Юмор на грани фола
“Ведьма вне канона” Елены Троицкой
Только есть одна проблема -
В город толком не войти:
Люди с криком "Ведьма, ведьма!"
Разбегаются с пути.
Люди прячут злые морды
В обывательском тепле,
Ну, а я над ними гордо
Пролетаю на метле!
Канцлер Ги «Песенка ведьмы»
«Ведьма вне канона» – первая книга дилогии одноимённого цикла Елены Троицкой, написанная в жанре юмористического фэнтези.
Название
Джейн: Во-первых, обещает нам некий слом шаблонов и противопоставление традиционным трактовкам, все-таки ведьму нам сулят неканоничную. И отлично, даешь больше новых взглядов на привычное.
Во-вторых, само наличие ведьмы. Сразу знаешь, чего ожидать. Очень конкретное, прямо говорящее с читателем название.
Скарлетт: Полностью согласна с Джейн: название выигрышное, особенно для юмористического фэнтези, где очень любят пройтись по шаблонам.
Джейн: Еще хочу отметить обложку. Я вообще не очень часто на них смотрю, но эта – забавная. Ироничная, симпатичная и в меру смешная.
Скарлетт: Если бы автор ещё и паролями и явками к художнику поделился… Но да, обложка классная! В ней просто всё кричит о выбранном автором жанре. Сразу понимаешь, что тебе заворачивают – для читателя это всё, что нужно от обложки (ну, и красивую картинку, конечно).
Сюжет
Джейн: Живет себе одиноко в башне на болоте ведьма. Молодая, деятельная, очень жаждущая счастливого обеспеченного будущего. Осуществлению этих планов сильно мешает тот факт, что принцессы, на похищении которых ведьмы делали выгодный гешефт, в мире массово закончились. Вот и перебивается ведьма Милада всякими парфюмерно-косметическими шабашками.
Скарлетт: В общем, классическая жизнь любого молодого специалиста, в фэнтези и не только.
Джейн: Болотную рутину здорово разбавит принц, заявившийся по Миладину душу. Королевскому отпрыску не нужна принцесса (все равно кончились), ему нужна ведьма. Что удивительно, ведьма нужна ему в качестве невесты. Не в меру креативный принцев папочка решил организовать среди наследников гонки на обладание короной. Точнее, престол достанется тому, кто подберет себе самую-самую достойную жену. Вот принцы и отправились на поиски кандидаток.
Скарлетт: А, это ещё не креативно. Вот его русский коллега как-то выдал сыновьям похожее задание, но с дополнительным условием – луком и стрелами. Вот где русская душа развернулась на ниве креатива! Но ситуация весьма похожая получилась: тот же отбор, который нынче так любят, но без бантиков-рюшечек-цветочков, а со здоровым (впрочем, не всегда) хардкором.
Джейн: Поразмыслив немножко, Милада живо собирает вещички и отправляется в путь-дорогу.
Скарлетт: Всё ж лучше, чем без перспектив карьерного роста на болоте прозябать
Джейн: При ближайшем рассмотрении оказывается, что это коммерческое предложение из тех, где самые важные вещи написаны мелким шрифтом. На той стороне листа. Невидимыми чернилами.
Скарлетт: Кто бы сомневался! Впрочем, даже Миладу это совсем не удивляет.
Джейн: Королевский замок больше напоминает паноптикум. Невесты братьев принца хороши – хоть сейчас их восковые фигуры в тот самый зал музея мадам Тюссо, где выставлены всякие убийцы и маньяки. Братья-принцы тоже один другого краше. Король с неожиданным именем Салтан успешно прикидывается старым сморчком.
Скарлетт: Так бывает с перебродившей волшебной сказкой – когда нормальных невест принцы уже перепробовали, а отец, крепкий орешек, на их красоту не польстился – и всех того.
Джейн: А потом авторская фантазия берет такой разбег, что не пристёгнутые читатели перезревшими грушами осыпаются на обочину.
В замке постоянно творится какая-то чертовщина. Ни минуты покоя. На включившуюся в предвыборную, тьфу ты, предкоронационную гонку Миладу ополчились буквально все. Покушение сменяется покушением, погром в покоях следует за погромом.
Скарлетт: Справедливости ради, там все против всех: очень принцам жениться на трон хочется. А вообще забавно было бы, победи один из них. И что бы несчастный юный король делал с такой невестушкой, рядом с которой наёмный убийца отдыхает?
Джейн: Королевский замок напичкан тайными ходами как рождественский кекс изюмом, все вдохновенно интригуют против всех, обстановка крайне нервозная.
Но если приглядеться очень-очень внимательно, то перманентное безумие обитателей замка оказывается прикрытием для какой-то по-настоящему темной истории.
Дело не обойдется без кровавых ритуалов, коварных планов, пропавших особ королевской крови и божественного вмешательства.
Основной упор в романе сделан как раз на замковые приключения Милады и испытания невест. Все это превращается в непрерывный бенефис абсурдистского юмора, против которого я ничего не имею, но иногда хочется и передышки. За разудалой движухой, почти неразличима, скромненько притулилась основная сюжетная линия.
Скарлетт: Джейн права. Сюжет в синопсисе должен был смотреться просто чудесно, но чуть-чуть автор не дотянула. Точнее, перетянула своё и внимание читателей на отбор, а уж потом, как чёрта из табакерки вытащила на поверхность собственно основную сюжетную линию. Чуть-чуть бы раньше, чуть больше читателю намёков – и всё было бы хорошо.
Джейн: Если пристально следить за сюжетом, он аки стыдливая девица, начинает от тебя драпать. Ты за ним, требуя обоснуй, а в ответ “я приличный сюжет, отстань, грязный критикан”. Строго говоря, сюжетная линия здесь скорее сюжетный пунктир. Тут вроде есть - а тут уже и нету. Это несколько портит удовольствие от прочтения.
Скарлетт: Впрочем, не сильно. По традиции сильного, хорошего сюжета от юмористического фэнтези уже не ждёшь.
Джейн: К концу сюжет собирается с силами и становится достаточно ярким и стройным, но до конца еще добраться надо.
Скарлетт: Обычная проблема для этого жанра (и не только).
Герои
Джейн: Милада – не очень везучая ведьма. Героиня вполне довольна своей колдовской долей, но чары ее работают с переменным успехом, постоянно доставляя Миладе неприятности. Находчивая, неугомонная, деятельная героиня, всё время пребывает в движении. Иными словами, Милада несется по жизни, абсолютно пренебрегая возможностью постоять и подумать над тем, что вообще происходит. В лучших традициях ведьмовского менталитета, героиня всегда думает только о себе. При этом находит силы прийти на помощь товарищам по несчастью. Немного нескладная, немного неудачливая ведьма обладает просто неиссякаемыми запасами оптимизма и находчивости.
Скарлетт: А ещё это чуть ли не единственный по-настоящему живой герой в этом романе.
Джейн: Краса – подруга героини, тоже ведьма. Повелитель крыс. Персонаж-помощник, только шило подлиннее подружкиного. Гиперактивная, неунывающая, любопытная Краса оказывается там, где надо. Творчески решает проблемы, двигает детективную линию и отвечает за сюжетную логику.
Скарлетт: А, ладно, ещё вот эта хороша. Правда, её маловато.
Джейн: Семион – младший королевский сын, бастард. Гребаный счастливчик. Парню не просто везет, ему неимоверно и постоянно шарит. И эта его особенность напрочь забивает все личностные качества. Семион везунчик, и это практически все, что читателю о нем известно. Он вроде как хороший, правильный, честный и даже вполне себе сообразительный, но болтается постоянно сбоку припека, и потому внимание читателя привлекает с огромным трудом. Ни рыба, ни мясо, к сожалению.
Скарлетт: Автор не дотянула. Намёки на живого героя были, но только намёками и остались. Герой-функция. Правда, и с функцией он тоже не слишком определился – но точно не герой-любовник.
Джейн: Героев в романе немало, все они постоянно чем-то заняты, постоянно во что-то влипают, друг против друга интригуют, друг за другом с воплями гоняются. Создается впечатление, что их основная функция не показать читателю свои мотивацию и характер, а участвовать в приключениях. Ой, да зачем нам твой внутренний конфликт, тут эге-гей и ого-го!
К чести автора, надо сказать, что обоснуй и мотивация героям даны, но на фоне творящегося в романе их и разглядеть-то удается не сразу.
Скарлетт: А если совсем честно, автор умеет вписывать героев в интересный сюжет, но не умеет делать из функций живых людей. В этом романе герои ей не дались. Бывает.
Мир
Джейн: Скупой суровый минимум знаний о мире.
Густая смесь мифологий и сказок разных народов, аж ложка стоит. Этакий типичный мир фэнтези. С ведьмами, проклятиями, оборотнями, вампирами и заколдованными людьми. Ну и с двинутыми на власти психами, куда ж без них. Тут надо отметить, что психи – не сказочный вымысел, а вполне себе суровая реальность.
Ведьмы здесь как отдельная каста, помимо традиционных чародейских функций, взявшая на себя обязанности драконов. То есть, ведьмы здесь “берут на воспитание” принцесс, а потом пристраивают их самым удалым, сообразительным, ну или хотя бы симпатичным принцам.
Любопытна концепция магии. Когда-то получив дар от духов-прасущностей, люди были невероятно могущественны. Шло время, магов становилось все больше, дар мельчал. И теперь, стремясь сберечь и приумножить оставшиеся крохи дара, ведьмы и колдуны сводят друг с другом способную молодежь, возлагая на потомков таких союзов немалые надежды. Сильный магический дар – сокровище, ради которого не грех и древнего бога соблазнить.
Девиз авторского мира – эклектика. Тут тебе и Шехерезада, и Рапунцель, и Спящая красавица, и хтонические монстры. Чего только твоей душеньке угодно, в общем. Надо отметить, что все взятые классические сюжеты и герои творчески переосмыслены и модернизированы. Причем чаще всего в иронически-мрачном ключе.
Вообще, при всей веселости и разудалых приключениях, общая атмосфера вышла довольно мрачненькая. И да, автор с этой мрачной атмосферой справился очень неплохо. Получается этакая смесь безумия, нуара и театра абсурда.
Скарлетт:…которая действительно украшает сюжет. А, здесь вообще сюжет цветёт и пахнет, и мир пока для него лишь фон. Но – с очень хорошим потенциалом.
Язык
Джейн: Неплохой. Динамичный, легкий (я за пару часов одолела всю книгу), но чего-то не хватает.
Достаточное количество опечаток, да и общая вычитка не помешала бы совершенно определенно.
Частенько герои упоминают топонимы из нашего мира. Поскольку автор не дает нам ответа, есть ли в его вымышленной вселенной Земля, то получается немного странно.
Скарлетт: Абсолютно согласна с Джейн. И язык простоват, и над речью героев стоило бы поработать. Но читать это не мешает.
Как обычно отрывок для ознакомления.
«Лежу в гробу, сплю. Вампирша вначале сопела с отданного ей тюфяка, потом улетела на охоту. А что? Подумаешь – гроб! Зато мягко и удобно.
Нет! Я не присматриваю себе домик на будущее и не собираюсь покупать участок в саду! Просто выбрала самую удобную койку. И Чхеневитчен поставила на место. Два в одном. Одни плюсы. Однако, сон не шел: слишком многое случилось за этот день, слишком много узнала.
Таинственная лаборатория, кандидатки в жены, таскающие в лабораторию редкие ингредиенты. На фоне – тайна, связанная с пропавшей принцессой, которую ищет подруга.
Поднимаюсь и разгребаю стол для нового эксперимента. Машу магическому зеркалу, которое незамедлительно открывается и показывает указанный рецепт. Он не особо сложный, но лично у меня ни разу не давал нужного результата.
Ягоды памяти, стекло отчаянная, голубой песок, крылья бабочки, листья дурмана и цветы лебеды. Перегоняю через куб, получаю эссенцию, лью в магический шар, представляю в мыслях виденную раньше лабораторию и касаюсь шара кончиками пальцев, жду реакции.
Жду…
Жду.
Жду еще.
И вот так всегда – никакой реакции. Я уже и изменяла рецепт и плевала через плечо и даже консультировалась с более старыми ведьмами. Но, видать, не дано мне быть «провидцем» или «следопытом». Разница небольшая. Провидцы видят то, что будет, а следопыты – то, что происходит на данный момент. А так, и рецепт один и тот же, и действия, отличается лишь результат.
Не дано пользоваться этой фиговиной даже для одурачивания людей на улице, ибо не появляется ни тумана, ни молний, ни каких-либо других эффектов.
Очень жаль.
Как раз вернулась Чхеневитчен, сытая и довольная. Пыталась лечь в гроб. Отсылаю ее на тюфяк, сама ложусь в гроб и вроде даже начинаю засыпать, когда неожиданно понимаю: в мою комнату вошел посторонний.
Не открываю глаз, прислушиваюсь. Шаг на женский не похож, но на ногах обувь с каблуками. Не слышно шороха юбки, значит, точно не женщина. А кто носит такую обувь? Не слуги, нет. Принц, да. Значит, в гости пожаловал один из принцев. Зачем?
Закрытый гроб гость проигнорировал, пройдя сразу к тюфяку. Мне ничего не стоило посмотреть в щелочку и различить блеск лезвия вспарывающего мою кровать. А еще того, кто на ней спал.
— Да как ты смеешь?!! — взвизгнула разбуженная и взбешенная методом пробуждения вампирша.
Если бы у меня из живота торчал кинжал, я бы тоже бесновалась… если бы еще могла двигаться. Чхеневитчен могла, и двигалась. Схватила шар для слежений и разбила его о голову опешившего убийцы. Звон стекла, крик ужаса, капли крови и прыжок в окно.
Открываю гроб и наблюдаю, как вампирша орет в окно и плюется о том, что она запомнила вкус его крови и найдет по запаху.
— Мое новое платье, — расплакалась она, когда посмотрела в зеркало. — Отомщу.
Закрываю гроб.
Сплю. Если во дворце найдут обескровленное тело принца, я ничего не видела и ничего не знаю».
Вывод
Джейн: Фантасмагоричный роман о приключениях неугомонной героини. С попыткой обыграть большое количество старых сказочных шаблонов при помощи других.
Парад безумных событий, недотянутая главная линия сюжета и сыроватые герои.
Абсурдистский юмор, непредсказуемость героев и легкое читательское недоумение.
Скарлетт: Роман, читая который, думаешь: «Что-то в этом есть». Но когда прочтёшь последнюю страницу, понимаешь: это что-то на один раз. Но забавно.
Оценка: 7 из 10.
________________________
14 комментариев
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий
ВойтиИнтересный обзор. )
Алена Бердникова, Спасибо! :)
Читала обзор в вк! Обзор, как и всегда, очень хорош!
Хотя лично я хотела бы больше увидеть обзор на "Поврагов", но это уже мечты-мечты)
Джейн и Скарлетт Эйр, Это и не претензия или что-то в этом роде) Ни в коем случае) Просто личные симпатии)
необычный подход! интересно, спасибо!
Юлия Рябинина, Стараемся)
Спасибо!
интересный разбор.
Евгения Кретова, Спасибо большое!
М, спасибо за подробный разбор!
Анна Владимирова, Рады, что вам понравилось)
Здорово как!
Книгу читала и мне история показалась довольно динамичной!
И в этом определенно что-то есть!
Спасибо!
Нина Новолодская, Это точно!
Спасибо)
Подача любопытная) спасибо.
Леди Эм, Спасибо)
Как всегда интересное мнение))
Евгения Телицына, Спасибо! :)
Спасибо
Эдуард Поляков и Варвара Серебро, Рады, что вы с нами)
Хороший обзор, впечатлило)
Сергей Морошко, Спасибо большое! :)
Хороший отзыв! Спасибо) Книга отличная просто.
Евгения Халь, Не плохая)
Книга мне очень понравилась!
Читала эту книгу. Веселая история, нестандартная)))
Справедливо)))
Елена Троицкая, Спасибо! :)
Удаление комментария
Вы действительно хотите удалить сообщение ?
Удалить ОтменаКомментарий будет удален безвозвратно.
Блокировка комментирования
Вы дейтсвительно хотите запретить возможность комментировать ?
Запретить Отмена