Олег Дивов "Объекты в зеркале заднего вида"

Автор: Ника Батхен / Добавлено: 27.11.16, 21:01:02

…Слушай-ка, Джим Доллар, - сказал Микаэль Тингсмастер, остановив рубанок и глядя на меня широкими голубыми глазами, - ты малость приукрасил всю эту историю. Ребята сильно ворчат на тебя, что ты выдал наши секреты раньше времени.

 - А разве это худо, Мик? - пробормотал я в ответ. - Мое дело - описывать, а ваше дело - орудовать...

М. Шагинян «Месс-Менд»

008.jpg

Политический памфлет – жанр, без которого русская литература попросту невозможна. Дураки, дороги, угнетенные трудящиеся,  чиновники с разбухшими от взяток карманами и благородные ревнители правды, задыхающиеся в смрадном дыму отечества. С того забытого богом дня, когда Александра Николаевича Радищева осенила идея путешествия из Петербурга в Москву, писатели не устают втыкать ножи в спину ре… пардонте, полемизировать с властью. То несчастную Веру Павловну снами измучают, то тропических гадов нашлют на столицу, то град обреченный распишут во всех подробностях, благо фантазии в России не занимать и отъявленным реалистам.

Во времена незабвенного СП СССР за шпильки в известный адрес вставляли клизму в известное место. Цинично высказываться дозволялось лишь о загнивающем Западе и гнусных капиталистах-пиндосах (правда пиндосами жителей страны Микки-Мауса ещё не называли). Товарищу Шагинян, она же Джим Доллар, автор «Месс-Менд», и в страшном сне не привиделось бы, что заводская сатира о нравах проклятой Америке, может стать актуальной пародией на нашу действительность. Однако произошло. А производственный памфлет в России получил новую жизнь. Возьмем хотя бы «Дженерейшен Пи» Пелевина - абсурд реальности показан там посредством невеселых в общем буден тружеников рекламы. В «Алой ауре протопарторга» Лукина на пользу сюжета вкалывают трудолюбивые чертики. У Трускиновской в «Дурнях Вавилонских» небезызвестную башню строят гастарбайтеры – и смешно и печально.

Один из лучших российских фантастов, Олег Дивов, оказался в приятной компании. Технические детали - хитрое устройство метрополитена, роение наноботов, аппетитные подробности борьбы с ожившими мертвецами - удаются ему особенно смачно. Да и позлить изнеженную аудиторию, заставить читателей шевелить ожиревшими от безделья мозгами, писатель, что греха таить, давно любит. Вспомним скандальную «Выбраковку», незабываемую «Вредную профессию» и бессмертное «Когда начнется муйня». Муйня, к слову, уже началась – иначе  Дивову не хватило бы яда на «Объекты в зеркале заднего вида».

d2ac388s-960.jpg

На первый взгляд автор не написал ничего нового. Типажи книги давно знакомы любителям творчества Дивова – разве что Кеннет Маклелланд шотландец, а не негр. Боевая интернациональная пара, способная решать все проблемы одним движением кулака мозговой извилины, сексуальная и корыстная стерва второго плана, сексуальная и пробивная стерва первого плана, простой работяга Михалыч (привет «Вредной профессии»), въедливый кагэбешник в отделе кадров. Персонажи настолько привычные автору, что, пожалуй, он смог бы написать их, разбуженный на конвенте посреди ночи. Попытка запихнуть эти модули в образ подростков (см. «Симбионты») оказалась не слишком удачной, но в «романе для взрослых» герои всякий раз выглядят привлекательно и поступают хотя и предсказуемо, но красиво.

Сюжет книги разворачивается в 2030 году, в безвестном провинциальном городишке – этаком современном Глупове. Американская корпорация открыла завод по производству автомобилей, обеспечив работой полгорода – примерно так же, как в 2007 году немцы запустили «Фольксваген» в Калуге. Не исключено, кстати, что Калуга и обстановка вокруг завода стали прототипами для книги – город действительно разделен Окой, виадук на федеральной трассе недавно построен, забастовка рабочих, возглавляемая ребятами из сборочного цеха действительно произошла в 2011 году. И вполне возможно, что поводом стала корпоративная культура, отторгнутая неуступчивыми пролетариями.  Но вернемся к нашим цитрусам.

Завод производит автомобили «Циррус» - хорошие машины для массового клиента. Работают на заводе простые русские парни с Левобережья. Администрация состоит из пиндосов-американцев, разбавленных русскими подхалимами. Начинался проект широко, выглядел гордо, люди трудились от души, гордясь, что «Циррусы» российской сборки превосходят китайские и турецкие. Но первый директор, Маклелланд-старший ушел на повышение в Штаты, оставив о себе добрую память и приговорку «при Дональде такой фигни не было», взамен прислали Джозефа Пападакиса и его команду пиндосов – греков среди них не нашлось, а вот дураков хватало. И события завертелись согласно законам Паркинсона.

Четверка главных героев вместе училась в школе и пришла на завод. Красавчик Кен, золотой мальчик с прекрасными перспективами и широкой русской душой. Всеобщая любимица Женька… простите, Джейн Семашко, умница и карьеристка с большими планами – все влюблены в неё, а она влюблена в свое будущее. И Мишки они же Дарты Веддеры, сборщики «Циррусов» – пепельноволосый богатырь, похожий на большую плюшевую игрушку и художник по всему подряд, умеющий видеть то, чего не видят другие. Все четверо взялись за дело с энтузиазмом – русские собирали автомобили, американцы делали карьеру, дружбе это не повредило. Но завод уже запиндосили, закон об оскорблении кого попало чем попало приняли, кодекс корпоративной этики начали учить наизусть и высмеивать прилюдно:

Я знаю, компания любит меня,
Мы вместе идем к успеху,
И я в конце рабочего дня
Целую начальника цеха!

Администрация выдвинула новые дурацкие требования, русские сборщики ударили по маразму саботажем, алкоголизмом и черным юмором. Неугодных пошли увольнять – или предлагать уволиться. У менеджеров все оказалось ещё веселее. Во-первых, в Россию ссылают самых бесперспективных сотрудников компании. Во-вторых, чтобы продвинуться, нужно стучать. Стучать на всех, включая любовников и друзей, стучать обо всем – кто собрал в фотошопе карикатуру, кто  высморкался в корпоративный галстук, кто назвал «циррус» цитрусом, кто явил непочтительный образ мыслей. Вариантов отказаться нет, можно лишь защитить «своих» и подставить кого попало. Управляемый конфликт интересов вызрел, прорвался и рабочие начали бунт, бессмысленный и беспощадный. Градус конфликта подняли слухи о якобы вызванных грузовиках с гастарбайтерами, рабочие пошли к особнякам руководства, Кеннет напару с Дарт Веддерами, оседлавшими желтые цитрусы, бросились спасать женщин и детей… Ничего не напоминает?

Яда хватило на всех – и на протестное движение и на офисный планктон и на клоуна Малахова и на законы, принимаемые интеллектуальным большинством Думы, и на веру в доброго барина, который придет и рассудит. В книге так и произошло – пиндосскую команду заменили управленцами с человеческим лицом, свободы прибавилось, инициатива поощряется. Только вот звездолеты строить не начали, любви не случилось да гордый Кеннет Маклелланд умер прямо на заседании корпорации. «Осел тот же, только седло сменили» как говорится в ассирийской пословице. От хэппи-энда романа не остается ощущения счастливого конца. Скорее наоборот – горький привкус неизбывной печали, безнадежного человеческого непонимания (ещё один фирменный ход Дивова). …Если дол­го си­деть на бе­ре­гу ре­ки, ожи­да­я, ког­да мимо проп­лы­вет труп тво­его вра­га, рано или поз­д­но ря­дом пос­т­ро­ят мост

Вся книга – со всем цинизмом, злым смехом, беспомощностью маленького человека перед бездушным конвейером написана ради последних строк. «Бо­роть­ся с иди­отиз­мом нуж­но хотя бы ради то­го, что­бы наши дети не вы­рос­ли иди­ота­ми. Сис­те­ма уп­рав­ле­ния всег­да пы­та­ет­ся убить в тебе че­ло­ве­ка, и мер­т­вые ни­ког­да не хо­ро­нят сво­их мер­т­ве­цов.

И объек­ты в зер­ка­ле зад­не­го вида бли­же, чем ка­жут­ся».

Роман Дивова заставляет остановиться, задуматься, захотеть что-то изменить в жизни. Стать тем винтиком, который заклинит ленту конвейера. Посмотреть в будущее – будут ли там стукачи, баксы, тачки и законы об оскорблении кого попало чем попало, или корабль с экипажем, поднимая облака красной пыли, наконец, приземлится на Марс? Попробуйте выбрать звезды!

1447060994_1.jpg

 

4 комментария

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий

Войти
avatar
Yurgen Miroshnichenko
20.11.2018, 16:25:08

Олег Дивов, отличный писатель!интересно перечитать его книги спустя некоторое количество лет, выбраковку в 30 читал как боевик, в 40 - уже заставляет задуматься. "Законы фронтира" - то же вещь!

avatar
Алёна Волгина
19.03.2017, 16:25:54

Дивова не читала, а "Месс-Менд" - отличная веселая книга )) У нее еще продолжение есть про Лори Лэна, забыла, как называется )

avatar
weriti
19.03.2017, 14:01:54

Вот спасибо за обзорчик. Теперь точно буду знать, что читать не надо. Совершенно не понимаю про офис и корпоративную этику. Унижаться за деньги или привилегии? А что это? Это как? А что, так бывает? И кто -то это делает? Ни фига себе... А я понятия об этом не имею. Читать про нашу современную жизнь в фантастическом антураже - нет, спасибо, не интересует.

weriti
19.03.2017, 15:57:35

Ника Батхен, читали, скучно. не люблю.

avatar
Эмиль Широкий
19.03.2017, 14:17:04

Эпиграф классны оченьЧто это?

Ника Батхен
19.03.2017, 15:41:25

Эмиль Широкий, "Месс-Менд", роман Мариэтты Шагинян.