#отзывы: Евгений Морозов "Больные тени"
Книгу я прочла за вечер и долгое время находилась под впечатлением. Точнее, впечатлениями - весьма и весьма противоречивыми.
Начну с того, что любовный роман, написанный автором мужского пола, сам по себе воспринимается неоднозначно. Обычно я такую литературу не читаю, но наличие в тексте мистики, призраков и некоей странной девушки разбудили любопытство. Как оказалось - не зря.
«Больные тени» встречают читателя вот такой неоднозначной обложкой:
Евгений с первых строк мастерски уводит нас в мир главного героя - малоприятную атмосферу алкогольного угара вперемешку с жуткими воспоминаниями. Начало очень интригующее, хотя для меня так и осталось загадкой, кто такой Петруха (один из коллег-гастарбайтеров?) и кому, в конце концов, рассказывает свою историю Павел?
И с первых же строк появляется противоречие. Подкупает стиль подачи, чего стоят хотя бы такие сравнения:
И в то же время не оставляет мысль - а ведь так рассуждает Паша, обычный мужик с несложившейся судьбой, молодой алкоголик. И в тон ему отвечает загадочный Петруха:
Ну вот не верится, что два мужика за бутылкой водки будут проводить такие тонкие аналогии.
Это было первым "не верю", которое я пнула подальше и продолжила чтение.
По моим впечатлениям, самая сильная сторона и автора, и книги - способность передать ощущения героя через образы. Красочные картины просто-таки спасают текст там, где разум уже просто упорно отказывается верить - и включаются эмоции.
Прекрасны, например, сравнения болей с гномиками, хотя само описание мучений воспринялось как довольно скудное. Но гномики помогли - как колеса помогали Паше. Невольно ставишь себя на место страдальца, который пытается отвлечься, придумывая образ для своих мучений.
Прекрасен закат и апельсиново-укропное пюре леса.
И по-своему прекрасна Алина - самый неоднозначный персонаж книги. Девятнадцатилетняя девица, которая зачем-то нацепляет бабушкины очки и увлеченно орудует паяльником, а по ночам слушает шорохи за стенкой и утверждает, что видит призраков.
Вообще в тексте, как по мне, много лишних действующих лиц. Зачем, например, нужен дядя Гриша (который вдруг превратился в дядю Гошу), зачем фоновый отец, который даже толком не говорит с сыном? Они мельтешат где-то на периферии и отвлекают, не давая сосредоточиться на главных героях.
А герои заслуживают сосредоточения. И того, чтобы задуматься над их характерами, их мотивацией. Чего стоит хотя бы способность Алины будто бы слышать мысли людей, а не их слова. Есть ли она, эта способность? Или девушка, которую все считают дурочкой, на самом деле - просто невероятно проницательна и расчетлива?
Именно личность Алины (а вовсе не призраки в Пашиной комнате, да и были ли они?) становится ключевой загадкой. Чем продиктованы поступки девушки - любовью? Холодным расчетом? Желанием свести счеты с жизнью?
Чем дальше я читала, тем острее становился вопрос: а есть ли мистика в тексте? Что за тени чудились Паше - были то ушедшие в мир иной люди? Или же плод наркотического полузабытья? Видела ли Алина призраков, или же пережитая в детстве страшная трагедия опустошила девушку, оставив ей единственное желание: воссоединиться с погибшими? Обреченность Алины не вызывает сомнений. Но ее эгоистичная привязанность и готовность угробить объект своей якобы любви в угоду собственным прихотям напрочь убивают любые проблески жалости к девушке.
Она - действительно тень. Больная тень, для которой возможно единственное исцеление - исцеление от тела.
И в такую же тень Алина пыталась превратить Пашу. Не скрою - его злоключения и страдания не вызвали у меня особого отклика. Куда больше обращалось внимание на емкие и меткие замечания, которые (и это понимаешь сразу) делает вовсе не алкоголик-инвалид, а автор.
Любовь бывает разная.
И не всегда она - спасение.
4 комментария
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий
ВойтиСпасибо большое за внимание и критику. Одна из ранних моих вещей, требующее более тщательной вычитки, чтобы Гриши/Гоши стали одним полноценным человеком. Однако, отношусь к "Теням" с трепетом, как к попытке сделать что-то оригинальное и непохожее. Дядя Гриша нужен, как раз, для правдоподобности. Ну, согласитесь, он - единственная надежда и шанс для Паши. Было бы странно, если б машина сломалась, и отец, такой, сказал: Ну, ничего тут не поделаешь, будешь мучиться, потому что у меня нет ни друзей, ни желания помогать тебе. Ещё раз спасибо. Безмерно благодарен за отзыв.
Евгений Морозов, Вам спасибо - все же не так часто встречаются книги, от которых не хочется отрываться... и которые хочется закритиковать-засыпать замечаниями, потому что автор действительно пишет хорошо. И хочется, чтобы было еще лучше :)
На ранние вещи действительно иногда смотришь чуть ли не с ужасом... и стыдом. И это хорошо - значит, хоть немного да вырос :)
У Вас я еще почитаю "Вику" и "За стеклом" обязательно.
хорошее мнение. Как и всегда, впрочем.
Дмитрий Манасыпов, спасибо)
Зря Вы так про мужиков-алкоголиков. Иногда у этой братии рождаются образы не от мира сего.
Эх... хорошая книга - мне понравилась.
Эль`Рау, тут дело не столько в алкоголизме, сколько в том, что Паша рисуется этаким простым парнем - и вдруг столько образности, что не вяжется даже. Мне тоже книга понравилась, и читалась она легко. Вот если бы еще не эта двойственность - впрочем, отчасти благодаря ей книга и запоминается.
во как интересно
Удаление комментария
Вы действительно хотите удалить сообщение ?
Удалить ОтменаКомментарий будет удален безвозвратно.
Блокировка комментирования
Вы дейтсвительно хотите запретить возможность комментировать ?
Запретить Отмена