Монргана. Фея? Богиня? Ведьма?!

Автор: Барахлюш / Добавлено: 17.05.18, 22:25:10

 Моргана. Один из самых восхитительных и самых противоречивых образов в мировой культуре. Сестра и любовница короля Артура. Злейший враг Камелота и целительница, врачующая его рыцарей. Воспитанница монастыря и ученица Мерлина. Оборотень и чернокнижница.

 Меньше всего Моргана была похожа на веселую девчушку со стрекозиными крылышками или добрую крестную с волшебной палочкой, но книжки и легенды называют ее «феей». Как все эти черты могли ужиться в одной личности? Кем в действительности была фея Моргана? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно вернуться к самому началу ее истории, когда знаменитая чародейка была еще кельтской богиней.

 Как и всегда, когда дело касается богов, история Морганы туманна и неоднозначна. Исследователи сходятся лишь в том, что когда-то Моргана артуровских легенд была кельтской богиней. По поводу же того, что это была за богиня, версии расходятся..

 Версия вторая, ирландская. Богиня войны Морриган

Троичность — характерная черта еще одной богини, ирландской Морриган. Точнее сказать, это даже не одна богиня, а три, которые в различных традициях считались либо богинями войны и смерти, либо — любви и войны. В легендах всех трех богинь часто именовали собирательным именем Морриган, и в итоге они слились в единый образ. Морриган обладала даром пророчества и магическими способностями. Обычно она изображалась облаченной в воинские доспехи и держащей в каждой руке по копью. Однако иногда она представала в облике красавицы в длинных зеленых одеждах, вдохновляющей воинов на подвиги и способной предрешить исход битвы с помощью чар. Морриган могла полностью менять свой облик — обернуться вороной, волчицей, уродливой старухой или даже угрем и водорослями.

 Версия третья, бретонская. Водяные феи Морганы

Морганами в Бретани называли водяных фей. Это были очень опасные духи, завлекающие людей своей неземной красотой и видениями дивных подводных садов. Поддавшихся чарам водяных фей ждала неминуемая смерть. Морганы изображались юными и прекрасными девами с длинными волосами.

 

К XIII веку артуровские легенды приобрели такую популярность, что официальная Церковь посчитала необходимым высказать свое мнение по этому поводу. Как несложно догадаться, мнение это было отнюдь не благоприятным — эпопея о рыцарях Круглого стола, повествующая о супружеской неверности и поисках мистического Грааля (концепта, безусловно связанного с христианством, но достаточно еретического по своей сути), противоречила всем проповедуемым этой самой официальной Церковью принципам.

Однако уже тогда церковники понимали, что одними проповедями делу не поможешь, — с рыцарями Круглого стола надо было бороться их же оружием. Так появился цикл Вульгата (около 1230 г.), объединивший пять прозаических романов — «История Грааля», «Мерлин», «Книга о Ланселоте Озерном», «Поиски Святого Грааля», «Смерть Артура». Имена авторов цикла до нас не дошли. Известно только то, что они получили образование в цистерцианских монастырях и разделяли официальные взгляды Церкви. Цисцерцианцы сильно «подправили» артуровскую легенду. Ланселоту и Гвиневере они уготовили покаяние и искупление: он становится отшельником, а она — монахиней, до конца жизни стараясь искупить свои грехи. Тема поиска Грааля приобретает явные черты аллегории поиска Бога человеком. Но более всего досталось Моргане — цистерцианцы не могли позволить развенчанной кельтской богине тихо жить на границах мира христианина Артура. Именно в «Вульгате» она становится злой волшебницей и врагом рыцарей Круглого стола.

 

Очередной виток своего развития образ Морганы получил в романе Томаса Мэлори «Смерть Артура» (первая треть XV века). Вообще-то сам автор дал своему произведению несколько другое название — «Книга о короле Артуре и благородных рыцарях Круглого стала», которое гораздо больше отражало ее содержание. В своем труде Мэлори собрал многочисленные предыдущие легенды, романы, поэмы и песни о короле Артуре и сплел их в единое и стройное повествование. О гибели же главного героя говорится лишь в конце книги. Именем, под которым труд Томаса Мэлори вошел в историю, мы обязаны печатнику Уильяму Кэкстону. Издавая книгу Мелори в 1485 году, он решил дать ей более яркое название.

Образ Морганы, как и других героев «Смерти Артура», Мэлори во многом основывал на работах своих предшественников. Однако некоторые новые аспекты он в него все-таки внес. Так, черную магию Моргана изучает уже в монастыре, куда ее отправили на воспитание. Очевидно, что такая трактовка — следствие общего падения престижа Церкви во времена Мэлори (вспомним, что меньше чем через век начнется Реформация). Другое интересное нововведение «Смерти Артура» — противостояние Феи Морганы и Владычицы Озера. Кстати, в произведении Мэлори «Владычица Озера» — это не имя, а титул; женщины, носящие его, последовательно объединяются с королем Артуром, защищая его от происков сестры-чернокнижницы. Однако и в «Смерти Артура» именно мятежная сестра, всю жизнь строившая против него козни, спасает короля, увезя его на волшебный Авалон. Крайне странное завершение для, в общем-то, логично разворачивающегося произведения. То ли Мэлори не решился изменить конец древней легенды, то ли увидел в Моргане противоречивую душу — этого мы никогда не узнаем.

 

Моргане не очень повезло в XIX веке — в государственную «геройскую» парадигму артуровского цикла она не укладывалась, а интересующихся любовными переживаниями романтиков куда больше увлекала история Ланселота и Гвиневеры, чем отвергнутая волшебница. Да и самый главный бард двора короля Артура, Альфред Теннисон, обошел ее личность стороной. А именно он был самым значимым романтическим поэтом XIX века, и именно от попадания в его поэму подчас зависело признание или забвение. Вспомним хотя бы небезызвестную леди из Шалотт. В XIX веке она была одним из самых популярных персонажей артурианы. Ее портрет счел необходимым написать каждый уважающий себя английский художник Викторианской эпохи. И вместе с тем эта дама была упомянута лишь вскользь в одной из средневековых версий легенды о короле Артуре, зато Теннисон посвятил ей целую балладу.

Время волшебницы, в одиночку противостоящей брату-королю, обществу и всему миру, пришло в XX веке. Расцвет феминизма способствовал тому, что многие дамы перестали ассоциировать себя с прекрасными девами, ждущими своего рыцаря, или даже не менее прекрасными дамами разрывающимися между долгом и любовью. Зато образ независимой женщины, самой выбирающей, как ей жить и кого любить (и под час вынужденной из-за этого страдать), пришелся очень кстати. За козни, которые Моргана строила брату и рыцарям Камелота, ее простили, объяснив, что это все из-за тяжелого детства и юношеских комплексов. Еще одна примета, свойственная психологии людей XX века.

Начиная со второй половины XX века и по сей день Моргана остается одним из самых значимых персонажей артурианы. Романы, в которых она (а вовсе не Артур и его рыцари) становится главной героиней, пользуются неизменной популярностью, в кино ее образ воплощают самые знаковые актрисы современности — от Хелены Бонэм Картер до Евы Грин. Чтобы добиться признания, Моргане надо было подождать всего-то несколько веков. Ничтожный срок для настоящей чародейки.

 

 Однако, я снова повторюсь. Это не навязывание вам моего мнения. Или что-то в этом роде. Просто интересный факт, который я когда-то изучала для своей книги, и которым решила поделиться) 

4 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий

Войти
avatar
Яся Белая
18.05.2018, 21:49:56

унесла в библиотеку, спасибо

Я всегда больше всего склонялась к ирландской версии.

Спасибо

Спасибо