие авторы тоже прорабатывают тексты, тоже над ними пашут и тоже не пытаются угодить всем сразу.
Рэйв Саверен, речь шла о качествах, которые автор записи нашел у себя и противопоставил коммерческим авторам. ИМХО, то, что я упомянула, "мешают не факту "коммерцизации" творчества, а его стабильности и упорядоченности".
И еще, скорость написания должна соответствовать плану, числу знаков и сложности задумки. Поэтому 3-4 месяца тоже вполне может быть долгостроем. Вообще понятие "долгострой" довольно условное. Продуманный роман в 300-400 тысзнаков и более раз в год - это не долгострой.
Только смысл выкладывания в процессе при условии, что продолжение получается реже, чем раз в неделю, сильно снижается, потому что читатели начинают "вылетать из сюжета". А выкладывание книги целиком привлечет гораздо меньше читателей, по сравнению с ежедневной выкладкой глав. Практически на любом портале. Можно игнорировать этот факт, специально или по незнанию, но этот факт имеет место быть.
И если пишешь редко и что-то сложное (а автор как бы намекает, что пишет продуманные книги (и это ей мешает стать коммерческим автором, угу..) лучше писать в стол. А потом выкладывать. И быть успешным (а также коммерческим).
Ну, да, а все коммерческие авторы - дилетанты, которые только и думают о том, как бы побыстрее написать очередную стряпню-брехню и загребать лопатой бабло. Все ведь пишут не то, что хотят читать, не то, к чему лежит сердце, а простенький розовый бредик. И только те, что не поддались золотому тельцу, все ещё способны творить настоящую литературу, с душой, искренне, п не вот это вот ваше - за деньги.
Автор блога, не надо так уж себя восхвалять, это неприлично. Писать год книгу означает лишь отсутствие внятной идеи, свободного времени и поддержки читателей.
Лидия Ситникова (LioSta), Очень умно. Полазать по моим книгам и вычленить негативный комментарий, которые есть у каждой книжки, даже самой лучшей. А почему вы не привели здесь положительные комментарии, например, из "Сбежавшей игрушки", коих только вчера я получила около ста пятидесяти?
Впрочем, это не важно, потому что ваш поступок в принципе показывает как человека мелочного и недалекого. Всего доброго.
Совпадаем по большинству пунктов :) И да, мне тоже в издательствах не раз говорили, что я безнадёжен. Поэтому я печатаюсь самиздатом. :)
роман за год - это быстро )))
Лидия Ситникова (LioSta), ну я вовсе не хочу сказать, что достойную вещь нельзя написать быстрее. Можно, есть примеры. Но даже Кинг, как правило, выпускает по книге в год. Иногда по две. Иногда пишет книгу больше года. Так что книга в год - это быстрый, профессиональный темп.
Посмотрела свои сроки - у меня на роман уходит от полутора до пяти лет. При том, что писать стараюсь каждый день. Нынешний проект надеюсь закончить за год, но не уверена, что получится.
Сороконожку как-то спросили - какой ногой ты делаешь первый шаг? Она сначала задумалась, потом запуталась, потом упала. Поменьше заморачивайтесь на всякую лабуду вроде вебинаров, семинаров и учебников на тему "Как правильно писать". Я вот вообще этим не интересуюсь и прекрасно себя чувствую))) Я уж молчу про то, что чаще всего людей чему-то учат те, кто сам ничего делать не умеет, кроме как учить)))
О, подпишусь под каждым пунктом. Поэтому и расстроилась, прослушав последний вебинар. Не быть мне коммерческим автором. Сейчас задумалась о том, чтобы вообще на ЛЭ не выкладываться. Сначала писать в стол, потом пытаться в издательства торкнуться, и уже после, если откажут - здесь.
Лидия Ситникова (LioSta), Считаете, что работа не может приносить радость ?))
Только один пункт имеет значение: делает ли это все вас счастливее. Все прочее - несусветная фигня.
На мой взгляд, имеет смысл читать только те книги, которые написаны для души. Ради денежки, бывает, пишутся вполне крепкие и профессиональные вещи, но если у автора не горит, то это все равно в лучшем случае середнячки.
И, наверное, очень повезло тем, кто пишет много, быстро, в тренде - и в то же самое время именно то и так, как душа требует.
Может быть, когда-нибудь и у нас что-то такое совпадет. А может быть и нет. Но пока вполне хватает удовольствия от процесса и не выраженного в денежном эквиваленте результата (как КА мы где-то на задворках галактики, и по этому поводу особо не паримся).
Татьяна Богатырева и Евгения Соловьева, плюсую =)
На всякий там чтениях по обмену и салонах красоты мне все сказали что не моя ЦА. А казалось бы.
Ох, мне тоже не скоро стать коммерческим автором.
Лиона Боргес, своя ЦА у каждого есть. Беда в том, что где-то ее больше, где-то меньше. И в том, что не всегда ясно: нужно ее знать или просто забить и писать так, как хочется.
Оу, калека! (коллега). Трясу вашу инфантильную лапку в чуфстве солидарности! И пусть весь мир подождет!
Александр Владимирович Соколов, это вы кому сейчас?)
Почитала вашу статью и, да, согласна почти по всем пунктам.
Увы, я тоже не коммерческий автор. Тоже пишу медленно, никуда не тороплюсь и больше ориентируюсь на результат. Да и в общем-то не до конца поняла, как стать коммерческим автором на ЛЭ. Просто пишу и все)))
Спасибо и вдохновения вам.
Amalie Brook, спасибо, взаимно =)
кстати, коллаж чудесен, отличная идея.
Маргарита Шаркова, мне тоже понравился. Нашла совершенно случайно, кстати.
Может быть, именно так и рождаются великие книги ))))
Но... упс! Я-то думала, что сейчас быстренько напишу один бесплатный роман на 300К знаков и автоматом получу статус коммерческого писателя! Таки нет??? Я неправильно поняла условия сайта???
Яся Белая, Спасибо! А я вам! )))
Я тоже пишу слишком медленно.
За что получаю по шапке. Но все равно не тороплюсь :D
Глава или ее часть раз в 7-10 дней? Могу, умею, практикую.
Смахивает на бред))))
У меня все еще безнадежнее) Страшно сказать, сколько лет долгострою. И выкладываю я где-то раз в неделю или две, большими главами, не признаю эдаких "плевков".
Насчет непопадания в ЦА - очень близко. Раньше я даже не задумывалась об этом, ведь я-то всеядна постольку, поскольку хорошо написано. Теперь же понимаю, что те, кому может понравиться кровавый мрачняк, убегут, плюясь, когда герои начнут мелодраматично выяснять отношения, а то и за ручку держаться, те же, кто был бы рад, если бы они всю книгу ходили по саду под звездами, убегут, плача и плюясь, при виде окровавленных трупов) Остается всего ничего))
Единственное, считаю подход "напиши и выкладывай" более ответственным, хотя, конечно, не единственно возможным. Особенно когда в сюжете переплетается несколько линий, и присутствуют детективные элементы. Тут уж каждая мельчайшая деталь и акцент важны. Распределение информации - тоже целое отдельное искусство. А правки пост фактум не есть гуд. Стилистические - пожалуйста, но если от этого зависит детективная интрига...
1,2,3 и 13 пункты прям как с меня списаны.
Видимо мне тоже не стать коммерческим автором.
Лидия Ситникова (LioSta), Какое же?
Как знакомо все)
Поддерживаю!
Как читатель( и ваш к слову. в том числе) могу только порадоваться, что такие писатели есть.
Маргарита Шаркова, спасибо =) автор очень-очень рад, что есть такие ценящие читатели =))
"2. Я не выкладываю проды ежедневно."
Ежедневно - это перебор, а вот еженедельно было бы в самый раз. Иначе интерес к вещи остывает. Зачем ждать продолжение, которое будет то ли через месяц, то ли через год?
Neko Moro, еженедельно выкладываю :)
А ещё ошибкой считается предупреждать о том, что книга будет подписной)))
Маргарита, как бы да, но этот пункт мне не грозит, так что пропустила его)
Проблема в том, что где-то с другой стороны, с читательской стороны, - ходят-бродят в поисках таких авторов как вы нестандартные читатели. Вот бы затеять площадку, на которой вы могли бы встретиться:)
Никита Калинин, равняться не стоит, но разница-то вот в чем: ЛЭ заточена под продажи. Другие площадки - нет. То есть на АТ можно открыть платную подписку хоть сразу после регистрации. Только покупать эту подписку никто не будет. А здесь, если вдуматься, довольно рациональный подход: продавать имеют право только те, у кого есть база ПЧ. То есть продают те, у кого уже есть покупатели. И это есть хорошо с точки зрения желающих заработать на книгах. Но не есть хорошо с точки зрения тех, кто вылизывает свои тексты :)
Половина этих ошибок - достоинства
Макс Лагно, согласна :) правда, на пути к быстрой популярности эти достоинства становятся препятствиями.
И у меня сколько-то пунктов с вашими совпадают:)
Но, по-моему, здравый у вас подход.
Может, скорого дохода не принесёт, но со временем может привести к многоразовым книгам, качественным:)
Елена Свительская, на то и уповаю :) и за скорым доходом не гонюсь.
"Автор - это не имя, это жанровая принадлежность" - какая странная мысль.
Анна Бруша, если верить вебинарам - ни разу не странная.
тяжела и неказиста жизнь перфекциониста (с)
сама страдаю тем, что меняю жанры и задалбываюсь матчастью даже в сказочке про феечку ))) кстати, даже её пишу не коммерции ради, а потому что интересно самой - получится ли такой текст
Светлана Суббота, начинает дергаться не только левый глаз, но и правый, с повадкой закрыться и не видеть этого ... )
Зато вы пишете хорошие книги, которые я с удовольствием читаю.
Вот за всё вышеперечисленное я тебя и люблю!
Эм-м. Лидия. Как говорят в Карибском море "кодекс это только свод указаний, а не законов" )) Джорж Мартин и Джоан Роулинг вам в помощь. ))
Спасибо за блог. Созвучно моим мыслям, хотя я и не перфекционист.
Удаление комментария
Вы действительно хотите удалить сообщение ?
Удалить ОтменаКомментарий будет удален безвозвратно.
Блокировка комментирования
Вы дейтсвительно хотите запретить возможность комментировать ?
Запретить Отмена