Домовой: "кутный бог" или "бес-хороможитель"?=^_^=

Автор: Снегова Анна / Добавлено: 17.07.18, 20:42:54

 

Ну что, друзья – продолжаем путешествие по затонувшему континенту под названием «славянская мифология»? Сегодня я предлагаю поговорить о таком загадочном существе, как домовой.

Что же в нём загадочного?

А дело в том, что при всей своей внешней простоте и самоочевидности, этот милый обитатель человеческого жилища скрывает немало секретов.

С одной стороны, домовому повезло. В отличие от многих других завсегдатаев славянско-мифологического пантеона, о нём мы все наслышаны с детства, и в целом вопрос «кто такой домовой?» не поставит в тупик даже дошколёнка.

Но вот что конкретно мы знаем о домовых?

Пожалуй, не ошибусь, если предположу, что у многих из нас знания о домовых ограничиваются несколькими обычаями, которые пришли из глубин веков и к которым мы относимся примерно так же, как к обычаю «постучать по дереву» – вроде в 21 веке и атавизм, но привычка… Ну и на всякий случай – мало ли…. Например, присказка «домовой-домовой, пошутил – и верни!», которую произносят, если потеряли дома какую-то вещь. Или обычай переманивать домового при переезде, выставлять ему блюдце с корочкой хлеба где-нибудь на шкафу и т.д.

Ах да! И конечно же, незабвенные домовёнок Кузька и Нафааняаааааа! (с)

«а с чем пирожки-то? А с сюрпрЫзом!» (с)

 

(обновите пару раз страничку, здесь и дальше много картинок, вдруг не видны ;))

Этот шедевральный мультик (основанный кстати на чудесной серии книг Татьяны Александровой – кто не читал своим малышам, очень советую!) с детства рисует нам милый сказочный образ домового. И это здорово! Но такой устоявшийся шаблон оставляет «за бортом» намного более серьезные и интересные пласты этого древнего существа. А ведь домовой далеко не так прост, как может показаться на первый взгляд!

Разберёмся? ;)))

 

«Кутный бог»?

 

Начнём с происхождения. Домовой – древнейший сосед человека, и почитание его напрямую связано с языческим культом предков у славян.

Домовые духи известны очень многим мифологиям. Например, гении у древних греков, лары и пенаты у римлян (помните – «родные пенаты»? как раз оттуда!).

Дореволюционный исследователь Н.М. Гальковский так и пишет:

 

«говоря о культе мертвых среди русского народа, необходимо упомянуть о домовом, который обыкновенно называется дедушкой. Поверья о домовом чрезвычайно живы среди нашего простонародья: и теперь [от себя добавлю, что книга 1913 года издания! Это «и теперь» относится ко времени аккурат перед Первой мировой войной и Революцией! – А.С.] показывают немало людей, которые будто бы сами видели домовых. Наш домовой соответствует ларам и пенатам римлян. Лары – духи усопших людей, незримо присутствующие среди оставшихся в живых. Покидая отчий дом, римлянин молился о нём: «Вы пенаты отца моего, и ты лар, отец семьи родной, бодрствуйте над благополучием родного моего дома».

 

Духи предков у славян назывались по-разному – Деды (или диды), чуры, щуры. Отсюда, кстати, и древнее-предревнее обережное заклинание «чур меня!». Как нетрудно догадаться, это ни что иное, как воззвание к предкам с просьбой о защите – вот только сегодня мы нередко повторяем его, совершенно не вдумываясь в смысл.

Известны и небольшие изображения таких домашних богов у славян (подробнее – ниже), и естественно, как и более значительные, солидные кумиры, вырезались они тоже из дерева.

Несложно провести логическую цепочку и предположить, что отсюда и взялись такие слова, как чурка, чурбан и чурбак – образ чура (предка), выпиленный из дерева (помните ещё такие фразы – «чурка с глазами»? «чурбан бесчувственный»? обретает новый смысл, не правда ли?))))).

 

Снова сошлюсь на Гальковского:

 

«Чур щур (чур меня), тот же домовой, предок – пра-щур. Чурка означает средних размеров полено. Может быть, такие чурки ставились на могилах покойников, чтобы отметить могилу. Такого рода памятники можно видеть на кладбищах в г. Сумы Харьковской губ. Бедняки на могилах своих родных вкапывают просто чурбан, без креста и всякой надписи, только верхушке обыкновенно придаётся коническая форма».

 

А вот рассуждения еще одного авторитетнейшего исследователя славянского язычества, академика Б.А. Рыбакова (кстати, его монографии «Язычество древних славян» и «Язычество Древней Руси», написанные в советские годы с характерной для тех лет фундаментальностью, очень советую всем, кто интересуется ранней историей наших предков – уж молчу, какой там богатейший иллюстративный материал! *__*).

 

Прежде всего, Борис Александрович обратил внимание на то, какая обильная языческая символика украшала традиционные полотенца, которыми украшались иконы, что ставили крестьяне в так называемом «красном углу» избы. Да и сами киоты для икон такой символикой украшались чрезвычайно богато. В связи с этим он предположил следующее:

 

«расположенная в красном углу христианская божница XIXXX в. с ее набором икон оказалась примером двоеверия, сосуществования церковных изображений, заимствованных тысячу лет тому назад, с древними символами, идущими из значительно более глубоких пластов времени. Если бы мы убрали из такого киота диссонирующие с ним иконы, то оставшаяся символическая орнаментика, вышитые набожники с языческими богинями были бы вполне пригодны для размещения в божнице древнего «кутного бога», «беса-хороможителя» - домового».

 

От себя добавлю напоминание, если кто не знает, что «кут» и означает «угол», отсюда, например «закуток». Т.е. «кутный бог» - это бог, изображение которого находится в углу. И вновь слово Борису Александровичу:

 

«Новгородские раскопки и здесь радуют нас интересными находками. В ранних, языческих по времени, слоях Новгорода (Х – ХI) найдены небольшие деревянные фигурки бородатых мужчин в шапках, справедливо считаемые домовыми. Поясные фигурки бородатых домовых изготовлены из одного куска с подставками и несомненно предназначались для установки на неподвижной полочке; божница в красном куту была самым подходящим местом для такого кутного бога. Деревянные домовые резко отличаются от детских кукол-лялек и вполне соответствуют образу «дедушки-домового». Важным аргументом в пользу такой трактовки является то, что фигурки бородатых мужчин встречены только в нижних языческих пластах культурного слоя Новгорода и исчезают к середине XI в.».

 

 

Иллюстрация из книги Б.А. Рыбакова «Язычество Древней Руси». Подпись под иллюстрацией:

«Домовые деревянные фигурки домашних божеств (Новгород. Раскопки А.В. Арциховского).

 

Если домовой – это дух-прародитель семьи, то логично, что он мог быть в доме только один. Чуть ниже поговорим о том, как важно было забрать домового с собой при переезде и чем чревата была ссора двух домовых в новом доме.

Кстати, именно с происхождением домового от духа предка связано еще одно поверие – новый дом, только что построенный, будет крепок, а жизнь в нем счастлива только тогда, когда умрет глава поселившегося в этом доме рода. Так дом обретет своего духа-хранителя.

Остатки культа предков в почитании домового отражались и в обычаях делать ему подношения пищей.

Например, на так называемые «заговины» ставили домовому накрытый стол, а часть кушаний относили на скотный двор. Там ставили их на врубленный в левую верею ворот плашмя топор, приговаривая «Хозяюшко-батюшко, хлеб-соль прими, скотинку води».

Дореволюционные исследователи фиксировали, что существует поверье, будто домовой празднует свои именины 28 января (понятное дело, это по старому стилю). Тот же Гальковский пишет: «До сих пор сохранился обычай чествовать домового. В великорусских областях кладут за печку или под печку, где живет домовой, маленький хлебец. У некоторых хозяев ставят прибор за ужином домовому и откладывают для него небольшую долю всякого кушанья: когда все уснут, домовой приходит и ужинает».

 

Таким образом, домовой – вовсе не какой-то там «барабашка», или смешной, перемазанный в саже Кузька, а очень даже серьёзный языческий персонаж, образ которого пришёл из головокружительных глубин веков и тесно связан с культом предков у славян.

 

Рождение домового

 

Откуда в доме вообще берётся домовой? Интересный вопрос, правда? Вариантов ответа на него, кстати, было множество.

Некоторые связаны с культом предков – например, версия, согласно которой домовым становился дух хозяина дома, главы семьи, который умирал в новой избе. То есть только со сменой поколений хозяев дом обретал домового.

По другой версии, домовой мог появиться на свет «естественным путём» - ведь по поверьям, у домовых были полноценные семьи, и жёны, и ребятишки.

Мария Семёнова приводит интересные данные о том, что строительство дома у славян обычно сопровождалось жертвоприношением, и именно из души жертвенного животного появлялся домовой. По ещё одной версии, появлялся он из душ деревьев, срубленных и использованных для строительства.

Лично мне в две последние версии верится с трудом – очень уж антропоморфным был дедушка домовой)))) Так что я – за домового как духа предка. А вам какая версия больше по душе?

 

Как выглядел домовой?

 

Как же выглядел домовой? Ну, собственно, Кузька и Нафаня из мультика делались на совесть, так что в целом аутентичны. Но нужно иметь в виду, что, как и в случае со многими другими нечистиками, вариантов внешности домового (в том числе по свидетельствам «очевидцев») было довольно много.

Так, в народных поверьях домовой зачастую представлялся двойником хозяина дома или очень походил на него одеждой или привычками (походкой, кашлем и т.д.). Иногда его представляли как невысокого старика с седыми волосами и сердитым выражением лица. Говаривали иные очевидцы, что тело его, кроме лица и рук с длинными когтями, покрыто белой шерстью.

 

По некоторым рассказам, домовой был одноух (было даже у него прозвище «Карнаухий») или же у него были длинные уши, похожие на лошадиные. По ещё одной версии на лапках у него были крохотные коготки.

Одет, как правило, в рубаху и шапку. Причём рубаху – не пачканую-перепачканную, как Кузька, а очень даже опрятную и чистую, ибо хозяйственный домовой, как мы помним, непорядку не любит!

 

 

Семья домового

Семья была у предков одной из наивысших ценностей. Само собой разумеется, что Хозяин дома тоже никак не мог быть бобылём. Считалось, что у него есть жена-домовиха (или кикимора), которая ночью выходит из-под пола и прядет. Рассказывали, что есть у домового и дети, которых он кормит тем хлебом, «что неумойки лапают».

 

Кикимора домашняя (не путать с болотной! ;))))

 

Где живёт домовой?

Конечно, как хозяин дома, домовой выбирал себе самые лакомые места для проживания, да ещё и имеющие сакральное значение – особо значимые в космологии славянского жилища.

Чаще всего народные поверья поселяли домового за печкой. Не случайно при переезде один из вариантов «перевозки» домововго на новое место – это захватить угольков из печи. Другие варианты проживания – под порогом, на чердаке или в подполе.

 

Дела домового – добрые и злые

Прежде всего, домовой, как хозяин, ведает порядком в доме и заботится о скотине.

Например, при покупке коровы или лошади обязательно обращались к домовому: «Хозяин-батюшка, побереги скотинку» или «Хозяин, царь дворовой, прими моего живота в свои простые ворота». Считалось, что животные, которых домовой любит, чувствуют себя прекрасно и спокойны – домовой их холит и лелеет.

Особенно покровительствовал домовой курам. Поэтому 1 ноября на Руси праздновали так называемые «куриные именины» в честь домового.

Многое зависело от того, как ведёт себя хозяин, рачителен он и домовит, или же наоборот, ленив и небрежен. И ещё недружных семей не терпел домовой – тех, в которых нет любви и лада.

Недовольство домовой выражал ночными стуками, кашлем и ворчанием. Мог даже оставить недружный дом, что считалось подлинным несчастьем, ибо «без домового никакой дом стоять не будет».

Озлобленный домовой мог, например, извести скотину. И сегодня в городах кое-где бытует поверье, что если в доме не живёт какое-то домашнее животное, значит его не любит Хозяин. Считалось, что если домовой примется мучать домашнее животное, его можно усовестить – «оговорить». Например, так: «что же ты, дедушка, суседушка, кошку оземь бросаешь? Какое без кошки хозяйство?»

Нерадивых хозяев домовой тоже мог проучить – ночью сбросить с кровати на пол. И вообще в хозяйстве у ленивых людей всё словно их рук валится, скотина болеет и худеет, везде грязь и всё ломается – домовой таким не помощник.

Соседи домового

Домовой обитал в доме, и поэтому был самым близким к людям представителем «домашней нечисти». Но и помимо него вокруг человека обитало масса другой нечисти со своей «специализацией» - дворовой, банник, овинник, гуменник, полевик и т.д. С ними домовой обычно дружил, хотя мог и ссориться (понятно, что ничего хорошего хозяевам дома это не сулило).

А вот ярыми врагами домовых были злые существа, которые так и звались, «злыднями». Это домовые карлики, которые могли поселиться за печкой в доме, и тогда в дом приходила беда. Причём, как известно из пословицы, «беда не приходит одна» - так и злыдни селились не в одиночку, как домовой, а целыми колониями. По поверьям, они бродили по свету, ища, в чьем доме поселиться, и выселить их было практически невозможно.

 

Ручная зверушка домового ))))

Ага, оказывается, и такая была! Звалась «коргоруша» или «коловерша». Я обнаружила упоминание о ней всего в одной книжке. Что нарыла, делюсь. Так, как описала в своем романе "Последний Двоедушник".

 

Она собиралась было уже выйти из кухни, но тут вдогонку раздалось:

- И учти, хозяюшка – ещё хоть раз найду огрызок в непотребном месте… Дождёшься, что заведу коргорушу! Прощавай.

На этот раз всё стихло окончательно.

Анжела запахнула плотнее халат и побрела в комнату. Внутри всё горело, голова разламывалась от мыслей, ни одна из которых не могла заставить замолчать другие. Все вместе, дружно, эти голоса как будто вознамерились свести её с ума.

Поэтому Анжела просто плюхнулась на кровать и принялась гуглить, кто такая эта «коргоруша». Через полчаса копания в интернете она с тяжким вздохом поднялась и принялась за генеральную уборку. Дожидаться коргорушу расхотелось.

Сеть услужливо выдала, что коргоруша – это дух, помощник домового в домашних хлопотах. Как пояснил поисковик, у восточных славян считалось, что они напоминают видом кошек, чаще всего чёрных по окрасу. Обогащают хозяина, принося в дом посуду, ценности и деньги, уворованные в других домах, где домовые не столь радеют за благо людей и всего жилища.

Прочитав всё это, Анжела мысленно схватилась за голову и подумала, что, пожалуй, такого счастья ей не надо. Вряд ли представителей правоохранительных органов удастся убедить, что серебряные ложки стырены у соседей не лично ею, а какой-то неведомой зверушкой-коргорушкой.

Да ещё при дальнейшем изучении вопроса выяснилось, что коргоруши имеют милую привычку при каждом удобном случае выяснять отношения с чужими домовыми. И если коргоруша попадётся такому недружелюбному соседу – пиши пропало! Начинается страшная драка. Вся посуда летит с полок, всё падает, валится, трещит и гремит.

Новая порция информации ещё больше утвердила Анжелу в мысли, что пора как следует навести чистоту.

 

Ещё по некоторым поверьям, в домах жили духи «спорыньи» или «спехи» (от глаголов «спориться» и «успевать») – эти малыши тоже помогали людям во всех делах и начинаниях.

 

Общение домового с людьми

Интересно, что домового предпочитали не называть по имени. Потому что назвать имя – означало позвать, а далеко не все были готовы к такому экстриму)))) кстати, по тому же принципу не называли прямо медведя его древним именем «Бер» (помните – «берлога», «Берлин»? эти слова от правильного имени медведя образованы), а всё больше Миша, Топтыгин, Хозяин и т.д.

Как только не называли домового! Чаще всего – Хозяин, Кормилец, Батюшко. Были и другие имена – например, Постень (поскольку он призрак, т.е. не является человеком и невидим).

Домовой довольно часто показывался человеку. Невзначай его можно было увидеть преимущественно ночью – возле скотины или лошадей. Нарочно же – в чистый четверг со свечкой из церкви либо на Пасху от заутрени – за трубой на чердаке. Считалось, что глядеть на домового можно было только поодиночке, чтобы не рассердить.

Часто домовой выступал в роли вещуна, предсказывал добро или худо, смерть, свадьбу, пожар. Считалось, что к несчастью домовой стонет или плачет под печкой басом «ух, ух, к худу». Домовой, навалившийся на грудь спящему, предвещал смерть (хотя, скорее всего, так объясняли предки случаи так называемого «сонного паралича» - вполне реального медицинского явления, кому интересно, погуглите). Если домовой гремит посудой, то нужно быть внимательнее с огнём: не быть бы пожару. Если во сне домовой подёргал кого-то за волосы, то следует остерегаться ввязываться в ссоры: даже обыкновенная размолвка может закончиться ужасной дракой. Ну а увидеть домового, играющего на гребенке и пляшущего – это к свадьбе. Если же людям слышен топот ножек домового, словно тот танцует – тоже быть радости в доме, той же свадьбе, например))))

 

Переезд домового

Из всего сказанного с очевидностью следует – домовой обязательно должен быть в доме, или быть беде. Поэтому при переезде домового непременно забирали с собой. Для этого существовала масса ритуалов и много специальных словесных формул-заклинаний.

Например, были следующие способы «транспортировки» домового)):

- насыпали на лапоть земли из-под печки;

- переносили угольки из старой печи в новую;

- переносили домового в чистой холщовой сумке или простом мешке;

- переносили на лопате для выпечки хлебов;

- использовали для приманки молоко, свежесваренную рассыпчатую кашу или ломоть хлеба;

- когда ломали избу, брали икону (!!! – к вопросу о двоеверии на Руси, ага), хлеб и вызывали домового особыми словами.

 

Приговаривали, например, следующее: «Домовой, домовой, не оставайся тут, а иди с нами», «Дедушка, соседушка, иди к нам», «Батюшка домовой, выходи домой» и т.д.

Что будет, если не забрать домового с собой? Например, он будет шататься в развалинах старого дома и пугать по ночам людей своим плачем. А хозяев на новом месте будет донимать барабашка или вовсе начнут случаться несчастья.

Ещё важно было не допустить конфликта домовых, если своего перевезли, а на новом месте уже один обосновался. По принципу «Один в доме Хозяин» домовые могли и перессориться, передраться, и тогда житься не будет людям в таком месте. Впрочем, не исключен был и вариант мирного сосуществования старого и молодого (вспомним опять Нафаню и Кузьку).

Кстати, в народе ходит много рассказов о встречах с домовыми и об обычаях, которые массово соблюдались в народе еще совсем недавно, да и до сих пор соблюдаются.

Поделюсь некоторыми «быличками о домовых», которые я нарыла на просторах Тырнета. Вроде бы записано со слов «очевидцев» по деревням и весям, скорее всего какой-то этнографической экспедицией. Понятное дело – что на самом деле видели очевидцы, проверить нет никакой возможности. Поверим на слово? О_о

 

Былички о том, как приманивали домовых

 

Домовой - хозяин в доме. Когда переезжали люди, говорили: «Хозяин, пошли с нами». И он с ними уходить.

Записано в с. Солдатское Острогожского р-на Воронежской обл. от Чуриковой Екатерины Романовны, 1927 г.р. АКТЛФ

 

Прошли те времена, когда хозяина в новую избу кликали. Сейчас кирпишные дома, в них домовых нет, наверно. В моё время хозяина потчевали да какие слова говорили. Послушай и записывай в свои какие там былички.

Батюшко домовой, Хозяюшко заревой. Сядь рядком, Поговорим ладком.

Записано в с.Гремяченское Рамонского р-на Воронежской обл. от Баринкова В.С. Запись Сотниковой Н.И., 1994 г. АКТЛФ

 

Одни из сельчан срубили новую хату и задумали переезжать. Начали выносить меблю, а поднять ее не могуть и из хаты вынясти тоже не могуть. Тут зашла хозяйка в сенцы и услыхала на потолке стон. Испугалася бабонька и побежала к соседке, все ей рассказала, а та ей посоветовала: «Это домовой. Зайди в хату и скажи: №Хозяин мой. Пойдем со мной». Она так и сделала. После этого стон прекратилси. Хозяева легко погрузились и переехали в новую хату.

Записано в с. Старая Ольшанка Семилукскского р-на Воронежской обл. от Латышевой Клавдии Николаевны, 1930 г. р. АКТЛФ

 

Былички о том, что будет, если не забрать домового при переезде

 

Тетка вышла замуж. Отстроили новый дом, а когда переезжала в хату, забыли позвать домового из старого дома. Нужно сказать: «Ну, домовой, пойдем и ты с нами». Начали все болеть. Потом ночью вышли во двор, позвали Хозяина, и все нормально.

Записано в с. Краснофлотское Петропавловского р-на Воронежской обл. от Р.М. Масловой, 1939 г.р. Запись Башкировой Т., СеменютаМ., 2003 г. АКТЛФ

 

В то время я жила с мамой и папой на хуторе Кринички. Отец построил новую хату в соседнем хуторе, где жили люди побогаче. Мы перевезли туда свое добро, а хозяина взять забыли. И завелась у нас в доме нечистая сила. Каждую ночь в доме раздавались стоны и крики. Мы уже хотели дом продавать. Но наша соседка научила нас. Она сказала, что надо вернуться в старую хату и взять с собой в новый дом сумку, которая должна быть чистой. Ее надо оставить в горнице, выйти за дверь и сказать: «Хозяин мой, вот твоя хата!». Моя мать так сделала, и нечисть ушла.

Записано в с.Рыкань Новоусманского р-на Воронежская обл. от Кузнецовой А.П., 1932 г.р., Запись Арделян Т. АКТЛФ

 

Былички о конфликте домовых

Говорят, что при переезде из одного дома в другой нужно не забывать и о духах этих домов. С моими знакомыми произошла одна интересная история. Они переехали в новую квартиру и стали замечать необычные вещи. Ночью на кухне открывался кран с водой, часто открывалась входная дверь, и слышались шаги, но никого не было; стеклянные банки оказывались разбитыми на кухонном столе; ночью не могли уснуть от болезненных щипков; иногда видели дымчатый, пушистый клубочек. Однажды хозяйка поставила кастрюльку с яйцами в кухонный шкаф, плотно закрыла его. А ночью раздался грохот. Сбежавшись на кухню, вся семья обнаружила шкаф открытым, кастрюля лежала на полу, а по кухне раскатились яйца целые!

Старые люди сказали, что это дело рук домового, который жил при старых хозяевах и не любит новых. Значит, нужно принести «своего» домового со старой квартиры. Для этого нужно пойти туда, развернуть красивую тряпицу и трижды сказать: «Хозяин мой, пойди со мной домой» и завернуть тряпицу, а в новой квартире развернуть. Только после этого в новой квартире стало спокойно. Вот и не верьте теперь в духов.

Записано в г.Воронеже от Сапрыкиной Елены, 1967 г.р. Запись Бажай О., 1997г. АКТЛФ

 

В 1983 году одна женщина собралась поселиться в новом доме. Вместе с ней решила жить и ее подруга. Уходя из старых домов, женщины позвали с собой своих домовых. Но два Хозяина не смогли ужиться в одном доме. По вечерам они поднимали такой шум, что казалось, чердак обвалится. Листья, которыми был устлан пол на чердаке, были разворошены и разбросаны. Казалось, что дерутся два человека. Спросили, что же им делать. Старые люди ответили, что одного Хозяина надо отправить на старое место жительства. Так и сделали. Одна из женщин позвала Духа и повела его в старый дом. С тех пор в новом доме воцарилось спокойствие.

Записано в с.Рождественская Хава Новоусманского р-на Воронежской обл. от Цецилиной Людмилы Михайловны, 1930 г.р. уроженки с. Старая Ведуга. Запись Л. Горожанкиной, И.Назаровой, 1993г. АКТЛФ

Отношение к домовым в христианскую эпоху. «Бес-хороможитель»

Понятно, что раз домовой – персонаж насквозь языческий, то после крещения Руси официальное отношение к нему не могло не измениться. Его даже «склоняли» в различных поучениях против язычников (очень популярный в христианской литературе жанр, само существование которого даже в довольно поздние века наглядно демонстрировало сохранение двоеверия на Руси – ибо смысл бороться с тем, что и так побеждено?)

Очень интересно об этом написано в дореволюционной книге «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси»:

«Упрек нашим предкам в том, что они «огневи молятся под овином» относится, вероятно, к требам в честь домового – гуменного. Бес-хороможитель – не кто иной, как домовой. В «Слове св. Василия», которое мы признаем русским, читаем: «Соблюдающи нас от всякоя козни сотонины и от пакостные качици, и от проклятия беса-хороможителя». К сожалению, автор ничего не сообщил нам о бесе-хороможителе. В этом же «Слове» есть характерное место: «се же буди ведомо яко не брашными ни пивными жертвами оугажаем богу»; вероятно, здесь имеется в виду идольская жертва русских».

Домовой в XXI веке. Всё ещё верим? О_о

Приходится признать, что вопреки всему домовой оказался одним из самых-пресамых живучих нечистиков. Один из самых стойких обломков полузабытой славянской мифологии. Кому еще цивилизованные городские жители в 21 веке будут делать подношения и молиться о потерянных предметах?О_о

Кстати, а какие обычаи, связанные с домовыми, есть лично в вашей семье? Поделитесь в комментариях?

Но вот вопрос вопросов – а нужно ли это нам сегодня? И как сочетается вера в домовых с устремленностью в будущее, необходимостью модернизация страны, развития науки, освоения космоса и решения других глобальных задачи, которые стоят перед цивилизованным человеком сегодня? Мешают ли подобные «суеверия», тормозят ли прогресс, раз массовое сознание до такой степени остается пропитанным тем, что еще дореволюционные историки считали «дремучими простонародными суевериями»?

Или же, наоборот, помогает? Ведь дерево, у которого нет крепких корней, не может расти ввысь и противиться бурям?

Как вы считаете?

=^_^=

Комментарии:

Всего веток: 15

Кристина Вронская 17.09.2018, 09:32:34

Интересный блог, по крайней мере помогло принять решение

В ветке 2 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Снегова Анна 17.09.2018, 14:10:36

Спасибо, я рада, если пригодился!)) Удачи с Вашими домовыми))

Татьяна Минасян 09.08.2018, 01:49:05

Из-за того, что комментарий пришлось делить на несколько частей, они здесь вывесились в обратном порядке, так что начинай их читать снизу вверх :-).

В ветке 11 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Татьяна Минасян 09.08.2018, 03:09:11

Снегова Анна, Да, мне тоже кажется, что там интересно должно быть :-).

Татьяна Минасян 09.08.2018, 01:48:14

Ну и отвечая на заданный в конце вопрос: суеверия – вредны, а знание о традициях своего народа – полезно и необходимо. Потому что без прошлого нет будущего, и людей, не знающих своего прошлого, никакой прогресс ни к чему хорошему не приведет.

Татьяна Минасян 09.08.2018, 01:47:49

Насчет двоеверия – я не думаю, что вышивки с древнеславянскими узорами надо считать признаком того, что те, кто их вышивал, оставались язычниками. Старинные узоры могли просто передаваться из поколения в поколение, как традиция, но в них уже не обязательно вкладывали религиозный смысл. Тем более, что те, кто только учится вышивать, поначалу копируют уже известные узоры, а не придумывает свои, а у некоторых вообще не получается придумать что-то новое. То есть, вышивки в большинстве случаев наверняка были просто вышивками, и в их соседстве с иконами нет ничего плохого. Такими же узорами наверняка вышивали и другие полотенца, для рук, и фартуки, и скатерти.
Некоторые языческие традиции существуют и сейчас – например, застолье на поминках. Эту традицию соблюдают все, и христиане тоже, и двоеверами их за это никто не считает ;-).
Вот выманивать домового при помощи Библии – это да, нехорошо. А вышивки, если только их специально не вышивали с какими-нибудь обрядовыми целями – это ерунда.

Татьяна Минасян 09.08.2018, 01:47:23

Увезти с собой домового в новый дом можно в лапте, не насыпая туда земли, а просто положив лапоть на порог и произнеся заклинание – просьбу домовому поехать с хозяином на новое место. Такой способ описан в белорусских легендах, и его же описала в своем романе Ольга Громыко (там современной героине надо взять с собой домового, и она, за неимением лаптя, спрашивает, подойдет ли ему женская туфля на шпильке, на что он с ворчанием соглашается :-) ).
Если большая семья разъезжается в разные новые дома (допустим, старшее поколение в один, младшее в другой), то в один новый дом поедет старший домовой, а в другой – кто-нибудь из его детей. Если же часть семьи остается в старом доме, а часть (например, взрослый женившийся сын) переезжает в новый дом, то уезжающий тоже забирает сына старого домового.

Татьяна Минасян 09.08.2018, 01:46:32

Замечательная статья – это целое исследование, очень глубокое, по-настоящему научное!
Кое-чего я не знала, хотя тоже много читала по этой теме. В частности, версии о том, что домовые происходят от душ жертвенных животных или деревьев, из которых построен дом. В «древесной» версии, ИМХО, определенно что-то есть: она объясняет, откуда взялись банник, овинник, сенник и прочие подчиненные домового, живущие в хозяйственных постройках. Если домовой – дух первого главы семьи, жившего в доме, то чьи духи живут в сараях и банях? ;-). А вот если домовой – дух дерева, то его собратья из дворовых построек могут быть точно такими же духами, остальные-то постройки тоже из дерева были!
Добавлю еще немного информации о домовых, которая мне попадалась. В некоторых легендах они выглядят не как бородатые человечки, а как лохматые зверьки, издалека похожие на кошек, но более крупные и морды (лица) у них не кошачьи, а нечто среднее между кошачьими и человеческими. Возможно, в этих легендах происходит путаница между домовыми и коргорушами.
Жену домового в некоторых легендах зовут волосатка – потому что у нее пышные, лохматые, торчащие во все стороны волосы (такие же, как борода у ее мужа).

AnniLora 23.07.2018, 23:12:38

Ого! Очень обстоятельно! Спасибо!

Евгений Хаггер 18.07.2018, 19:40:07

Здоровский блог... да не блог какой-то там, а статья прямо. Замечательно, когда читаешь идеи автора, факты и подтверждённое документально. Суперская квинтэссенция получилась.
Мне было особо интересно про разные слова, выражения, ибо я страсть как люблю копаться в этимология.
А так ныне домовые могли бы стать трендовым персонажем. В кино и играх - это сложный вопрос, но пригождаются уже авторам романов фэнтези, самиздатным тем же.
Представьте, что в топе не драконы, некроманты, а бородатые властные домовые, гыгыгы)))
Спасибо вам Анна, инфа и стиль просто не оторваться, давайте дальше!

В ветке 3 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Евгений Хаггер 23.07.2018, 15:38:56

Снегова Анна, Будем ждать новых блогов!

Мария Митропольская 17.07.2018, 20:47:07

"Нафаня-а-а!" ))))) Никто домового в современные фильмы "запихивать" не будет. ((( Не модно-с! П.С.Классный блог!

В ветке 4 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Снегова Анна 23.07.2018, 14:30:01

Мария Митропольская, Ух ты, интересный фильм! Надо запомнить))) Даже не знаю, верю или нет, но при переезде блюдечко с коркой хлеба ставила))) она кстати много лет не плесневела))))
Да ладно, я более оптимистично настроена. Много еще стран мира космодромы новые строят, а? :DDD Ну да, совпало с годами, когда потребовалось затянуть бюджетный пояс и подрезать те расходы, которые не являются жизненно необходимые. Ничего, еще будут на Луне яблони цвести))) освоение космоса - это задача на долгосрочную перспективу, тут пара лет туда-обратно конечно неприятное промедление, но не критичное, я надеюсь))))
Федеральная космическая программа опять-таки действует
https://www.roscosmos.ru/22347/
Павильон Космос Собянин недавно открыл, который разваливался с советских времен и в котором рынок был раньше. Глядишь, ребятишки будут подрастать с мечтой о космосе, а не только об айфонах))))
*ага, я мечтательница)))))*

Елена Ликина 18.07.2018, 08:24:44

Спасибо за интересный блог, Анна :)
А в ответ на ваш вопрос позвольте привести цитату Андрея Белянина, очень уж она пришлась в тему :
"Сказка никогда не должна заканчиваться, даже если
детство ушло, а мы все взрослые, и мир другой, и
небо иное, и ничего нельзя вернуть…"

В ветке 2 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Снегова Анна 18.07.2018, 10:06:38

Елена Ликина, Вам спасибо!)) А слова действительно чудесные! Кузе бы очень понравились, с его сундучком сказок))

Оксана Глинина 17.07.2018, 21:47:21

У меня домовой ассоциируется с Кузей, хоть убей))))) Спасибо за познавательный блог!

В ветке 5 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Оксана Глинина 18.07.2018, 00:41:23


Снегова Анна
, Скорее нечистиков)))

Екатерина Боровикова 17.07.2018, 21:39:17

Отличный блог! Я вот про домового даже начинать не хотела - слишком много информации, часто противоречивой, да и персонаж такой известный, можно сказать, звезда мифологии)) Хорошо, что этим Вы озаботились. Кстати, хотите в копилку ещё кое-что? В Беларуси домовой - просто домовой. Хранит дом. Дворовой - отдельная личность) Как и хлевник, и овинник, и дровник, и "скаціннік" (можно перевести, как скотник, но эмоциональная окраска слова немного не та). Много их. На Руси да, один Хозяин - Домовой, за всем присматривал. Но у нас в среде нечисти царствовало разделение труда - каждый занимался своим делом. И про семью, может, будет интересно. Как Вы уже поняли, в Беларуси очень много так называемой "бытовой" информации о нечистиках. Так вот. Домовой, как Вы и описали, похож на главу человеческой семьи. Домовиха - жена. Похожа, соответственно, на хозяйку дома. Домовик - сын домового. Юный и неопытный. Похож на сына хозяина, переедет с ним в новый дом, когда тот создаст семью, и станет домовым. Сколько у хозяев сыновей, столько домовиков растёт за печкой) И домовички. Дочери домового. Они никак не связаны с количеством и внешностью дочерей хозяев. Почему-то. Может, пригодится в книгах)

В ветке 20 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Ея Россо 18.07.2018, 00:23:40

Снегова Анна, договорились))))

ОгнеярЪ 17.07.2018, 22:30:08

Нравится мне ваш подход к статье - всё по делу, со ссылками и хорошо написано)

Так навскидку приходит дополнить текст разве что информацией, о возможном выполнении роли домового: домовой змеёй (в большинстве случаев (если не во всех) по моему ужик), кошкой или лаской.

В ветке 4 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Снегова Анна 17.07.2018, 23:43:11

ОгнеярЪ, Гугл Всемогущий нам поможет!))))
вот: http://kotello.ru/istoriya-koshek-na-rusi/
кстати там нашла изумительный факт, которого в книгах не встречала - что оказывается кошку считали ездовым животным домового!!! вот почему ее надо было первой пускать в дом при переезде - на ней домовой въезжал в новое жилище!!!!
=^_^=

Дикая Яблоня 17.07.2018, 21:07:38

>>>Домовой, навалившийся на грудь спящему, предвещал смерть
Домовой, сидящий на груди, не обязательно предвещал смерть. Нужно было пересилить страх и задать домовому вопрос: "К добру или к худу?" Если скажет "К худу", тогда имеет смысл ждать любых неприятностей вплоть до смерти - своей или близких.

В ветке 10 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Снегова Анна 17.07.2018, 22:13:37

Дикая Яблоня, Понятно, спасибо)

Нина Черная 17.07.2018, 21:04:07

Привет, классный блог)))) ты ж помнишь, что я домовых тоже очень жалую)))) я за то, чтоб их не забывали, а то как забудем свои корни, как наступит апокалипсис)))) машины, они заполонили всю планету)))))

В ветке 10 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Снегова Анна 17.07.2018, 21:58:54

Нина Черная, люблю такие спойлеры - они еще больше интригуют)))) дойду, дойду, непременно!)))) у меня уже видится свет в конце тоннеля (то бишь отпуск) :DDD

Books language: