"Москва-bad" Алексей Шепелёв - Мимо серии 2017

Автор: Ирина / Добавлено: 11.03.18, 20:50:18

"Москва-bad. Записки столичного дауншифтера" ASh (Алексей Шепелёв) - современная проза, неформат, реализм, фикш, нонфикшн

Аннотация к книге "Москва-bad. Записки столичного дауншифтера (часть 1)"

Эта книга для тех, кто живёт в столице, работает в ней или видит её только издалека в кривом зеркале СМИ. Будни столичных спальных районов — документальные репортажи с места событий, написанные художественно, в фирменной ироничной манере автора. Метро, рынки, супермаркеты, парки отдыха, «свистопляска» гастарбайтеров за окном, «явления» дворовых алкашей, поиски работы — обо всём этом необычное для современной литературы произведение на стыке романа и очерка, фикш и нон-фикшн. 

«Алексей Шепелёв — самый необычайный, самый непредсказуемый и самый недооценённый персонаж… молодой литературы». Захар Прилепин

«…прочесть очерки можно буквально на одном дыхании — благодаря живому образному стилю и динамике авторской мысли». Сайт "Частный корреспондент"

Интервью с автором

Алексей А. Шепелёв — прозаик, поэт, рок-музыкант. Лауреат премии «Нонконформизм» (2013), финалист премии Андрея Белого (2014), лидер группы «Общество Зрелища», кандидат филологических наук, автор книг: Echo. — СПб.: Амфора, 2003; Maxximum Exxtremum. — М.: Кислород, 2011; Настоящая любовь. — М.: Фонд СЭИП, 2013; Мир-село и его обитатели. — М.: ЭКСМО, 2017; Настоящая любовь/Грязная морковь. —  ИД «Выбор Сенчина», 2017.

Здравствуйте, расскажите, как пришла к вам идея книги "Москва-bad"? Легко было работать над ней?

Переехали в Москву – и здесь достаточно было просто в окно выглянуть, на улицу выйти. Пресловутые пятиэтажки, вездесущие гастарбайтеры, супермаркеты, рынки, метро, парки отдыха, дворовые алкаши, поиски работы и сама работа – всё это само наваливалось ежеминутно и со всех сторон. Писать не собирался – думал просто жить… А вышло, как говорили раньше, «не могу молчать»!

Тем более не думал писать «очерки». Это какой-то жанр из прошлого. «Москву и москвичи» Гиляровского я даже тогда не читал, хотя по филфаку примерно знал содержание. Книга действительно знаковая, дельная и отлично написана. Только тогда автору-журналисту приходилось то по трущобам шастать, то специально в канализацию спускаться, а мне, как сказал выше, просто несколько лет жить в столице.

Я попытался изложить острые проблемы максимально живо, занимательно, с юмором, так что документальные репортажи с места событий граничат всё же с романом. Для простых людей это «в самую точку». И это самый ценный отклик. Писали и профессиональные критики – и хвалебно, и наоборот, однако издателям такой текст оказался не по зубам. Ведь поднятые вопросы в СМИ замалчиваются, а те, у кого уровень жизни чуть выше, уже этих проблем не видит.

Какую главную мысль вы хотели бы донести до читателя через свою книгу?

Жить в современной Москве нормальному человеку невозможно. Нормальному – вы с просите – это кому? Но ведь едут туда не только «на вахту» и «зарабатывать» всем скопом, но и те, кому нужно себя реализовать: учёные, музыканты, художники, литераторы. В советское время можно было как-то прожить, столичные возможности все трудности оправдывали.

А сейчас – тотальный антропологический кризис. И в Первопрестольной он заметен невооружённым взглядом. Вот в чём месседж, а не ругань властей и гостей, как привычно. «За нами Москва!..» - золотые слова, но сейчас её под шумок сдали, и это не Крым и не Курилы, не Арзамас и не Скотопригоньевск - всё это наше, родное, конечно, но тут столица, главное в стране, и всем по барабану.

Вас называют радикальным писателем. Об этом писали Роман Сенчин или тот же Захар Прилепин. Все Ваши произведения можно назвать остросоциальными?

Нет, наверное, я просто зрю в корень. (От лат. radiх- «корень»). Политикой я никогда не увлекался. Мой взгляд – и это тоже отмечали в рецензиях - скорее, антрополога, социолога, философа даже. Конечно, плюс юмор, а то и гротеск.

Вообще есть разные вещи. Например, на этом портале я разместил книжку короткой прозы «Затаившиеся ящерицы». Фантастический реализм, местами даже эротика.

Какой тэглайн (краткую фразу, девиз, рекламный слоган) вы выбрали бы для своей книги?

Это не фантастика – добро пожаловать в матрицу, в реальную Москву 2010-х!

Можно небольшой отрывок?

Вот зарисовки конкретного магазина. Помещение небольшое, торговый зал узкий, вытянут в длину, проходы между полками настоль узкие, что двум покупателям даже без тележек не разойтись. Корзинку-то приподнимаешь к груди, чтобы провести её над головой бабки или не зацепить за корзинку встречного! Но это полбеды, мелочи…

Во всех «магазинах для бедных» постоянно и непрерывно – в торговом зале и в рабочее время! - ведутся работы по доставке, раскладке и сортировке продукции. Ведут их исключительно арбайтеры (другого персонала тут нет, разве что управляющие и бухгалтерия), которые действуют «не взирая на лица» - возят туда-сюда на колёсных платформах огромные поклажи коробок, таскают эти коробки и мешки, выдвигают лотки, засыпают-выгребают, даже по такому сверхузкому, с позволения сказать, коридору ездят, всячески разворачиваясь, на механизированных колёсных платформах с нагромождением коробок в человеческий рост… Они внезапно появляются, где угодно останавливаются, сваливают свою поклажу, на всех налетают, всех толкают, при этом стараясь хранить сосредоточенно деловой вид, а также молчание. Названия овощей постоянно путают, кассиры переспрашивают их друг у друга по-своему, вместо капусты пробивают кабачок, на многие вопросы покупателей отвечают невпопад или «йа нэ знаю».

Из-за такого трафика каждый поход в супермаркет, почти каждый проход по супермаркету напоминает прохождение лабиринта в компьютерной игре! Есть ещё тётки, которые расставляют и ровняют товары на стеллажах, постоянно моют полы (размазывают грязь какой-то игрушечной шваброй), из-за чего тоже возникают заторы и склоки.

Однако выдержать всё это, потеряв энное количество нервов и калорий (как правило, вспотев – я шучу: вот бедным не нужен фитнес-зал и кинозал!), лишь полдела. Дальше – один узчайший выход, как чрез Сциллу и Харибду, через кассу. Как правило, работают две кассы из пяти (или восьми).

"Москва-bad. Записки столичного дауншифтера" ASh (Алексей Шепелёв)

P.S. Интервью для группы конкурса "Мимо серии 2017" в ВК. Приходите в гости, приносите ссылки на свои отзывы и рецензии. (!) Авторы-участники конкурса и внеконкурса тоже — приходите со своими рассказами, цитатами и отрывками.

Все интервью - в блоге и собраны отдельной "книгой" - теперь можно подписаться.

Теперь еще будет Каталог отзывов на работы конкурса "Мимо серии 2017" - приносите ссылки на свои отзывы, делитесь впечатлением.

1 комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий

Войти
avatar
Ирина Яхина
12.03.2018, 13:59:54

Интересно,что конкурс привлек на сайт много новых необычных авторов!