Мешок спойлеров #1. Мотыльковое волшебство

Автор: Федор Ахмелюк / Добавлено: 03.02.18, 16:22:06

WARNING! Внимание! Увага! Это - рубрика рецензий на прочитанные книги. Данный текст может содержать (и, как правило, содержит) спойлеры. Просьба не читавшим разбираемую в данном выпуске книгу немедленно прекратить чтение нижеследующего текста и поискать что-нибудь другое. Ну или не жаловаться, что потом стало читать и вовсе неинтересно.

Сегодня в нашем мешке рецензия, спойлеры и много другой сопутствующей информации о книге "Танец мотылька" Дианы Билык.

Как бы ни было хорошо с каких угодно сторон фэнтези про магов, есть у него один огромный минус. Никто не может мало-мальски рационально и наукообразно объяснить, откуда у них берется их способность. Понятно, что переходит по наследству или через заражение (нехорошо выразился, но пусть), но откуда оно взялось изначально? Можно ли его воспринимать как субстанцию и даже, более того, как материю? И можно ли его отделить от физического тела - мага или артефакта? Ладно, это все так, размышлизмы на полях.

В любом случае, я фэнтези не особо котирую, но об этом случае надо рассказать особо. Какое там фэнтези. Мотыльковое волшебство! (И в этой фразе нет ни капли подхалимажа). То фэнтези, которое мне попадалось (всех разновидностей) чаще всего было тягучим, как патока, и неспешным, как операционистка на почте. Идет себе герой по своему миру (или своему городу), ищет себе приключений на всякие места, потихоньку собирая нужную ему информацию и приближаясь к финальному рубилову... Книга же, о которой я пишу - а именно, "Танец мотылька" Дианы Билык - из этого ряда выбивается уже как минимум тем, что полностью непредсказуемо, и не знаешь, куда еще унесет героев через пятьдесят строк.

Итак, с чего все началось? Некая танцовщица Вика едет по своим танцевальным делам в маршрутке, которая в ходе очередной ДТПухи оказывается смята в лепешку. Куча мертвецов, плясунья жива, в больнице в непонятном состоянии, включающем в себя амнезию. Покалечилась она не сильно - уже через несколько дней ее выписывают, и описания превозмогания травм в книге нет, тут начинается веселье другого рода: в больнице Вика узнает, что она, оказывается, замужем за каким-то Марком Вольным, которого знать не знает - сама она помнит лишь, что была свободна как ветер и ехала на отбор в представление под названием "Танец мотылька". Она ищет родителей, брата, пытается их вызвонить, но все тщетно, зато медицинские работники настойчиво подталкивают к непонятному мужику, которого "по кусочкам собрали" и который ей, оказывается, законный муж. Мужик, надо сказать, тоже оказался живуч. Буквально через несколько дней очухавшихся главных героев выметают из клиники в вольное плавание (я не специально скаламбурил, само получилось).

Я не знаю, как автору это удалось, но когда читал первые главы, у меня было ощущение, что Вика теряла память два раза. Первый - в собственно аварии, второй - уже в больнице. Учитывая, что никаких прямых и косвенных указаний в дальнейшем на это не встретилось, будем считать, что мне померещилось.

В принципе, тэг "Властный герой", ставший в последнее время крылатой фразой и универсальным маркером плохой негодной книги, закоса под "50 оттенков серого" или еще какую-нибудь порнографию в прямом и переносном смысле, здесь абсолютно уместен. Вольный - мужик жесткий и суровый. Не единожды несчастная плясунья, будучи свято уверенной, что вокруг творится нечто в упор непонятное и нехорошее, пытается сбежать (довеском обидевшись на мерзкую кличку "Медди", я бы на ее месте тоже сковородкой прибил за такие слова). Но он ее всегда ловил если не в первые минуты свободы, то в тот же день, иногда - вырубив позарившихся на легкую добычу в плане понятно чего. Потом пакостники (уже другие) забираются уже в квартиру, где кантуются главные герои, и снова получают по шляпе. Но об этом чуть позже.

Больше половины книги Вика упорно не понимает, как это вообще так получилось - она замужем, и муж ведет себя, мягко выражаясь, странно как-то. То она странный блеск в глазах заметит, то снежинки, то каких-то мотыльков. То подслушает разговор, из которого выводит, что на мужа давит некто с требованием применить некий "икспам": что это такое, ей, конечно, никто не расскажет еще долго. Время от времени Вольный пытается непонятным методом с непонятной целью надавить на нее, требует "раскрыться": со временем выясняется, что Марку нужны некие воспоминания, но какие и о чем? Вика ничего не помнит. Совсем ничего. И совсем ничего не может понять. И, судя по всему, дело серьезное - Вольный периодически впадает чуть ли не в бешенство, и бедолага-танцовщица огребает по полной программе - и за волосы, и за горло, и с непонятным требованием открыть память, а она и рада бы, да только не знает, как. В конце концов домашний садист доводит ее едва ли не до сумасшествия, и она уже на все готова, лишь бы он оставил ее в покое и скрылся в тумане.

В довесок ко всему происходящему выясняется: мужик-то не простой. Собственно, во всех книгах, где магический мир натянут на костяк объективной реальности, среди нас ходят-бродят колдуны и чародеи, а мы, простые смертные, и не в курсе. Так и выясняется спустя некоторое время, что Вольный - маг, причем маг весьма непринципиальный, как и другие из его лагеря, и не чурающийся всякой разной гадости. Цивилизация магов расколота на два лагеря, а надзирает за всем некий суггестор, властный над всеми и не занимающий принципиально ни одну сторону. Это ей рассказывают маги из противоположного лагеря, в руках которых оказывается Вика в двадцатых главах книги (всего их 41 + эпилог). Маги утверждают, что куда бы Виктория не сбежала, Вольный ее найдет, и показывают на кольцо, которое она уже пыталась как-то снять, да не смогла. Кольцо, само собой, не простое. Сторона, на которой работает Марк – весьма отмороженная, и эти маги занимаются разной гадостью (хотя совсем уж темными назвать их нельзя), а противоположная ей - подчищает за ними грязные последствия их работенки. Потом происходит кое-что… да сами разберетесь, что. В общем, на этом этапе книги происходит нечто логически трудно объяснимое: именно тут, на стыке двадцатых и тридцатых глав, отношения между героями наконец нормализуются, даже более того. Пара контактов произошла уже задолго до того, первый так и вовсе в самом начале книги, но Вика списывала это на самую обычную страсть. Здесь же - испытала всю гамму чувств основных и сопутствующих. Однако же, не одним этим примечательны главы: Вольный наконец-то начинает спокойно и нормально рассказывать, как устроен мир магов и что вообще происходит. Некто заказал ему, как мощному магу памяти, достать из Викиной головы, из того ее отдела, что именуется глубинной памятью, некие воспоминания. Вольный спокоен и добродушен. Виктория давно смирилась с тем, что достать их, воспоминания, как-то надобно, да только не знает, как открыться лазутчику, чтобы он забрал уже все что ему надо и проваливал к дьяволу. Марк рассказывает, что получил заказ через своего шефа. Что за содержимым ее головы кто-то охотится. Что заказ серьезный и дорогой, что икспам - технология извлечения памяти, опасная либо полной амнезией, либо просто отбрасыванием коньков, что применить его он не может, так как ее, Викторию, любит до икоты, и что сама она, вероятно - тоже маг. А разглядев на белках глаз желтые пятна, утверждает, что не просто маг, а... отмечена суггестором для какого-то своего дела. Верховным колдуном, коего никто в глаза никогда не видел, но все боятся аки муха дихлофоса, так как полномочия суггестора не ограничены ничем. И делается вывод, что за Викой охотятся не просто так. Кому-то что-то надо, но кому и что?

Конец в книге довольно мало детализированный, но это скорее плюс, нежели минус: расписывать эпичное рубилово на сто сорок страниц, как делают многие авторы фэнтези, в мельчайших подробностях, как по мне, жуткое дурновкусие. В общем, финальный баттл расписан кратко и легко. И, что надо отметить, весьма оригинально – обычно главный герой в самой гуще событий и быстрее всех метает файерболы, но никак не в этой книге.

Вообще, не очень я умею писать про чужие истории кратко. Потому что пересказываю их, чтобы хоть что-то вывести из характеров героев публично. А вот теперь, собственно, настала пора к этому и приступить. Кто такая Виктория? Поначалу понять сложно. Ну, девушка, танцовщица. Железной воли человек, видимо: чтобы заниматься этими их танцами и прочими зрелищными искусствами, нервов нужен хороший такой моток, и лучше из толстой стальной проволоки. Трос не годится, оборвется. Пережила пару мерзопакостных историй, обидчикам мстить не стала. Себя начинает винить в стокгольмском синдроме - ее "мужа" швыряет туда-сюда, как на качелях, то он сладкий как патока, то колючий гнусный гад, которому непонятно что от нее надо: так чего ж она ему отдается почти всегда, когда он ее об этом просит? Это жжжжж… неспроста… Только где-то после 29 главы ситуация несколько устаканивается. Мне, правда, все равно не очень понятно, почему суггестору была нужна именно она. Хотя, может, потому, что человек абсолютно бескорыстный, простой, как медный таз, который не станет хитрить, юлить и изобретать рокировки собственной выгоды ради? Видимо, так и есть. И мир станет лучше, даже если в нем есть суггестор, пусть этот суггестор будет такой, как Вика.

Вольный. Этот типчик у читателя-мужчины способен вызвать только отвращение. Морда кирпича просит. По крайней мере, первую половину книги. Хитрый коварный обольститель. Ну, нельзя же сразу раскрывать главную карту - надо, дескать, взять себя  в руки и выполнить мерзкий заказ. Не то, чтобы он был нарисован совсем бесчувственным злодеем, но явно ближе к оным. Опять же, ближе к тридцатым главам мы видим уже совсем другого Марка. Хитер как бес, палец в рот не клади, это все остается в силе, но сам комплект моральных ценностей персонажа под другим углом выглядит уже гораздо более привлекательно.

Ян и Лиза. Первый - человек явно более принципиальный, чем Вольный. Но, с другой стороны, Вольному в свое время пришлось просто бежать, спасаясь от смерти от рук собственной спятившей мамаши. У Яна такой проблемы не было, и он мог выбирать сторону, так и подался к более приличным магам с их более благородными устремлениями. И совершил однажды большую пакость. Я, если честно, плохо понимаю часто рисуемые в литературе увивания толпы мужских персонажей вокруг одного женского. Зачем именно Вика? Других баб мало, что ли? Но так как и жанр не мой, и автор женщина, мне это, наверное, в принципе не дано понять. Ну и не буду, шут с ним. Лиза - это Лиза. О ней сказать особо нечего, если честно. Прославиться куда проще злыми делами, нежели добрыми, даже у рецензента на литсайте.

Есть, конечно, еще несколько магов с разных сторон. Персонажей, появляющихся эпизодически расписывать не могу - информации мало. Но у каждого властного пластилина должна быть на все готовая и нисколько ему не интересная запасная девушка, иначе картина получается слишком специфической и трудно считываемой читателями. Такая там тоже есть.

Вообще, у этой книги есть одно несомненное, сильно облегчающее жизнь читателю достоинство. Она повествует в настоящем времени. Не знаю, может, не у всех, но, как по мне, такие книги чисто интуитивно должны читаться намного легче. Как будто ты все видишь в реальном времени, в прямом эфире, а не очередные дела давно минувших дней, преданье старины глубокой. Это вторая книга на моем веку, написанная в настоящем времени. Всего лишь вторая. Самому, что ли, перейти на такой стиль повествования?... Писать так, кстати, тоже легче, я пробовал, просто проект отправился в долгий ящик. На другой чаше весов - периодическая смена фокального персонажа при письме от первого лица. В основном это Вика, но в некоторых главах - Марк. Причем если персонаж меняется посреди главы, ее части разбиты звездочками, а если глава целиком отдана кому-то, это никак не указывается, что несколько затрудняет чтение, но, в общем-то, не критично. Язык легкий, текучий, как прозрачная чистая вода, без загибонов и вывертов (правда, режут глаза слова типа "трусит" (в смысле "трясет") или "ущербленные", но, с другой стороны, я и сам употребляю региональные диалекты, просто живу намного севернее автора в другой природной зоне и слова у нас другие. Так что не мне судить). Опечаток и ошибок насчитал, может быть, штук десять на всю довольно длинную книгу, так что с грамотностью у автора тоже все в порядке. У многих редакторов показатели те же.

Книга пошатнула мое мышление на предмет смеси фэнтези (пусть даже и городского) с "лыркой" (любовным романом, т.к. любовная линия проходит через всю книгу). В принципе, нет плохих жанров, есть плохие писатели. Есть Толкиен, а есть невразумительные конструкторы из человекообразных разумных и полуразумных существ непонятного биологического вида. Есть Агата Кристи и сэр Артур Конан Дойль (или, учитывая большие различия в классической английской и русской детективной традициях, возьмем Леонова и Маринину), а есть дешевые бульварные книжки про полицейских и нашпигованные "экранизациями" древних анекдотов "иронические детективы". Есть нормальные эротические романы, есть паршивенькая порнушка, которую даже четырнадцатилетний мальчик Гоша, охотящийся за всем, где упоминаются или показываются места, которые от взоров публики принято прятать, отнесет в уборную. Так я думал, вернее, мне хотелось так думать. Но вот лырку и все ее смеси с другими жанрами я считал вообще пропащим жанром. Лишнее подтверждение: как напишешь, так и будет. Меня даже нелюбимые мной эротические сцены не покоробили (хотя, конечно, их бы могло быть и поменьше, ну да ладно). С другой стороны, еще и от самого автора крайне много зависит. Я, например, лично общался с автором. Диана Билык - вполне приятная дама. Легкая в общении. И книга у нее получилась легкая, даже несмотря на принципиально игнорируемые мной жанры. Я, в общем, доволен. А как по науке нужно правильно заканчивать рецензии, я даже и не знаю.

По всем вопросам связаться с ведущим рубрики можно через личные сообщения ВК по ссылке  или через личное сообщество. До встречи в следующую субботу.

Комментарии:

Всего веток: 11

Саша Купырева 08.03.2018, 00:50:07

Чудесный отзыв! :)

Елена Чемизова 04.02.2018, 06:18:27

Всегда восхищаюсь умением писать такие рецензии!

Последний комментарий в ветке:

Диана Билык 04.02.2018, 15:24:29

Елена Чемизова, даа)) и я) до сих пор балдею :)

Наталья Путиенко 03.02.2018, 16:37:18

Какая замечательная рецензия.))) Я, как раз, эту книгу уже утащила читать)))

В ветке 6 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Диана Билык 04.02.2018, 00:19:19

Natalia Putienko (nastusenysh), не ну))) эээ... Лана. Уговорила :) Спокойно жду.
А под столом коленочками потрясу, все-таки. Хихи

Галина Штолле 03.02.2018, 17:57:45

Ого! Какая рецензия!

Последний комментарий в ветке:

Диана Билык 03.02.2018, 23:43:26

Галина Штолле, да, я сама балдею :)))

Мария Геррер 03.02.2018, 16:43:18

Отличная рецензия на отличную книгу. Читала и очень понравилось))

Последний комментарий в ветке:

Диана Билык 03.02.2018, 23:42:39

Мария Геррер, Спасибо :)))

Юлия Новак 03.02.2018, 18:46:47

начинала я эту книгу ,но при чтении не оставляло ощущение какого то тягостного бреда.Может настроение не подходящее было.

Последний комментарий в ветке:

Федор Ахмелюк 03.02.2018, 18:53:26

Юлия Новак, бывает, я тоже первые две-три главы не мог въехать в происходящее. Потом въехал.

Диана Билык 03.02.2018, 18:42:26

Кстати, Федор, не померещилось :))) Ну, ты понимаешь, о чем я ;) Я посчитала, что раскрывать это подробно - это уже лишнее.

Диана Билык 03.02.2018, 16:58:44

Спасибо! Как точно получилось понять произведение, я даже не ожидала такой приятный мужской взгляд получить. Есть стимул писать вторую часть :))))

В ветке 3 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Диана Билык 03.02.2018, 18:07:49

Мария Геррер, я сегодня уже засела)))) Приятно, что ждете :)))

Мария Бородина 03.02.2018, 17:32:24

Отличная рецензия на отличную книгу!

Rin Serizawa 03.02.2018, 17:14:32

Шикарно!

Ирина Кармелевская 03.02.2018, 17:03:32

Очень классная рецензия

Books language: