Разжуй и в рот положи. Или о современных читателях

Автор: Кристина Юраш / Добавлено: 25.04.16, 15:31:57

Однажды я пыталась рассказать ребенку моих хороших знакомых сказку.  Ответ меня обескуражил:

- А мультика  такого нет? - спросил десятилетний ребенок, - А то думать лень. 

И в этот момент что-то перевернулось: "Причем здесь мультфильм? Это же сказка! Тут нужно самому представлять себе героев, сюжет... В этом -то и вся прелесть." Оказывается, уже нет. Нет прелести для подрастающего поколения в сказках.  Их фантазия ограничивается исключительно увиденными кинообразами. Спайдермен - это да! Понятно! Бэтмен - тоже понятно! Теперь дети не любят читать. Они ждут экранизации. Там все просто и понятно. 

Открыла пару нашумевших бестселлеров, типа "Сумерек". Сюжет прост, как два пальца, язык настолько прост, что читаешь, как бульварный роман сомнительного автора о сомнительных похождениях сомнительной девицы, купленный на пляже в Ялте, чтобы было чем занять себя в пути. Честное слово.  

Помню, когда на волне был Гарри Поттер, существовала куча артов, рисунков, где общая концепция персонажа отличалась от экранного образа. Арты по новым книгам незамысловаты. Вырезал или перерисовал известного актера - и все! Вот тебе и герои. 

Стоит у меня на полке вся трилогия Толкиена. Перевод - г. Баку. Сколько невероятно красивых слов, сколько оборотов речи, которые заставляют трепетать мое сердце: "И ждет земля, как будто  встарь, когда проснется первый царь!" "Две Твердыни", "Белая длань", "Возгласы быстрых чаек и трепет морской волны станут тебе отрадней возлюбленной тишины". Вот это я понимаю! 

Недавно открыла современный перевод "Властелина Колец". "Дружество кольца". Почитала, закрыла. Простой перевод без излишеств и наворотов, которые создают атмосферность и дают простор для фантазии. 

Теперь авторы склонны все упрощать. Чем проще, тем лучше. Все чаще писатели стали идти на поводу у читателей. При отстутствии фантазии и небогатом словарном запасе читателя, не стоит обольщаться, что они поймут  сложный и насыщенный язык. Кучи сносок и пояснений - это сложно для такого читателя. Лень перелистывать книгу и искать толкование каждого непонятного слова.  

 

Я говорю о широкой аудитории из подрастающего поколения, которым мы оставляем свое творчество, пусть даже в виде  интернет-наследия. Через десяток лет, вряд ли кто-то из подростков откроет Ваши и мои произведения, только по одной причине, фильма нет. А раз нет фильма, то читать пока не буду.А смысл? Эти дети будут сдавать не экзамены, а тестирование. На знание сюжета, автора и идеи книги. Скоро сочинения уйдут в прошлое.  Настоящие, авторские... Скачал из Интернета, видоизменил немного суть через специальную программу, кусочек - оттуда, кусочек - отсюда. Получай пятерку за грамотность и стилистику. Они уже уходят в прошлое. Есть только чужая фантазия, которая разыгранна на голубых экранах. Им этого достаточно.

Я это уже прочувствовала на себе.... А как думаете Вы ?

 

 

33 комментариев

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Войти

А вы в качестве кого выступаете, написав этот блог?
В качестве читателя, критика или автора?
Так как вы все-таки автор, судя по выложенным романам, то отговорку "Тренер не обязан играть лучше своей команды" принять будет сложно.
Можно у вас попросить кусочек вашего текста, который, как вы считаете, обладает сложным и насыщенным языком, содержит красивые слова и речевые обороты.

Екатерина Цибер
27.04.2016, 08:07:55

Алена Федотовская, Кому как, конечно. Не дуйтесь. Я лично и прозу в таком виде могу читать. :)
Кто-то любит яблоки, кто-то груши. Главное, не мешать друг другу любить, что душе угодно:)

avatar
Seimur B.
26.04.2016, 21:36:39

Автор пишет для читателей. Главные в паре читатель, а не автор. Так что если аудитория просит, значит нужно расшифровывать и упрощать.

Не все авторы склонны сегодня все упрощать. Я уж точно не пытаюсь. Когда все слишком просто и предсказуемо - теряется весь интерес: и в написании, и в чтении.

Стараюсь ничего не упрощать в своих произведениях. Да, не использую сносок, - пишу так, чтобы в них не было необходимости. Не использую слишком уж узкоспециализированных терминов - заменяю их более понятными словами, иногда собственными авторскими неологизмами, альтернативными терминами, подходящими по смыслу. Зато оставляю читателю возможность додумывать некоторые очевидные логические моменты, что для некоторых читателей оказалось сложным. Не стремлюсь держать постоянный ритм повествования - часто меняю его. Не гонюсь за использованием простых коротких предложений - пишу так, как это требуется в каждой отдельной конкретной сцене для необходимого смыслового, эмоционального и т.п. окраса ситуации. Почти не разделяю статику и динамику в повествовании - наоборот, чаще смешиваю их, что тоже заставляет хоть немного думать при чтении, а не быстро просматривать текст по-диагонали.

Бэд Кристиан
26.04.2016, 20:48:36

Аф Морган, В теории - да, это возможно.

Основная беда - что вообще читают меньше, и продолжают читать всё меньше.

В остальном - люди читающие будут, вопрос, насколько иного их останется.

Да и авторы не все склонны упрощать.

avatar
Андрей Кербер
26.04.2016, 11:01:01

Возможно непонял смысла но......я руками и ногами за книгикниги т.к они поинтерестнейпоинтерестней экранизаций будут...это у нас Бегущий в лабиринте , Поттер, Марсианин и т.д....
P.S Привыкайте....это новое поколение...

Екатерина Цибер
26.04.2016, 20:41:15

Аф Морган, :)
Просто несчастный циник. Таких много. Им же и хуже. Верить не во что.

avatar
Аф Морган
26.04.2016, 20:23:40

Не согласна. И дети разные и читатели разные. В каждом поколении были те, кто читал только две книжки за всю жизнь. Красную и зеленую:) А по поводу сочинений, обрадую, их в школу вернули. И теперь сочинение - это условие допуска к выпускным ЕГЭ экзаменам. Да и тестах тоже введены эссе и анализ источников и много чего еще. Да, знания сейчас подаются иначе и структурируются иначе. Но ведь это не так уж и плохо.

Тереза Тур
26.04.2016, 20:41:01

Аф Морган, Точно)))

Я думаю, не стоит так обобщать. Надо найти свою середину. Современный читатель жаждет экшена. Скорости восприятия информации резко увеличились. И теперь всё зависит от того, впишется ли автор в динамику современного восприятия текста. Рассказывая сказку ребёнку, не забывайте про мультик). Это тоже реалии современного искусства. Мало быть просто писателем или рассказчиком. Необходимо стать шоуменом. Театр вышел за стены мест прежнего обитания. Теперь он повсюду - в рекламе, в кино, в клубах. Зритель уже к этому приучен. Догоняем?))) (в физическом смысле)))

Екатерина Цибер
26.04.2016, 20:21:37

Наталья Романова, Интуиция...
По сути вы правы. Люби устают, им нужно отдыхать, не париться над лит-рой. Востребованнее - игривые шоу-книги.
Я тоже Галкина, Волю люблю послушать:)
Просто для некоторых авторов, смысл и философствования важнее. Возможно, во вред им самим:)

> Я это уже прочувствовала на себе.... А как думаете Вы ?

Я думаю, что это очередной крик души о "дурости поколений",. Я тоже люблю поворчать, хотя сама из категории "дурных". Однако, я, скорее всего, живу в другом мире. И в нем молодежь активно читает, делится мнениями, смотрит в суть и видит "синие занавески". Кто-то любит язык попроще, кто-то посложнее. НО... Какая цель у книги? Покрасивить языком или донести суть, развить идею и слиться с читателем? Атмосферу можно создать и без вязи, а сюжет уложить и в узорчатую красоту. Разве большая разница? Даже если обратиться к классикам - далеко не каждый сверкал метафорами и делился аллюзиями. И что? От этого они стали не такими значимыми для читателя? Из-за этого их истории меньше весят?

С одной стороны, тенденция именно такова. Словарный запас маленький, воображения мало, с абстрактным мышлением и умением думать в целом напряженка - спасибо школьной программе, из которой системный подход и принцип постепенности выпнули на помойку, ибо не нужны МинОбру умные дети. Еще, не дай бог, начнут сначала думать, а потом уже покупать и голосовать, это ж что тогда получится-то...
А с другой стороны, не стоит путать теплое с мягким. Тот отрывок, что вы показали, суть пример пустых рюшечек, далеких от действительно богатого и красивого стиля, как 50ОС от Песни Песней. Вам надо примеров? Пожалуйста. Набоков, Булгаков, Чехов, Гоголь - совершенно разная стилистика, но у них каждое слово на своем месте, каждое слово наполнено образом и смыслом.
И да, современная молодежь в массе своей их не читает, слишком сложно. Даже те дети, которые в принципе читают много. И не только сложно, еще и слишком медленно. Мы и наши дети привыкли к другим скоростям и объемам информации. Мы как киты - процеживаем тонны ерунды, не вникая и не пытаясь анализировать. Литература же требует совсем другого типа мышления. У нас он еще сохранился, у наших детей... у кого-то, изредка, в виде исключения.

Кристина Юраш
26.04.2016, 16:18:58

Татьяна Богатырева, Это здорово, что автору, который учит, а не потакает удалось занять достойное место:))))

avatar
чушъ
26.04.2016, 14:09:50

анекдот вспомнил. совковый. во времена нац. комплексов. комисар: двум вотякам: кто переплывет каму, тому в паспорте запишу = русский. вотяки плывут, тяжело... один уже выполз на берег, а второй кричит:
-брат, тону, помоги!!!
- какой я тебе брат. тони, вотяк, тони.
зы. всяк, кто переплыл 10 алок писатель? не смешите мои тапочки, граждане читатели.

ну вы прямо как старушка, честное слово))) раньше и трава была зеленее и халва слаще. Откуда такие обобщения? Вы лично знаете что прочитали и посмотрели 10 тыс. школьников, чтобы делать такие выводы? Вы сидели на фан. сайтах по Сумеркам? вы читали, что там пишут девочки 12 лет? сначала информация - потом обобщения и выводы))

Екатерина Цибер
26.04.2016, 13:59:12

Анна Валентинова, Ага!

В плане простоты сегодня существует еще одна проблема. Многие читатели и авторы стремятся к смысловой простоте произведений. Первым часто оказывается трудно замечать дополнительные смысловые слои, подтексты, что-либо, кроме поверхности, для вторых - трудно дополнять поверхность более глубокими смысловыми слоями. В результате, наиболее популярны поверхностные произведения, собранные из отдельных элементов, о которых авторы сами когда-то читали в других книгах, в том числе более насыщенных смысловыми слоями; произведения, в которых у мира (отношение к миру произведения как к, всего лишь, картонному антуражу), персонажей, сюжета и их совокупности есть только поверхность, но нет никакого подтекста, никакого или почти никакого дополнительного смысла, кроме последовательности событий и действий, выдаваемых автором напрямую. Даже в тех же компьютерных играх у различных квестовых историй нередко бывают глубокие и интересные подтексты, но в фанфиках эти истории обычно дистиллируются, очищаются от любой смысловой нагрузки, остается только простая поверхность, без всего того, что находилось под ней изначально.

Екатерина Цибер
26.04.2016, 13:49:04

Андрей "Грейварн" Аполлонов, Ох, не говорите!
Поставила я романчик - простенький (на мой взгляд) на Руны. Народ куксится, мол, сложно, заворочено, думать надо. Ого, проблема: думать НАДО!
Господи! А то, что у меня "в стол" - кто читать-то станет? :)

Я считаю, что многое зависит от семьи, а не от конкретной эпохи. И в годы моего детства дети, предпочитавшие кино, доминировали над "читалками", и когда я преподавала в школе. Другое дело, что родители не прививают своим чадам любовь к книгам или, что ещё хуже делают это неправильно. Например, когда малышам подсовывают книжки, которые им неинтересны и непонятны в силу возраста. А у знакомых не раз наблюдала сцены, в которых детей за проступки наказывали чтением ("Бери любую книгу и прочитай 20 страниц, паразит!" или "Пока не прочитаешь книгу, не будет тебе мультиков!").
Что касается стиля, то простой всегда будет на первом месте. Он понятней и ближе, чем всякие "изумрудные брови", которые "колосятся под знаком луны". И в нём нет ничего плохого, если написано грамотно и с чувством! Мне лично тревожно становится тогда, когда читатели в отзывах восхищаются по-настоящему примитивным стилем (герои, независимо от социального положения говорят совершенно одинаково, а построение предложений корявое).
Конечно обидно, что некоторые боятся самообразования. Недавно видела, как один человек раскритиковал книгу, потому что в ней было много незнакомых слов типа "трапеза", "двуличный"...

Кристина Юраш
26.04.2016, 13:06:05

Ирина Фельдман и Юлия Фельдман, Ну да. Активный словарный запас у нас скуден. Стоит случайно упомянуть какое-то слово, которое не входит ни в активный, ни в пассивный, ни в латентный словарный запас, тебе говорят: "Ты слишком умно говоришь! Не ругайся!" Однажды отвлекли меня от писанины. А я как-то не успела перестроиться, так от меня шарахались, как от чумной. Не помню, о чем была речь, но мысли мои были вместе с героями книги.
- "Это моя привилегия после тяжкого труда на благо отечества, присесть за компьютер и погрузиться с свою маленький уютный мирок!"
- "Чи-и-ив- во????" - заявил мне друг, - Ты где таких слов нахваталась?
Занавес.

avatar
Иринья Коняева
26.04.2016, 09:15:30

Буквально не так давно рассуждали с друзьями на тему того, что сейчас дети растут очень умными и многие из них не по годам развиты. Все стараются своим детям давать максимум возможного - секции, кружки, театры, филармонии, путешествия, ин.языки ... То, чего нам, детям 90-х, не доставало. И книги читают. Современные библиотеки довольно бурно завлекают юных читателей и родители с удовольствием их туда водят. Родители разные, дети разные, читатели тоже разные)))) У вас один пример перед глазами, у меня другой. Нельзя всех под одну гребенку ))

Иринья Коняева
26.04.2016, 12:24:42

Яся Белая, Поддерживаю)

avatar
Эльвира Смелик
25.04.2016, 18:56:11

Однозначно, простота простоте рознь. Есть не меньше текстов, где авторы прям утопают в образности и красивости. Ну прям утопают и утопают. И в конце получается нелепость на нелепости и ржач. Так и простота есть примитивная, а есть выверенная, отточенная, где хоть и слов не столь много, а образы получаются яркими и смыслы глубокими. И такое надо уметь.

Эльвира Смелик
26.04.2016, 12:20:19

Кристина Доломанова, обычно издательства, которые проводят такие конкурсы, очень на связи с ЦА. И даже привлекают их в жюри. Не детей, конечно. Подростков. Ибо хотят, чтобы их книги покупали. А свои тексты тоже можно проверять на знакомых детях. Наверняка же, они у вас есть.

avatar
Анна Невер
25.04.2016, 22:58:11

Надо учить собственных детей читать и думать, обсуждая произведение вместе с ребенком. Помню в детстве я ленилась читать. Мать читала мне книги, доберется до самого интересного момента и смывалась под благовидным предлогом. Приходилось дальше самой. Но вот школьная программа удручает по сей день, детей будто к тяжелой жизни готовят нашими классиками, не в укор великим. А вообще темка грустная. Надеюсь этого не произойдет. Невольно припомнишь 451 градус по Фаренгейту Рэя Брэдбери.((

Кристина Юраш
26.04.2016, 12:03:28

Анна Невер, Моя мама делала точно так же! :)))

avatar
Никто Инкогнито
25.04.2016, 17:10:34

"Да, были люди в наше время..."

Кристина Юраш
26.04.2016, 11:51:23

Никто Инкогнито, Обнадеживаете:))) А то уже руки опускаются:))))

avatar
Мармотта
26.04.2016, 11:33:05

Где детки учатся зависит от выбора и ребенка, и взрослого. Если есть интерес (который воспитывают взрослые на своем примере), то велкам в гуманитарные гимназии и специализированные классы... Детки разные важны, детки разные нужны...

Екатерина Цибер
26.04.2016, 11:45:20

Marmotta, :)
А я сестре пихаю... Не всё ест, но растет над собой :)

avatar
Ренсон
26.04.2016, 11:43:24

"Все педерасты, а я Д'Артаньян"

avatar
Татьяна Зинина
25.04.2016, 18:24:39

Я не люблю тексты написанные слишком просто. Но их, к моему глубокому сожалению, становится только больше. На мой взгляд, они сухие, безжизненные и слишком… картонные. Плоские, лишённые объёма и вообще, это просто набор букв. Такие тексты держатся исключительно на сюжете. Если только он хоть на мгновение «просядет», книжку можно закрыть и спокойно забыть о ней.
Ценю книги, которые после прочтения можно открыть на любой странице, и снова погрузиться в описываемый мир. Почувствовать запахи, ощутить атмосферу, а такого эффекта невозможно добиться, обходясь лишь простыми оборотами речи.
На мой взгляд, проблема некоторых наших авторов в том, что в погоне за читательским спросом, они снижают планку своих текстов до уровня интеллектуального развития большинства. Хотя, мне кажется, что должно быть наоборот. Но статистика показывает, что (за редкими исключениями), чем продуманнее, ярче и глубже текст, тем меньше его читают. Но вот те, кто прочитает, равнодушными точно не остаются.
Почему-то в голову приходит сравнение современной популярной литературы, написанной простым языком, с попсой в музыке) (смысла почти никогда нет, но народ почему-то слушает)

Екатерина Цибер
26.04.2016, 11:36:26

Татьяна Зинина, Вообще не согласна с делением на проще и сложнее. Главное - единство содержания и формы. Иронизировать можно по-разному. О быте лучше писать просто, о чуде - ярко. И т.д.
Чехов не враг Дюма. Они просто - разные :)

avatar
Рунгерд Яна
26.04.2016, 07:08:39

Может не в такой степени, но что-то подобное происходит, факт. Конечно, пока остаются такие авторы, как Олди, Дяченки, Дворецкая, Попова, а у них остаются читатели - не все пропало.
Но тенденция есть.
Я выросла на советской детской и подростковой литературе. Так вот там было четко выражено: книга и ее герои были выше тебя, лучше. И ты поднимал голову, хотел тянуться к ним.
Сейчас же очень часто планочка героя опущена пониже, чтобы читатель видел - герой такой же, только приключается. Не комплексовал. Зачем тянуться, развиваться?Та же история с копанием грязного белья известных людей. Вот, смотрите - он такой же: ругается, не убирает за собой и ходит налево. А изобретения, достижения, подвиги... ну подумаешь, подвиги.

Про детей. Это идет от взрослых. Никогда не забуду, как в одном разговоре взрослый человек, АВТОР, на полном серьезе утверждал, что сказки надо модернизировать. А то в них незнакомые слов. НЕЗНАКОМЫЕ слова в книжках! какой ужас! Например, сусеки в Колобке заменить супермаркетами. Ну правильно, зачем нам незнакомые слова в книгах. Там должны быть только слова из личного запаса читателя. Все пять. *ирония*

Екатерина Цибер
26.04.2016, 11:33:00

Рунгерд Яна , Точно.

avatar
Екатерина Цибер
26.04.2016, 10:45:26

Точно как вы и думаю.
Сумерки плюс кино - съедобны, а так - дешевое чтиво :)
Голодные игры плюс фильм (как комплект) - ура! А сама книга без атмосферы. Хотя смысл есть.

В Википедии пересказан Онегин :) - пришел-пальнул-бросил...

И вся наша жизнь теперь - не представления и думы, а "сос" или "спс" в смс ! :) Да и в лит-ре, и в кино.

Но Коняева тоже права: есть отдельные умненькие детки. Развивать надо, с рождения:)

Екатерина Цибер
26.04.2016, 11:32:38

Кристина Доломанова, Ох!

avatar
Павел Панчехин
26.04.2016, 00:16:56

Начихать на детей и подрастающее поколение, меня не станет к тому времени, я этого не увижу.

avatar
Павел Панчехин
26.04.2016, 00:16:56

По поводу книг, люблю атмосферные описания. К сожалению, только они заставляют мое воображение работать. Есть такие книги, которые прямо кинолентой вгрызаются в сознание и показывают тебе шикарные кадры, один за другим. Хороший язык я ценю больше, чем сюжет или проработку персонажей.

avatar
Анна Бруша
25.04.2016, 20:44:21

В корне не согласна.
Читатель хочет, чтобы было интересно, и затрагивало эмоции.
"Красивыми оборотами" как раз писать проще. Простота - это самое сложное, чтобы читалось так, как будто автор разговаривает, рассказывает.

avatar
Одежд Органович
25.04.2016, 19:13:29

Огульное обобщение по одному случаю. =)

Одежд Органович
25.04.2016, 20:32:22

Кристина Доломанова, Почему странная-то? Поставить-то действительно проще.

avatar
Kim
25.04.2016, 17:18:25

Частично, да почувствовала. Но не стоит забывать, что авторы и сами часто лажают. Может, они и считают, что их творчество выделяется на фоне всего остального, только вот без филологического образования и начитанности(я не про 2000 фэнтези романов о магических академиях, я про Джойса), думаю, образность их текстов...не более чем набор прилагательных с существительными под завязку.
Сколько раз я показывала свои истории друзьям, часть из них всегда утверждала, что читать сложно, ибо громоздко и непонятно...и вообще для чего я использую столькомногобукв? И вообще фу.
Они в данном случае и правы и не правы. Я тоже.
Так что это не дети/подростки/читатели/женщины/ЕГЭ, а все и сразу в какой-то степени виноваты. Просто ширпотреб не надо РЕКЛАМИРОВАТЬ, ну реально, почему я знаю, кто такая эта Крамер, но в том же ввк не вижу книг Андреева? Он что хуже? Он что не писатель? Тогда запросы несколько изменятся и качество литературы/сочинений тоже.
Насчет сочинений...не могу согласиться, с каждым годом ЕГЭ всё страшнее, так что я, скорее, ожидаю что-то вроде заданий для пятого класса "напишите за 45 минут альтернативный финал "Обломова"" и уж никак не упрощенные до невозможности тесты.

Kim
25.04.2016, 18:38:34

Владимир Василенко, И второе-подражатели, половина читателей сумеречной саги, думаю, писали фанфики, потому что им нравится писать, а тут вон какая история.
В итоге секрет, по-моему, кроется в трех водоканалах-удача, зависть, новаторство(скандал).
Зависть связана с личной историей автора, удача либо есть, либо её нет, а новаторство-от прозорливости. Лично в себе ничего из перечисленного не держу. И опытом, соответственно, поделиться не смогу. Но со стороны выглядит именно так.

avatar
чушъ
25.04.2016, 18:17:51

я вот джойса уважаю и къеркегора... а толкиен в любом переводе - чтиво для дегенератов. но не думаю, что мои тексты увлекательнее той же курочки рябы, хотя поток сознания сносит все башни.
зы. сам не понял, что сказал :(

avatar
Алина Лис
25.04.2016, 17:35:03

Я согласна. Простота - залог успеха.

Но я писать просто физически не в состоянии. Люблю красивый язык, чтобы завитушечки, образность, атмосфера. Люблю, чтобы интриги, характеры, психологизм, объемный мир. Так что не читаю простое. И не пишу.

Бэд Кристиан
25.04.2016, 18:12:09

Алина Лис, Конечно, популярнее.
Да и вообще нас учили, что Пушкин при жизни не был самым популярным поэтом своего времени, Эдгар По не мог купить себе обувь и т.д.

avatar
Анна Панова
25.04.2016, 16:30:00

ненене, не передергивайте: дети со второго класса пишут сочинения, и не только на тему: "Как я провел лето". И учителя сейчас так же грамотно к проверке сочинений проходят, некоторых заставляют по несколько раз переписывать, пока не будет скорее более, чем менее выражена мысль ученика. А уж разбор литературного произведения- это та еще школа для внимательного чтения.
Да и в любом случае: найти нужную информацию, тоже надо уметь в этом море...
Хорошо, дайте мне произведения и авторов, которые пишут сложным языком, сегодня пишут, а не в годы СССР. Только 18+ не предлагать...

avatar
Ульяна Гринь
25.04.2016, 16:10:00

Лично я пишу просто. Простыми словами, как если бы разговаривала с подругой. И читать хочу такое же. Но воображать да, люблю...

avatar
Корин Холод
25.04.2016, 16:01:39

ДА!!! *Много нецензурного текста*, да!
Сам хотел написать нечто подобное - и, чую, ещё напишу. Потому что тема, к сожалению, неисчерпаема. И не только с детьми так, что ужаснее всего. Детей-то ещё можно воспитать, а если родители такие же - кому воспитывать?
Сейчас главное - чтобы всё было как можно проще и понятнее. Отсюда - и упрощающие своё творчество писатели. Зачем заморачиваться с красивыми и правильными стилизациями, если пипл схавает современный сленг в условном Средневековье и не поморщится? Ну, типа, чо, мы ж так щас говорим...
А в своё время добрую толику образования получали не по учебникам, а именно по художественной, развлекательной литературе. Узнавали новые слова, учились правильно говорить, у читавших запоем детей появлялась так называемая "врождённая" грамотность, когда не задумываешься над тем, куда поставить запятую или в каком падеже должно быть слово, а всё равно пишешь правильно. Книги были источником знаний для пытливых и любопытных.
А сейчас? "Ой, у вас тут непонятно. Фу, сколько странных слов. Нет, это слишком сложно. А это пафосно". М-мать, это у Олди - сложно! Сложно, но красиво и просто офигительно.
Но сдаваться нельзя. Исключения есть.

Возможно, Вы и правы. Но я не стала бы так обобщать. Люди разные. Моему сыну недавно стукнуло 7, он с удовольствием слушает (сам читает пока плохо) сказки, истории и приключения. Более того придумывает сам, бегло зарисовывает и пр. Так что с фантазией у всех по-разному.
Современная система образования, нежелание и неумение думать меня тоже огорчают, но я продолжаю надеяться на лучшее :)

Books language: