Убийство главного героя

Автор: Николай Владимирович Беляев / Добавлено: 05.11.18, 11:19:25

Господа авторы (а также читатели), как считаете, чем оправдано убийство главного героя книги или одного из таковых?

Является ли это ключевой точкой сюжета, или скорее это бессилие автора?

Комментарии:

Всего веток: 28

Джорджиана Золомон 08.11.2018, 02:46:55

Оправдано может быть только одним - первоначальной задумкой автора.
Если так надо, если планировали... что ж, значит, так надо. Если только ради того, чтобы шокировать читателя - не стоит.

Mr Хоботок 08.11.2018, 02:37:06

Смерть главного персонажа - одна с основ трагедии. Задача трагедии - достижение катарсиса, или очищение человеческой души выходом эмоций. Как вы наверное знаете, трагедия - это последний крик жертвенного козла в честь Диониса, а богам, обычно, туфту не подносят. С этого выплывает, что не каждую жертву Дионис примет в свою обитель. Если она не будет вызывать сострадания, соучастия, если ваш история не использует драму, то такова жертва будет напрасна.
Задайте себе вопрос: какова цель смерти главного персонажа? Что автор хотел сказать этим, что объяснить? Подобная жертва должна служить определенной цели, если не катарсиса, то подачи основной мысли.
Конечно, существуют ситуации, когда все вышеперечисленные факторы соблюдены, но читатель становиться на место "эжика в тумане", тогда автор должен задуматься что он сделал не так уже в самом тексте.

Антимони Фир 07.11.2018, 14:58:51

В ряде случаев бессилие автора чувствуется как раз в многократно повторяющемся сохранении жизни главному герою, не всегда это выглядит реалистично. Насчёт смерти героя - здесь автор волен принимать решение сам и ни перед кем не оправдываться. Но главного героя убивать нужно эффектно, чтобы как взрыв сверхновой - бабааах - читатели в соплях, слезах, кишках...))

В ветке 4 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Николай Владимирович Беляев 07.11.2018, 19:02:20


Антимони Фир
, Нет, ни в коем случае не для того, чтобы сломить главного героя. Скорее для того, чтобы его взбесить - вот это даст результат ;)

Мария Арика Петрова 07.11.2018, 15:12:12

Сюжетные повороты не берутся из воздуха. Если сюжет вдруг начинает вихлять совершенно неуправляемо и неоправданно, значит, пора закрыть эту глупую книжку. Не важно читатель ты или писатель.

В ветке 4 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Николай Владимирович Беляев 07.11.2018, 16:23:52

Ну, иногда лучше бросить, чем вымучивать...

Olena Ambrosova 07.11.2018, 15:08:00

Убийство ГГ в век повальных саг и эпопей считаю актом мужества автора, который готов писать что-то новое, а не выжимать соки из одного и того же персонажа на протяжении овер дофига книг

В ветке 2 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Николай Владимирович Беляев 07.11.2018, 16:21:09

Поддерживаю обеими руками!
И, кстати, в этом случае автор обычно не стесняется уничтожать друзей главного героя...

Александр Ковган 06.11.2018, 17:41:00

Не вижу ничего необычного или ужасного в смерти главного героя. И не понимаю, при чем тут бессилие автора. Не всем же сказочки со счастливвм концом писать. Иногда можно и иначе на чувствах читателя поиграть.

Валентина Акимова 05.11.2018, 18:52:14

Вот сейчас читаю комментарии и крепко задумалась! А не убить ли мне ГГ? а, то они никак не хотят от меня отстать и требуют ворую книгу по их истории... а так зафиналю трагически все это и можно новых персонажей придумывать)))

В ветке 11 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Елена Чемизова 06.11.2018, 16:23:16


Николай Владимирович Беляев
, даже конкретная ситуация не сможет ударить по эмоциям без мастерства исполнителя, в данном случае писателя)

Юлия Ефимова 05.11.2018, 22:07:15

Оправдано, если это диктует логика сюжета, историческая достоверность или идея, которую автор хочет воплотить. К примеру, у меня есть роман, где один из трех главных героев - спартанец. Идет война с персами, он в отряде Леонида. Может ли он вернуться из-под Фермопил? Никак нет.

В ветке 4 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Николай Владимирович Беляев 05.11.2018, 23:10:39

В данной ситуации - да, безусловно!

Александр Котобус Горбов 05.11.2018, 22:38:15

"Убить легко. Копьем – как авторучкой. Фломастер – меч. Яд – порция чернил. Толкнуть с обрыва, связанного, в спину, – как вымарать абзац. Убить легко. «За что?» – взмывает одинокий крик, чтоб кануть в Лету. Глупый. Ни за что. Ты виноват уж тем, что мной рожден: смешной, нелепый, лишний персонаж, и о тебе приятней сочинять успешный квест, чем встретиться однажды лицом к лицу. Да, хочется мне кушать, и вот: небрежно вымаран абзац по имени Содом, за ним другой, по имени Гоморра. Продолжать? Зачеркнуты жена и дети Иова. Зачеркнут ты. (...)
Убить легко."
Г. Л. Олди "Орден Святого Бестселлера"

В ветке 2 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Николай Владимирович Беляев 05.11.2018, 22:53:10

Александр Котобус Горбов, Легко? Да. Но тогда придётся признать авторский произвол ;)

Сара Бергман 05.11.2018, 12:43:21

И почему мне кажется, что обсуждать это всерьез как-то... странно. Писатель ищет способы самовыражения и подачи мысли, идеи, или играет с читателем в язык и звук, или создаёт время и действительность, обдумывает слово "горизонт" на четырехста страницах, ищет смысл жизни или трансформирует фантасмагорию абсурда жизни в язык. Вариативность бесконечна. А тут вдруг какие-то герои, живые и мертвые. И почему непременно должен быть главный герой и почему непременно должен отделяться от второстепенных. И почему ход со смертью какого-то героя обсуждается, а ход с его, скажем, полетом в космос или поступлением на истфак нет?

В ветке 59 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Николай Владимирович Беляев 05.11.2018, 22:50:20


Алёна Ляпота
, Сами понимаете - есть авторы, которые умеют только писать. Что поделать - каждому своё.
Лично я этим не зарабатываю, поэтому могу позволить себе не вымучивать ;)

Титаренко Анастасия 05.11.2018, 12:30:19

Смерть - такая же естественная и закономерная часть жизни, как и рождение. Персонажи должны умирать, иначе они перестанут быть настоящими. Как говорил Пратчетт, что не может умереть, то и не живёт. Другое дело, что эта смерть должна быть гармонично вписана в сюжет.

В ветке 13 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Николай Владимирович Беляев 05.11.2018, 22:48:35


Титаренко Анастасия
, И я давно уже дошёл. Но читать об этом всё равно грустно.

Елена Свительская 05.11.2018, 17:42:28

Очень сильно влип или это его выбор - пожертвовать собой ради других или отказаться совершать ужасное.
Хотя... иногда следствием чьей-то мести - и он заслужил такую участь.
Так-то редко убиваю главных героев, чтоб совсем. Верю, что души бессмертны и можно жить снова когда-нибудь, в новом теле. Люблю многоходовки с линиями нескольких жизней и причинами-следствиями. Что душа помнит самое яркое и самых важных людей. Что есть что-то сильнее смерти.
Да и просто... жалко любимых героев. Но иногда, блин, логика сюжета вынуждает.

В ветке 3 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Елена Свительская 05.11.2018, 18:08:45

Николай Владимирович Беляев, Это да:)

Таня Володина 05.11.2018, 14:53:34

Вам надо кого-то убить, но вы опасаетесь, что это будет выглядеть неоправданно?

В ветке 6 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Николай Владимирович Беляев 05.11.2018, 18:07:46


Таня Володина
, Вот тут не смогу ничего сказать - прочитать так и не сподобился, хотя много раз собирался :)

Лана Каминская 05.11.2018, 16:09:21

Убийство любого героя, в том числе и главного, оправдано логикой сюжета. А если все логично, то о каком бессилии может идти речь?

В ветке 2 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Николай Владимирович Беляев 05.11.2018, 16:32:11

Лана Каминская, Да не всегда, не всегда...

Оливия Штерн 05.11.2018, 16:13:01

Единственное, что могу сказать, читателей это сильно огорчает. Да, можно убить, чтоб поставить эпохальную точку в своем труде, но... я уже своих наубивалась, читателям это не нравилось.

В ветке 2 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Николай Владимирович Беляев 05.11.2018, 16:31:45

Оливия Штерн, Я своих тоже убивать категорически не хочу.
Но кто-то этим промышляет :)
Меня вот, например, дико взбесила одна из последних книг Бушкова, где он тупо грохнул ВСЕХ друзей главного героя - причём оптом и незатейливо.
Ну... автор всегда прав.

Снегова Анна 05.11.2018, 12:25:01

Тем, что автор претендует на написание книги, максимально правдоподобной))) ибо в жизни все мнят себя ГГ, но в итоге оказываются равноправными статистами из массовки грандиозного действа под названием Жизнь
*ну или тем, что автор - Дж. Мартин :DDD*

В ветке 9 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Алёна Ляпота 05.11.2018, 16:17:54


Снегова Анна
, Да, необязательно смерть. Это был просто пример. Просто Аристотель связывал катарсис именно с трагедией. Хотя тут главное, что глубже затронет чувства человека.

Максим Фальк 05.11.2018, 13:44:10

Очень сильно зависит от того, зачем автор его убивает. Я убивал однажды главноего героя - это должно было повлиять на судьбу второго и определить некоторые сценарии его поведения на много лет вперёд.
Просто так, потому что не знаю, что делать с героем, и потому что хочу разжалобить читателей - никогда.
Смерть всегда должна быть осмысленна.

В ветке 4 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Николай Владимирович Беляев 05.11.2018, 14:26:23


Максим Фальк
, Ага, а то будет как у классика: "Взглянули гости на пейзаж и прошептали: ералаш!" :)

Наталья Изотова 05.11.2018, 11:57:06

Логикой, и ничем больше.
Если главный герой нарывается на неприятности, лезет к более сильным врагам, то рано или поздно удача ему изменит - и он умрет. А в моих книгах - еще и не один раз умрет, пока до него не дойдет, как себя вести. И не всегда это будет красиво и пафосно, иногда совершенно глупо - как заслужил.
Читатель должен чувствовать, что вот он - единственно правильный и логичный конец, что все ХЭ тут будут притянуты за уши.
А иногда у меня герои очень хотят умереть, и специально лезут в драку или падают в вулкан - а я им не даю погибнуть. Потому что тоже, нечего раскисать, не закончилось еще развитие и раскрытие персонажа)

В ветке 8 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Николай Владимирович Беляев 05.11.2018, 13:53:18


Наталья Изотова
, Для второстепенных персонажей - безоговорочно да, что своего рода "часть мира". Но, напомню, мы говорим о ключевых ;)

Евгения Никифорова 05.11.2018, 13:25:55

У меня в романе один главный герой умирает в конце первой части, чтобы дать возможность второму главному герою достичь цели. Это не бессилие, это логика повествования.

В ветке 2 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Николай Владимирович Беляев 05.11.2018, 13:51:57

Евгения Никифорова, Ну если смерть персонажа имеет явную логичную цель для сюжета - тогда она, само собой, обоснована.

Mikka Hope 05.11.2018, 11:58:32

убийство главного героя должно быть чем-то оправдано. а вот воскрешение, на мой взгляд, недопустимо.

В ветке 13 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Mikka Hope 05.11.2018, 13:42:18

Мария Гуцол, да о своей. просто раньше у меня такого не было. все покойники оставались в прошлом.

Мария Гуцол 05.11.2018, 12:24:25

Вообще надо бы разделить конечную смерть героя и вариант, когда после смерти с героем еще что-то происходит, а потом вообще воскресить могут бедолагу. Насколько я понимаю, речь идет о конечной смерти?
Вообще се зависит только от того, что автор этим хочет сказать. Если ничего не хочет - тогда бессилие. "Ну в реальности он бы не выжил в такой ситуации" сюда же, потому что это автор рисует для героя ситуации. И такая ситуация должна быть для чего-то нужна. Нагнетание драмы ради драмы я тоже не люблю.
А вот если есть месседж - ничего против не имею. Классический пример - гибель Боромира.

В ветке 6 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Николай Владимирович Беляев 05.11.2018, 13:25:40


Мария Гуцол
, Да, вполне может быть и так.
Кстати, спасибо за диалог - появились кое-какие мысли ;)

Елена Чемизова 05.11.2018, 12:04:39

Смерть главного героя (или главной героини) бывает оправдана, например, посылом, что любовь сильнее смерти... Вон, например, Николас Спаркс часто в своих любовных романах главных героев убивает, но зато какие шикарные романы у него получаются, многие читательницы всего мира зачитываются!

В ветке 9 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Елена Чемизова 05.11.2018, 12:53:50

Николай Владимирович Беляев, это дело другое)))

Элли Ан 05.11.2018, 12:35:10

Оправдано, я думаю. Если автор с самого начала так задумывал. Каждый раз, когда встречаю в литературе, столько эмоций испытываю...

В ветке 2 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Николай Владимирович Беляев 05.11.2018, 12:37:53

Элли Ан, В том и вопрос, что многие авторы задумывают такую гибель далеко НЕ с самого начала ;)

Светлана Гольшанская 05.11.2018, 11:21:50

Все зависит от задумки, от идеи. Кмк, гораздо хуже убить героя, а потом его воскресить - вот это уж точно бессилие автора.

В ветке 12 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Светлана Гольшанская 05.11.2018, 12:29:45

Елена Чемизова, По-разному бывает, зависит от задумки автора. Иногда бывает всю книгу от начала до конца радужные пони, аж сахар на зубах скрипит. А бывает так беспросветно, что к концу думаешь, ну и хорошо, что бедные герои отмучились, передоз страданиями, короче.

Григорий Ананьин 05.11.2018, 12:17:08

Если автор решает убить главного героя, то здесь возможны следующие допустимые причины:
1) гибель протагониста - героическое самопожертвование (примеров тьма);
2) протагонист - антигерой, и его гибель символизирует крах и изначальную ущербность идеалов или методов (Ягами Лайт из "Тетради смерти");
3) протагонист "слишком хорош" для этого мира и играет роль своеобразной искупительной жертвы (Нелл Трент из "Лавки древностей).
Может, есть и еще поводы столь жестоко обойтись с главным героем повествования, простоя так сразу их не припомню.

В ветке 2 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Николай Владимирович Беляев 05.11.2018, 12:21:08

Григорий Ананьин, Ну да, полностью согласен - если говорить именно о гибели протагониста, т.е. центрального персонажа.
Правда, некоторые авторы умудряются воскресить его даже после такого (хороший пример - сериал "Тёмный мир. Равновесие" :) )

Татьяна Рябинина 05.11.2018, 11:28:50

Ну, тут еще от жанра зависит. Одно дело убить героя драмы, другое - ЛР. Такого точно не простят.

В ветке 10 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Николай Владимирович Беляев 05.11.2018, 12:16:41


Татьяна Рябинина
, Искусство автора, полагаю, состоит как раз в том, чтобы он не заметил "слив" ;)

Регина Грез 05.11.2018, 11:25:16

Книга может быть изначально задумана, как драма. В реальной жизни как раз часто умирают настоящие герои - те, кто впереди, кто умен, силен, смел и честен. Как Цой пел - "а кому умирать молодым, кто хотел бы дотянуться до звезд...". Да и вообще - гибель может быть разной, от такой, что достойна баллад и вечной славы до совершенно другой. Решать автору, что именно от хочет донести до читателя такой сценой, а подать ее можно совершенно по-разному.

В ветке 7 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Регина Грез 05.11.2018, 11:57:18


Николай Владимирович Беляев
, Мы вам верим!

Zeusi Обребро 05.11.2018, 11:31:31

Все должно плавно к этому подходить. Чтобы читатель или зритель уже догадывался, но ещё надеялся.
Обычно такие повороты - это развитие чего-то нового. Иногда как необратимость, вот должен погибнуть и точка, желательно насовсем, без эпичных возвращений. От идеи многое зависит, мотивации и обоснуя.

В ветке 2 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Николай Владимирович Беляев 05.11.2018, 11:45:44

Zeusi Обребро, Эпичные возвращения - ИМХО вообще эпик фейл. Такое годится в фэнтези, хотя и там временами притянуто за уши.
А вот про необратимость - это да, в этом что-то есть.

Books language: