Казнить! Нельзя помиловать?
Не раз в блогах поднимался вопрос о грамотности авторов. Одни гневно вопрошают: - «Ну как можно так писать?!» - и топая ногами возмущаются, презрительно морщатся и праведно клеймят позором собратьев по перу.
Другие не видят в безграмотности ничего предосудительного и даже порой предупреждают уже в аннотации: - «Не смейте мне писать в комментариях о куче ошибок! Не нравится – исправляйте сами!» – вот так. Ни больше и не меньше.
К моему величайшему сожалению я отношусь ко второму типу авторов. Нет, я подобного рода заявлений не делаю, и вовсе не собираюсь оправдывать собственную безграмотность. Особенно запятые – с ними вообще беда. Но что делать, если вот со школы так: - за содержание «5», а грамотность «2», причём знаки препинания в уменьшении оценки играли не последнюю роль.
Мне на самом деле стыдно и горько это осознавать, но поделать с собой ничего не могу. А раз не могу, то с этим я просто смирилась. Вот как люди в средневековой Европе уживались со своими вшами, так и я со своими позорными ошибками сроднилась.
Бывает у людей отсутствует музыкальный слух. Ну не слышат они, что фальшивят! Так и у меня: не вижу я их - ошибки эти. Могу раз десять прочитать слово и, если компьютерная программа не соизволит слово подчеркнуть, опечатку я не замечу, а буду читать, как надо по тексту.
Как-то мне объяснили, что это особенность восприятия. Я конечно нашла себе дополнительное оправдание: – вот такая я «необыкновенная»! Но на самом деле прекрасно понимаю подобная «необыкновенность» не делает мне чести и в глазах окружающих не прибавляет уважения.
Вы можете бить меня долго, упорно и возможно в живот, сопротивляться не стану. Посыпаю голову пеплом и признаю - грешна… Я даже понимаю людей возмущающихся чужой безграмотностью. Честно-честно!
Поскольку музыкальным слухом я как раз обладаю то, когда слышу фальшивое исполнение произведения меня просто выворачивает наизнанку. Ну прямо до скрежета зубов. Это же невозможно слушать! Словно гвоздём по стеклу и по сердцу! Жуть! Думаю, похожие терзания при виде ошибок испытывают и грамотные люди. Они режут им глаза, раздражают и даже бесят.
Но с другой стороны книга — это не только слова и запятые… В художественном произведении должен присутствовать сюжет, герои, развитие отношений, слог и стиль автора, да много чего ещё.
Вот у меня и возник вопрос: - открыв книгу и наткнувшись на ошибки, как вы поступите?
Со словами: - «Казнить! Нельзя помиловать!» с гневом захлопните её? Или заинтересовавшись развитием сюжета простите слабость автору и вздохнув: - «Казнить нельзя, помиловать», - всё-таки дочитаете её до конца? А может даже поддержите «лайком»?
29 комментариев
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий
ВойтиЯ с вами! Грешница! :(( И стыдно. Предупреждаю читателей, что Черновик. Но я уже подсела на "наркотик СамИздата". Написала 5-10 тыс.зн и срочно нужно выложить в сеть и получить читательский отклик. Знаю об ошибках, что с (,) проблемы: часто там где нужна (,) - её нет; там где не нужна (,) - на автомате ставлю. Не правильно оформляю диалоги и прямую речь (иногда возвращаюсь их править, но редко). Тавтология. Иногда использую как литературный прием (но это не в счет). Зачастую просто потому, что "привязывается слово". Например пишу про дождь и за абзац слово "дождь" может проскочить 5 раз. И зачастую это не столько связанно со скудным словарным запасом, сколько "привязалось слово", если возвращаюсь к этому отрывку текста через время, то легко этот избыточный "дождь" замечаю и выпиливаю, заменяю. Опечатки или оставшееся изначально напечатанное словообразование, до перестроения предложения.
А вот с первым опытом обращения к бете-корректору мне не повезло. :( Теперь вообще опасаюсь таких экспериментов. Для меня важна как логика построения самого сюжета, так и персонажа, продуманность мира и тд. Так вот, за мои деньги мне переписали текст своими словами попутно, потеряв всё это... :(
Татьяна Милях, Есть специальные программы, которые помогают вычитывать текст. Они не помогают на 100%. И применять их нужно с умом, без фанатизма... Но таким бедолагам, как мы с вами, какое-никакое подспорье ;)
Я согласна со многими, что бежать впереди паровоза нет смысла. Выставлять голимый невычитанный черновик, неуважение не только к читателю, но к самому себе)
Но опять же, я лично читала авторов у которых был вылизанный и стерилизованный текст, легко было читать... Но по сюжету полная нудятина, меня хватило на три главы) а порой попадается не грамотный текст, но с захватывающим сюжетом)
Так что на эту тему можно дискутировать бесконечно)
Да и действительно не все могут позволить себе оплачивать корректора, которому нужно заплатить 10 000р.
Полина Атлант, Конечно.
https://vk.com/igra20
Если ошибки вижу даже я, а я далеко не самый грамотный человек, то не читаю. Потому что они могут прицепиться, как заразная болезнь. И... очень сомнительно, что в таком случае там возможен интересный для меня сюжет.
Я оцениваю общий уровень. Как льётся текст, его ритм, звучание.
Если ошибки на уровне "жызнь лехка" - то, увы, такой текст закрываю. Опечатки, спорные слова и запятые вообще не смущают. Никак. Ну нет у человека возможности пригласить корректора, а глаз замылен, и что теперь?
Алёна Ляпота, Да не по этой, или и по этой тоже, но и по другой. Как человек, несколько лет побывший "в теме" могу прояснить одну из причин. Чтобы кто-то мог защитить докторскую, ему надо издать сколько-то печатных работ (в числе прочего). В педагогике особенно ценится учебник, который вышел под грифом "Рекомендовано МО". Вот и изгаляются, кто как может, чтобы пропихнуть свои "шЫдевры" в школы.
Чтобы я дочитала книгу с ошибками, она должна быть гениальной, ну или как минимум очень-очень талантливой. Потому что слух _ он такой, даже если не абсолютный. Ну и сложно мне воспринимать реальность, в которой Монсератт фальшивит или поет мимо нот.)))
А вообще есть такие прекрасные люди, как корректоры. Стоят их услуги весьма недорого, работу они делают быстро, и в результате никаких вам "мимо нот", "низит" и "не дотягивает".
Если в тексте множество речевых и грамматических ошибок, читать не буду даже при интересном сюжете. На пунктуацию ещё могу закрыть глаза.
Для меня важен сюжет романа и стиль изложения. Спокойно закрываю глаза на ошибки, если книга заинтересовала.
Гораздо хуже, когда написано идеально грамотно, но скучно… Тут уж меня никто не заставит читать.
Анна Пантера, Лайк)
Честно? Мне по - фи - гу. Если книга нравится - читаю и говорю автору спасибо. Ошибки есть у всех. Мы люди, а не Боги. Все ошибаемся. И вообще... я к автору читать прихожу, а не ошибки проверять. Каждый сам знает свои слабые места. Каждый автор в курсе, где у него проблема. И моя критика ему нафиг не уперлась (я так думаю).
Марина Бреннер, Лайк)
Помню, возмутили рассказы Даниила Хармса. В принципе, люблю его, но такое количество грамм. и пункт. ошибок меня перекосорылило. Как перекосорылил и факт, что с книгами ни корректор, ни редактор, похоже, даже рядом не ночевал - авторские знаки, мол. Любимого Чехова тоже давеча перечитывала. Слово "наконец" не всегда выделяется запятыми. Но то ли во времена Антонпалча выделяли всегда, то ли, опять же, авторские знаки. Поди разбери, классиков не судят.
По большей части безграмотную писанину закрываю. Но! Прощаю орфографию, пунктуацию, штампы и тавтологию Книгам, захватившим с первого абзаца.
Майя Гордеева, само построение вашей фразы.
А что, роскомнадзор уже и сервисы проверки правописания заблокировал? :3
Можно встречный вопрос? Наткнувшись на... нечто в супе, который принес вам официант, как поступите? Гневно плеснете содержимое наглецу в лицо? Или же выловите "это" и откушаете? Думаю, зависит от того, чем именно окажется "нечто" :3 Одно дело, если мухой или лобковым волосом, другое - сухим лавровым листиком :3
В блоге ваши "запятые" глаз не режут. Если и в тексте так, думаю, не из-за этого его читатели закрывают.
Ава Абель, А третий вариант не рассматривается? Например, вежливо сделать замечание и попросить заменить блюдо. Зачем же сразу супом в лицо? Официант - это тоже живой человек.
Я профессиональный редактор, поэтому честно скажу: редкие опечатки еще могу простить, но если ошибок куча, то читать не буду. Никакого удовольствия, когда тебе все это в глаза бросается, мешая наслаждаться текстом. Свои тексты тоже вылизываю до упора, чтобы ни-ни (все равно иногда пропускаю опечатки и рада, если кто-то замечает и носом тыкает, ибо перфекционизм - наше все). Сюжет, герои - это все прекрасно, но слог и стиль автора даже неправильно расставленные запятые категорически портят. Как и впечатление от текста. И я считаю, что выход из положения есть, он очень простой: не можешь вычитать сам - найми корректора. Это не так уж дорого. Я вычитываю многих авторов с этого сайта, некоторые из них патологически безграмотны, но хотят выкладывать качественные тексты, поэтому обращаются ко мне. Такие вот дела... Мария.
Федор Ахмелюк, Согласна. бывает и такое. Особенно если рейтинги зашкаливают, то зачем "заморачиваться", когда публика тебя и так любит, а голова от успеха кружится. Считаю это неправильным. Текст всё же должен быть грамотным. Но реально не у всех есть деньги нанять специалиста. Слышала жаде классики мировой литературы не всегда грамотно писали, мы же за это их не клеймим позором. :)))
Ошибки бывают разные.
Меня больше заставляют морщится ошибки в построении предложений: неправильные падежи, не согласованные окончания, бездумное выпалывание местоимений (в особенности "я"), "корявые" сравнения, бедный язык (не лапидарный стиль, а именно бедный язык), "красивости" и прочее такое.
Сами же ошибки в словах, запятые, не там поставленные, меня не смущают, если этого немного, конечно. Не в каждом предложении, но 2-3 на абзац готова терпеть и даже не замечаю. Ну там поморщусь мысленно, если не правильно написано, но не более.
Виктория Ковалева, Да, верно так везде...
Грамматические и пунктуационные ошибки меня мало беспокоят.
Во-первых, сама не отличаюсь стопроцентной грамотностью. Во-вторых, некоторые авторы набирают текст прямо с телефона и не всегда видят "помощь" от Т9)) Иногда для автора русский язык вообще не родной. Согласна с Натальей Белецкий: скорее раздражают криво построенные фразы, странные или очень шаблонные сравнения, использование редких слов в неправильном смысле.
Спокойной отношусь к тому, что автор честно признается, что в черновом варианте ошибки отловить не может. Не нравится, когда автор заявляет гордо: "плевать на ошибки".
Но уже не раз замечала, для меня важнее история, чем чистота текста в плане ошибок.
А ещё соглашусь с Орловой Тальяной, удивляет, когда люди начинают себя принижать, имея возможность сравнить свои тексты с реальным ужасом на этом же сайте) Это тоже похоже на попытку не исправлять ошибки: "все знаю, виновата, так получилось, и будет получаться дальше"))))))
Ух, если в каждом предложении будет по "ашипке", то читать не буду. А если какие-то опечатки, запятые и т.д., то это нормально. Текст же еще не раз будет вычитываться (я про Самиздатные тексты).
А в каком случае вы бы простили певцу отсутствие музыкального слуха и голоса? Ну разве что он невыносимо няшный пятилетка) Или котик)
Таня Володина , Выходит так...) И это наверное всё же печально...
Сложно это выразить одной строчкой. Если ошибки малозаметны, что зависит от уровня грамотности читающего, то человек вполне окунётся в саму историю. А вот если грамотность читающего выше грамотности пишущего, то чтение превращается практически в пытку. Это также как попросить оперного певца послушать молодое дарование, которое поет, не попадая на полторы октавы. Как скоро певец завопит: «Ну хватит уже! Довольно!» Поверьте, читать совсем безграмотный текст – больно. У кого-то от книги к книге видно, что грамотность повышается, а у кого-то… боль.
Я одного понять не могу - почему некоторым людям жизненно необходимо себя принижать? Если в ваших текстах концентрация ошибок примерно такая же, как в вашем блоге, то прочтению они не помешают. Даже очень грамотный человек сможет простить вам мелкие (!) огрехи, если сюжет захватил. Это какая-то особая фишка - говорить о себе хуже, чем есть на самом деле? Уже не в первый раз замечаю.
По посту. По-настоящему безграмотный текст (жыраф водиться в Афреке) грамотный человек читать не сможет, люди вообще не склонны увлекаться чем-то, что сильно ниже их уровня - только недолго и только в качестве редких исключений. Врач не сможет высоко оценить книгу про медицинский бред, юрист только посмеется над тупым описанием работы судов и т.д. То же самое происходит во всех сферах.
Татьяна Милях, тогда еще меньше смысла в ваших переживаниях. К читателям вы относитесь с уважением, их не теряете, пусть даже за счет помощи другого человека, а грамотность сильно повышается. Просто это незаметно. И да, каждый автор, если начнет перечитывать старые работы, то начнет их править. Вот если не начнет, тогда и стоит бить тревогу - значит, уровень не вырос вообще. И с запятыми с практикой вопрос сам собой решится)
Татьяна, если книга написана как ваш блог - то с удовольствием продолжу читать книгу. У вас в тексте правда есть пара непроставленных запятых, но других ошибок я не заметила.
Меня более всего бесят ошибки в -тся\ться и почему-то часто встречаю, когда путают наличие\отсутствие мягкого знака в некоторых существительных, заканчивающихся на ш\щ\ч. Например, пишут "плащь" или "ноч". Вот от этих ошибок меня реально корчит.
Вообще когда в тексте много ошибок, то никакой интересный сюжет не спасает. Это как пытаться есть вкусненькое, когда болит зуб - как думаете, получится понаслаждаться?
Татьяна Милях, Это очевидные опечатки, я их если замечаю - они меня не бесят. У меня, например, клавиатура так вредит, особенно, когда у нее батарейки садятся (она блютуз).
А плащ и ночь - это именно безграмотность, она-то и бесит. А редактор, боюсь, часто отключают, особенно, когда художественный текст пишут - слишком много слов, которых нет в словаре, и редактор с ума сходит.
Редкие опечатки пропущу, не зацикливаясь.
Редкие ошибки пропущу, чуть поморщившись.
Глупым опечаткам (смешным) улыбнусь.
Глупыми ошибками (не смешным, типа "я приехала с Москвы", "его накаченный пресс") раздражусь и закачу глаза, но если сюжет увлек, если их немного, то читать продолжу.
Частым опечаткам и ошибкам скажу свое нет. А заодно и автору. Когда ошибки в каждом абзаце, а то и предложении, это уже неуважение к читателю.
Могу при чтении "закрыть глаза" на некоторые ошибки, конечно если это не вопиющая безграмотность...
Всегда миловать.)))))))))))))) Главное, чтобы содержание увлекало и затягивало.
Мне кажется надо просто помочь автору и указать на его ошибки.
SoliX, я так и стараюсь делать. Но в последнее время я пришла к выводу, что помогать нужно только каким-то уже знакомым авторам. Потому что иным укажешь на ошибки, которые очень нужно исправить (которые не банальные опечатки, а вот именно ошибки), но автор либо игнорирует, либо вообще гневно реагирует. Обидно.
А я вижу ошибки. И я даже из тех странных людей, что могут объяснить, почему тут надо или не надо поставить запятую или писать вот так :)). Но и я периодчески пропускаю глупые опечатки и смешные ошибки, особенно когда 10 раз перечитываю текст.
Но иногда бывают тексты с нагромождением ошибок, об которые ты постоянно спотыкаешься, перечитываешь предложение, чтобы понять его смысл, потому что, например, отсутствие запятых лишает фразу этого смысла. Такие книги реально сложно читать. Когда не можешь смысл понять, то уже не до сюжета или языка. Мне кажется, таким авторам, определенно нужно перед публикацией отдать книгу редактору.
А вот иногда встречающиеся ошибки при хорошем сюжете, проработке текста и красивом языке действительно могу простить. А небольшое кол-во ошибок я всегда стараюсь автору подправить (в привате). Если книга хорошая и мне нравится, то мне всегда хочется помочь автору ее улучшить.
Ошибки и их количество бывают разными. Отдельные запятые и их отсутствие, описки не замечу. А вот при тотальной неграмотности книгу закрою и с автором распрощаюсь.
Авторы на замечания реагируют совершенно по разному. Некоторые сами просят "кидаться тапками". Но когда правка требуется в каждом предложении, то тут уж только корректора брать.
Когда ошибок много, они сильно отвлекают от сюжета. Так что оценить фантазию автора лично я не смогу, до конца точно не дочитаю и "лайком" не порадую.
Когда книга захватывает тебя полностью ошибки уже не замечаешь. Тем более я тоже не могу похвастаться грамотностью.
Думаю, в данном случае будет уместно сравнение с грибами.)))))
Вроде в корзинке сплошь белые, грузди и рыжики, но вот беда - червивые((( Кто-то готов есть и такие, кто-то выбросит, а особо экономные- опустят на время в подсоленную воду, чтоб черви повылезли. Вот эта подсоленная вода- да простят меня корректоры- и есть их нелегкий труд...
Владислав Погадаев, хорошо сказано :)))
Согласна с Элиной/Марией - безграмотность режет слух и мозги. Впрочем, безграмотность бывает разная: опечатки, запятые и несистематические ошибки прощать легко. А вот когда слог корявый (сразу возникает и мысль о корявости мыслей), да и вообще автор не чувствует языка и не знает значений слов - это бывает ужасненько.
Хехе, я, кстати тоже редактор профессиональный... в последние семь лет... но, нет - работу в и-нете не беру, своей хватает.
Насчет советов - смотреть надо: в некоторых случаях и корректора достаточно, в некоторых - чуть редакторской работы, а в некоторых - нужен редактор-почтисоавтор, ибо переписывать все нафих нужно, нечитаемо.
Увы, мой встроенный грамма-наци от неграмотных текстов страдает так сильно, что никакое замечательное содержание не спасет. Возмущаться не буду, просто молча закрою.
Я и читаю, и пишу. Часто вижу опечатки. Но стараюсь, не обращать на это внимания. В конце концов, не вижу в этом ничего смертельного. Это...ну не знаю, бывает что ли. Важнее ведь суть. Ну а мелкие ошибки....Не считаю большой проблемой
Как автор скажу, тоже чаще готова полагаться на программу, чем на себя. И получала негативные комментарии из-за этого. Но сделать с этим ничего не могу)))
Татьяна Милях, Да, друзья по несчастью))) но я все-таки стараюсь себя успокаивать тем, что хороших комментариев и людей, не обращающих внимания на ошибки - больше)))
Удаление комментария
Вы действительно хотите удалить сообщение ?
Удалить ОтменаКомментарий будет удален безвозвратно.
Блокировка комментирования
Вы дейтсвительно хотите запретить возможность комментировать ?
Запретить Отмена