Отзыв: ужасы метро
Метрополитен – подземная транспортная система с курсирующими по ней поездами. Московский метрополитен состоит из 206 станций и 13 линий общей протяжённостью 346,6 км в двухпутном исчислении.
Но все ли мы знаем о таком привычном и обыденном транспорте? Неоднократно появляются сведения о наличии секретных станций и линий, скрытых глубоко под городом. Различных перегонов и помещений, о которых ничего не известно пассажирам. А мощные металлические заслоны наводят на мысли, что дополнительным назначением вырытых в земле ходов является бомбоубежище.
Дмитрий Глуховский поместил действие своего романа-постапокалипсиса «Метро 2033» в метрополитен будущего, находящийся под полуразрушенным бомбежкой Москвой.
https://www.litres.ru/dmitriy-gluhovskiy/metro-2033/
Аннотация:
«Мир – руины. Он практически уничтожен. Радиация сделала города непригодными для проживания. За их пределами начинаются дебри мутировавших лесов и безграничные выжженные пустыни. Остатки цивилизации откликаются блеклыми воспоминаниями и легендами.
Москва подобна городу-призраку, отравленному населенными чудовищами… Немногим выжившим приходится прятаться в московском метро. Это самое большое бомбоубежище, станции которого превратились в настоящие государства. В туннелях царит ужас и тьма.»
Согласно данным Википедии, книга описывает жизнь людей в московском метро после ядерной войны на Земле. На европейском литературном конкурсе «Еврокон» роман назван «Лучшим дебютом» 2007 года. Книга издана общим тиражом 250 тыс. экз. Одна из презентаций прошла в рассекреченном бункере Министерства связи на Таганке на глубине 60 метров. Роман лёг в основу компьютерной игры Metro 2033.
Книга повествует о людях, оставшихся в живых после ядерной войны. В результате обмена ядерными ударами все крупные города были стёрты с лица земли. Почти всё действие разворачивается в Московском метрополитене, где на станциях и в переходах живут люди. Благодаря оперативным действиям служб гражданской обороны метрополитен удалось оградить от радиации: почти на всех станциях были закрыты гермозатворы, а в системах вентиляции и водоснабжения активированы противорадиационные фильтры. По прошествие двадцати лет после войны в метро обитает около 50 000 человек, то есть 0,0041% текущего населения. Обитаемо менее половины станций, поскольку многие из них заброшены, изолированы обрушением тоннелей, сгорели или захвачены существами с поверхности.
Чтобы защититься от мутантов и бандитов, жители станций выставляют дозоры.
Живущие в метро люди питаются тем, что смогли вырастить в тоннелях. В основном это не требующие света грибы, свиньи, крысы. Ряд станций обеспечивается электричеством от генераторов, однако зачастую действует только маломощное аварийное освещение. Большинство предметов быта, а также оружие, медикаменты, топливо и т. п. добывается многочисленными сталкерами, периодически поднимающимися в полуразрушенный город. В подземном мире действует торговля, универсальной валютой являются патроны.
Централизованная система метрополитена распалась. Станции стали существовать по отдельности. Некоторые объединялись вокруг идей, религий, более сильных станций и т. п. Часть станций занята организованной преступностью («Китай-город», «Новые Черёмушки», «Профсоюзная») либо существует в условиях анархии. Группировки ведут между собой торговлю, заключают союзы, сражаются.
Лежащий на поверхности город повреждён во время войны, также под действием времени и агрессивной окружающей среды многие здания обветшали и рассыпались. Растения и животные сильно мутировали.
Главный герой книги Артем живёт на станции «ВДНХ», страдающей от нашествия мутантов, идущих со стороны «Ботанического сада».
Цитаты: «Черные… Проклятые нелюди, которые, правда, в Артемовы дежурства попадались только один раз. Но напугался он тогда здорово, да и как не напугаться… Вот сидишь ты в дозоре… Греешься у костра. И вдруг слышишь — из туннеля, откуда-то из глубины, раздается мерный глухой стук — сначала в отдалении, тихо, а потом все ближе и громче… И вдруг рвет слух страшный, кладбищенский вой, совсем уже невдалеке…
Переполох! Все вскакивают, мешки с песком, ящики, на которых сидели — наваливают в заграждение, наскоро, чтобы было где укрыться, и старший изо всех сил кричит, не жалея связок: «Тревога!». Со станции спешит на подмогу резерв, на стопятидесятом метре расчехляют пулемет, а здесь, где придется принять на себя основной натиск, люди уже бросаются наземь, за мешки, наводят на жерло туннеля автоматы, целятся, и, наконец, подождав, пока упыри подойдут совсем близко, зажигают прожектор — и странные, бредовые черные силуэты становятся видны в его луче. Нагие, с черной лоснящейся кожей, с огромными глазами и провалами ртов… Мерно шагающие вперед, на укрепления, на людей, на смерть, в полный рост, не сгибаясь, все ближе и ближе… Три… Пять… Восемь тварей… И самый ближний вдруг задирает голову и испускает прежний заупокойный вой… Дрожь по коже, и хочется вскочить и бежать, бросить автомат, бросить товарищей, да все к чертям бросить и бежать… Направляют прожектор в их морды, чтобы ярким светом хлестнуть их по глазам, и видно, что они даже не жмурятся, не прикрываются руками, а широко открытыми глазами смотрят на прожектор и все размеренно идут вперед, вперед…»
На их станцию приходит сталкер Хантер, который берётся разобраться с этой ситуацией.
Цитата: «— О себе я потом. Ничего интересного. Вот у вас, я слышал, странные вещи творятся. Нежить какая-то лезет. С севера. Послушал сегодня баек, пока в дозоре стояли. Что это? — в своей манере, короткими, словно рублеными фразами, спросил Хантер.
— Смерть это, Хантер. Это наша смерть будущая ползет. Судьба наша подползает. Вот что это такое, — внезапно помрачнев, ответил Сухой. — Их главное оружие — ужас. Люди еле выдерживают на своих позициях. Люди лежат с оружием, с автоматами, с пулеметами, на них идут безоружные — и эти люди, зная, что за ними и качественное и количественное превосходство, чуть не бегут, с ума сходят от ужаса — и некоторые уже сошли, по секрету тебе скажу. И это не просто страх! … Понял я кое-что, Охотник. Понял то, что ты еще, может, поймешь, а может, и не поймешь никогда. Понял я, что мы — динозавры, и доживаем последние свои дни… Пусть и займет это десять, пусть даже сто лет, но все равно…
— Сопротивление бесполезно? Сопротивление бесполезно, да? — недобрым голосом протянул Хантер.
Сухой молчал, опустив глаза. Очевидно, многого стоило ему, никогда не признававшемуся в своей слабости никому, сколько Артем себя помнил, сказать такое, сказать такое старому товарищу, да еще при Артеме. Больно ему было выбросить белый флаг…
— А вот нет! Не дождешься! — медленно и отчетливо выговорил Хантер, поднимаясь во весь рост.
— И они не дождутся! Новые виды, говоришь? Эволюция? Неотвратимое вымирание? Я не через такое прошел. Я этого не боюсь. Понял? Я руки вверх не подниму. Инстикт самосохранения? Назови это так. Назови это как хочешь! Да, я и зубами за жизнь цепляться буду. Я имел твою эволюцию. Пусть другие виды подождут в общей очереди. Я не скотина, которую ведут на убой. Выкини белый флаг и иди к этим своим более совершенным и более приспособленным, уступи им свое место в истории. Но не смей тянуть меня с собой. Если ты чувствуешь, что ты отвоевался, дезертируй, и я не осужу тебя. Но не пытайся меня напугать. Не пытайся тащить меня за собой на скотобойню. Зачем ты читаешь мне проповеди? Если ты не будешь один, если ты сдашься в коллективе, тебе не будет так одиноко? Или противник обещает миску горячей каши за каждого приведенного в плен? Моя борьба безнадежна? Говоришь, мы на краю пропасти? Я плюю в твою пропасть. Если ты думаешь, что твое место — на дне, набери побольше воздуха и — вперед. А мне с тобой не по пути. И если Человек Разумный, рафинированный и цивилизованный сапиенс выбирает капитуляцию, то я откажусь от этого почетного титула и стану лучше зверем, и буду, как зверь, с безмозглым упорством цепляться за жизнь, и грызть глотки другим, чтобы выжить. И я выживу. Понял?! Выживу!»
Хантер берёт с главгира обещание добраться до центра метро, разыскать там некоего Мельника и передать тому запаянную гильзу с посланием, если сам он не вернётся через двое суток. Артему снится сон, что теперь именно он должен спасти оставшееся в живых человечество от нависшей угрозы, исполнив обещанное.
Так и начинается путешествие, захватившее не только большую часть известных и тайных станций метро, но и поверхность города.
Мое мнение:
Книга неоднозначна. С одной стороны идея перенести сюжет в рамки известной реальности, подкорректированной упадком и разрушение, выигрышна и интересна. Особенно для жителей мегаполиса, каждый день вступающих под своды описанных станций.
У каждой станции свои законы, общественный строй, порядки. И идущему со своей миссией главгиру скучать не приходится. Встречаются и мистические сюжетные составляющие, и разнообразные верования, мутировавшие под действием радиации создания.
Но вот некоторые разговоры за жизнь с моей точки зрения несколько затянуты, вызывая желание пролистать эти моменты. Все же мне нравится действие, динамика.
Концовка оставила тягостное, гнетущее впечатление. Может быть, немного сожаление о судьбах затерявшихся в своих предрассудках созданий. Но и причины данных поступков я тоже понимаю.
Но, тем не менее, считаю, что прочитать стоит.
Книга представляет собой трилогию. За вторую часть пока нет желания браться, но не исключаю такую вероятность. Просто нужно разбавить впечатления чем-то легким и позитивным.
По данному миру другими авторами написано много книг. Вот их я хочу почитать. Интересно, что напридумывали.
7 комментариев
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий
ВойтиУ Тармашева читала подобное. Впечатляет. Стильный блог. Спасибо за инфу!
Несмотря на то, что я любитель постапокалипсиса не уверена, что хочу читать на эту тему (пару раз начинала читать книги этой серии - не моё) да и философские разговоры о смысле жизни и месте человека в ней - не от всех готова выслушивать (читать)
очень крутая книга! я еще читал ее когда публиковалась на сайте и там артем умер, поймав маслину))) редко хороший постап можно встретить, метро один из них - Глуховский сейчас текст пишет и теперь он вырос из метро, он нам больше не Димон))))
У меня эта книга почему-то не пошла. Три раза бралась за нее в разные годы и бросала. А моя подруга прочла запоем еще в 2008, кажется. Зато у Глуховского мне очень понравилась "Сумерки", ну прям очень-очень понравились, хотя конец там дурацкий)
Интересно. Прочитала и хоть сейчас просветилась, что за серия такая подробнее, а то знала только, что там постап в метро. Давно, когда вышла, помню многие в метро её читали, говорили о ней, но может у меня был передоз метро в душе, что тогда не тянуло читать. А вообще да, забавно читать про знакомые локации. Вот как в книге "Вонгозеро" Вагнер, там тоже постап в Москве и дальше сюжет роудстори по Ленинградке. Хотя там эпидемия, а эпидемия может не постап.
Интересно, после этой книги я в метро смогу спуститься? Или особо впечатлительным лучше не читать?))
В самом первом авторском варианте Артем гибнет на подходе к какой то станции от случайной пули. Тектс по моему заканчивался словами " бывает и так", если я ничего не путаю. На мой взгляд это был наиболее удачный вариант концовки.
Удаление комментария
Вы действительно хотите удалить сообщение ?
Удалить ОтменаКомментарий будет удален безвозвратно.
Блокировка комментирования
Вы дейтсвительно хотите запретить возможность комментировать ?
Запретить Отмена