Фовизм

Автор: Скальд / Добавлено: 14.07.18, 12:56:47

«Фовизм», как авангардное направление, просуществовал сравнительно недолго, в период с 1898-1908 годы, наиболее ярко заявив о себе на парижских выставках в период с 1905-1907 годы, после чего пути представителей течения разошлись.

Неофициальным главой данного модернистского течения традиционно считается Анри Матисс (1869-1954), известный своим выражением «Я рисую не женщин; я рисую картины». В сущности, очередь, Матисс стал первым в истории живописи авангардным художником, полностью отошедшим от естественных оптически наблюдаемых цветов с целью придания своим картинам большей выразительности художественной композиции.

К иным выдающимся творцам, прямо или косвенно относящимся к этому течению, можно отнести Андре Дерена (1880 – 1954), Кеес ван Донгена (1877 – 1968), Жоржа Брака (1882 – 1963), Шарля Камуана (1879 – 1965), Альбера Марке (1875 – 1947), Мориса де Вламинка (1876 – 1958), Луи Вальта (1869 – 1952), Анри Эвенпула (1872 – 1899), Рауля Дюфи (1877 – 1953), Анри Аншиля Эмиля Отон Фриеза (1879 – 1949), Жоржа Руо (1871 – 1958) и других.

Как можно заметить уже по списку имён, в числе фовистов и близких к ним творцов встречаются и кубисты, и экспрессионисты, но, преимущественно, мы можем наблюдать постимпрессионистов. И это вполне закономерно по той простой причине, что идейными вдохновителями для данного направления послужили Винсент Ван Гог и Поль Гоген, отдававшие предпочтение не мягким и натуральным тонам импрессионистов, но ярким, насыщенным и интенсивным постимпрессионистским композициям.

Название «фовизм» обязано своему появлению влиятельному художественному критику Луи Вокселю (1870 –1943), назвавшего французских художников, представивших собрание своих работ на осеннем салоне 1905 года «дикими зверями»[1].

Сторонник классики и академизма во всём, Воксель выступал с резкой критикой модернистской живописи, подарив первоначально уничижительные названия не только «фовизму», но и «кубизму», которые, в конечном итоге, так и прижились, закрепившись в качестве общепризнанных и не несущих в себе какого-либо негативного окраса. Но, тем не менее, в отличие от кубистов, фовисты так и не признали подобного эпитета, сочтя его оскорбительным.

Их авангардные картины, преисполненные энергии и страсти, гармонично сочетали в себе насыщенную выразительность яркого колорита, чистоту, резкость, контрастность, мощнейший заряд эмоциональной силы, стихийность и динамичность мазка.

Отказываясь от линейной моделировки и светотеневой перспективы фовисты создавали нехарактерные для своего времени картины, представлявшие собой смесь нарочито упрощённых форм вкупе с локальной интенсивностью цветов и акцента на яркую гамму.

Тем не менее, комплекс творческих принципов фовистов нашёл своё отражение во многих формах современного искусства, будь то живопись, литература, музыка или кинематограф. Прежде всего, если говорить о произведениях, которые апеллируют не к разуму, но к сердцу, не к логике, но к чувствам, стремясь в большей степени поделиться ощущениями и настроением, пусть даже и в ущерб глубине сюжета. Фовист не обязательно пытается что-либо утвердить или донести. Главным героем становится само повествование, и для фовиста важнее не что сказать, но как.

 

[1] «Les fauves». Собственно, термин «фовизм» происходит от французского «fauve» - «дикий».

0 комментариев

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий

Войти