Из чего же, из чего же... (о героях)
Из чего же, из чего же…
В общем, пока дед отвлекает дочь, а старший занят наведением альтернативного порядка, появилось время позанудствовать. Опять же, не претендую на истину, но вдруг да кому-то окажется полезным.
О героях. И о том, что нужно, чтобы они на людей походили, а не на мультяшки ожившие, если еще и ожившие. Как по мне, все довольно просто: автор должен прежде всего сам понять своего персонажа в той степени, чтобы прогнозировать его поведение в определенных ситуациях, реакцию на поступки и т.д. И вариант «я так вижу» здесь не прокатит, ибо как-то печальненько становится мне от очередного злого зла, которое печально вдруг перевоспитывается по щелчку пальцев юной девы. И от дев, ведущих себя, аки гопники младые, хотя по досье они принцессами значатся.
В общем, начинаем.
Из чего формируется личность? Первое – аспект генетический, о роли которого в жизни реальной можно спорить долго. В мире же фэнтезийном никто не отменял такой вещи, как особенности поведения определенных раз. Другое дело, что мало кто из авторов задумывается над таким удобным инструментом, с помощью которого можно завести пару-тройку нужных тараканов в голове героя.
Вот у нас маг-огневик… а как оно на характере отражается? Точнее, где это отражается в делах, а не в словах авторских, что, де, герой зело вспыльчивый.
Второе – воспитание и окружение в возрасте юном. Согласитесь, что между дворцом и подворотней есть разница, которую, конечно, во взрослые годы можно попытаться сгладить, но таки деревню из девушки вывезти куда сложнее, чем девушку из деревни. Аристократ может разориться, стать наркоманом и попасть на дно, но не растерять манер, вбитых розгой гувернера. А помощник конюха подняться до высот небывалых, однако прошлое нет-нет, да будет выглядывать из-под маски новообретенного воспитания.
А потому автору стоит задуматься, где и как рос герой, и каким таким образом это отразилось на личности его.
Третье – окружение. От него никуда не деться. Можно играть в толпе общую роль, можно идти наперекор общественному мнению, но проблема в том, что в отрыве от этого самого общества ни первый, ни второй вариант не имеют смысла. А потому автору стоит подумать, кто его герой сейчас, какое положение он занимает, с какими людьми он контактирует и с какой позиции.
Четвертое – профессия. Профессиональную деформацию никто не отменял. И разглядывая один и тот же гобелен принцесса, кровельщик и охотник на драконов увидят разное. Поэтому следует не только наградить героя профессией, но и подумать, как она скажется на его мировосприятии и поведении.
Это все полезно, но до крайности занудно. И да, можно собрать огромную биографическую папку, украшением которой станут с полдюжины детских фото героя, но при этом он так и останется картонным на вкус. В чем проблема?
В подаче.
Весьма часто авторы допускают одну и ту же ошибку: они заявляют героя, но заявления свои не поддерживают его поведением. Что это значит? Допустим, ваш герой – добрейшей души человек, но при этом вы вставляете эпизод, в котором он спокойно пинает котенка. Гротеск? Но на нем понятнее, почему к заявленной доброте героя читатель отнесется, мягко говоря, скептически.
Если вы что-то говорите о герое, будьте добры, найдите способ это показать. Он жесток? А за всю книгу и мухи не обидел. Он сдержан? А в истерики впадает с потрясающей регулярностью. Он проницателен? Но не замечает очевидного.
Наделяя героя каким-либо качеством, помните, что его придется доказать.
Как это сделать?
А возьмите листик бумаги или файлик, в котором напишите три главных качества героя. И определите, где и как они проявляются в книге. Т.е. вот у меня эпизод, где герой голыми руками хватает дракона за яйца. Значит, бесстрашие имеется.
И безголовость тоже, если она, конечно, нужна…
Пройдитесь этак по главным героям, а заодно подумайте, где и в каких эпизодах они ведут себя неправильно. И как это можно исправить. Но при этом не забудьте, что любое качество может быть как со знаком «+», так и со знаком «-». Щедрость может обернуться бездумной тратой семейного состояния, включая приданое сестер и матушкиного содержания. Храбрость обернуться безрассудностью, которая поставит под удар не только жизнь героя. Ум привести на путь запретной науки… и так далее, и тому подобное.
Почему еще важно понимать героя? Чтобы выстроить достоверную мотивацию, которая и заставит героя совершить подвиг, во имя ли прекрасной дамы, честолюбия ли ради или из голой меркантильности. Главное, что смотреться это будет достоверно.
Вот как-то так.
23 комментария
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий
ВойтиВ миллионный раз убеждаюсь что Демина крута! Когда герои прописаны с таким подходом,читать книгу сплошное наслаждение.А еще,это касается и отношений между персонажами.Я(как читатель ЛФР)готова принять самый бредовый мир,его жителей и устои,но отношения между героями хочу видеть человеческие.Чтобы как в жизни,чтобы я поверила в них.А поверю я,если автор покажет мне их точки соприкосновения,ответит,пусть не напрямую,почему эти люди способны быть вместе не только в постели..И не ссылаться при этом на истинные пары,предназначение и прочее.А что я чаще всего слышу в ответ на такие вопросы автору?-"Милочка,какие еще точки соприкосновения?!это ЛФР!Ф в середине-фан-та-сти-ческий!это ответ на все ваши вопросы.Я так нафантазировала,не нравится-не читайте!"И ответить ей нечего,ведь и правда-"не нравится-не читай"..А тебе хочется читать,но и ответы на свои вопросы получить тоже хочется.И что делать-не понятно.Но это уже совсем другая тема,меня понесло,простите ...
Ксения Зотова, плюсую )
Спасибо за интересное занудство))
Согласна на все 100% - характер героя нужно выдерживать до конца. Каким он заявлен в завязке, таким и должен быть, подтверждая свою "квалификацию" по ходу истории. Если, конечно, речь не идет о сюжете со становлением героя. Тут автор имеет полное право показать метаморфозы.
Ну и мотивация. Вот ее мне во многих книгах не хватает. Герой что-то делает, куда-то движется, а почему? Все это он делает, чтобы что? Обязательно нужны мысли и внутренний мир героя, который бы все объяснял. Будет мотивация и картонных героев станет куда меньше.
Елена Чемизова , Нет, вы изначально были правы. Все читатели разные. Поэтому спор не имеет смысла.
Я не верю в однозначных людей, поэтому просто пробегаю глазами историю, где герой "положительный-положительный" или злодей злодейский.
Вопрос ведь был в реалистичности. Я тоже читатель. Я люблю, когда герой мне близок. А я не идеально-положительная, поэтому мне ближе персонажи, которые испытывают разные чувства в различных ситуациях. Согласитесь, в жизни приходится уступать, приходится быть эгоистом, приходится быть жестоким, приходится страдать от чувства вины и жалеть о проявленной мягкости. Но в итоге наша положительность\отрицательность в глазах других определяется в те моменты, когда от нас зависят другие люди. Вот эти моменты интересны. Лично мне.
Но у вас может быть иная точка зрения
У меня пожелание , чтобы Вы больше уделяли внимание читателям, в частности роман ,,Мёртвая". А то такое ощущение, что комментируешь в стену , разговор сам с собой. Игнор от автора полный. Сайт интересен тем, что можно общаться с автором. Спасибо.
Оксана Синельникова (Есина) , нам,постоянным читательницам, вполне по силам организовать "окопное" общение на страничке Карининой книги.особенно если Автор иногда заглянет и заметит и откликнется. То есть, вырастить своего редактора и выпускать листок "Окопная правда":))
Мне кажется, зачастую косяки выползают там, где у автора нет ни личного, ни опосредованного опыта. Тогда миллиардеры начинают спорить, кто будет мыть посуду и подобный трэш.
Это точно. Не все хотя бы википедией пользуются для изучения :с
Какой прекрасный блог! Обожаю продуманных персонажей. :) При написании очередного опуса, я стараюсь строить характеры героев наподобие айсберга – на поверхности малая часть, а под водой – здоровенная глыбища из прошлого и тараканов. )))))
Автору , мне кажется , думать надо очень много , с первого слова , даже с первой буквы до последней точки , чтобы читатель не закрыл книгу на первой же странице. Нас , обыкновенных читателей намного больше чем разбирающихся критиков , мы не можем объяснять почему не нравится книга умными словами ( куда мне до Станиславского , кричать не верю). Просто есть книги , что захлопываешь сразу. есть такие , читая которые , думаешь , ну вот тут автор завернул сюжет. И такие где живёшь жизнью героев переживаешь за них плачешь и смеёшься вместе с ними , даёшь им советы (не автору, героям!) , а после эпилога желаешь им чтобы все у них было хорошо. Вот такое вам ,авторам, мнение среднестатистического читателя.
Спасибо! Интересное и полезное "занудство"!
На просторах литнета есть ваша сестра по писательству Варвара Корсарова, тоже прекрасная "зануда", люблю её книги и блоги , так же как и ваши!
Эх, Ваши слова да в головы многих авторов)) слишком многих, увы... Нет, я понимаю, что каждое написанное слово/предложение/глава драгоценно для каждого пишущего и кажется ей/ему лучшим из возможных..но надо же и головой думать! Хотя бы о тех, кто будет это читать! А то иногда шарю по Литнет и хочется переименовать его в Горы Скорби - такой серо-розовый поток подсознания хлещет, что не верится в человеческий разум... Но даже здесь можно откопать жемчужины:)) есть, есть авторы, которые думают, как и что написать! Буду надеяться, что Ваши советы прочтет хотя бы часть изливающих(и поймёт, о чём речь))
Мне кажется, зачастую косяки выползают там, где у автора нет ни личного, ни опосредованного опыта. Тогда миллиардеры начинают спорить, кто будет мыть посуду и подобный трэш.
Вот и я про занудство подумала. И про мелкий шрифт. И про то, что котёнка жалко! А уж про " дракона за яйца" и подумать страшно! А в остальном... правильно, наверное. Только иногда люди ( а иногда и не - люди ) ведут себя несвойственно себе. Бывает, по себе знаю. Я, например, очень переменчива. Сегодня - люблю, завтра - убью. От настроения зависит. И таких же люблю героев. Однозначных личностей, по - моему, вообще не бывает. Но это опять же, только моё мнение. Спасибо за блог)
Чукча не писатель,чукча -читатель, это я про себя, но с Вами согласна на 100% , а то в аннотации героиня умная , рассудительная ,но как увидела героя без рубашки так весь ум и вылетел .
Карина, вы можете сделать шрифт больше?) С экрана компьютера, к сожалению, читать сложно, а крутить настройки браузера лишний раз не рискую))
Елена Лапушкина, Клавиши CTRL и + одновременно. А с минусом уменьшить. Попробуйте.
Спасибо... было очень интересно прочесть... и хочу сказать - Вам картонные герои не грозят... они у Вас все живые и не выпадают из образа настолько органичны и вписываются в те миры в которые Вы их помещаете... а уж миров у Вас .... и все не картонные ... Спасибо Вам
замечательные советы... ) и спасибо за тему!
часто читаю последнее время книги: где сначала героям заявляется список положительных качеств, а потом описывается кто-то вообще ни одного этого качества не имеющий...
если совсем сильный дисонанс идет--просто ухожу
особенно умиляют крутые топы компаний и владельцы бизнесов, которые вроде этот бизнес с нуля своими силами построили, не вылезающие с дискотек, барышень и виски...
простите, чтобы бизнес построить и/или карьеру, нужно, дорогие мои, впахивать, и намного больше чем 8/40 в неделю...
и читать профильные издания, и иметь профильное общение, и ходить на тренинги/конференции/семинары...
а еще, обычно, спортзал, чтобы мозги не закипали... и иметь определенное мировозрение, а не водку хлестать и барышень портить
если уж герой должен быть таким прожигателем жизни, то пишите его тогда депутатским сынком и папаню его с криминальным прошлым...
и не лезте, пожалуйста, в те сферы, про которые, кроме шаблонов ничего не знаете...
а если хочеться залезть--найдите в совем окружении человека из этой сферы и распросите хоть немного!
но пишите лучше про свою, которую знаете, это всегда очень интересно читать и добавляет очков книге неимоверно
Я очень надеюсь, что ваши мысли прочтут как можно больше авторов. Ибо иногда просто читать невозможно... Спасибо.
Я очень надеюсь, что ваши мысли прочтут как можно больше авторов. Ибо иногда просто читать невозможно... Спасибо.
Я очень надеюсь, что ваши мысли прочтут как можно больше авторов. Ибо иногда просто читать невозможно... Спасибо.
Чёрт! Спасибо огромное за советы!) закину себе блог, как пособие!
Вот поэтому и обожаю Ваши книги! Я верю в героев и верю героям! Книги настолько атмосферные, что проживаешь каждый момент. Спасибо Вам за это) Ответить
.
.
Спасибо за интересную науку!
Спасибо!
Удаление комментария
Вы действительно хотите удалить сообщение ?
Удалить ОтменаКомментарий будет удален безвозвратно.
Блокировка комментирования
Вы дейтсвительно хотите запретить возможность комментировать ?
Запретить Отмена