Вадим Дмитриев «преждевременный контакт»

Автор: Ann Canta / Добавлено: 01.10.18, 20:07:29

 

Вадим Дмитриев «Преждевременный контакт»

 

Роман Вадима Дмитриева заявлен как фантастический реализм и фэнтезийный триллер. Автор явно экспериментировал с тегами, и, если заглянуть в текст, становится ясно, что и с жанрами.


История начинается как неспешное повествование, сконцентрированное не столько на событиях, сколько на состояниях – мы видим маленький кабинет, стол, папки, солнце, заглядывающее в окно. Кажется, что сейчас начнется история в духе Джейн Остен или Диккенса. В крайнем случае, наступит интеллектуальный роман.


Но интеллектуальный роман не наступает, и, возможно, это к лучшему.


Уже в следующей сцене становится ясно, что перед нами современный полицейский сериал, построенный как описание суровых будней каких-нибудь стражей порядка, неважно каких, просто стражей. Доблестный и преданный делу следователь Марк...


Стоп, что опять не так?


Примерно в середине рассказа о следователе выясняется, что в полицейском участке ЧП. Ну, как ЧП – в нем появился необычный задержанный. Странное существо, – и я не оговорилась, – странное существо, у которого нет при себе ни денег, ни документов, ни ключей от квартиры, но самое главное, – нет понимания, что все это такое. От общения с этим загадочным типом всему отделению не по себе, и несколько раз за одну главу доблестному следователю советуют отпустить существо с миром.


Но если бы он отпустил бы его, не было бы романа.


И вот тут начинаются сложности. Точнее, не столько сложности, сколько то, что мне мешает воспринимать текст как единое целое. Потому что с момента, когда на сцене появляется Эрик Губер, – так неизвестный без документов и представления о том, для чего они человеку, называет себя – история сначала резко и неожиданно притормаживает, а потом срывается с места и несется во весь опор.


Сперва перед изумленным читателем разворачивается лекция о тщете всего сущего... Нет, об обществе потребления. Потом вступает в дело боевая единица по имени Роза, красивая и умная девушка, которой Марк решается доверить свою тайну. Тайна у него странная – с одной стороны, речь идет о пришельцах, с другой – с его слов описание «преждевременного контакта» звучит настолько эзотерически, что невольно откладываешь текст и идешь вновь проверять теги.


Спецслужбы тут тоже есть. И роковая красотка в бассейне. И элементы американского боевика, кстати, отлично написанные. Проблема в том, что все это не складывается в единую картину. В контекст, в котором все детали будут не просто составляющими целого, а чем-то большим, чем сумма частей.


В тексте есть яркие интересные герои и неплохая завязка. Есть достаточно живые и увлекательные диалоги, некоторые из которых, впрочем, превращаются в монолог одного персонажа, и тогда текст начинает напоминать скорее философский трактат, чем роман, что понятно в ситуации, когда речь идет о первой книге, – автор хочет сказать много, у него куча идей и мыслей, но вот как сделать это в форме художественного произведения, он пока не знает. Пожалуй, сцена с монологом Эрика Губера – единственная в пяти главах, что я прочитала, которую я бы посоветовала кардинально переработать. Она «не встает» ни в одну из концепций романа, какую бы автор в конце концов ни выбрал. Если он вообще что-то выберет. Впрочем, в мультижанровую концепцию она «не встает» тоже.


Также меня немного смутили мотивации героев. Вернее, их отсутствие в ряде случаев. Почему следователь, к которому привели странного человека без документов, не отправил его в психиатрическую лечебницу или социальный центр для бездомных? Почему потратил так много времени на выяснение подробностей мелкого происшествия на вокзале? Что помешало ему просто отпустить незнакомца, забыв о нем сразу же после того, как будет составлен стандартный протокол? Все эти вопросы кажутся бытовыми, и вовсе не обязательно отвечать на них буквально словами в тексте романа, но автор должен знать на них ответы. Тогда эти ответы будут ясны и читателю – из контекста. С другой стороны, возможно, после пятой главы есть объяснения, описания или флэшбеки, которые помогают лучше понять героев, но вначале мотивации выглядят непродуманными, а герои – в большей степени не реальными людьми, а масками, за которыми прячется автор, желая сказать что-то очень важное для него.


Мне кажется, в этой истории автор больше ищет себя, чем героев. Они гораздо менее интересны ему, чем то, каким путем пройти через тот или иной поворот сюжета, как осветить ту или иную сцену и какой в нее вложить подтекст. И это прекрасно. Невозможно рассказать хорошую историю, не нащупав собственного подхода к ней и внутреннего смысла, – зачем тебе вообще все это нужно. Многие обходятся без этого, но читать их тексты совершенно неинтересно.


Читать «Преждевременный контакт» забавно, любопытно, в нем есть то, что, в случае, если роман будет доработан, может стать пищей для размышлений или тем, чем читатель увлечется, отправившись за героями туда, где они узнают что-то новое. Но сначала текст стоит все-таки доработать. Основа у него есть, и очень неплохая. Думаю, что в перспективе это может быть очень хороший роман. Яркий, умный и увлекательный. Желаю автору удачи и буду ждать его новых произведений.

 

3 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий

Войти

Спасибо, интересно))

Ann Canta
02.10.2018, 21:53:54

Бассандра Каллиган, спасибо вам за то, что читаете! :)

Интересненький сюжет... Только вот "...лекция от тщете всего сущего" (там "т" задвоилась))) От этой фразы веет ностальгией по муми-троллям (там ондатр книгу с таким же названием читал). ;))

Ann Canta
01.10.2018, 21:54:47

Мария Митропольская, спасибо :) Сейчас исправлю :) Самое интересное, что я никогда не любила муми-троллей. Я люблю Алису и Карлсона.