В защиту моих героинь

Автор: Наталья Изотова / Добавлено: 01.02.18, 15:31:00

 

Не раз я слышала претензии к поведению героинь (особенно в «Пророках») от коллег, читавших мои тексты по обмену. Обычным читателям или все нравится и все понятно, или они бросают книгу на первых страницах — но это уже не отследишь и причин не узнаешь.

В любом случае, как автора, меня больше всего задевает отношение к героям и искреннее недоумение «зачем она такая?». Думаю, стоит все-таки пояснить, зачем и почему.

Мои девочки — хотя на девочек они меньше всего похожи — не водят за собой гурьбу женихов. Они не милые, не популярные, на них часто орут и могут даже побить, совсем как мужчин. Порой к ним относятся, как к девушкам, высокомерно-презрительно, но очень быстро жалеют о таком поведении. Большинство же времени это не особо приятные, но сильные и честные личности, не грубиянки, но и не те, кто будет плести вежливые, но едкие фразы — скажут в лоб, ударят или просто уйдут. В них нет кокетства, и, хоть вниманием мужчин они не обделены, им некогда и не хочется выяснять отношения, играть чувствами или словами, они не видят свое счастье в том, чтобы стать женой и матерью. Они просто хотят быть с тем мужчиной, которого любят, и преодолевать все трудности вместе.

И все же, где-то глубоко внутри, эти сильные женщины остаются наивными маленькими девочками — только открываться они боятся даже себе. Потому что одна минута слабости — и тебя уже бьют по больному. Но все равно их внутренняя доброта проявляется: в редких трогательных моментах, заботе и привязанности, минутах доверия и коротких сердечных разговорах.

Я пишу о девушках, которые ходят рядом, но которых мы не видим и не знаем — они строят из себя совсем других людей: улыбчивых, кокетливых, счастливых, всегда вежливых и добрых. Таких, какими их хочет видеть общество. В моих рассказах совершенно адекватные героини, у которых есть причины для их поступков, лишены этого давления, они не цепляют масок, не боятся не соответствовать нормам. Кажется, они из тех, кто хотят, чтобы их «любили, какие мы есть». Вот только, это им не нужно. Они не ждут любви, понимания, внимания и поддержки. Они уже привыкли справляться сами, им не нужен мужчина-защитник, опора, половинка. Но, как не иронично, именно с ним, равным партнером и дорогим человеком, они показывают себя настоящих.

А еще они ошибаются. Нет, не тупят на каждом шагу и не поддаются эмоциям, но, продумывая что-то, они порой совершают промахи. Заботясь о бОльшем, забывают о меньшем, например. Они умны, но не идеальны. Они не философы и не профессора из чистеньких кабинетов, не гении. Вопреки мнению о том, что «женщины полагаются на голос сердца», мои героини могут долго его игнорировать, слушая разум. Они сдерживают или заглушают эмоции, потому что эмоции их никому не нужны и не интересны. Потому что они отвлекают от дела. Да у меня даже оборотень на грани превращения только гневно сверкает глазами и предупреждает: «Не время для поцелуев!». Кого-то это смущает, кто-то считает их «бревном бесчувственным» или «социопатками», хотя ни то, ни то в корне не верно. Это интересные и непростые личности, которых даже тяжелая судьба не искорежила. Но для этого надо принять, вжиться, чуть-чуть подумать и разобраться. Другой вариант — если вас корежит от одного такого типажа «белой вороны», повзрослевшей, ставшей сильной и гордой, но все равно не той «стервой», как принято в обществе — не читайте. У меня нет обаятельных принцесс, пробивных сексуальных стерв, правильных и простых, но наивных подруг.

 

Ключики для тех, кто прочел, но не совсем понял.

 

То, что ты ищешь

Корри: крестьянская дочь, которая хотела стать воином, как отец, и противилась будущей роли хранительницы очага и послушной супруги, к которой готовила мать. Отец погиб в походе, мать разорвали оборотни, сама девушка чудом от них отбилась. Семь лет, с 15 до 23, провела на равных среди мужчин, в небольшом отряде выживших крестьян, боровшихся с нежитью, разросшемся до целого Легиона профессиональных воинов. У нее там появился старший друг (приставший, получивший по зубам и резко зауважавший), с которым они куролесили, например, воровали вино из монастырей. Появился защитник и муж, командир, от которого она ждала ребенка. Но в одной из битв превосходящие силы не перебили, а поперекусали всех — и люди сами стали чудовищами. Корри пришлось убить своих друзей; защищая деревенского мальчишку, она отрубила голову собственному мужу, а позже и ребенка своего потеряла. Едва поднявший ее на ноги знахарь предупредил: способность сдерживаться сохраниться до тех пор, пока она не укусит ребенка (врал, конечно). Поэтому отношение к детям у Корри очень непростое: внутренняя боль, смешанная со страхом.

И после такого вступления можно ожидать раздавленную горем, озлобленную и мрачную героиню. Но нет! Корри идет наниматься в другой отряд, где защищает от насмешек мужчин слишком юную эльфийку, видя в ней себя. Сначала чуть сторонится ее, действительно еще ребенка, затем привязывается настолько, что готова жизнь отдать. Вся книга — о тех непростых отношениях между совершено разными расами. Об умении простить и принять того, кто тебе как дочь родная, пусть даже взрослая и своенравная.

Корри довольно резкая. Она может зарычать или врезать, она не смущается мужчин, физической работы и умеет пить. Ее больше волнуют масляные взгляды в сторону Дайки. Для нее главное оставаться человеком, она каждый миг борется за это, хотя остальные даже не догадываются об этой борьбе. Соотношение крови, свой и чужой, что она проливает, где-то один к одному, но при этом девушка жалеет о каждом своем убийстве, даже когда другие видят в ее противнике лишь монстра. И не раз говорит, что хочет жить человеком, а не умереть им. Корри раскрывается в сцене с Кадликом — тем самым старшим другом, немногим, кто смог понять ее боль. Она ценит помощь темного эльфа, питавшего отнюдь не дружеские чувства, и благодарит за нее. Но сердце навсегда занято погибшим супругом, и других отношений девушка не хочет — она посвятила свою жизнь защите Дайки и готова бороться за нее даже с бессмертным демоном. И даже расстаться со своей мечтой стать человеком, чтобы спасти эльфийку. Дважды вернуться с того света, впервые заплакать, отвернувшись, после ее жалобы на отсутствие семьи — и все равно дать выпить свои жизненные силы ради ее заклинания. Уйти туда, откуда нет возврата, подозревая и понимая, что в священное место эльфов попадет лишь ее душа — не тело, чтобы всегда быть вместе и помочь воспитать ее сына. В Корри больше доброты, любви и сочувствия, чем у Белоснежки, хоть она и не поет с птичками...

 

Дайка: эльфийка действительно похожа на наивного ребенка с красивым телом молодой девушки, но среди людей она быстро взрослеет и учится. Ей нравится производимое впечатление, она трогательно хлопает ресничками и делает вид, что ничего не понимает. Она «холодный и расчетливый лесной зверь», как позже осознала Корри. Дайка недолюбливает людей, считая их виновником всех эльфийских бед (на самом деле, гордыня и нежелание высовываться из родного леса их погубило). Она жалуется и плачется подруге, вызывая в ней жалость, она действительно растеряна и испугана... но продолжает использовать Корри. Ей нужна нечеловечески сильная и живучая охрана, а не человек рядом. Дайка ненавидит и презирает оборотня, как любую нечисть, она не скрывает этого, но она же не дает Корри избавиться от этого проклятья. Переживает, что ее убьют... но сама не знает точно, чем вызван этот страх, привязанностью или заботой о себе. Но все равно только ей открывается.

Почему-то многие думают, что это история о дружбе, и конец тут счастливый. На самом деле это история о предательстве, и о людях, которые остаются рядом, даже зная о нем. Не под влиянием чувств, осознанно. Но, видимо, слишком уж хорошо у меня в рассказе играет Дайка...

 

Лживые пророки

На самом деле, у этого рассказа есть связь с предыдущим: снова две девушки, Дарья — Дайка, Карэн — Корри, только здесь не дружба, а вражда. Но мало кто замечает эту отсылку.


Карэн: самая избитая критиками героиня. В чем ее только не обвиняли: и в социофобии, и в нежелании сработаться с напарницей, и в некомпетентности...

А все очень просто. «Как-то в начале ее "карьеры" Карэн послали в паре с одним чересчур умным парнем. Дорогу обратно неудавшийся командир провел в связанном состоянии, а она едва долетела со сломанными ребрами и рукой, заработав славу несговорчивой и вспыльчивой барышни». Чуть ранее упоминалось, что после подобных длительных экспедиций вдвоем часто возникали пары... Понятно, что девушку попытались обидеть, а затем еще и избили. И, судя по всему, выставили все так, что испортили ее репутацию. Какая справедливость, о чем вы? После этого она, естественно, предпочла работать одна. Это научило Карэн полагаться только на себя, справляться без напарника, стать более жесткой и закрытой, чтобы меньше переживать из-за насмешек и уколов окружающих. Ей пришлось совершенствоваться в своем мастерстве, а вместе с успешными проектами росла и самооценка. Нет, девушка не задирает нос, она просто считает, что знает, как сделать лучше — потому что уже не раз в этом убедилась.

Почему она не сработалась с Дарьей? А зачем? Дарья, как сказано — элегичная, очень болтливая и надоедливая особа. Карэн она раздражает. Карэн может с ней не общаться, не имеет необходимости в этом — и не общается. Она уверена, что справится сама. Зачем заставлять себя, ради какой «вежливости»? Она давно забыла это слово, в тот день, когда ее совсем невежливо попросили об услуге, а бежать было некуда. Когда посмеивались и считали хамкой. Такая ли она на самом деле? Совсем нет. Карэн, даже, гораздо позже возненавидев Дарью, ни разу не накидывается на нее с обвинениями, не ругает вслух, не убивает (хотя могла бы, имела власть). Более того — после попытки Дарьи ее зарезать, на себе же выносит напарницу из опасного места. Все, в чем состоит вина Карэн — нежелание зря трепать языком «из вежливости» и уверенность в своей компетенции. А, и еще она курит на корабле. Хулиганка. Да, она тоже делает ошибки, ей сложно одной справляться с государством... а многие из нас смогли бы? Дарья, поверьте, больше бы спорила, чем помогала.

Только изредка Карэн показывает себя: с Киром, с сыном, уставшая и все потерявшая в самом конце — с Дереком, в моменте спасения Дарьи. Вся ее жизнь похожа на бег наперегонки со временем, на стремление все успеть, ничего не упустить. Никто не видит ее усталости, страха и боли, даже Кир вначале специально держится подальше (они оба, признавая свои запретные чувства), и Карэн не проявляет их. Она, конечно, знала много планет и чудес, поэтому удивить девушку сложно. Но, если даже эта героиня растерянно шепчет перед зеркалом, вглядываясь в отражение: «Что я такое?», значит, выбили ее из колеи. И совсем не обязательно расписывать абзац ее душевных метаний, или использовать слова в превосходной степени, или писать в лоб «удивлена, шокирована, подавлена». Действиями все сказано, если узнать героя. Контраст поведения заметен.

И самое ценное, как мне кажется, осознание героиней в финале своих ошибок. Все события поданы ее глазами, не в фокале, а именно в оценке, однобоко. Грамотный читатель быстро заметит, почувствует, что «что-то не так». А Карэн только в самом конце — но все же осознает, вырастет над собой, сделает последний, но правильный выбор. И я, как автор, люблю ее именно такой.

 

Дарья: может показаться глупой, даже немного чокнутой, истеричной и мстительной. В общем, безусловно отрицательным персонажем — если верить Карэн и не задумываться ни о чем. Но, если поставить себя на ее место, то все разительно меняется: перед нами девушка в непростой жизненной ситуации, которая нуждается в сочувствии (и привыкла его получать), а вместо этого вынуждена долгое время соседствовать с напарницей, не желающей играть в ее психолога, выслушивать нытье, да и вообще болтать о пустяках. Дарья яркий экстраверт, ей нужна подпитка... но к ее нуждам не прислушиваются точно так же, как к нуждам и желаниям Карэн. Дарья страдает, начинает ненавидеть напарницу, мысленно убеждаясь в том, что ей попалась «стерва». А после травмы, увидев светящиеся глаза напарницы, и вовсе считает ту ведьмой — да, именно злой волшебницей, веру в это не искоренит никакой прогресс. В лице Совета Матерей Дарья находит семью и поддержку, так ей необходимые, она готова сделать для них все. В лице Кира — любимого мужчину (ее чувство ничуть не меньше, чем у Карэн, просто она от него не бежит), защиту, тепло, человека со сходными мечтами — о семье. Во второй половине, когда они возвращаются в разрушенный дворец и Карэн идет в отведенную им комнату — Дарья пробирается в спальню Кира и, разрыдавшись, засыпает в обнимку с его подушкой. Карэн отняла у нее любимого мужчину, но у той хоть сын остался... Дарья, хоть и сама наябеднячала на них императору, уверена, что именно поведение напарницы привело к его казни. И, в общем-то, она права — рано или поздно, все бы раскрылось. В концовке, больше похожей на сон, хорошо видно, какая идиллия наступила бы (пусть даже для Кира только), если бы Дарья осталась с ним, а Карэн никогда не появлялась. Так что нет у меня отрицательных героинь.

 

Проводник

Террая: Здесь вообще обыграна особенность расы героини: зацикленность на достижении цели любыми путями и средствами, неумение остановиться и просто наслаждаться жизнью. Она даже счастье свое отложила «на потом», чтобы отомстить тем, кто разрушил жизнь ее семьи и убил ее первую любовь. Если в «Пророках» речь о том, как губительно стремление все взваливать на себя и стремиться к полному контролю, то здесь — о работе (в нашем мире это обычно именно работа), которая забирает время с любимыми и семьей. О том, как строя карьеру, сидя до ночи за компьютером после работы и в выходные, постоянно (даже в отпуске) находясь «на телефоне», уезжая в постоянные командировки, думая только о проектах — мы теряем близких. Теряем то, ради чего зарабатываем эти деньги.

Но героиня даже деньги зарабатывает для «великой цели» — уничтожить всю свою мерзкую (как она считает) расу. Впрочем, вспомнит она это в самом конце, а пока, застрявшая среди леса в поселке, среди незнакомых людей (которых она точно видела где-то), пытается восстановить память. Лезет работать охотником (потому что чувствует себя достаточно сильной, а цель — вспомнить, отчего оружие так привычно лежит в руке), конфликтует с начальником (потому что привыкла быть боссом и не хочет меняться), любезничает с синеглазым красавцем (потому что ей нужна от него информация, и он единственный кажется выходцем из «высшего света»), но довольно грубо расспрашивает мальчишку, в котором не заинтересованна. Террая привыкла быть самой умной и сильной (и это действительно особенность ее народа), руководить и строить планы. Она собственную дочь готова запихнуть в рамки этих планов и использовать наравне с остальными.

Кажется, совершенно потерянный человек, не вызывающий сочувствия. Кому интересно о таком читать? Но в этом и была задумка. Потеряв память и часть своей личности, Террая становится уязвимой. Ее мучает ощущение цели, к которой она должна бежать, но какова была эта цель... Она путается в снах и реальности, но все равно тянется к человеку, так не похожему на нее, не подозревая, что это происходит уже в третий раз.

И, если честно, Логан здесь именно тот персонаж, который сделает главный шаг, один, но важный толчок. Это он проводник, терпеливо присутствующий рядом много лет, почти отчаявшийся — но все так же любящий и не покинувший. Он видел свою женщину очень разной, он один помнит то, о чем она мечтала и чего действительно хочет. Но Террая не будет никого слушать, даже не смотря на чувства — она должна дойти и понять сама. В общем-то, история о не-красавце и моральном чудовище. О любви и терпении, которые преобразят такую вот непопулярную, уставшую, потерявшуюся героиню — без долгих разговоров и десятка поцелуев. Потому что сильные люди должны меняться сами, изнутри. А таким, как Логан, надо памятник ставить — и это (вместе с Киром) мой вариант принца, вместо ЛР-ного богача и красавца.

 

Присказка

Беатрис: ее обвиняли в нетипичном для женщины ее времени и сословия поведении. В том, что она носит вызывающее алое платье (вся ее одежда оттенков красного), открыто флиртует с героем, говорит о том, о чем не положено, вызывающе красит при нем губы... и сбрасывает одежду, чтобы соблазнить. А ведь все просто.

«- Незабываемая, ненасытная женщина, - с жаром выпалил Франс и, спохватившись, перешел на шепот: - У меня нет даже сил на магию, кажется и в метре нечисть не почую.»

Беатрис — суккуба. В демоническом виде она предстает только в самом финале, но об этом несложно догадаться — и по цитате выше, и по тому, как мало она ест, но совсем не устает, и по отдельно брошенным фразам-намекам, и по странности ее поместья и «болезни» отца, по миндальному привкусу поцелуев. Подобное поведение для нее не только естественно, как часть ее природы, но и необходимо — питаться-то энергией надо. А еще для тех, кто читал «Сказки» («Присказка», как и указано, приквел к ним), существует большой такой спойлер в том, что жена мага превращается в чудовище.

Но все-таки, личность Беатрис тоже скрывает в себе трагедию. Разгадка в ее же словах и рассказах о детстве: о том, как повлияла на нее смерть любимой сестры при родах; как отец, взяв на себя воспитание внучки, отправил младшую дочь в пансионат, фактически, отмахнувшись от нее; как все мужчины видели в ней лишь красоту и наследство, не желали принять отказ от детей; как горожане ждали от нее лишь денег. Франс, как бы его не ругали, смог все это рассмотреть — именно поэтому остался, хоть и натворил уже бед и ошибок. И чувства, как не странно, у Бес тоже есть — именно поэтому она спрашивает, действительно ли Франс любит ее племянницу, и предлагает сыграть свадьбу, не смотря на разницу в достатке и социальном положении. Она даже помогает сделать им шаг навстречу, хоть и прикрывается — для себя в том числе — темными целями, и смотрит надменно и насмешливо. На самом деле, она вновь испытывает боль и отчаяние (те, что превратили ее в демона, а поместье — в источник и рассадник зла), как любая брошенная женщина, не выдерживает — и это становится последним толчком. И шагом к спасению. Опять любовь и ответственность героя, пусть только зарождающаяся, ее спасает.

Выходит, под видом всех этих суровых испытаний я все же пишу истории о всепобеждающей и спасительной силе любви - только не сказочной, а настоящей)))

 

Про героинь "Никакого реала", "Детское время", "Смотритель планеты" уже не поместится.

 

Поэтому, главный совет: читайте внимательно, ищите подсказки в тексте... или позвольте героям занять ваше сердце. Они сами все расскажут.

Комментарии:

Всего веток: 6

Елена Иванова 01.02.2018, 19:06:45

Ох, как же здорово написано!
Вот поэтому и читаю я Ваши книги с перерывами) После каждой из них я думаю, осмысливаю и успокаиваю свои чувства. Но вот сейчас прочитала описание героинь и поняла - обидно мне((( Книги написаны хорошо, а кому-то не нравятся... Мне вот тоже фэнтези нравится) Читаю его много. Но когда надоедает эта пустота, то иду к Вам)))))
А насчет комментов... Тут и под лырами, и под фэнтези такого начитаешься!!!!!
Наталья, огромная просьба - не равняйтесь на других! Оставайтесь собой. А кто не понял героев и сюжета - пусть идут лесом))))

В ветке 5 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Наталья Изотова 01.02.2018, 19:46:02

Елена Иванова, Такое хочется распечатать - и в рамочку))) Спасибо!

Елена Лапушкина 01.02.2018, 19:28:06

"В них нет кокетства" и "Я пишу о девушках, которые ходят рядом, но которых мы не видим и не знаем — они строят из себя совсем других людей: улыбчивых, кокетливых, счастливых, всегда вежливых и добрых" - или я что-то не так поняла, или ещё в чём дело...

Интересные у вас героини с очень непростыми судьбами.
Это весьма непросто - написать так, чтобы история и личность персонажа открывалась постепенно. Мне очень нравятся такие книги: какие-то крючки, зацепки, детали постепенно складываются воедино, и в какой-то момент тебя накрывает озарение...)

Наталья, не переживайте, что не все понимают то, что вы вложили. Это повсеместно и закономерно. Чем сложнее и не банальнее написана история, тем больше вероятность получить немалый процент недоумевающих, недовольных и иже с ними.

Последний комментарий в ветке:

Наталья Изотова 01.02.2018, 19:44:32

Елена Лапушкина, Спасибо большое)
Я имела в виду, что изначально нет, у моих героинь - точно нет, и они не пытаются притворяться.
Людям в реальной реальной жизни обычно приходится вести себя иначе.

Пирс Кэмерон 01.02.2018, 16:16:14

И всё равно Дарья бесит. Ей не на кораблях летать, а комнату с мягкими стенами осваивать.

В ветке 4 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Наталья Изотова 01.02.2018, 16:30:14

Пирс Кэмерон, Идеальная пара для "влаСНых героев")))

Татьяна Рябинина 01.02.2018, 16:11:10

Меня всегда удивляет, когда высказывают претензии "герой какой-то не такой". Не так что-то делает, не тем занимается, не помог другу, не женился на правильной девушке, а выбрал какую-то сучку, То же с героинями - не тому дала или как раз тому не дала. Люди вообще существа странные и нелогичные, в четкие рамки редко вписываются. Не уверена, что читателям надо подробно объяснять, что представляет собой тот или иной герой. Но ваше описание само по себе очень интересно.

Последний комментарий в ветке:

Наталья Изотова 01.02.2018, 16:16:46

Татьяна Рябинина, Это не всегда в виде претензий, иногда больше удивление... и нежелание читать про "неправильных", хотя как раз "неправильными" я своих героинь не считаю.

Таша Океан 01.02.2018, 16:10:42

Даешь нестандартных женщин! Как читатель, полностью поддерживаю)

Последний комментарий в ветке:

Наталья Изотова 01.02.2018, 16:14:53

Таша Океан, Спасибо за поддержку)

Рэйв Саверен 01.02.2018, 15:58:49

Такое классное описание героинь, что я даже в библиотеку сохраню.

В ветке 6 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Наталья Изотова 01.02.2018, 16:14:05

Рэйв Саверен, Чин-чин!

Books language: