И ещё немного о веерах

Автор: С. Г. Малиновски / Добавлено: 14.04.19, 00:56:22

В прошлый раз мы немножко рассказали о китайском веере, но сегодня, откликаясь на просьбы читателей и друзей, мы даём более расширеный экскурс в историю веера... Итак.

У ассирийцев веер был символом власти, у египтян – эмблемой счастья и небесного покоя. У древних греков стал атрибутом богини любви Афродиты. Римлянам эта идея понравилась, и они снабдили им свою Венеру. Не потому ли вся дальнейшая, то есть европейская, история веера – это любовь и страсть?!

 

О древности происхождения веера свидетельствуют легенды разных стран и народов. Мифология утверждает, что первый веер получился из крыла Эола, повелителя ветров, который попытался пробраться в спальню к Психее, она закричала, примчался возмущённый муж – Эрот… В процессе воспитания бог любви не только надавал ветру по шее, но и оторвал повелителю ветров одно из крыльев. Эол бежал, а Психея схватила крыло и стала обмахивать им мужа, и Эрот быстро сменил гнев на милость.

В средние века в Европе бытовала следующая версия: прародительница Ева, после грехопадения и осознания своей наготы, смущённая пристальным взглядом Адама, сорвала с дерева ветку и стала обмахиваться ею.

Другая история, более реальная, но от этого не менее красивая рассказывает о том, как в жаркий летний день 3000 лет тому назад китайская императрица Вон Ванк, желая освежиться, сорвала с дерева лист и начала обмахиваться им. Так или иначе, но веер как особый аксессуар, используемый для овевания и охлаждения лица, был известен на Востоке с глубокой древности. Происхождение веера до сих пор точно не установлено. И китайцы, и индийцы утверждают, что они начали пользоваться веером задолго до японцев.
Ещё одна красивая китайская легенда гласит, что первый веер на землю принесла Великая богиня ветра. Она много путешествовала по планете и исполнилась сочувствия и сострадания к тяжкой человеческой доле. Чтобы хоть немного облегчить её, она подарила людям свой волшебный веер, чтобы любой человек, попав в беду, мог создать ветер и тем самым обратиться за помощью к Богине.
Китайская традиция так же приписывает изобретение веера мифическому императору древности Шуню.
Согласно археологическим данным, можно предположить, что веера появились не раньше периода неолита. Однако изображение вееров и самые древние из найденных вееров относятся к гораздо более позднему периоду. Древниейшие найденные веера и их изображения относятся к эпохе Восточной Чжоу (770 гг. – 256 гг. до н. э) и периоду Воюющих царств – «Чжаньго» (475 гг. – 221 гг. до н. э.). Веера в то время служили признаком достатка и авторитетности их владельца. Причем в Китае он не является исключительно женским атрибутом. Им пользовались все – мужчины и женщины, император и придворные, чиновники и простолюдины. Императоры отдыхали под веерами от жары, а рабам и служанкам веера помогали в работе – готовить пищу, варить соль. Искусство вееров в Китае непрерывно развивалось: появились изящные веера с золотой фольгой, их император дарил своим наложницам и отличившимся чиновникам.

Другое применение вееру придумали китайские монахи, превратив его в предмет боевого искусства. За счёт усиления железными пластинами они получили оружие, которое могло сбить человека, нанести ему серьёзную травму.

Китайцы утверждают, что веер – их изобретение. Для них он является воплощением единства мужского и женского начал – инь и янь. Японцы же настаивают, что веер придумали именно они, причём чуть ли не на все случаи жизни: для дворцовых приёмов, для войны, для танцев и, естественно, для чайной церемонии. Кстати, у китайцев число пластинок веера всегда чётное, а у японцев – нечётное. Веера самых разнообразных форм и размеров, изготовленные из любых мыслимых материалов, широко использовались представителями всех классов и сословий феодальной Японии. Он был в ходу в качестве неотъемлемого элемента театральных представлений, танцевальных и поэтических мероприятий, спортивных соревнований. Не реже встречался веер в общественных (ритуальные приветствия), деловых и торговых отношениях .

 

Складывающийся веер подавляющим большинством исследователей признан чисто японским изобретением, несмотря на неясность вопроса его возникновения. В японский иероглиф "oги" – "веер" входит составляющей частью другой иероглиф, означающий "крыло".Что бы узнать о происхождения оги, обратимся к японской легенде, которая повествует и о мастере который изобрёл складывающийся веер, способный поместиться в рукаве, изучив крылья упавшей ему под ноги летучей мыши.

Самым наилучшим презентом в Японии до сих пор считается веер. Складной веер именуют оги, а веер округлой формы – утива.

К периоду Хэйан (794 – 1185) относится возникновение плоского не складывающегося веера утива, окончательно форма которого закрепилась лишь в ХIV в. Тонкие бамбуковые прутки – их было, как правило, 45, 64 или 80 – создавали основу, к которой крепилась японская бумага – васи. Обычно, с обеих сторон на эту бумагу наносился рисунок, который мог иметь свои особенности в зависимости от традиций региона страны, в котором был изготовлен веер. Форма утива могла быть разной — овальной, стремящейся к квадрату или «полной луне». Веер имел ручку, которую изготавливали из отдельного куска дерева.

Веера оги, которым пользовались и императоры Японии и сёгуны, были чрезвычайно популярны при дворе, где они служили частью личных отличительных знаков, указывая на ранг и положение их владельцев, а так же являлись церемониальными символами, схожими по функциям с королевским скипетром или камергерским жезлом в западных государствах. Оги ещё иногда называют «солнечным веером» из-за его легкости и внешнего вида, напоминающего часть солнечного диска с исходящими лучами.

Оги применялся и применяется танцорами, популярен он и у гейш (которые порой используют его в традиционных танцах). Относительно небольшое количество рёбер, легкость в складывании и разворачивании, а также большая возможность для нанесения рисунка делают оги незаменимым для опытного артиста.

В конце XII столетия веера стали использоваться по новому назначению. Военные взяли на себя функции аристократии, и элегантный хи-оги знати усилиями самураев стал преображаться в оружие, меняя свои деревянные ребра на железные. Военный класс древней Японии к тому времени уже знал и использовал боевой веер ставший известным как гумбаи.

Возможно, менее впечатляющим, чем гумбаи, однако значительно более смертоносным был складной веер, ставший боевым (гунсен или тесен), который носили самураи, облаченные в доспехи, и веер тетсу-сен (или тессен), который соответствовал бытовому костюму. Эти веера, обычно имевшие от восьми до десяти железных рёбер, были удобным оружием для атаки и обороны.

В конце VIII в. популярной стала ещё одна разновидность японских вееров — сэнсу. Их рёбра делались из ценных пород древесины (сандала или японского кедра, реже — из бамбука) и оклеивались затем японской бумагой. В ХII в. они стали предметом реквизита придворных дам, чью утонченность и чувственность очень удачно подчеркивали изящные полукруглые очертания веера. Отойдя от полной страстей жизни при дворе, многие аристократки становились монахинями храма Миэйдо, сохранив в своих руках сэнсу как одну из частей грешного мира, которые разрешалось держать в монастыре. Отсюда второе название некоторых разновидностей этого типа веера — «Миэйдо». Кроме того, древние японские легенды гласили, что именно такие веера были в руках богов, и как гумбай были отличительным признаком полководцев, так и сэнсустали своего рода признаком родовитости человека, в чьих руках находился этот веер. Позже это иерархическое значение было утрачено, и сэнсу стал одним из прелестных образцов декоративно-прикладного искусства и желанным сувениром к Новому году.

Огромные шёлковые веера на сто пятидесяти сантиметровых шестах, называвшиеся «ума-ши-руши» («лошадиный вымпел». Эти громадные веера украшались огромными пучками конского волоса или растительных волокон самых ярких раскрасок. Сёгуны клана Токугава использовали веера в качестве боевых знамен, которые несли следом за ними, как знаки их присутствия на поле битвы. Такие веерные знамена делались из двух половин, по девять слоев бумаги в каждой, склеенных между собой, обтянутых шелком и покрытых яркой позолотой. Они надевались на шест, около 457 см. в длину таким образом, что на ветру знамя вращалось вокруг своей оси.

В древней Корее веер был оружием знати. Оружие имевшее лезвие (мечи, ножи) были запрещены при дворе осторожными правителями Кореи, которые опасались наёмных убийц. Таким образом, простой веер стал для дворцовой знати средством самозащиты.

В Китае же считали, что веер означает гармонию мужского и женского начал, соединение янь и инь, и не иметь его в доме было просто невозможно. Веер – это мощный символ, преобразующий неблаготворное воздействие окружения в благоприятное. С веером связано много китайских легенд. Придворные императора редко расставались со своим веером, который, согласно поверью, оттгонял сплетни от их владельцев. На протяжении всей истории Китая веер использовальзовался в качестве символической защиты от завистливых коллег и недоброжелателей. И в наше время веер продолжают использовать в качестве талисмана в домах, обитатели которых переживают полосу особого невезения.

В Индии вместе с опахалом и зонтиком веер был одним из атрибутов царского достоинства, что подтверждают древние индусские поэмы ("Магабгарата" и "Рамаяна"). По-санскритски веер называется панк-ха, и изображения его можно часто видеть на индийских саркофагах. Его воспевают поэты, им раздувают священный огонь; Индра, бог неба, держит в руке веер из павлиньих перьев. Веер из пальмового листа, называемый в Cиaмe maлапат, дал название всей касте жрецов, которые здесь зовутся талапоинами оттого, что держат постоянно в руках пальмовый лист.

Богатые касты в Индии, для отличия от бедных, стали употреблять веера из павлиньих перьев "с глазами Аргуса", с резною ручкою. В Индии также встречается особый род гигантских вееров — панк-хи — обтянутые муслином рамы, приводимые в движение панкхи-бердарем, специальным слугою.

На Дальнем Востоке нескладывающимися веерами пользовались только женщины, складывающимися – только мужчины. Ассирийцы и египтяне считали веер символом власти и рая. В Древнем Египте опахала, как прообраз современного веера, служили атрибутом величия фараона. Веера часто поручали носить лицам царского происхождения, которые имели особый титул — «носитель веера с правой стороны».

В Египте носить веер или тем более иметь слуг с опахалами мог только очень знатный человек. На одном египетском барельефе сыновья Рамзеса Великого, держащие в руках веер из страусовых перьев, в надписи названы "веероносцами с левой стороны царя". В египетской космогонии веер — эмблема счастья и небесного покоя. Клеопатра любила нежиться на берегу Нила охлаждаемая лёгким искусственным бризом, создаваемым с помощью величественных царских вееров. В те времена веер, вернее его прототип — опахало, изготавливали из пальмовых или лотосовых листьев, а позднее — из павлиньих и страусовых перьев.

Из Индии через Ассирию веер перешёл к мидянам и персам, у которых, по уверению Ксенофонта, он также был символом царской власти. У арабов в начале нашей эры вошло в употребление делать на веере надписи. Веер находился в постоянном употреблении в гаремах Турции, Персии и французских владений в Африке, где случай с веером и богатым беем приобрел историческое значение. Известно, что 30 апреля 1827 г. раздраженный бей ударил веером французского посланника Деваля и не стал извиняться — в результате началась война, которая завершилась завоеванием французами Алжира. В Мексике веер также был в большом употреблении, ещё до завоевания её испанцами, у древних ацтеков. Когда Монтесума узнал о прибытии испанцев, то в числе других подарков Кортесу были приготовлены и два веера украшенные роскошными перьями, одна сторона которых заключала золотую Луну, а другая — превосходно отполированное золотое Солнце.

Позднее почитателями вееров стали греки и римляне, заимствовавшие изящное изобретение у этрусков. В Древней Греции, Риме, на Крите использовали восточные опахала из листьев или перьев павлина на деревянной или костяной основе. Большими опахалами на ручке — «флабеллумами» — в Древнем Риме молодые невольники — «флабелеферы» — грациозно и деликатно обмахивали своих хозяек.

Римские франты, в свою очередь, пользовались маленькими веерами под названием «табелае». Веер даже поднялся до вершины Олимпа и вошёл в мифологию, став атрибутом богини любви и красоты Афродиты.

Через финикиян и фригийцев веер перешёл из Ассирии к грекам, у которых первые веера делались из миртовых ветвей, листьев платана, лотоса и др. Только в V ст. нашей эры гречанки начинают отдавать предпочтение вееру из перьев павлина (носившего у греков название птицы Геры), каковым он был у древних этрусков, у которых очень рано водворилась восточная роскошь. Такой роскошный веер из неравной величины расположенных полукругом павлиньих перьев изображён на одной этрусской вазе (которая сейчас хранится в Лувре). От этрусков веер под именем флабеллума переходит к римлянам. На помпейских фресках и греческих вазах обязанности флабеллифера исполняют молодые девушки. Впоследствии появился новый род веера — tabellae, — состоявшие из тонких дощечек дорогого дерева или слоновой кости. Эти табеллы носились щеголями, когда они сопровождали своих возлюбленных (Овидий). Несмотря на моду, табеллы вскоре были заменены прежними флабеллумами из перьев и листьев.

Первые христиане, подобно язычникам, употребляли веер в обыкновенной жизни. Сирийские монахи изготовляли веер и есть сказание, которое гласит, что даже св. Иероним делал веер в пустыне. Позже веер стали употреблять в церковных обрядах. В так называемых "Апостолических конституциях" говорится, что во время совершения св. Тайн два диакона должны постоянно приводить в движение два веера из павлиньих перьев, для освежения священнодействующего и для отогнания мух, которые могут cесть на хлебы или упасть в чашу. Единственный pедкий памятник этого рода, флабеллум аббатства св. Филибера (XI в.), был на всемирной выставке 1867 г. В средние века, когда флабеллуму придавали мистическое значение, веер исчезает из обращения.

Так же в Византии, которая унаследовала веер от язычников, использовали рипиды – опахала на ручке, которые нашли себе применение в церковном обиходе во время торжественных богослужений (сначала ими просто отгоняли мух от священных даров, а потом они уже приобрели ритуальное значение).

Из Византии веер перешел к варварам и в раннехристианскую Европу.

После заката Римской империи веер исчезает из обихода, чтобы вернуться только в XVI веке, в котором открылась новая эпоха в истории этого аристократического атрибута. В конце XV – начале XVI вв. складной веер полукруглой формы завезли из Китая в Англию и Испанию – около 1517 года первый веер был привезен из Макао португальцами в числе других дальневосточных древностей и диковин. Из Испании веер перекочевал в Италию, и только потом – во Францию (при Екатерине Медичи). Восточные веера появились в Европе не позднее 1550-х годов, когда были основаны первые Ост-индские компании, корабли которых привозили из далеких экзотических стран удивительные вещи. Католическая церковь же видела в веере вообще дьявольский умысел – она считала, что честному человеку незачем скрывать свое лицо, и этот предмет записали в атрибуты ведьм, которые, скрываясь, шептали свои заклинания и проклятия. Возможно, в силу именно этих причин в даже 17-18 веках, когда веера уже вошли в моду, французским придворным дамам категорически запрещалось открывать веер в присутствии высочайших особ, короля и королевы.

В XVI стлетии веер изготавливают в Испании из цветной шелковой материи, натянутой на проволочную раму, в форме небольшого флага; ручка делается из слоновой кости или редкого металла. Вскоре в Испанию и Португалию веера стали привозиться из Китая.

Итальянские веера круглой формы, украшенные перьями, вошли в моду при французском дворе, благодаря Екатерине Медичи, привезшей их с собой. Екатерина Медичи имела великолепную коллекцию вееров, состоящую из 900 экземпляров. В Англии королева Елизавета I установила такой обычай, что королева от своих подданных может получать единственный подарок — веер, за что она была названа «покровительницей вееров». Раньше других необычным восточным предметам нашлось применение в Венеции, где женщины стали пользоваться складными веерами во время карнавалов. Дамы предпочитали складные веера-гармошки. Они украшались рисунками и вышивкой, расписывались самыми знаменитыми художниками.

А в Китае известная фаворитка императора Пак Чиею в 32 году до н. э. написала стихотворение на своем роскошном веере, положив, таким образом, начало моде на расписные веера, охватившей Европу в XVIII в.

Постепенно размеры стали уменьшаться, все большее значение придавалось ажурным рейкам конструкции, а не полотну, их соединяющему. Такие ажурные веера получили даже особое название – «скелетики», или веера в стиле «бризе».

Интересно, что иногда в ручке веера искусно умещался тайник для записок или яда. В веера вставляли зеркальца, которые позволяли наблюдать за интересующим объектом, находящимся сзади или сбоку, не поворачивая головы, увеличительные стекла, чтобы можно было лучше рассмотреть ту или иную особу, а при подходящей погоде – обратить на себя внимание, послав солнечный зайчик: ожог вполне мог сойти за укол стрелы Амура.

В XVIII веке, веке свободных нравов, также были созданы новые веера: с пикантными рисунками, запрещенными для детей; со стратегическими дырочками, которые позволяли незаметно наблюдать за людьми; со сложными механизмами, посредством которых дама могла выразить свое согласие, назначить час встречи, и эти действия не были понятны другим.

Для серьезных людей были серьезные веера, расписанные знаменитыми художниками. Но наибольший расцвет веера пришелся на XVIII в. Соучастник женского кокетства, он превратился в тайное оружие соблазна, за легким крылом которого скрывались томные и подчас нескромные взгляды. Веер стал средством общения, с помощью которого можно было поощрить или отвергнуть пылкого поклонника, назначить свидание или выразить свои чувства. Особенное распространение язык веера получил в католической Испании, стране свободных мах.

В XVIII веке веер становится настолько обязательной и активной деталью тех театрализованных действ, какими были торжественные церемонии, празднества, балы, что он как бы утрачивает свое первоначальное предназначение и приобретает новые функции. Кроме своего прямого назначения на многолюдных балах веер использовался для языка знаков. Веер был и стражем, и посредником в отношениях женщины и мужчины. В XVII веке возник даже особый «язык веера», который позволял даме высказать своему кавалеру всё, что она о нём думает, не прибегая к письмам, которые могли бы её уличить.

«Да» – веер прикладывали к правой щеке, «нет» – к левой. «Я жду ответа» – удар сложенным веером по ладони левой руки. Веер, поданный кавалеру верхним концом, дарил ему надежду на взаимность. А если красавица отвергала ухаживания, то подавала его нижним. Можно было даже назначить час свидания – время определялось количеством открытых пластин.

Если веер резко складывали, то как бы произносили: «Вы мне неинтересны!» .Развернутый, прикрывающий грудь веер молил: «Будьте сдержанным». Веер, направленный широким концом к собеседнику, означал согласие на флирт. Антипатию выражал узкий конец сложенного веера, а дуга, описанная им, предупреждала: «За нами следят...». Когда сложенный веер держали прямо, это значило: «Говорите смело». Если развертывали одну створку — предлагали братскую, чистую дружбу; если две — влюбленную дружбу. Раздвинуть три створки было все равно что признаться: «Я вас люблю»; полностью раскрытый веер — назначить свидание в доме кавалера; раскрыть и резко сложить — свидание у дамы. «Когда?» — «В три часа в четверг», — отвечают три легких удара пальчиком по четвертой створке и т. п. В Испании прежде всего большое значение имел цвет веера, например, белый был предпочтителен для невинной девушки; черный рекомендовался только при трауре; черный кружевной полупрозрачный для скрытого кокетства; красный в черном для смелого уличного костюма, для корриды и т. д.

Манера носить, держать, использовать веер со временем приобрела глубокий смысл. Закрывающийся веер обозначал сомнение; закрытый — отрицание; раскрытый менее чем на четверть — скромность, неуверенность; раскрывающийся — одобрение, а полностью открытый — всеобъемлющую, безоговорочную любовь. Резкие быстрые взмахи веера, как правило, означали волнение от известий; похлопывание чуть раскрытым веером по раскрытой ладони — ожидание; похлопывание по ноге сбоку — «следуйте за мной»; спереди — «я готова следовать за вами». Прикрытый веером подбородок и часть щеки с одновременным наклоном головы и улыбкой мог означать кокетство; замедленные помахивания раскрытым веером — поощрение, «я готова, жду»; раскрывающийся веер с одновременным наклоном головы — благодарность; полураскрытый, опущенный вниз веер — невозможность; сложенный веер, направленный на мужчину, — «отойдите, уступите дорогу»; резкий жест сложенным веером рукоятью вперед — «убирайтесь прочь, вон!» Например, фразу: « Я опасаюсь, но согласна встретиться с вами в 3 часа» можно было сказать так: веер очень медленно открывается, затем внешние створки сводятся на конце пальцами, и веером 3 раза постукивают по другой руке.

Первая мировая война сделала бесполезными многие из милых безделушек мирных времён. Казалось, веера исчезли навсегда. Но через полвека они вернулись благодаря Кристиану Диору и его пленительному new look. Веер постепенно превращается в предмет хотя и не первой, но всё-таки необходимости. Свиданий с его помощью, конечно, не назначают, но для светской львицы веер нередко становится последним штрихом к роскошному туалету.

Комментарии:

Всего веток: 1

Валентина 14.04.2019, 12:51:08

Спасибо, интересно было прочитать))

Последний комментарий в ветке:

С. Г. Малиновски 14.04.2019, 17:56:16

Валентина, Рады, что понравилось.

Books language: