Литература кризисная и развлекательная

Автор: Ольга Жакова / Добавлено: 10.01.16, 21:12:26

Мне очень понравилась статья Юрия Лугина, вышедшая сегодня в "Вестнике Lit-Era". Очень умная, вдумчивая, взгляд назад и вперед, причем от человека, который хорошо знаком с материалом.

И натолкнула она меня на некоторые размышления, которые я вам и представляю в небольшой ответной статье. На самом деле мои размышления - не только о молодежной прозе, а о литературе вообще. Мысль не то чтобы новая, но почему-то ее очень часто игнорируют при подобного рода анализе. 

К делу.

Откуда идут многие претензии к развлекательной литературе? Юрий неплохо сформулировал в своей статье основные претензии к молодежной литературе, и смысл их в следующем: современная молодежная коммерческая проза, фантастика ли, нет ли, — развлекательна, не воспитывает, не возвышает, не формирует личность и мораль.

Так вот, развлекательная литература — и не должна это делать. То есть совсем. Вообще, ни разу, никогда и ни за что. Это не ее цель. То есть она может что-то такое сделать, это ей в плюс, но вообще-то это цель другой литературы — я назову ее кризисной, а так у нее много названий: большая, умная, мейнстрим, Литература с большой буквы и т.д.

Кризисная и развлекательная литература — это тексты с кардинально различными задачами, и нельзя говорить ни о той, ни об этой, не понимая как следует разницы между ними.

В чем же разница?

Кризисная литература помогает человеку в кризисный, ясное дело, период найти новые смыслы, ценности, задачи, цели — а также способы их достигать. Именно такого рода литература формирует личность, воспитывает, ставит вечные или же актуальные философские вопросы.

 

Из Википедии, статья «Смысл жизни»

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:

«В чём состоят жизненные ценности

«Что является целью жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового)

«Зачем (для чего) жить?».

 

Человек живет от кризиса к кризису.

Индивидуальность встраивается в социум и в каждые период решает разные задачи, отсюда регулярный пересмотр и целей, и средств.

Кризис личности — это смена смысла. Что такое смысл? Это приоритет ценностей, по сути (см. выше), цели и задачи на конкретный период жизни.

Личность, индивидуальность выделилась как явление и приобрела ценность не так давно. Раньше смыслом было соответствие социальной роли, выполнение правил, в том числе религиозных, трансцендентный смысл был дан человеку извне и изначально, смыслом была система, личность не имела значения, недовольных с детства палкой научали, чему и как верить и соответствовать. Индивидуальность худо-бедно появилась веке в 18-19,очень постепенно развиваясь и расширяясь. В 20 веке — глобальный кризис идентичности, потеря доверия богу и религии привели к тому, что некий глобальный и общий смысл исчезли, и каждый должен искать собственные смыслы и для всей жизни, и для каждого конкретного периода.

Кризис подкрадывается незаметно, человек ощущает недовольство, ищет новый смысл на новый этап, хотя часто не очень понимает, что именно не так. И начинает искать бессознательно и хаотично (или же сознательно и последовательно), в частности — через литературу. Здесь ему нужна литература кризиса — взросления, драмы, старения, вызревания, роста, поиска места в жизни и обществе, создания или не создания семьи и т.д.

Когда смысл найден, а привычка читать осталась — человек обращается к развлекательной литературе. Здесь смыслы не создаются, не ищутся, а подтверждаются и утверждаются. Ну и собственно развлечение: отдохнуть, забыться, отвлечься. В мозгу с окончанием кризиса начала формироваться новая нейронная сеть — теперь ее нужно укрепить, читая книги со сходной тематикой, те, где найденный новый смысл обыгрывается с разных сторон. А когда нейронная сеть укрепится, смысл в жизни индивида утвердится — все, запрос на Литературу исчерпал себя и исчез, нет больше мотива читать книги с поиском и постановкой вопросов.

Тут-то и начинается поворот к литературе развлекательной. Вот ты пришел с работы, весь такой усталый. Детей покормил и развлек, спать уложил — хочешь отдохнуть. Ты знаешь, для чего работаешь, для чего у тебя семья или ее отсутствие, друзья и хобби — теперь ты хочешь просто отдохнуть, чтобы завтра были силы продолжать работать, жить, любить, бороться за уже найденные цели. Естественно, что для отдыха ты не будешь читать книгу, которая напрягает все силы душевные. Что именно ты возьмешь, будет зависеть от пристрастий и вкуса, но в целом выбор понятен: отдых. Никаких философских вопросов, только как приправа, и только чтобы ответы совпадали с твоими текущими (ну обычно).

Кстати, моя учительница по литературе в старших классах, звали ее, между прочим, Наталья Николаевна Пушкина, дама весьма строгих преподавательских и литературных вкусов, читала для развлечения Белянина (с нашей подачи, ранние его книги были весьма хороши для своей ниши).

Итак.

Каждому периоду — своя литература: поиска или развлечения. Если исчезнет развлекательная литература, исчезнет привычка к чтению вообще, как типу отдыха, времяпрепровождения. Поэтому лучше, чтобы развлекательная литература была. Потому что если исчезнет привычка к чтению, то в следующий кризис человек обратится уже не к книге, и даже, может, не к искусству, а к сигаретам, алкоголю, наркотикам, экстремальным видам спорта, уйдет к любовнице, в запой, бросит работу, а новую не найдет… В общем, пусть лучше те, кто свой смысл на ближайшие годы нашел, читает развлекательную литературу, чем не читает вовсе. Dixi.

 

P.S. Применительно к конкурсам. На TeenLife и Революции Next отбирают произведения для коммерческой серии, в первую очередь. Программа господдержки могла бы искать произведения первого вида и публиковать их на госсредства. Издательство — структура коммерческая, и не может позволить себе благотворительности, оно и так идет на риск, печатая неизвестных, новых авторов. Поэтому в первую очередь организаторов конкурса интересует коммерческий потенциал, и в этом стоит отдавать себя отчет. Как бы ни хотелось, чтобы литература для подростков всегда была только умной, воспитывающей и проч., однако подростки тоже люди, и развлекательную тоже читают. И отдохнуть им хочется тоже, потому что им очень трудно, подростки переживают один из самых сложных кризисов. Хочется убежать хотя бы на время от всех проблем. Но выбирают они все равно, руководствуясь смыслами — просто уже найденными или еще не потерянными. 

27 комментариев

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий

Войти
avatar
Владимир Кощеев
08.12.2016, 03:26:50

Сложный вопрос. Наверное, я не те книги читаю, но...
Начал я с Перумова. Сейчас модно его ругать, мол, графоман и Фесс твой гамно, а не герой... Но тогда, лет в 16-17 меня вставляло. И вопросы, которые там поднимались, заставляли меня думать. Развлекательная литература?
Дальше был Никитин (и до сих пор остался) и в особенности его "Странные роман". Опять же, литература развлекательная?.
Или вот "Преступление и наказание". Читал и едва от скуки не помер. Если там и заложена какая нравоучительная мысль - я не уловил. Поучительно? Лично для меня ни капли. Убил - признался - сел. О чем книга? Ах да, моральные принципы, вроде?
Я сейчас не к тому, что классика сложна и до нее нужно дорасти - это факт, тут глупо спорить. "Обыкновенная история" меня проняла. Да так, что мурашки бегали.
Я к тому, литература, каким бы туалетным чтивом не была, все равно литература. Это мысли. Разумеется, бывают мысли разные - от плана на покупку продуктов до построения сложных уравнений высшей математики.
Всему в мире есть место.
И даже в развлекательной лит-ре можно найти катарсисы. Просто до них нужно "дорасти".

Лена Свительская, Да, "Подросток" замечательный роман. Соглашусь с вашей оценкой.

avatar
Игорь Казаков
08.12.2016, 07:03:19

После такой статьи самое время по размышлять над градациями внутри развлекательной литературы. Ибо ставить на одну полку, скажем, Жюля Верна и 50 оттенков - как-то не комильфо.

Ольга Жакова
08.12.2016, 19:52:20

Лариса Петровичева, Ну черт знает, может, 50 оттенков еще будут изучать как культурный феномен. А может, забудут:). Подождем - увидим, верно.

avatar
Marina Eshli
08.12.2016, 02:18:21

я как всегда с анти примером. Агата Кристи может читаться как детектив, а можно искать скрытые смыслы (у нее обычно двойное дно, она еще тот морализатор, всегда есть воспитывающие абстрактные фразы).
Так вот я считаю, что какую-то там ее современницу-коллегу и соклубницу Дороти Сайерс читают и помнят любители (там любовный детектив, обаяшка лорд Питер, который все никак не женится а потом мур-мур женится и у них ми-ми-ми но родня сволочная но да, детектив вокруг). Дороти помнят любители. А Агата вечна. Потому что Дороти чисто развлекаловка. Проходная. Какой бы обаяшка не был ее лорд Питер. А Агата нет, не чисто развлекашка, хотя чтобы это понять, надо вчитаться. :Р

Ливадия Любовь
08.12.2016, 19:47:43

Marina Eshli, Культура и традиции - часть жизни. Автор тоже человек. А британским авторам вообще свойственны атмосферные произведения. Ирония и наблюдательность Джейн Остин помогла ее книгам стать интересными и яркими, она брала сюжеты из жизни, но при этом не ставила целью написать исторический роман. Это сейчас ее книги как окно в прошлое, но тогда это были именно развлекательные произведения.

avatar
Галина Манукян
08.12.2016, 19:14:30

Я думаю, что и в развлекательной литературе возможен смысл и ценные мысли, которые могут помочь задуматься, что-то понять, или просто будут отложены в подсознание на "черный день".

avatar
Алена Светлова
08.12.2016, 11:23:07

Развлекательная литература может и должна содержать элемент серьезности, как например, книги Крапивина или Железникова (если уж говорить о подростковой литературе). И, наоборот - серьезность книги не отменяет возможности получения от нее удовольствия и развлечения (примерами могут служить те же авторы).
Просто чтобы сочинить книгу, пусть развлекательную, но не пустую, на уровне тех же Кристи, Остин, Роулинг, автор и сам должен быть личностью, иметь какой-никакой жизненный опыт. И тогда его книги будет интересно не только прочитать, но и перечитать, причем в любом возрасте.

Думаю, что высший пилотаж, когда автор одной из граней произведения даёт какую-то мысль, сюжетный заворот, который может как навести читающего на определённые размышления, так и не навести, то есть, некая глубокая мысль и/или мораль в книге есть, но автор не бьёт ей читателей по лбам или в глаза со всего размаха. Такой вот айсберг. Одна часть на виду, развлекательная, другая со смыслом - не так заметна, если не вглядываться. Или когда книга - как камень многогранный, в ней есть динамика, живые герои, которым сочувствуешь и симпатизируешь и много юмора, но есть и серьёзные вещи. Единственное, что в таком случае автору нужно особое чутье выработать, чтобы чуять, сколько намешать высокого и наводящего на размышления, чтобы его история читалась красиво, вкусно и не свалилась от притчи в занудные морализаторские завывания. В идеале, когда сам сюжет наводит на размышления.

avatar
Елена Труфанова
08.12.2016, 11:51:03

Я полностью согласна с Татьяной Бессоной: сейчас почему-то принято считать ,что развлекательная литература -- это этакий складный набор слов. И можно не заморачиваться ни с логикой, ни с сюжетом, ни с психологией, ни -- упаси боже! -- с матчастью. Потому как-то даже стыдно признаваться, что ты читаешь нечто несерьезное. А уж сказать: " Я хочу писать чисто развлекательные тексты!" -- это вроде как клеймо на себе поставить. Ибо это "фу таким быть!". Все должно быть серьезно, философски и со скрытым смыслом.
Сейчас вообще большая проблема найти качественный развлекательный текст, который и почитать приятно, смысл какой-никакой проглядывается.

Ольга Жакова
08.12.2016, 16:06:17

Елена Труфанова, Ну как сказать... на самом деле даже в России уже развлекательную литературу пишут довольно прилично, можно найти что почитать. И западной довольно хорошей много.

при этом не стоит забывать, что развлекательной (легкой, непрезентабельной, для толпы) раньше считались такие вещи как опера, романсы, оперетты, любое театральное представление, вообще все истории, изложенные письменно (беллетристика), все, что не про церковь )) так что наши попытки все еще раз классифицировать - это ухмылка судьбы. И сейчас есть люди, которые отдыхают за чтением любимого философа ))

Ольга Жакова
08.12.2016, 16:05:06

Лариса Петровичева, Ну это же тенденция, а не закон:). К тому же сейчас я еще больше с авторами общаюсь и понимаю, что тех, кто не читал, но печатается, тоже хватает.

avatar
Александр Гарин
08.12.2016, 11:47:26

Даже самая "развлекательная" книга несет какой-то смысл и по-любому влияет на сознание развлекаемого. Взять тот же любовный роман. В жанре, например, фэнтези. Одно дело описать историю, предположим, молодой пары, в которой юноша и девушка полюбили друг друга, не важно, в каких декорациях - рыцарь там или крестьянин, влюбленный в дочку феодала, или юная служанка, которая с болью осознает невозможность законного брака с ее не менее юным господином. Ну и препятствия на пути их любви, их моральные принципы, то, чем они готовы или не готовы поступиться, и насколько это плохо или хорошо... И завершение - счастливое, или не очень, но опять же, с объяснением, почему так, и как могло или не могло бы быть правильнее с точки зрения духовности и морали, которые могут стать вполне реальной внутренней преградой на пути человеческого счастья. Ненавязчиво вложить в развлекательную книгу правильный смысл.

Совсем другое - описать нашествие рогатых, хвостатых мегаинопланетян, охотящихся на земных девственниц, которым эти девственницы с удовольствием, хоть и поломавшись, но отдаются, чтоб стать той самой-единственной, главной отдавшейся девственницей на планете. Здесь смысл тоже будет. Но какой.

Я не против развлекательной литературы. Вот только сейчас многие авторы уверены, что если развлекаловка, то можно не заботиться о логике, стиле и прочих "глупостях".
Насчёт отдыха подростков... Вот лично для меня в тот период жизни отдыхом было фэнтези. Судя по тому, какие книги спрашивают и покупают подростки и для подростков, нас таких ну очень много. Наш мир казался мне серым, я хотела от него сбежать в более яркий и красочный. Как и Владимир Кощеев, я начала с Перумова, и именно его книги помогли осознать, что Тьма и Свет - всего лишь символы, цвета. Что первое - не обязательно сугубо зло, а второе - непременно добро. Всё относительно, нужно быть объективным. Сейчас эта позиция - одна из краеугольных камней моей жизненной философии.
А ещё я очень любила аниме "Сейлор Мун". Именно оно помогло осознать другую очень важную истину - плохими и злыми люди не рождаются, а становятся. Обычно, из-за того, что на их долю выпало слишком много бед. Это стало вторым камнем.
В общем, я считаю, что, когда речь идёт о подростках, разделение литературы на кризисную и развлекательную должно быть мягким. Развлекая, поучай.
ИМХО.

Татьяна Бессонная, вчера ещё посмотрела экранизацию "Таинственного сада" Фрэнсис Бернетт - тоже пример истории про чудеса своими руками, которая может быть интересна и полезна как детям, так и взрослым.

avatar
Яна Шалавкина
08.12.2016, 01:07:44

Идея интересная в чем то, хотя и спорная...

avatar
Ирмата Арьяр
08.12.2016, 00:47:59

Термин "Кризисная" мне не нра. А так весьма интересно)

Ольга Жакова
08.12.2016, 00:51:12

Ирмата Арьяр, Хоть горшком назови, только в печку не ставь:). Можно, наверное, назвать переходной - кризис же суть своего рода переход из одного жизненного этапа в другой.

avatar
Яся Белая
11.01.2016, 17:06:59

Оль, я тут весь день думала - писать/нет сюда, всё-таки решилась. Я всё-таки считаю, что если начинаешь что-то классифицировать - надо прежде всего определиться в дефинициями. Когда дефиниция декодируема большинством - тогда уже можно что-то доказывать. Так вот, сначала нужно разобраться с самим словом "развлечение", вспомнить этимологию, а то получается "бесплатный шампунь" (с) Итак, слово восходит к праслав. *velkti, от которого в числе прочего произошли: влѣкѫ, влѣшти (влечь, волочь, волочить), то есть, если дословно перевести - "развлекаться" - значит, ничего не делать, отдыхать. В этом испокон веков была суть книги - она развлечение, отдых после трудов тяжких. Просто пришло время, когда слово "отдыхать" стало равно слову "не думать". Ваще. Отключать мозги. А чтение (обращаясь к той же презренной Вики) — сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста. Средство для усвоения языка, общения, обмена информацией и идеями. Так как человек, который берёт книгу, чтобы "не думать" будет развивать в себе этот сложный когнитивный процесс? Он же собирается разгружать мозги, а не загружать. То есть, "умная" книга - для него уже работа.

Яся Белая
12.01.2016, 16:51:18

Ольга Жакова, вот верное решение ))) приятного тебе

avatar
Marika Stanovoi
10.01.2016, 21:15:56

Что мне всегда умиляет в таких статьях, они всегда раскладывают по полочкам ЧУЖУЮ жизнь некоей среднестатистической полторух-куры. Человек как-то и без таких статей способен решить, что ему почитать, а умный человек умудряется еще и учится всю жизнь, а не только на учебниках.

Marika Stanovoi
12.01.2016, 16:34:28

Кара Бак, ухты. Прям и топором помахать для убедительности не нада? Ура))

Ольга, спасибо за статью! :))
Наконец-то добралась, чтобы высказаться. Вообще считаю, что у развлекательной литературы роль не менее серьезная и ответственная, чем у мейнстрима и прочего.

Ольга Жакова
12.01.2016, 16:25:19

Марина Эльденберт, Она полезна и нужна. Раз ее столько читают:).

Комментарий удален

Комментарий удален

Ни о чем. Имхо автора о цвете волос на попе носорога. Сорри.
И эта классификация такая - кризисная литература? Уже от одного слова "кризис" хочется бежать.
Искать определения, особливо смысла жизни в Википедии - не есть корошо. Оно вам определит, как гугл-переводчик - Россия=Мордор! :)

avatar
Наталия Носова
10.01.2016, 23:44:35

в любой книге должна быть идея. универсальная большая идея. просто в некоторых книгах автор строит книгу вокруг идеи- тогда это получается "литература" или в приведенных терминах "кризисная книга", а в некоторых идею нужно поискать и тогда на первый план выходит развлечение.
хотя есть такие книги, даже из так называемой "высокой литературы"- вроде как "идея" из всех щелей прет, а книга-то фальшивая получается. потому что мало идею высказать, ее надо сделать понятной. да и развлекать тоже можно по-разному.

Ольга Жакова
11.01.2016, 14:25:24

Наталия Носова, Ну да. ЦА или не ЦА:).

avatar
Ренсон
11.01.2016, 09:37:08

>Тут-то и начинается поворот к литературе развлекательной. Вот ты пришел с работы, весь такой усталый. Детей покормил и развлек, спать уложил — хочешь отдохнуть. Ты знаешь, для чего работаешь, для чего у тебя семья или ее отсутствие, друзья и хобби — теперь ты хочешь просто отдохнуть, чтобы завтра были силы продолжать работать, жить, любить, бороться за уже найденные цели. Естественно, что для отдыха ты не будешь читать книгу, которая напрягает все силы душевные.
Неоднократно встречал такой пассаж, как будто чтение серьёзной литературы - труд сродни тяганию штанги. А что такого-то? Тоже лежишь, тоже читаешь, кайфуя от таланта автора, будь это хоть "Преступление и наказание".

Ольга Жакова
11.01.2016, 14:24:53

Ренсон, Чтение хорошей литературы - это труд, но приятный:). Не тягание штанги, конечно, но это душевная работа. Просто когда имеешь такую привычку - то получаешь удовольствие от процесса.

avatar
Антон Салтыков
10.01.2016, 21:48:28

А вот интересно, может ли теоретически автор развлекательной литературы однажды перейти в литературу "высокую", сохраняя позиции на рынке? И наоборот.

Владимир Вольный, Да я тоже его давно не покупаю. Просто слежу за планами альфы, а фамилия все-таки знакомая.

avatar
Мишель Подымски
10.01.2016, 21:49:05

Почему все идет на противопоставлении и выбора только А или только Б? В кино - или спецэффекты или сюжет, в играх - или графика или геймплей, в литературе - либо развлекательная литература, либо поучительная, философская, как тут сказали, кризисная?
Почему совмещать пытаются единицы? Раньше ведь пытались и делали. Стругацкие, Лем, Саймак, Дик - любая книга одновременно и приключение, и не лишена философской составляющей для тех, кто её хочет видеть. Так почему ныне заставляют делать выбор между теплым и мягким?

Мишель Подымски, Не важно, как, важно, что это происходит. Кто-то сопереживает, кто-то просто получает удовлетворение от процесса. В итоге все равно книга оказывает свое влияние. Кстати, если вы даже и не заметили этого, значит книжка затронула подсознательные процессы и это очень опасно. Согласившись с парой начальных идей автора, наше подсознание автоматом поверит и во все остальные. Это НЛП. Всего лишь(.

Согласна, но пошла бы еще дальше.

В мире детской литературы до начала двадцатого века в каждой книге должна была быть мораль. А потом пришел Роальд Даль с его дикими лысыми ведьмами и сумасшедшим Вилли Вонка, и одной левой совершил переворот. Его увлекательные книги дети требовали, их обожали, ими зачитывались. Тогда и до сих пор.
И что они брали из них? С чем оставались? Как они жили без обязательной морали?
Так вот, если книга не цепляет, не дерет за сердце, то смысл в ней никому не нужен. Он в душу путь не найдет. А смелость героя любимой истории, или его доброта, или стойкость духа еще долго будут сопровождать нас.

Одна из моих любимых книг, которая здорово вытащила меня из моего подросткового кризиса это "Ходячий замок" Дианы Уинн Джонс. Она для меня пример подражания того, как в развлекательный сюжет вплетаются тяжелые экзистенциальные вопросы.

Ольга Жакова
11.01.2016, 00:35:27

Стелла Вайнштейн, Мне кажется, это не столько в развлекательный сюжет вплетаются экзистенциальные вопросы, сколько эти вопросы подаются в увлекательной форме. На Западе авторы раньше, чем у нас, поняли важность подачи.

за последний абзац отдельное спасибо ))

Ольга Жакова
11.01.2016, 00:34:07

Ирина Успенская (Хель), Всегда пожалуйста:).

"Что такое смысл? Это приоритет ценностей."
Не, не согласен. Наши "приоритеты" это некие объекты в нашем уме, реальные или воображаемые. А "смысл" это сам мотив существования, ответ на вопрос "зачем?". Тот же "мерседес", как ценность, не может быть смыслом жизни, но может дать к ней мотив.
По поводу "двух видов литературы". Думаю, просто есть та, которая умеет заставить задуматься, и та, которая нет. Та, к которой можно возвращаться и перечитывать, и "одноразовая", проходная.

Ольга Жакова
11.01.2016, 00:31:28

Евгений, Ну я же написала, что помимо смысла жизни, есть еще смысл на каждый период жизни. А вот им может быть и мерседес.

avatar
Юрий Лугин
10.01.2016, 22:48:50

Статья классная. То есть в контрапункте с моей картинку характеризует довольно объективно и дает повод к конструктивному диалогу или даже полемике. У меня про развлекательную не так категорично, что, мол. ничему не учит - ребенка и подростка учит все. к чему он прикасается. причем лучше всего учит, если без морализаторского удара ломиком в лоб. У меня горестный всхлип был по поводу даже не перекоса в сторону развлекательной, а по поводу того, что в современной ситуации серьезным книгам вообще практически ходу нет. (Специально посмотрел по антологии "Десятка" З.Прилепина издательства, в которых представленные в ней авторы впервые опубликовались... - практически все закрылись.

Ольга Жакова
11.01.2016, 00:07:53

Ю. Лугин, Спасибо. Я немного утрировала в полемическом задоре, конечно. На самом деле общая масса стремится к середине:).
А серьезная литература никуда не денется, потому что ставить вопросы о смысле - свойство человека. Возможно, она изменится. Но вопросы и поиск ответов, как и истории, - будут всегда:).

avatar
Игорь Казаков
10.01.2016, 21:52:48

До конца не дочитал.
Любой худлит - в первую очередь развлекательная литература. А ежели писатель не может свои высокие мысли подать развлекательно, то пусть статьи пишет.

Игорь Казаков, Согласна)))

avatar
Остин Марс
10.01.2016, 22:47:40

Стою я, значит, в книжном, с корзиной "Академок" и "серости", подходит моя очередь, тётенька на кассе говорит:
- Вы смысл жизни нашли?
Я говорю:
- А что, не видно?
- Вас тут много, а я одна! Удостоверение о смысле показываем и покупаем, не задерживаем очередь!
Уныло лезу за удостоверением...
И тут - топот, грохот, кто-то яркий и юркий на роликах несётся между рядами, прыгает через турникет, прижимая к себе книжку... и облом - толстый, но шустрый охранник ловит тинейджера в прыжке и отбирает книгу. Кассирша гордо приподнимает брови:
- Вот так, у нас не забалуешь! Смысл не нашёл - читай умное. А то поначитаются фигни и общество потом деградирует. Порядок должен быть во всём. Следующий!