Кровь патриотов

Автор: Шимун Врочек / Добавлено: 27.09.18, 23:12:45

Мацек и Кристина. Влюбленные

 

Хорошее утро для убийства. Польские патриоты Мацек и Анджей на тропе войны, в руках автоматы -- немецкий и английский. Патриоты собираются убить двоих -- один из которых польский коммунист Щука. Но убьют, по случайности, -- не того, и не тех. И теперь им нужно исправить ошибку...

Хорошее утро для убийства. Польские патриоты Мацек и Анджей на тропе войны, в руках автоматы -- немецкий и английский. Патриоты собираются убить двоих -- один из которых польский коммунист Щука. Но убьют, по случайности, -- не того, и не тех. И теперь им нужно исправить ошибку...

 

"Пепел и алмаз" (1958), режиссер Анджей Вайда.

Великолепный фильм. И лучше всего он тогда, когда обходится без прямого символизма. Тогда он "Новая волна" больше, чем сама "Новая волна". Особенно главный герой, который резкий и порывистый, и вечно играющий, зубоскалящий, придуривающийся, как молодой Бельмондо. А его скоростные выходки — словно бы немотивированные, резкие. Вообще, отличный образ. Пластика "а ля Джеймс Дин" плюс американская военная куртка. Глаза, спрятанные за очками в толстой оправе. Такой рок-н-ролл. Словно попаданец из 60х в последний год войны. Отличная разница между ним и слегка тяжеловесно, классически играющими остальными актерами. 
Збигнев Цибульский. Забавно, как он сильно похож на Стивена Кинга. Особенно в этих затемненных очках в роговой оправе.
Вообще, немного странное ощущение, когда молодой Стивен Кинг бегает по Польше и убивает коммунистов.

 

Збигнев Цибульский в фильме "Пепел и алмаз". Рок-н-ролльная прическа, американская армейская куртка, джинсы и затемненные очки в роговой оправе. Культовый герой молодежи 60х.

Збигнев Цибульский в фильме "Пепел и алмаз". Рок-н-ролльная прическа, американская армейская куртка, джинсы и затемненные очки в роговой оправе. Культовый герой молодежи 60х.

Стивен Кинг в молодости. 1970 год. Культовый писатель. Коммунистов не убивал, даже в своих книгах.

Стивен Кинг в молодости. 1970 год. Культовый писатель. Коммунистов не убивал, даже в своих книгах.


Чудовищное кинематографическое чутье все-таки у Вайды. Ритм идеальный (кроме одной сцены -- там, где в окне напротив женщина узнает о гибели своего жениха). Атмосфера, детали, решения сцен.
Вообще, фильм насквозь антисоветский.

Причем на образном, не проговариваемом словами уровне. Например, 8 мая 1945 года, по радио объявляют, что война закончилась -- а поляки на площади не радуются. По городу идут советские танки, колонны войск маршируют на запад, а портрет Сталина, который еще не успели повесить, стоит рядом с выцветшим портретом Пилсудского... Много таких деталей.

Даже больших художников не украшают мелкие фиги в кармане. Мне в этом смысле ближе позиция режиссера Жан-Пьера Мельвиля:
"По убеждениям я правый, но из моих фильмов вы этого не узнаете".

Интересное совпадение: и Жан-Пьер Мельвиль и Анджей Вайда во время Второй Мировой войны сражались с немцами -- в подполье, конечно. Мельвиль был во французском Сопротивлении (после войны о тех событиях он снял два фильма "Молчание моря" и "Армия теней"), а Вайда -- в польской Армии Крайова.


И еще сильное ощущение, что Вайда слишком много смотрел фильмов Феллини.
Сцена с полонезом совершенно феллиниевская. Кстати, по моему ощущению, провальная -- именно потому, что это сцена Феллини, а не Вайды. Перебор. Когда ироничная насмешка становится фарсом, грубым комикованием, исчезает нечто тонкое, волшебство, что составляет материю кино.

А вот сцена с простынями — отличная. И финальный бег. И свалка.

Один из лучших моментов -- когда Мацек снимает свои очки, за которыми комиковал и зубоскалил. А там -- совершенно больные глаза. Беззащитные.

Подпольщики. Боевики Армии Крайовой. На момент действия фильма (8 мая 1945 года) Польша освобождена советскими войсками. Но АК продолжает сражаться -- теперь против своих же поляков, только коммунистов. И все чаще даже самые упорные задают вопрос: Зачем? Зачем мы это делаем? Какой смысл?

Подпольщики. Боевики Армии Крайовой. На момент действия фильма (8 мая 1945 года) Польша освобождена советскими войсками. Но АК продолжает сражаться -- теперь против своих же поляков, только коммунистов. И все чаще даже самые упорные задают вопрос: Зачем? Зачем мы это делаем? Какой смысл?

Прекрасная барменша Кристина. Эх, Мацек, как тут было не влюбиться? Вот он, смысл жизни, прямо перед тобой...

Прекрасная барменша Кристина. Эх, Мацек, как тут было не влюбиться? Вот он, смысл жизни, прямо перед тобой...

Мацек чистит и собирает свой Vis.35, очень похожий внешне на "кольт 1911" (только ВиС -- 9 мм, а не .45). Вообще, американские вещи в фильме оправданы -- польская Армия Крайова ("Отечественная армия" в переводе) снабжалась из Лондона, а Лондон снабжался из США. Так что армейская куртка, сумка и даже джинсы вполне объяснимы. Другое дело, что в то время, как вышел фильм, это воспринималось как определенный знак.

Мацек чистит и собирает свой Vis.35, очень похожий внешне на "кольт 1911" (только ВиС -- 9 мм, а не .45). Вообще, американские вещи в фильме оправданы -- польская Армия Крайова ("Отечественная армия" в переводе) снабжалась из Лондона, а Лондон снабжался из США. Так что армейская куртка, сумка и даже джинсы вполне объяснимы. Другое дело, что в то время, как вышел фильм, это воспринималось как определенный знак.

* * *

Еще по результатам просмотра:
Не нравится символизм. Надо убирать его, где возможно. Мешает.
Дерево это дерево, а человек это человек. И все. Не нужно навешивать больше, чем они есть. Пусть работают сами, как дерево и как человек. А тот символизм, что есть изначально в материале, он сам себя проявит.

* * *

Но фильм на самом деле не антисоветский. Он совсем о другом.

Идейные убивают идейных -- вот что я увидел, когда посмотрел фильм второй раз. Лучшие убивают лучших, самые чистые -- самых чистых. А всякая мразь живет и здравствует. И становится "элитой" в освобожденной стране.
Трагедия вчерашних мальчишек, которые никогда не вырастут. Потому что взрослые, те, что должны были сражаться за идею, отправили мальчишек сражаться вместо себя.

И все-таки финальная сцена фильма (полонез Огинского) провальная. Перебор с символизмом. Полонез, кстати, Огинский написал, когда он уезжал из Польши в эмиграцию -- после неудачного восстания Костюшко. Нет, пан Вайда, слишком много символизма, на мой вкус. Зачем так буквально?

А вот все сцены Мацек-Кристина прекрасны. Очень и очень. Вообще, особая ломаная пластика Мацека — это настоящая актерская находка. И сдержанная игра Кристины. И химия между героями — чудо просто. Не наглядеться.

Кристина и Мацек.

Кристина и Мацек.

Старый коммунист Щука, которого нужно убить, и Мацек, будущий убийца. Позже будет стрельба и финальное объятие в крови. А Щука мог бы быть отцом Мацека. Но это же не индийский фильм.

Старый коммунист Щука, которого нужно убить, и Мацек, будущий убийца. Позже будет стрельба и финальное объятие в крови. А Щука мог бы быть отцом Мацека. Но это же не индийский фильм.

Меня пугает, что хорошие люди убивают друг друга, пока сволочи живут и здравствуют, и пьют коньячок под патриотические песни "маки Монте-Кассино красны от польской крови".

"Всегда есть вышестоящие" (с) слова Мацека. И это правда. Всегда найдется тот, кто использует твою смерть.

Настоящая боль Вайды. Его поколение, не успев повзрослеть, умирало в катакомбах Варшавы за свободу Польши. А Польша стала уже не та...

Возможно, Польша никогда и не была "той Польшей", они ее себе придумали, намечтали эту прекрасную Польшу, это несбыточная мечта. И сражались ради нее.

А "вышестоящие", отдавшие приказ о безнадежном восстании, сидели себе в Лондоне, прекрасно ели и пили, и отдавали приказ за приказом "держаться! сражаться! еще Польска не згинела! Кто отступит, тот трус!"

Маки Монте-Кассино красны от польской крови.

Свобода -- она такова.

Ее измеряют крестами.

Будущее родины всегда полито кровью патриотов. А потом приходят те, кто отсиделся в тылу (или даже прислуживал врагу, как пан президент в фильме, ставший советским министром) и забирают под себя страну. Сладко пьют, сытно едят, веселятся и произносят пафосные речи "нужно быть патриотом. это важный день для новой Польши". А ноги их стоят на крови патриотов. Настоящих патриотов, не выдуманных. Не из Лондона.

И сапоги их в крови и грязи по щиколотку.

Один из самых знаменитых кадров из фильма "Пепел и алмаз". Сцена в разрушенной церкви.

Один из самых знаменитых кадров из фильма "Пепел и алмаз". Сцена в разрушенной церкви.

 

=====

Это обновление книги "Математика и Мураками"

3 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий

Войти
avatar
Мария Гуцол
29.09.2018, 14:32:18

Актуально-то как сейчас. Хотелось бы посмотреть, но боюсь, что не смогу как раз из-за этой актуальности.

avatar
Hasmik Pogosyan
28.09.2018, 15:40:46

Спасибо. Вот уж действительно просто бальзам на душу. Во-первых, потому что Вайда, во-вторых, потому что Цибульский, в третьих, потому что очень емкий и точный разбор буквально по кусочкам и наконец, это уже лично для меня, один в один мнение о фрагменте с полонезом. )

Hasmik Pogosyan
29.09.2018, 14:27:08

Шимун Врочек, А у меня сейчас возврат к Феллини, Бертолуччи и Антониони, если и дальше так пойдет, придется основательно погрузиться в неореализм.)))

Спасибо, интересно))

Шимун Врочек
29.09.2018, 14:00:10

Бассандра Каллиган, Пожалуйста :) Спасибо, что читаете!