Как описать сражение

Автор: Наталья Изотова / Добавлено: 21.08.17, 17:14:31

 

Масштабные описания — это не страшно.

 

Для нетерпеливых — ПЛАН написания в разделе VI.

 

В очередной раз столкнувшись с необходимостью описать масштабное сражение, я решила, наконец, найти какую-нибудь «методичку» и сделать все по правилам. Потому что, согласитесь, нужна какая-то система, дабы, перечисляя действия целой армии (двух армий) не потерять настроение, динамику... и здравый смысл.

Писала больше для себя, буду рада, если пригодится.

 

Не буду «растекаться мыслию по древу», обойдемся без вступлений, по пунктам.

 

I. Подготовка. «И вот нашли большое поле...» (М.Ю. Лермонтов)

 

Прежде чем переходить к описанию самого боя, надо четко обозначить для себя следующие вопросы:

 

1.В какую эпоху и в какой стране происходит сражение?

Найти информацию, связанную с военными силами той эпохи (местности): как назывались отряды, какие маневры и построения были популярны, какое использовалось оружие и снаряжение. Если у вас фэнтезийный мир, было бы неплохо упомянуть заранее, есть ли у гномов боевые самоходные машины, например, и какие заклинания доступны магам. Какие достижения науки и техники уже известны и используются в бою. Не забывайте, что оружие воинов должно быть не красивым, а удобным и смертоносным. Никаких «кольчуг на голое тело» и бронелифчиков.

 

2. Где происходит сражение. Погода и время суток. Рельеф местности

Это очень важный параметр. Ровное бескрайнее поле, где схлестнутся две армии — просто, но скучно. Продумайте, будут ли рядом горы, станут ли солдаты рыть траншеи или использовать заграждения. Насколько каждая из армий привычна к бою в таких условиях? Возможно, часть поля окажется заболоченной? Или это будут холмы, высоты, которые придется брать? Или рядом окажется лес, из которого внезапно придет подкрепление? Если армия штурмует замок, неплохо было бы набросать его план. Не забудьте про укрепления, ров, бойницы, колодцы или реку и главную башню (донжон), в которой укроется семья владельца и которую будут защищать до последнего.

Погода, как дополнительный параметр, придаст сцене драматичности или поможет одной из сторон (солнце в глаза, пылевая буря, как прикрытие).

 

3. Расстановка сил. Стратегия и тактика

Нарисуйте схему. Распределите по отрядам все виды войск. На стенах тоже расставьте. Не забудьте, что для дальнобойных орудий тоже потребуются солдаты и боеприпасы. Драконы? Големы? Авиация, танки? Стрелочками отметьте, кто куда направляется, на кого нападает в первые минуты. Где основные силы, а какой ход — отвлекающий. Определите основное направление удара. (более подробно — в пункте III. Маневры)

 

Тут полезны понятия стратегии и тактики, которые сильно взаимосвязаны. Можете загуглить длинные определения, я же понимаю их так:

Стратегия — более общее понятие. Как, используя имеющиеся в распоряжении силы (ресурсы), сложившееся положение и информацию о неприятеле, добиться победы.

Пример: командование неприятельской армии засело в замке. Нам следует подвести основные силы и взять замок штурмом, обезглавив армию.

Тактика — как именно следует подготовиться и вести бой, чтобы реализовать выделенные стратегией задачи.

Пока основные силы будут осаждать подвесной мост, лучники — отстреливать солдат на стенах, а катапульты — пытаться разрушить укрепления, небольшая группа проберется по канализации, устроит диверсию и откроет путь для остальных отрядов.

Так вот, стратегию и тактику для своих войск (и войск противника) надо определить обязательно. Учитывая, конечно, что враг не идиот и будет отбиваться.

Одно из классических построений войск: линия пехоты, на флангах кавалерия, вторая линия пехоты – подкрепление, и стрелки перед строем, которые уходят в тыл после того, как враг приблизился.

 

II. Армия. Основные рода войск. «Смешались в кучу кони, люди...» (М.Ю. Лермонтов)

 

Так как речь идет про сухопутные сражения, рассмотрим сухопутный вид войск. Сюда входят:

  • пехота

  • кавалерия

  • армейская авиация (драконы, ага)

  • танковые войска (броневые, механизированные, подвижные)

  • ракетные войска и артиллерия (катапульты, баллисты, требушет)

  • сухопутная ПВО (то же, пуляющее по драконам)

  • ВДВ (выпрыгивающие из многоместных драконов солдаты или даже так:

 

1. Пехота

 

Самым распространенным и древним родом войск является пехота. Еще когда первая обезьяна взяла палку и, позвав сородичей, отправилась отжимать бананы у соседней общины, они образовали первую в мире пехоту.

 

Итак, какая бывает пехота:

1. Тяжелая пехота — те самые игровые «танки». Это закованные в качественные доспехи, но неповоротливые рыцари (неповоротливые орки с низким IQ и дубинами).

Применение: кулак, таран. Располагают их там, где надо пробить брешь в слабой обороне или, наоборот, любыми силами удержать позицию.

Не применяют: там, где нужен маневр, в засадах и ловушках, не распределяют по всему фронту.

2. Средняя пехота - «дамагеры». Мобильны, вооружены зачастую лучше, чем защищены. Есть большая вероятность, что ваш героичный герой, с его любовью лихо крушить врагов, попадет именно сюда.

Применяют: для большинства ударов и тактических действий. Часто располагается на флангах, в резерве и в засадах. От ее скорости, поддержки и хорошей ударной силы зависит, справится ли тяжелая пехота.

3. Легкая пехота — ополчение, селяне, попаданцы, которым не подфартило. Нерегулярная часть армии.

Применяют: для одного-двух сражений, в качестве разменной монеты («пушечного мяса»). Отвлечение внимания, ложные маневры, устрашающая массовка. Располагают и на флангах, и в центре, может служить подкреплением.

4. Стрелковая пехота — эльфы с луками, а также все «операторы» дальнобойных орудий (я считала, это ракетные и ПВО, но автор статьи внес их в пехоту. Ок).

 

Чем вооружить пехоту (некоторая специфика оружия):

  1. Большие щиты — для обороны, удержания линии фронта. Не особо хороши в атаке.

  2. Малые щиты и одноручное оружие — легкий и быстрый переход от обороны к атаке. Главная сила.

  3. Древковое оружие — копье, пика, глефа, алебарда. Также хороши в атаке/обороне. Из-за длины оружия менее мобильны. Идеальная защита от кавалерии («Конница на пики не идет!»)

  4. Щит + копье — грозные противники («300 спартанцев», да?), но должны сражаться в плотном строю.

  5. Глефы и алебарды — неплохи в смешанных оборонительных построениях. Хорошо наносить удары по головам врага из-за спин соратников.

  6. Двуручные клинки, топоры и молоты — лучшее решение для уничтожения пешего врага. (Кстати, обязательно загляните в блог Севера, если интересуетесь топорами и другим средневековым оружием. )

 

И все же одной пехотой часто не обойтись, поэтому переходим к «царице полей» (и нет, это не кукуруза).

 

2. Кавалерия

 

Способна обратить в бегство пешего врага, даже при его численном превосходстве.

 

Можно разделить на те же четыре вида:

1. Тяжелая кавалерия - рыцари, катафракты, кирасиры... облаченные в броню лошади и люди. Атакуют в плотном строю, практически неуязвимы. Но очень дорогое удовольствие, поэтому немногочисленна и оберегаема.

Применение: «Тяжелая кавалерия в тылу не стоит». Главная задача — прорвать фронт, затоптать все на своем пути. Атаки фланговые, лобовые, поэтому и располагается на флангах или перед основным строем пехоты.

Может затоптать и своих (подходящее подкрепление), особенно при отступлении, поэтому не отводите ее назад.

2. Средняя кавалерия — быстрее, но менее защищена. Состоит из профи, чаще всего благородного происхождения.

Применение: при отсутствии тяжелой кавалерии — выполняет ее функции. Располагается исключительно на флангах и в засадах.

3. Легкая кавалерия — Быстрая и маневренная часть войска. В зависимости от народности и эпохи, может состоять как из профи, так и из ополчения (если степной народ).

Применение: основная задача — вымотать противника, держать в напряжении, догнать отступающих. (В общем, сеять страх и панику). Располагается на флангах.

4.Стрелковая кавалерия — применимо для степных (восточных) народов, которые поголовно умели ездить верхом и стрелять из лука.

 

Такая армия могла полностью состоять из лучников. Или они могли являться лишь частью, отдельным отрядом.

Применение: Закружить карусель вокруг врага, осыпая его стрелами, не вступая в ближний бой.

Помимо лучников хорошо показали себя всадники с пороховыми ружьями (драгуны). Они стреляли в пешем бою, быстро меняли дислокацию верхом или вели обстрел из седла.

 

Вооружение:

Конница ближнего боя вооружалась длинными или короткими копьями, специальными кавалерийскими щитами и мечами (во времена расцвета пороха дополнительно вооружалась пистолями). Особо сильно бронированные отряды могли и не иметь щитов, а вооружаться длинным копьем/дротиком, которое держали обеими руками. Чаще всего кавалерия использовала древковое оружие для первого удара, самого разрушительного и сильного. А если копье застревало, ломалось, или прорвать строй насквозь не удавалось, то вход шло оружие поудобнее.

 

3. Особые отряды

 

Особо любимые слоники, големы, шагоходы. Здесь будут упомянуты некоторые другие рода войск (кроме пехоты и кавалерии), но не все.

 

1. Военные инженеры — они же гномы) Обеспечивают армию как осадными орудиями (катапульты, тараны, баллисты, пушки), так и защитными укреплениями. Сооружают ловушки, дороги, мосты. И тут главное не забыть, что все это требует ресурсов и времени. Кроме того, «Любая осадная техника или артиллерия требует прикрытия». Ставится, чаще всего, на возвышенности.

2. Большие боевые животныенапример, слоны. Применяются, как тяжелая кавалерия: прорывают оборону, наводят ужас, затаптывают все вокруг. Убить таких очень сложно, но при этом же они требуют больших затрат для содержания и обучения.

3. Малые звери — например, крупные боевые псы, натасканные на человека и послушные только дрессировщикам. В фэнтези — огромное поле для фантазии. Хороши в засадах в холмистой/лесистой местности, фланговых атаках. Наносили существенный урон и смятение в ряды неподготовленного противника. Но, так как могли загрызть и своих, обычно выпускались первыми. «Звери идут в атаку одни».

4. Колесницы - стрелковые и тяжелые (серпоносные). Первые, по сути — платформы для лучников и метателей, вторые — хорошо защищены и используются в качестве тяжелой кавалерии.

5. Универсалы обладающие широким спектром навыков, способные вести разный вид боя. Например, самураи, которые могли стрелять и с земли, и из седла, и на мечах драться. Занимали место тех войск, которые особо нужны были для конкретного сражения.

 

4. Несколько полезных замечаний (чтобы не сесть в лужу в мелочах)

 

1. Все крупные и организованные скопления людей делятся на группы и отряды. (десятки-сотни-тысячи, но возможны и другие названия) Над каждым — обязателен свой командир более высокого ранга.

 

2. Во время сражения, команды различным частям войск передаются при помощи звуковых сигналов. Такие сигналы заранее оговорены, и каждый отряд знает, что он означает. В тех случаях, когда нужно выполнить маневр, а подходящего сигнала нет, на службе полководца всегда есть гонцы, которые в кратчайшие сроки доставят указание нужному отряду, даже если тот в гуще битвы (бывало так, что посыльного с депешей убивали, и отряд не успевал вовремя выполнить приказ, что сказывалось на результате боя).

 

3. На марше армия или большие соединения выставляют разъезды (или разведку). Это нужно для того, чтоб не попасть в засаду. Разъезд, обычно конный, состоит из двух-пяти всадников. Помимо разведки, войско всегда будет иметь авангард и арьергард. Они прикрывают армию, и в случае опасности первыми вступают в схватку с обнаруженным противником, давая остальным солдатам возможность построиться для боя или отступления.

 

4. Каждую армию или большое воинское соединение сопровождает служба поддержки или обоз. Им занимаются те, кто не будут принимать участия в боях, но без их помощи сражения может и не быть. В обозах перевозили раненых, добычу и припасы. Также с обозом всегда были кузнецы, врачи и повара. У разных народов и в разное время с военным обозом могли путешествовать артисты/скальды/барды/маркитантки. Во время сражений обоз располагался в тылу под охраной небольшого отряда. Часто на них нападали еще до завершения битвы, ведь помимо всего перечисленного в обозе располагалась армейская казна.

 

5. Когда воюем в холоде, то тяжело бронированные солдаты рискуют помереть от обморожения еще до боя (металл быстро вытягивает тепло даже через поддоспешник). Поэтому в снегах войну ведет преимущественно средняя пехота в кожаных доспехах с металлическими вставками или кольчужной броне.

 

6. Обязательно учитывайте погодные условия. Если местность преимущественно степная, то от пехоты толку не будет, когда противник обладает преимуществом в кавалерии. А вот в горной, скалистой, болотистой и лесной местности от конных отрядов пользы не будет. В лесах обычно не воюют, там чаще всего прячут отряды для внезапной атаки. В местах с повышенной влажностью или во время непогоды, использования стрелковых отрядов (луков, арбалетов, кремневых ружей) будет затруднено. В топких местах, или на полях с рыхлой почвой, тяжеловооруженные, бронированные виды войск будут уязвимы. Ведь, если рыцарь поскользнулся или застрял, ему некому будет помочь... кроме добрых врагов.

 

III. Маневры. «Французы двинулись, как тучи, и всё на наш редут» (М.Ю. Лермонтов)

 

Маневры подчиняются несложным правилам:

  • Тяжелая кавалерия и большие животные бьют всю пехоту и существ легче себя. Их могут побить им подобных либо большим количеством, либо при помощи стрелков и ловушек/хитростей.

  • Средняя кавалерия бьет легкую и среднюю пехоту, а также легкую конницу. Их могут подавить пехотинцы с копьями и пиками либо равносильная кавалерия и стрелки.

  • Легкая конница не суется в плотные ряды врагов, а в основном атакует легкобронированные цели или отступающих. Их могут побить и средние войска без копий (правда, с большими потерями).

  • Тяжелая пехота бьет все, что легче себя, даже конницу. Им противостоят лишь тяжёлая кавалерия или пехота, а также численный перевес. Не забываем про ловушки и стрелков.

  • Средняя пехота, в зависимости от экипировки, может противостоять практически всем, но будет нести потери, если враг лучше снаряжен. Несут потери от стрелков.

  • Легкая пехота – проиграет всем, кто хоть немного превосходит их. Всегда требует прикрытия или численного перевеса. Несут потери от стрелков. Обычно сражаются с себе подобными или сдерживают определённые отряды врага, пока идет маневр.

  • Стрелков бьют все, кто до них доберется, а пока этого не произошло – издеваются над ними (хотела бы я знать, как). Опасаются таких же стрелков.

  • Артиллерия, в зависимости от концентрации огня, может уничтожить целые подразделения одним махом, но беззащитна в ближнем бою.

     

Итак, у нас есть карта местности, на которой расставлены силы противников.

Как любитель карточных игр (хотя та же система в настолках), я бы еще каждому «прямоугольнику», изображающему отряд, приписала значения атаки и жизни. Например, средняя пехота с показателями 7/5 после удачного обстрела лучниками врага (2/1) понесет потери до 7/(5-2)=7/3, и эти потери личного состава снизят ее атаку — получим 5/3. Не утверждаю, что это правильный подход, нюансов множество, но мне бы так было легче следить, когда отряд «добьют» и сможет ли он вообще огрызаться оставшимся количеством бойцом.

Используем стрелочки, чтобы показать, в каком направлении будет атаковать каждый отряд. Ставим крест на тех, кто выбыл из боя (отступил в тыл, разбит). Не забываем, что можно как атаковать, так и выжидать, тратить время на маневр, перегруппировку, переброску подкрепления, заряд орудий. Павшие солдаты, особенно конница или большие звери, могут мешать наступлению и, наоборот, служить прикрытием обороняющимся.

 

IV. Описание битвы. «Носились знамена, как тени, в дыму огонь блестел» (М.Ю. Лермонтов)

 

Ради чего все это и устраивалось.

Это вот здесь все самое главное!

Для начала следует определить, от чьего лица ведется повествование: сказитель, участник или наблюдатель.

 

1. Сказитель. Любой бард или крестьянин, что слышал о великом сражении.

 

  • Множество описаний будут чисто субъективными и односторонними. Многие слова могут не соответствовать правде либо ее искажать. Язык будет соответствовать диалекту рассказчика, опять-таки, многих технических подробностей он может не знать/не понимать.

  • Описывать подробно расположения войск необязательно, тут многое списывается на отношение и знания самого говорящего. Привязка к знакомым местам. Возможно, союзные войска заняли его деревню, пощипали всех девок и утащили кур. Ну, или наоборот.

  • Стоит помнить, в таком стиле повествования всегда будут восхваления/порицание и преувеличения. Рассказчик будет хвалить богов, вождей, генералов, правителей (или ругать их), гордиться своими соотечественниками и ненавидеть противника (приписывать им всякие козни, граничащие с глупостью и бесчестием).

  • Сражение будет насыщено множеством пояснений того, как его воспринимает сам говорящий, а также сравнений и простых метафор.

  • Такой рассказ легче всего подогнать под любую историю.

  • Описать весь бой сразу – невозможно. Рассказчик поможет автору передать самое важное для истории, сосредоточиться на главном.

     

Множество примеров подобного есть в народном фольклоре.

 

2. Участник. Один или несколько воинов (как простых солдат, так и военачальников). Самый эмоциональный рассказ, наполненный адреналином и динамикой.

 

  • Главное – помнить, что описывать следует только то, что видит и знает ваш персонаж. Здесь, кстати, хорошо подключить все его пять чувств для реалистичной картинки.

  • Те действия, которые происходят далеко или за какими-либо препятствиями, описывать не надо. О них можно рассказать после битвы или во время передышки, если они имеют какое-либо значение в истории.

  • Не стоит забывать о характере персонажа, при таком описании он будет раскрываться как нигде ярко. Труслив, храбр, глуп или сообразителен – это все будет видно.

  • Уделите побольше внимания действиям и поступкам участника. В сражении очень легко будет «выковать» героя или сломать его (в зависимости от вашей задумки).

  • Помните, что эмоциональная составляющая этого способа будет перекрывать общую действительность битвы, не пытайтесь описывать то, что не будет влиять на внутренний мир героя.

  • Не забывайте, что оценка происходящего, эмоции зависят от опыта героя. Привыкший к боям солдат не будет испытывать панику, ужас или страх (до определенного момента, возможно), он более хладнокровен и продуман. Но не может ослушаться приказа, даже если его послали под пули.

  • При этом главный герой не знает, что он главный и погибнуть не может (а вдруг, это мир Дж. Мартина?), поэтому обладает инстинктом самосохранения и опасается ранений. Даже в пылу битвы не бросается голой грудью на копья. Помним о том, что живая единица приносит больше урона, а жертва должна, как минимум, переломить ход сражения — иначе она не нужна. Если все же героя ранили, он не превращается в берсерка, а ощущает боль, слабость и другие неприятные отвлекающие симптомы. Урон его уменьшается.

  • Для того, чтобы битва была похожа на яростный бой, а не балет, не следует забывать о творящемся вокруг хаосе. Оружие союзников так же опасно, как и вражеское. Спасает от этого элементарное построение. И никаких заигрываний с соседней эльфийкой, не до этого.

  • Не следует ранить героя в самом начале (если он не Рассел Кроу и не должен в конце умереть), потому что ему и так нелегко, бой требует больших физических сил и концентрации. Кроме того — большая конкуренция на роль героя. Да-да, серые статисты могут быть ничем не хуже него!

  • Используйте не описания «вида сверху», не перечисление происходящего, а непосредственный «поток сознания» героя. Так проще создать достоверную атмосферу.


3. Наблюдатель. Это своего рода созерцание всего поля боя и максимально точное описание происходящего.

 

  • Здесь мы редко привязываемся к одному персонажу и можем беспристрастно описывать весь бедлам, что творится на «полянке».

  • Лучше всего описывать это от третьего лица, такого всевидящего ока – знающего все и владеющего терминологией. Но это не значит, что другие лица не подойдут.

  • Зрителем может быть кто угодно и наблюдать со стороны, во сне или видении. Только в этом случае вы приковываете себя к определённой точке, с которой и будете обозревать (если сознание героя не парило над полем боя или он не Саурон).

  • В этом способе самыми сильными сторонами являются зрелищность и точность описаний. Метафоры, сравнения и метонимии (сами гуглите это страшное слово) будут лучшими вашими помощниками. Кладем перед собой наш рисунок с расстановкой сил, стрелочками - и описываем битву в свое удовольствие. Не обязательно упоминать и расписывать каждый шаг, главное — его результат, влияние на исход битвы и на главного героя (если он там внизу, среди войск).



 

Продолжение

Комментарии:

Всего веток: 23

irinamudra 26.09.2018, 14:45:17

Наткнулась на ваш блог и возблагодарила небеса!)))
Спасибо вам!! Очень нужная информация!

В ветке 2 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Наталья Изотова 26.09.2018, 15:10:11

irinamudra, Спасибо, очень рада, если блог пригодился))

Lord Weller 27.09.2017, 17:20:14

Авиация хде?

В ветке 9 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Вячеслав Паутов 27.09.2017, 17:47:56

Наталья Изотова, Так я всё читал внимательно и критично. Видимо, понимания мы не найдем, а навязываться не в моих правилах...
...Ушёл...

Вячеслав Паутов 27.09.2017, 17:24:31

литературно-художественный путь а не научно-историческое представление истины в буквах и словах. А закончу тем, что всё описанное вами, как предпосылки и направляющие процесса самой битвы, нужно уложить в ограниченное количество абзацев и страниц, иначе читатель потеряет интерес к написанному.
Я полностью разделяю постулат ХудЛита - "время-место-событие" первичны и должны быть представлены соответствующим образом, но... не в ущерб всему остальному.

Вячеслав Паутов 27.09.2017, 17:16:47

А, если конницы, как рода войск, пока ещё нет?! Если это "вечно пешие датчане"? Есть ли в этом особенность самой битвы: построение, атака, защита флангов, финальный удар и т.д. А хитрости и военные уловки уже кто-то отменил? И всегда ли равными по численности были противники, сошедшиеся в битве. И кто сказал, что они бились только на суше?
Много ненужных уточнений, а разве из них роман "сошьёшь"? В историческом плане материал интересен и познавателен, но ХудЛит - это уже другой вопрос, другая градация.
И , пожалуй, последнее... Нельзя привести стандартный сценарий грядущей литературной битвы (пиши так, именно, так и никак иначе), ведь за всей этой ратной шумихой стоят конкретные герои повествования и акцент делается именно на них: они погибают или побеждают. И вот здесь важно как... Важно логично пояснить как неопытный побеждает профессионалов без использования магии и прочих потусторонних сил, как горстка способна победить отряд вдвое больший по численности, как ценой жизни многих, добровольно идущих на это , была достигнута победа.
А меня... меня бьют за вот такой, представленный автором скрупулёзно- подробный исторический подход к повествованию, но я умнею и выбираю теперь..

Владимир Петров 21.08.2017, 20:06:10

Ага, хорошая статья. Мадам, а вы, часом, в Rim total War не играли? Очень полезная игра, в части тактики. Мне кажется средняя пехота лишняя. Просто пехота, доспехи копья щиты, лёгкая ( застрельщики), как велиты у римлян и отряд самых опытных пехотинцев - ветеранов, резерв последнего шанса командира.)))

В ветке 12 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Наталья Изотова 21.08.2017, 22:51:55

Север, Спасибо, за интересную инфу и апанье блога ;)

Эн и Ли Ноар 21.08.2017, 22:40:42

Тащу в библиотеку, превосходный блог и как нельзя кстати!
Автору земной уклон)
Никогда не выходило нормально описать сражение, все в голове путается, немного исправляться стала только когда начала ориентироваться на пример описания сражений у Бернхарда Хеннена)

В ветке 2 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Наталья Изотова 21.08.2017, 22:43:04

Эн и Ли Ноар, Спасибо, пользуйтесь на здоровье)
Не забудьте, там еще вторя часть по ссылке внизу)

Надежда Майская 21.08.2017, 21:46:55

Забрала в библиотеку, спасибо

В ветке 2 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Наталья Изотова 21.08.2017, 21:49:59

Надежда Майская, Пожалуйста)

Ксения Робозова 21.08.2017, 21:33:30

Сохранить-сохранила в библиотеку, а спасибо не сказала. Человек-косяк.
Спасибо, очень классная и полезная статья.

В ветке 2 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Наталья Изотова 21.08.2017, 21:36:04

Ксения Робозова, Не за что, пользуйтесь)

Lord Weller 21.08.2017, 21:14:40

Отличная статья. Никогда не описывал сражений. Просто понимаю, что я не Лев Толстой и поэтому даже браться не буду. Максимум карусель в воздухе из истребителей. А так описать сражение по этому плану очень и очень сложно.

В ветке 3 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Наталья Изотова 21.08.2017, 21:30:45

Lord Weller, Спасибо. Все по правилам, все учитывая - почти невозможно, наверное...

Лех Небов 21.08.2017, 20:43:20

Для сцен где больше более трёх персонажей и они деруться... использую экшенфигуры )) Когда надо бетмен превращается в одного героя, сейлормун в другого, а безымянный солдатики из детского набора - прочими

Помогает увидеть обстановку на поле битвы и кто где стоит

В ветке 2 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Наталья Изотова 21.08.2017, 20:44:57

Лех Небов, Хороший прием) У меня как раз куча лего-фигурок есть)

Север 21.08.2017, 19:51:12

Про пехоту. были ещё большие щиты, переносимые несколькими воинами, имеющие подпорки. Отлично защищали как от атак кавалерии, так и от лучников. Разве что против артиллерии или метательных машин слабоваты... По сути - гуляй-город. И ещё использовались переносные заграждения из кольев, как несколько противотанковых ежей из заточенных жердей, соединённых тонким брёвнышком. Тоже хорошая штука была, даже против пехоты...

В ветке 6 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Север 21.08.2017, 20:18:32

Владимир Петров, Во-во, никак не мог вспомнить, как называются.

Константин Павлов 21.08.2017, 20:10:32

Читайте Перумова Копьё тьмы. Имхо, лучшее описание батальных сцен в фэнтези.

В ветке 3 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Константин Павлов 21.08.2017, 20:13:06

Наталья Изотова, Боёвки хороши. Ну, ещё у Сенкевича

Николя Якут 21.08.2017, 19:32:52

Что ж, может пригодиться)) благодарю за детали.
От себя добавлю лишь некоторые пояснения - войска ПВО можно приравнять к магам прикрытия, так и легкую артиллерию - к атакующим (тут как ваше желание будет), образно говоря - войска поддержки. Артиллерийские подразделения можно также представить большим скоплением магов, работающих со специальными артефактами или алтарями (встречалось в некоторых книгах, поэтому на их основе сужу), не говоря уже о упомянутых в методичке средствах.

В ветке 3 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Николя Якут 21.08.2017, 19:58:39

Наталья Изотова, Все на ваш вкус и цвет) можно щиты, а можно ядерный взрыв)))

Леонова Юлия 21.08.2017, 19:55:25

Позвольте пожать Вашу руку. Это ж какой труд! Утащила в библиотеку. Сама не люблю читать детальные описания сражений, но вдруг писать придется.

В ветке 2 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Наталья Изотова 21.08.2017, 19:56:17

Леонова Юлия, Спасибо, старалась)

Анна Минаева 21.08.2017, 19:53:18

Спасибо за статью. Пока полностью не ознакомилась, но в библиотеку добавила.
Уверена, что пригодится)

В ветке 2 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Наталья Изотова 21.08.2017, 19:56:02

Анна Минаева, А вдруг)

Мария Митропольская 21.08.2017, 19:45:32

Ой, да. Батальные сцены - моя боль.)))) Но ничего двести раз перепишешь и вроде ничего так. ;)))) Спасибо за наводку.

В ветке 3 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Мария Митропольская 21.08.2017, 19:51:38

Наталья Изотова, У Вас получится. Главное настроиться и собраться.;)

На Юг 21.08.2017, 19:39:34

Хорошая статья, спасибо)))

В ветке 2 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Наталья Изотова 21.08.2017, 19:40:01

Сергей Морошко, :)

Виталий Останин 21.08.2017, 17:38:48

Сударыня, а вы эту "методичку" для кого писали?

В ветке 7 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Наталья Изотова 21.08.2017, 18:05:45

Константин Семенцов, Всегда рада)

Даха Тараторина 21.08.2017, 17:19:57

Оооо, какая вкусная статья!
А я, когда сцену сражения писала, с историческими фехтовальщиками её воспроизводила. Быстрые, как собаки. Попробуй ещё что-то запомнить))))

В ветке 3 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Даха Тараторина 21.08.2017, 17:32:55

Наталья Изотова, А он и в одиночном сломит. У меня в сцене, помнится, человек семь было. Путалась только так. А уж сколько со счёту сбивалась))))))

Наталья Изотова 21.08.2017, 17:31:13

Да что оно съедает мне все пр правке!(((

Яся Белая 21.08.2017, 17:15:33

Эпично! Спасибо огромное за статью

В ветке 3 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Яся Белая 21.08.2017, 17:20:38

Наталья Изотова, действительно, никогда не знаешь в какие дебри вырулит очередной лыр...

Наталья Изотова 21.08.2017, 17:18:32

Стоп! Все не влезло, оказывается(

Юрий Ишбулатов 21.08.2017, 17:16:26

Фундаментально)

В ветке 2 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Наталья Изотова 21.08.2017, 17:17:08

Юрий Ишбулатов, Та вообще, весь день сидела, вместо проды)

Books language: