Мешок спойлеров #16. Смерть в старинном платье

Автор: Федор Ахмелюк / Добавлено: 11.07.18, 20:21:48

Леденящая душу... да шучу, довольно милая, но временами все же леденящая книга сегодня оказалась в Мешке, а именно - "Книга в синей обложке" Лары Вагнер. Жанр - мистический триллер. Рецензии на другие книги самых разных жанров, от боевика про Чечню до попаданства к эльфам, можно в любой момент прочесть здесь.

Подписывайтесь на автора рецензии, чтобы не пропустить новые Мешки спойлеров и, возможно, засунуть в свежий мешок свою собственную книгу. Рубрика выходит 2-6 раз в месяц. Обозреваются книги всех жанров, кроме фэнтези.

Помнится, я как-то еще весной писал в блоге, что меняю концепцию «Мешка спойлеров»: отныне на рецензию будут приниматься книги не всех жанров. Реализм в почти любом виде, почти любой неформат, юмор, мужской роман, детектив, военная проза – да. Мистика и эзотерика – ну… неохотно, но да (их на Литнете немного). Любое фэнтези и зловредные сказки про перевоспитавшихся насильников и садистов идут мимо. Объясню, почему. Во-первых, фэнтези в его многочисленных подвидах суммарно занимает сильно больше половины всех выложенных на Литнете книг, и его прекрасно читают и без меня. А мне его читать тяжко. Что до сказок про властных пластилинов, то по мне это книги просто социально зловредные, растлевающие сознание читателя, и никакого сотрудничества с их авторами я для себя не приемлю.

Начиная с 8-го мешка, в рубрике рецензировался исключительно реализм. Однако сколько веревке ни виться, а где-нибудь да оборвется, и к 16-му выпуску дело дошло до уже давно записанной на Мешок книги в жанре «мистика». Я до нее тоже не особо охотник, но это все-таки не фэнтези + интересная лично мне тема привидений (как раз эти-то в мою картину мира отчасти вписываются). Итак, «Книга в синей обложке». Вы будете смеяться, но вся соль действительно заключена в книге в синей обложке. Молоденькая и симпатичная миссис Диана Кроссвуд обнаруживает ее, роясь в вещах своего мужа (не из ревности или праздного любопытства, а работы ради: уронила из окна ключи, без которых не может выйти из квартиры). Ее муж Майкл – известный писатель, заставивший, помимо вклада в литературу (в каком жанре он работает, я, если честно, так и не понял: возможно, тоже мистика, а может, исторический роман, шут его разберет), истекать соками вожделения сотни и тысячи… гм… прелестниц, написал ее, будучи еще желторотым юнцом, пристроил в издательство, но отчего-то стыдится этой книги и жене ее прочесть не давал.

Так как обворожительная мисс Кроссвуд любопытна, как сыч, и сует свой клюв в каждую дыру (а может, мне просто так показалось… или ситуация обязывала…), книгу она открыла и была застигнута супругом врасплох как раз на стадии прочтения. Уже интригующая, в общем-то, завязка, порождающая сто вопросов и ни одного ответа. Почему муж стыдится этой книги? Почему так настойчиво не желает, чтобы жена ее прочла? И еще с десяток всяких разных почему, которые, как и положено по всем канонам, раскроются, но лишь в последних главах.

Отдельно хочу сказать о Майкле. Этот чувак вроде бы и не кажется неисправимым бабником со стороны, но однозначно имеет все причины им быть. Молодой, богатый, творческая натура, всякое такое… (работает явно в каком-то «женском» жанре). И видно с самого начала, что где-то он темнит… но вот где… и как… зацепок никаких. Одним словом, у него явно есть более веская причина мешать жене читать дебютную писанину, чем стыд за ее низкое качество. Какая – понять она не может.

Где-то параллельно с этим Диана уламывает своего писателя съездить поглазеть на его город детства. Город маленький, тихий, называется Эдервиль и кишит туристами и историческими объектами не хуже города большого и старого. Они останавливаются в гостинице под названием «Каменное сердце» и начинаются вещи, мягко говоря, странные.

Привлекательно то, что немалая доля введений читателя в курс дела этих странных вещей (ну или просто как сопровождение) дана в форме легенд и сказок, которые исследующая город Диана слышит от кого ни попадя: хозяйки гостиницы, дядюшки мужа, его школьных друзей… Кстати, насчет школьных друзей. В Эдервиле живут одноклассники Майкла, среди них – его первая возлюбленная, некая Кэтрин, художница, а также вдогонку ко всему – история о трагической гибели их друга Джонни при крайне странных обстоятельствах. Естественно, конфликт в книге построен отчасти на этом (включу мужскую шовинистическую свинью и ответственно заявлю, что какая же женская книга без двух баб, не поделивших мужика?), но не только на именно этой паре.

Все дело в том, что первый роман Майкла кончался трагически: его главная героиня самостоятельно отправляла себя в мир иной, находясь в заточении и ожидая казни. Дальше события кажутся фантасмагорией (я правильно написал, интересно?): вроде бы сон, но реальность… или вроде бы реальность, но сон… или вообще, короче, без пузыря хорошего виски не поймешь.

Некая сущность вывела Диану на партнерство, получая от нее, по сути, услуги посредника. Дальше происходит множество странных и не очень, закономерных и нелепых, логичных и идиотских вещей. Спойлер: книга была нежелательна к прочтению тем, что ее соавтором было, по сути, привидение. Или, если быть точнее, призрак. Все мы привыкли к тому, что привидение – это белая полупрозрачная светящаяся дама лет двадцати девяти, стоящая у тебя в изножье кровати в полтретьего ночи или ласково гладящая по плечу, а к утру исчезающая без следа, чтобы в полтретьего следующей ночи явиться снова. Призрак – слово более широкого значения. Всякое привидение – призрак, но не всякий призрак – привидение. Ну и, что вообще довольно обыденно для таких историй, не обошлось без старинной куклы в пышном платье. Я не говорю, что это плохо, просто в подростковом возрасте у меня была настолько жестокая фазмофобия, что я в попытках от нее избавиться перелопатил тонны мистического толка книжонок и газетенок. Историй про злобный дух, вселившийся в старинную куклу, на свете существует ну просто дохрена (но было бы слишком неуважительно к автору полагать, что она просто взяла и вставила в книгу одну из таких: нет, все гораздо оригинальнее. Кукла – самостоятельный персонаж, начнем с этого и этим же закончим – слишком толстый получится спойлер).

Финал. Короткий, резкий, открытый. Или закрытый. Или все же открытый? Он скроен таким образом, что не дает возможности однозначно установить даже это. По логике вещей, должно было произойти нечто предсказуемое (читатель сам догадается, что), но нет никаких прямых наводок на то, что оно и впрямь произошло, а так как это мистическая история, произошедшая в старинном английском городке… ну, вы поняли.

В четвертую главу автором зачем-то вставлена порнографическая сцена. Ну как, порнографическая… нет упоминаний самих органов, но нетрудно догадаться, что именно там происходит, и текст не содержит ни легких изящных метафор, ни пуританских стыдливых ужимок. Интересный, так-то, итог. В общем, они там трахались, а как именно это описано, предлагаю выяснить самому читателю или листателю этой книги.

И еще. Диана. Все дело в Диане. Сущность в виде гномика каким-то неведомым макаром съела все ее думы, мысли, устремления и здравый смысл: доброжелательная ласковая девушка к середине книги превращается в тихий ужас (именно что тихий). Это еще одна «скрепа», удерживающая внимание к книге: до какой ручки доведет в итоге ее это наваждение? А, кстати, еще в книжке есть гомункул. Зачем, как, почему он там появился – опять же информация, нежелательная к преждевременному постижению. Читайте в книге сами. Иначе это не рецензия получится, а тупой пересказ сюжета.

Вот чем мне мистические истории кажутся легковесными – так это крайне сложной процедурой вычленения из них какой-либо морали. Нет, погодите записывать меня в адепты одного движения, весь попавший в их поле зрения контент обозревающего с точки зрения «чему это научит трехлетнего ребенка (или человека с умишком трехлетнего ребенка)?». Просто в мистике вообще, как правило, сложно установить, хотел ли автор сказать что-то конкретного житейского применения или просто нервишки читателю пощекотать желает. Фэнтези – это, по сути своей, сказки, научная фантастика – попытка пророчить достижения НТП, любовные и эротические романы – реалити-шоу на бумаге, зачастую более или менее вуайеристского толка. Конечно, во все эти жанры в идеале должна быть запечатана какая-то философская идея, но не все авторы этим заморачиваются. А если и заморачиваются, жаждущий антуража читатель эту идею в одно ухо впускает, а из другого выталкивает вон. Иди, дескать, идея. Я про эльфов с гномами почитать пришел, а не про что такое хорошо и что такое плохо. А мистика – это что? Хотя, конечно, на примере Дианы можно вывести «не слушай черт знает кого, даже если черт знает кто предъявляет тебе какие-то важные для тебя сведения. Пока не скажет, что этому черт знает кому от тебя надо – никакого сотрудничества». А на примере Майкла… Ну тупизм же – делать так, как сделал Майкл (я о женщинах в его жизни), но ладно. Видел дураков, сам дурень первостатейный, но до такого бы даже я не додумался…

Насчет идеи – как идею можно воспринимать некоторые из вставленных автором в основной текст эдервильских сказок, те, которые можно при прочтении под другим углом понять как притчи. Одни диктуют прописные истины, другие можно, собственно, подвергнуть более серьезному анализу и до чего-то там дорыться. Так что пустой книгу назвать нельзя. Хотя искателю житейских мудростей следует знать: мистика, конечно, жанр трудноперевариваемый.

А почему «смерть в старинном платье» - а потому, что да, в книге есть призрак, и именно призрак всю кашу и заварил. А так как призрак из викторианских времен, увидеть коленки этого призрака возможным не представляется. Печально. Красивые, наверное, были коленки. А вообще, система, которая делает из людей убийц – дерьмо система и нужно ее выкинуть на свалку истории, что Англия и сделала в конце концов с викторианской моралью. Спасибо ей за это большое.

 

Комментарии:

Всего веток: 4

Яна Перепечина 11.07.2018, 20:44:19

Класс. Фёдор, Вы превзошли сами себя. Очень понравился этот мешок.

В ветке 4 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Федор Ахмелюк 13.07.2018, 15:05:05

Яна Перепечина, следующий мешок ваш, ждите завтра-послезавтра.

Ирина Кармелевская 11.07.2018, 23:51:52

Моторошно и интригующе! Как всегда чудная рецензия.

Лара Вагнер 11.07.2018, 20:52:31

Спасибо большое за интересный отзыв! Да, Диана сует свой любопытный нос повсюду, это абсолютно точно подмечено. А чрезмерное любопытство иногда приводит к печальным последствиям)

Мария Геррер 11.07.2018, 20:31:21

Ну, заинтриговал, Федор!

Books language: