Импрессионизм

Автор: Скальд / Добавлено: 13.07.18, 19:20:32

Первоначально, понятие «импрессионизм» возникло с лёгкой руки журналиста Луи Леруа (1812-1885), работавшего в журнале «Le Charivari». Данное слово впервые прозвучало в названии его фельетона «Выставка импрессионистов», посвящённого художественной выставке, проходившей в период с 15 мая по 15 апреля 1874 года в уже упомянутом нами ранее «Салоне Отверженных». Причиной подобного специфического (по тем временам) названия (от «impression», т.е. «впечатление») послужила работа «Впечатление. Восходящее Солнце» (1872) Клода Моне (1840-1926), и, первоначально, термин нёс пренебрежительный оттенок. Сама статья представляла собой диалог двух посетителей данной выставки. Как бы то ни было, художники подняли перчатку и приняли вызов, а, в итоге, термин «импрессионизм» прижился, став общепризнанным названием направления.

Рядовым ценителям искусств в наши дни может быть совершенно непонятно, что же такого предосудительного и, тем более, аморального можно было углядеть в работах художников-импрессионистов (пейзажах Камиля Писсарро (1830-1903) или Альфреда Сислея (1839-1899), бытовых сценах Эдгара Дега (1834-1917), натюрмортах Моне и Ренуара[1] (1841-1919)), как, впрочем, и во многих известных работах модернистов различных направлений, ныне воспринимающихся массами именно как классические (что, конечно, не совсем корректно в узко академическом отношении).

Тому есть ряд причин: во-первых, если говорить конкретно о художниках, то основными потребителями их работ были аристократы и представители буржуазии: картины писались на заказ, а, как известно, кто платит – тот и заказывает музыку. В массе, подобные люди заказывали свои портреты и прочие милые их глазу работы. В то же самое время, они не были привычными к тому, что искусство может быть демократичным и производиться для масс. Непривычными были картины, освещавшие грязь кровавых войн, не самый красивый быт обычных людей, позорные стороны жизни, бедность, словом, всё то, что демонстрировало жизнь в её неприглядных цветах и выступало с критикой общественной морали. Подобные картины критиковались, осуждались, не покупались и, естественно, далеко не каждый художник мог позволить себе тратить время на работы, изначально не ориентированные на коммерцию.

Впрочем, в массе творчество импрессионистов скорее ставило целью приободрить, вызывая у наблюдателей положительные впечатления яркой гаммой цветовой палитры (в которой намеренно отсутствуют мрачные пугающие оттенки, нагнетающие страх, тревогу, тоску или острую меланхолию) рассчитанной ненавязчиво привнести зрителю чувство спокойствия, умиротворения, душевной гармонии. Как правило, они изображают флирт, танцы, прогулки, словом – повседневную жизнь заурядных людей эпохи.

Характерной особенностью импрессионистов является то, что ради отображения этой самой повседневной жизни они первыми вышли из мастерских, начав писать свои работы на свежем воздухе. Во многом их творческий стиль был задан ещё Тицианом (1488 – 1576), Веласкесом (1599-1660), Джоном Констеблем (1776-1837), Ричардом Бонингтоном (1802-1828) и Уильямом Тёрнером (1775 – 1851), а последним штрихом, повлиявшим на новаторов, стала выставка японской живописи, проходившая в Париже с 1854 года (на которой будущие импрессионисты открыли для себя творчество Китагавы Утаморо (1753-1806), Утагавы Хиросигэ (1786-1864) и Кацусика Хокусая (1760-1849)).

Тем не менее, говоря об импрессионизме, как о культурном явлении, мы, всё-таки, подразумеваем некий комплекс методов, которые нашли себя не только в живописи, но также в музыке (Эрик Сати, Клод Дебюсси (1862-1918), Морис Равель (1875-1937)) и литературе (Артур Шницлер (1862-1931), Поль Верлен (1844-1896), отчасти – символисты и натуралисты наподобие Константина Бальмонта (1867 – 1942) или Иннокентия Анненского (1855-1909)).

Можно выделить такой специфический жанр, как, например, импрессионистская драма, краеугольным камнем которой первоначально служили образы разочарованных мечтателей, одиноких искателей, обречённых неудачников, лишних людей и всяческих безвольных персонажей, пассивное созерцание которых преобладало над их мышлением и волей, позднее сменившиеся ницшеанскими индивидуалистами, презирающими толпу.

Основные черты импрессионистского стиля сформулировали братья Гонкур[2] в своём произведении «Дневник»: «Видеть, чувствовать, выражать – в этом всё искусство».

В 1886 году состоялась последняя выставка импрессионистов, в узком смысле ознаменовавшая закат этого направления и, одновременно, начало пост- и неоимпрессионизма, образовавшихся в силу критики импрессионизма и поиска альтернативных методов выразительности. Но, тем не менее, обозначенные течения продолжали какое-то время сосуществовать с импрессионизмом, принимая одни решения предшественника и отвергая другие. При этом художники, работавшие в этих направлениях, не были объединены ни общей программой, ни единой методологией. Бесспорно, они шагнули дальше в отрицании академических норм, канонов и догм, преодолев рубеж, на котором остановились их предшественники, подбирая новые формы выразительности, но, тем не менее, эти новые витки по-прежнему не были способны к существованию в полном отрыве от направления, их породившего.

Неоимпрессионизм, представленный, преимущественно, работами Поля Синьяка (1863-1935) и Жоржа-Пьера Сёра (1859-1891), был воспринят большинством импрес-сионистов старой закалки достаточно скептически, и лишь Камиль Писсаро (1873-1903) воспринял его восторженно, примкнув к новообразовавшейся школе Сёра, позднее названной «пуантилизмом» или «дивизионизмом», чтоб обособить данную манеру от импрессионизма, как такового. Ярким примером работы подобного рода может служить полотно «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884-1886), сочетавшее ссылки к различным источникам и качественно новую технику написания: нанесение краски на холст раздельными точками чистого цвета, без перемешиваний, в расчёте на то, что при некотором отдалении они оптически смешаются в глазах зрителя, создав нужный тон.

В рамках неоимпрессионизма образовалось и такое течение, как «интимизм», выносившее на передний план не людей, а цвет и композицию с использование необычных ракурсов и новаторских декоративных приёмов: к примеру, на фоне обычной повседневной картины могла нарочито подчёркиваться двухмерность пространства, в то время как на переднем плане картины располагается натюрморт. Художниками данного направления являются члены знаменитой группы «Нави» Пьер Боннар (1867 – 1947), Жан Эдуар Вюйар (1868 – 1940), Кер-Ксавье Руссель (1867 – 1944) и Феликс Валлоттон (1865 – 1925).

Постимпрессионизм же, по сути, представлял собой переходную стадию между импрессионизмом и экспрессионизмом: постимпрессионисты не стали ни отображать зримую действительность (как реалисты), ни ориентироваться на сиюминутные образы, вызывающие моментальное впечатление (как импрессионисты), а вместо этого прибегали к специфической декоративной стилизации, стараясь изобразить длительные состояния окружающего мира и сущностные состояния жизни, требующие долгого рассмотрения и вдумчивого изучения.

К выдающимся творцам, работавшим в этом направлении, относятся Винсент Ван Гог (1853-1890), Поль Гоген (1848-1903), Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901), Поль Сезан (1839-1906), Анри Руссо (1844-1910), Пьер Боннар, Поль Серюзье (1864-1927), Морис Дени (1870-1943) и Жорж-Пьер Сёра (1859-1891).

В рамках своего течения, постимпрессионизм породил такой авангардный подвид, как «клуазонизм», который можно охарактеризовать использованием чистых контрастных цветов и уплотнённых фигур, создающих на плоскости особый декоративный эффект путём поднятия линии горизонта и разрушения привычной перспективы натурного пространства.

На стыке клуазонизма и символизма, был образовано направление в постимпрес-сионистской живописи, противопоставляемое пуантилизму, и характеризуемое синтезом воображаемого и видимого миров, нарочитой декоративностью композиции, насыщенно яркими красками и несколько размытыми контурами – как если бы художник изображал не реальность, а воссоздавал нечёткую картинку, возникающую у него в бессознательном, своё смутное воспоминание о ранее увиденной реальности. Это направление получило название «синтетизм».

 

[1] К слову сказать, сын Пьера Огюста Ренуара, известный кинорежиссёр Жан Ренуар (1894-1979), является выдающимся представителем авангарда в кинематографе, а его наиболее значимые фильмы «Великая иллюзия» (1937) и «Правила игры» (1939) официально входят в список «Лучших кинокартин всех времён и народов». Журнал «Sight & Sound», издающийся с 1932 года (с 1934 – под эгидой Британского Института Кино, начав первым в истории публиковать списки величайших творений кинематографа со всего мира), определил Жана Ренуара на четвёртое место в списке лучших режиссёров всех времён.

[2] Жюль и Эдмунд де Гонкур.

1 комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий

Войти
avatar
Крися
13.07.2018, 20:23:08

Мне нравится импрессионизм Леонид Афремов, нравится импрессионист Haixia Liu и его картина "Французское кафе Ван Гог", 2008, у меня есть копия картины, мной нарисована.

Скальд
13.07.2018, 21:01:28

Крися, Ну, в одну из записей в блоге я как-то вставил.