Логика логике рознь.
Вдогонку к предыдущему посту. Поняла, что почему-то очень многие путают такие вещи, как логика глобальная и логика поведения персонажа. Когда я призываю, чтобы персонаж был логичен, это не значит, что я хочу видеть человека-робота, которому не доступны обычные человеческие реакции. Хотя… такое тоже сложно выписать.
Но нет, я просто хочу, чтобы человек поступал согласно логике своего образа. Элементарно, возьмем двух девушек, А и Б, и условно одного уровня образования, одного положения в обществе, но одна холерик, а другая меланхолик. Будут ли они одинаково реагировать, допустим, на сломавшийся каблук? Или на застрявший лифт в условиях нехватки времени?
На выговор мамы, которой показалось, что дщерь неправильно живет?
На загул парня или еще какой жизненный косяк, благо, прилетает их немало. Так вот, даже однояйцевые близнецы, воспитывавшиеся в одной семье на одних ценностях и одними людьми, часто будут воспринимать мир и реагировать на него иначе. Что уж говорить о людях, не столь друг другу близких.
Вот здесь и начинается моя глубокая читательская печаль.
Внутренняя логика, она, конечно, где-то там есть, но часто не в книге. И вот уже древний могучий лорд, движением брови повергающий в прах врагов, имеющий за спиной сотни лет опыта, в том числе сексуального и романтического, вдруг краснеет, бледнеет и младым козликом скачет вокруг очередной прелестной девственницы.
Да, девственницы – существа редкие, вот за триста лет жизни прежней не встречались.
Или вот герой, заявленный невозмутимым профессионалом, при малейшей проблеме начинает истерить и с немалым удовольствием.
Юная дева, выросшая в патриархальной семье, где место женщины – за печкой, после тараканов аккурат, вдруг вздымает над головой знамя прогрессивного феминизма, не испытывая при том ни малейших душевных терзаний.
Это проблемы с логикой. Не с той, где дважды два четыре, а быть богатым и счастливым лучше, чем бедным и несчастным. А с той, единственно верной, определяющей характер персонажа. И опять же, буду повторяться, но герой, он тоже человек. И стало быть, у него есть (надеюсь) характер, привычные паттерны поведения и вообще куча всего, что делает образ цельным. Но если что, то повторю.
- прошлое, сиречь, семья и все, что с взрослением связано. Взять ту же патриархально-пострадавшую девушку. Ей будет очень непросто хотя бы принять факт, что мужчина не всегда прав, не говоря уже о том, чтобы кому-то там перечить и гордо отстаивать свою независимость. Все мы родом из детства, поэтому, хотите героя понять, загляните в его прошлое. Хотя бы сами.
- настоящее, как то положение, которое он в обществе занимает. Окружение. Род занятий. Про профдеформацию все слышали? Надо не только слышать, но и использовать…
- будущее. У каждого есть мечты. Просто кто-то тихо прячет их под подушкой, решив однажды, что сие не для него, а кто-то, стиснув зубы, идет вперед. И вот здесь уже важно, чем герой готов поступиться ради своего будущего. И готов ли. И вообще нужно ли ему это будущее, или в настоящем тоже неплохо.
Добавим немного биологии, как-то тип нервной системы и реакции, плеснем слегка социальными нормами, от которых не всяк отшельник укрыться способен, только чтобы по честному. Социум – структура подвижная, и в разное время нормальным считалось разное. В одном случае есть себе подобных незаконно, порицаемо и аморально, в другом – нормально, более того похвально, ибо только так можно выразить свое почтение с уважением вкупе. Или вот просто принято, что человек определенного ранга может потреблять в пищу только мясо людей…
…иметь десять жен.
…иметь десять любовников, если силы после жен остались.
…или вести очень регламентированную жизнь, где каждый шаг определен с десятком ритуалов и даже перо на шляпе нельзя сменить, не получив благословение от звезд.
Герои не существуют в вакууме. Они связаны с миром, они взаимодействуют с миром, и плевать, что мир вымышленный. Это означает лишь, что автор задает правила игры, и он же обязан этим правилам подчиняться. Такой вот парадокс бога…
24 комментария
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий
ВойтиМне, как читателю, вообще очень сложно, и я подпишусь под каждым вашим словом. Очень много книг заканчивается за упокой, хоть и начинается за здравие. Ты вроде начинаешь читать: все ничего, все сходится, в потом-ну просто треш и адский ад: то главный герой взрослый мужчина ждет по три года секса с главной героиней девственницей (даже не смешно уже), то избитое клише про стокгольмский синдром, то попаданцы с внедрением чуть ли не атомной бомбы от вчерашней студентки эконом.вуза. Где логика, друзья?;) я прямо вот расстраиваюсь:((
Поддерживаю. Особенно раздражает этот синдром , чтоб его , в каждой второй истории . И в них же махровые садисты маньяки , которые превращаются в няшных мимишек. Девственницы на них так влияют , видите ли.
Статья разумная и деликатная . К сожалению, многие молодые авторы являются просто героями анекдота :"... не читатель, ... - писатель!" Есть еще один момент, который многими авторами не учитывается: о чем бы человек не говорил, он всегда говорит о себе. Интересно читать книги, написанные людьми высокой культуры, да и просто хорошо образованными, при этом жанр произведения не имеет значения.
Может не совсем в тему...Насчет биологии-физиологии: практически у всех героинь, в стрессовой ситуации, потеют ладони.. Ни в коем случае не подмышки и не спина, видимо это вульгарно, с точки зрения авторов. А знают ли авторы насколько неприятно прикасаться к чужим влажным ладоням?!
Ирина Решетникова, у Буссенара в романе "Капитан Сорви-голова" стрессовая ситуация на войне описана как раз физиологически верно: "Его тело, лицо, руки мгновенно покрылись ледяным потом, появилось противное ощущение прилипшей одежды".
Я бросаю читать, как только вижу, что логика персонажий и отношений должна обслуживать/лечить невроз автора. Грубо говоря, когда мачобабник, живущий тысячу лет Северный Волк/Огненный Дракон/Темный Властелин/Премиальный Самец глядит в глаза дерзкой 17 летней девственнице и ВПЕРВЫЕ понимает, что «она такая хрупкая (42 размера, 3 размер груди), отныне он умрет за нее» И спать теперь он будет только с ней. Все что было 1000 лет до этого—неправильно.
И, чтоб объяснить почему вдруг логика встала дыбом, а потом стала бить читателя по голове, Главный Герой автором еще и кастрируется: оказывается, героиня его Истинна Пара. Он больше не сможет с Другой.
Я лично, как читатель, воспринимаю эту ситуацию, как обман. Обещали одно, а сделали другое. Допустим я хочу про мачо почитать, а оказалось, что по характеру он слезливый ипохондрик. Обещали любовную историю, а оказалось девушка красится, девушка кофе пьет, девушка выпендривается, девушке можно все, потому что в ее в жизни присутствует что-то тяжелое: характер, память, бабушкин шкаф, от которого она хочет избавиться.
Мне в одном фильме понравилось, как один герой прочитав сценарий, говорит автору: "Вообще-то девушки в жизни разговаривают".
полезное напоминание )
Повеселила)) я очень многие книги откладываю,если мои мозги не могут объяснить и принять действия и реакции героев. Вымысел,да,но даже в сказках у каждого героя свой,выдержанный в определенных рамках,характер. Перепутать волка и колобка сложно,но возможно ныне, и тогда начинаются смешарики...
Поддерживаю каждое слово!
Вы точно и емко озвучили мои мысли. Спасибо)
Где-то я читал, что в одной книге древние германцы потребовали от вождя-конунга ни много ни мало конституции (и это не стеб: книга вполне серьёзная). Кто-то остроумно заметил: "Хорошо, что хоть не комиссии по защите прав человека". Так что девушка с патриархальным воспитанием, вдруг ставшая феминисткой, - это ещё не предел.
Спасибо! Весьма точное и актуальное определение логики персонажей. Иногда читаешь книгу и возникает внутренний протест от того насколько не логичен персонаж.
Спасибо. Некоторые примеры - прямо те, которые у меня в голове довольно давно крутятся)
Вот, теперь все понятно! Даже такие деградаты, как я и то, доперли. И без оскорблений и навязывания мне чужих " заслуг ". Спасибо за полезный блог.
Как Вы правы! Спасибо!
Спасибо! Очень емко. Как читатель, обеими руками поддерживаю )
Актуально! присоединяюсь к Карине!! Очень часто не хватает в некоторых творениях,,,
Интересно. Спасибо.
У каждого свои пути мышления и своя степень рациональности (у некоторых внезапно высокая, и они очень быстро учатся). Если одному читателю совершенно непонятно, как девушке из патриархальной семьи вдруг может стать понятно, что обижать женщин нехорошо, ну... это проблемы читателя. Он не может себя представить на месте этой девушки? Ну ок. Другие люди вполне себе представляют, и с логикой у них всё прекрасно)
Ольга Силаева, Дело не в том, что не может. Может. И примеры история знает, но между пунктом А и Б есть дорога. И как правило такие перемены случаются не на пустом месте. Есть некие события, которые заставляют человека переосмыслить жизнь. Усомнится в том, чему учили с малых лет. И научиться новому. И далеко не всякому это под силу.
А Вы можете привести пример произведения, где все логично...а то очень раздражают всякие мачо-бабники резко перевоспитавшиеся и ставшие однолюбами и, как Вы правильно заметили про девушек (есть примеры из жизни) никогда такая никаких знамен феминизма не поднимет.
Великолепный текст! Жаль не до всех авторов доходят эти истины.Но наверное на каждую нелепицу найдется свой читатель...
Карина, спасибо! Ваши блоги очень интересны!
Да,это точно)
Как до боли знакомо:
"Юная дева, выросшая в патриархальной семье, где место женщины – за печкой, после тараканов аккурат, вдруг вздымает над головой знамя прогрессивного феминизма, не испытывая при том ни малейших душевных терзаний."
Что поделаешь - любит народ ироничных феминисток в латанных юбках, которые, отложив метлу в сторону, надевают корону и сливаются, как с родной )))
Подписываюсь под каждой строчкой.))) Порой авторы совсем забывают о логике действий своих героев.
Картина, спасибо!
Всегда с удовольствием читаю!
Удаление комментария
Вы действительно хотите удалить сообщение ?
Удалить ОтменаКомментарий будет удален безвозвратно.
Блокировка комментирования
Вы дейтсвительно хотите запретить возможность комментировать ?
Запретить Отмена