Женщина-воительница как персонаж...
...с точки зрения настоящих женщин-воительниц.
Статья взята отсюда.
Многие художественные произведения активно используют образ "Сильного женского персонажа"™ Естественно, появляется логичный вопрос - а как там на самом деле у этой категории персонажей с правдоподобностью? Отвечают капитан Кейси Эзелл (инструктор, 2000+ часов налёта, UH-1N "Хьюи" и Ми-171) и подполковник Дженнифер Ветстоун (1800+ часов налёта)
Что вы считаете правильным и неправильным в отображении женских персонажей-воительниц. Почему?
КЭ: скажу честно. Меня раздражает, когда их подают как "ещё одного парня в форме". Мы не бываем "ещё одним парнем". Это просто не работает. Подобная линия поведения закончится остракизмом, испортит боевой дух и отношения всего подразделения. Слишком ненормально, чтобы все смогли принять такое как данность. А в современной армии - попросту излишне.
Нормальный современный военный принимает своих коллег равными, пока соблюдается первый главный принцип - компетентность специалиста. Если женщина пытается выглядеть кем-то иным, это ведёт к неудобным ситуациям и потере контакта с окружающими. В армии как раз такой контакт напрямую влияет на общую безопасность.
Когда я мотивирую девушек, я советую им быть "сестрой для новых братьев", а не "парнем в форме". Это естественная динамика отношений в группе, она упрощает любое общение для всех участников.
Но прежде всего - компетентность. Единственное, что в практически любой книге обычно передаётся верно. На демонстрацию женщиной в форме профессиональной компетентности обычно следует более чем корректная реакция.
ДВ: я считаю нереалистичными произведения, в которой у женщины нет уязвимости. Я сейчас не про явную беспомощность. Если персонаж намеренно лишён всего, что делает человека нормальным живым человеком, мне как читателю вообще сложно отождествить себя и такого универсального победителя. Мне интересно, как она справляется. Какие проблемы решает своими навыками социального взаимодействия и военной тренировкой. Я не хочу идеальных решательниц проблем, которые всегда поступают единственно верным образом и так уклоняются от любого сюжетного конфликта. Конфликт и несовершенство - двигатели сюжета. Мне гораздо проще вообразить себя на месте неидеальной героини, которая собралась и приняла непростое решение, даже если ей для этого пришлось жертвовать личным ради общего и переступать через себя.
Какие проблемы и дилеммы женщин-воительниц получают слишком мало внимания авторов? А слишком много?
КЭ: нравится это кому-то, или нет, рожаем всегда мы. А потом ребёнка надо растить. И это постоянный вопрос для моих подруг - как сочетать детей и работу? Увы, решения Хани Харрингтон с техногенной внематочной беременностью в искусственном родильном баке нам пока не завезли. Из всех коллег-писателей я могу вспомнить разве что Тома Кратмана с его "легионом амазонок". Он-то да, всерьёз задумался, кто и как растит детей, пока их мамка надирает чьи-то задницы.
С другой стороны, хотя реальный харрасмент и секс-преступления существуют буквально в любом достаточно большом коллективе, я невероятно устала как от жертв изнасилований, так и от самцов-хищников, которые постоянно готовы прыгнуть на любую спутницу. Это просто неправда. Любые мои товарищи не задумываясь отпинают любого, кто покусится на их общую сестрёнку. Нас учат заботиться друг о друге и приходить на выручку. Любых бойцов учат именно этому. Исключения есть, врать не стану. Только в реальной армии такие не задерживаются. Никто из тех, кого я видела, не задержались.
ДВ: Я бы не отказалась увидеть немного больше семейной жизни. Ну да, у женщины непростая работа и командная должность. Но это вовсе не значит "всё или ничего!". Нормально показать живую мать достаточно сложно. Требуется соблюсти баланс между материнством и способностью встать на пути опасности, как и положено интересному персонажу художественного произведения. Полезно также обдумать конфликт семейных ценностей и карьеры. Художественные произведения частенько помогают читателю осознать на чужом выдуманном опыте свои решения для вполне реальных жизненных проблем. Баланс рабочих и семейных обязательств - реальная общая проблема. Художественное произведение вполне способно подтолкнуть следующее поколение девушек к правильному собственному решению.
Как пол влияет на командирские обязанности?
КЭ: очень хочется соскочить за счёт ответа "понятия не имею, я всегда была женщиной, мне не с чем сравнивать!" Женщина-командир в преимущественно мужской профессии изначально получает достаточно специфический взгляд на проблемы и работу с людьми. Естественно, это влияет на служебные отношения. Многих девочек учат в детстве понимать и уважать чувства других людей. Но болезненная правда остаётся правдой - командиру необходимо чётко доносить свою мысль до кого угодно, напрямик, сколь бы ни было это неприятно для слушателя. Да, когда у меня есть возможность, то информация, приказы и обратная связь будут откорректированы под ситуацию. Но понятия не имею, насколько грубо бы я этим занималась, если бы не училась в своё время грамотно воспринимать чужие эмоции и выражать свой ответ.
ДВ: пол однозначно повлиял на всю мою карьеру. Но в зависимости от возраста - по разному. В 2001 мне казалось, что придётся быть сильной, уверенной и доминирующей в большей степени, чем товарищи мужского пола. Не думаю, что я такая одна - многие подруги тоже чрезмерно компенсировали несоответствие традиционному идеалу лидера. Я, как и они, в какой-то момент забыла о своей женственности.
К счастью, я достаточно быстро поняла, что лидерских качеств эта фигня мне отнюдь не прибавит. Не стоит подстраивать характер под навязанные стереотипы. С годами службы я осознала, что куда лучше грамотно пользоваться своими врождёнными человеческими качествами. Эмпатия, сочувствие, характер - традиционно сильные женские стороны. Грамотное их применение повлияло на мою карьеру гораздо больше, чем я думала.
Как вы представляете "идеального" женского персонажа-воительницу?
КЭ: Первое - компетентность. В любой ситуации, когда писатель не использует некомпетентность персонажа как основной двигатель сюжета, женщина-воительница, которая "не справляется" а) не боец вообще, б) моментально отбивает желание читать эту фигню дальше. Люди которые "не справляются" в армии как-то не задерживаются, вне зависимости от пола. Частенько именно женщины в такой ситуации отсеиваются первые. Это ни разу не сексизм, это мой жизненный опыт.
Второе. Персонаж должен быть собой. Опять же, за исключением тех случаев, когда это несоответствие - основной двигатель сюжета. Дивчёночья-дивчёнка может вести себя как "дивчёнка" в общении с товарищами, пока эта линия поведения у неё под контролем. Иначе участники такого общения намеренно загоняют себя в дискомфортную ситуацию, и теряют способность как выполнять рабочие обязанности, так и в полной мере сохранять безопасность, свою и окружающих.
Третье. Никакого всемогущества (Прости, Ханя!) Не бывает мастеров всего, за что ни возьмись. Не бывает женщин, которые при равной тренировке одолеют более сильного и тяжеловесного мужчину. Просто не бывает.
Четвёртое. Ей нужны чувство юмора и некоторая эмоциональная толстокожесть. Это неписанное профессиональное требование в армии, вне зависимости от пола. Суть работы такова, что чёрный юмор помогает гасить ежедневные стрессы. Мы работаем с жизнью и смертью, и порой лучше смеяться только затем, чтобы не плакать. От пола это не зависит.
ДВ: Идеальный персонаж сбалансирован. Она компетентна. Она спокойна в тяжёлых обстоятельствах. Когда надо - беспощадна. Но всегда человечна. Женщине не имеет смысла уходить от своего характера только из-за командной должности. Обаятельная женщина и крутой боец прекрасно сочетаются в одном человеке. Это и есть суть женщины-воительницы.
Ну и, как мы уже говорили, это наш личный взгляд. Если вам нужна крутая до комиксной шаржированности парень-с-сиськами, которая всегда поступает единственно верным способом, кто мы такие, чтобы вас останавливать? Но лишний раз сравнить этот образ с мнением реальных военных с большим стажем военной службы точно не помешает. Мы не представляем всех женщин-военных. Наши взгляды, характеры и ожидания различаются как у любых других людей. Но если вы решите провести некоторые исследования вопроса, то увидите, что многие Сильные Женские Персонажи™ отлично чувствуют себя теми, кто они есть на самом деле, гордятся этим, и отлично выполняют свою работу.
Что, в сущности, главный совет кому угодно, вне зависимости от профессии
"Баен Букз", Кейси Эзелл и Дженнифер Ветстоун, 2018.
10 комментариев
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий
ВойтиОсобенно доставило про "... Не бывает женщин, которые при равной тренировке одолеют более сильного и тяжеловесного мужчину..."
Сразу отправляются на помойку все героини-гладиаторши, например! И многие другие носители бронелифчиков! Здравый смысл всё же наносит ответный удар литературным кретинизмам!
Комментарий удален
сохранила
Отличный сериал "Армейские жены" вроде так. Там и женщины-военные+мужья-домохозяйки. И естественно наоборот
Ну с квалификационным моментом вроде не упустил, хотя и сильно не выпячивал прямо об этом разве что в эпилоге, с пластичностью психики(о чем в статье ни слова) вроде тоже. Насчет "уязвимости" и недостатков - тут мне жирный минус, есть у меня мысль что если человек не забывает включать голову не только "после" но и "до" событий и немного планировать - другим он будет казаться идеальным и непогрешимым.
А он просто большую часть ошибок делает "про себя" еще на этапе осмысления. Для женщин это конечно редкость но есть исключения.
Женщина-воительница из древнего мира и современная версия -- суть разные вещи. Там амазонка, выросшая в женском обществе, в условиях локального матриархата, без всяких: "надо быть женственной, сильной, но нежной" и т.д.. Современная дама-воительница -- это смешение патриархата и женской эмансипации -- гремучая смесь, способная привести к глубокому внутриличносному или, в крайнем случае, ролевому конфликту. Вот этот первый совет оставаться женщиной, а не изображать в мужском коллективе "своего парня" и есть попытка избежать ролевого конфликта. Для того, чтобы современная женщина комфортно чувствовала себя в роли воина одних ее психологических настроек мало, тут еще и мужское видение ситуации важно.
В популярном нынче направлении боевых дам среди персонажей книг меня огорчает только их идеальность. Но это во всех направлениях. Даже если бы книга была о женщине-поваре, которая из одного болгарского перца и трех мармеладных мишек приготовила блюдо, поразившее императора в самое сердце, мне бы тоже было не интересно.
В жизни каждого человека, воин он или не воин, есть взлеты и падения. Унылыми становятся только те персонажи, которые раз за разом побеждают и выходят красиво из ситуации, и никакого тебе становления личности. Если автору хватило ума не делать так, чтобы его персонаж весом в 50кг заваливала какого-нибудь громилу с одного удара, то такая женщина-воин может оказаться вполне годным героем. Но не стоит забывать, что воин - это не только драки, но еще и умение, организация и много мелочей, которые тоже стоит учитывать.
Из моего опыта прочтения книг раз на раз не приходится, в основном, конечно, наши женщины-воины попахивают Мэри Сью, но встречала и несколько вполне достойных вариантов.
Марита Вран , Ну, это общая проблема персонажей, не связанная с полом. Интересный персонаж должен быть интересным. Небритые сталкеры, плевком сбивающие вертолёты и романтичные вьюноши скучны ровно в той же степени.
Женщина должна быть женщиной, а не воительницей ( в жизни и в книге). В роли война я предпочитаю видеть мужчину.
Мария Гуцол , Моя мама, например, мастер спорта по фехтованию, что-то я не замечал за ней проблем с женственностью. И да, мускулы и топор - это как бы только одна из граней силы, которые могут прилагаться к силе характера. Совсем не обязательно. Воина определяет не бицепс, а воля.
Спасибо, что познакомили со статьёй! Очень интересно было узнать, как они думают и живут.
Руслан Бирюшев, Благодарю за совет!
Удаление комментария
Вы действительно хотите удалить сообщение ?
Удалить ОтменаКомментарий будет удален безвозвратно.
Блокировка комментирования
Вы дейтсвительно хотите запретить возможность комментировать ?
Запретить Отмена