1 -3 | Заметки: как усложнить себе жизнь...

Автор: Лидия Ситникова (LioSta) / Добавлено: 11.08.18, 21:33:05

...и написать хорошую книгу =)

 

Вместо предисловия: эти заметки – выдержки из книги Дж. Фрея «Как написать гениальный роман», помноженные на мои наблюдения. Здесь много теории и не меньше – вопросов, допущений и спорных примечаний.

Для чего это всё?

В первую очередь – в попытке понять, как работать над книгой, чтобы не было мучительно больно. Структурировать и свести воедино ключевые моменты, соотнести их с собственным опытом и выдать суть в относительно краткой и удобоваримой форме.

А еще для того, чтобы, когда мы задаемся вопросом «что не так с моим текстом?» - было проще найти ответ.

Приятного аппетита.

Особо приветствую ответы на вопросы\примечания, выделенные всеми возможными способами.

F5, если не видны картинки.

 

I. Персонажи

Homofictus (человек вымышленный) – персонаж – существо, совершенно не похожее на homo sapiens. Персонаж отличается от живого человека, и вот почему:

  • Читатель стремится видеть исключительных героев – обыденность его не интересует. Читателю важно, чтобы человек вымышленный был красивее или безобразнее, подлее или благороднее, злее или великодушнее настоящего человека, живущего в реальном мире. У человека вымышленного страсть горячее, а ярость холоднее, он больше путешествует, больше дерется, чаще влюбляется, он чаще меняется и сексом занимается чаще. И это – то, в чем человек вымышленный превосходит человека разумного. Даже если персонаж зануден, это занудство доводится до крайней точки, создавая яркий небанальный характер.
  • Читателю важно, чтобы герой был ему понятен. Если он вдруг станет непонятен, читатель просто закроет книгу. Человек вымышленный проще реального аналога. В его помыслы легче проникнуть.
  • Персонажи, даже будучи очень яркими, не являются людьми в полном смысле слова. Автор рассказывает только о тех мыслях, чувствах, целях и желаниях персонажа, которые имеют отношение к развитию этого персонажа, влияют на его поступки и важные решения. Писатель сам выбирает, что рассказать, а что утаить.

Примечание: и вместе с тем каждый персонаж – это цельная личность, обладающая собственным характером, уникальной внешностью, темпераментом, индивидуальными привычками и чертами. Это не «кусок» и не половинка. Многое читатель может додумать сам, но для этого автор должен дать основу.

3D и статисты

Есть два типа персонажей.

  1. «Плоские», «картонные» или «одномерные». Это проходные персонажи, статисты, чаще всего обладающие только одной выраженной характерной чертой. «Плоские» - потому, что автор не раскрывает их помыслы, мотивы их поступков, цели. Такие персонажи не появляются надолго, их удел – «кушать подано».
  2. «Полные», «многомерные» или «трехгранные». Это - главные герои, протагонисты и антагонисты. У них сложная мотивация, их терзают душевные муки и страсти, их прошлое полно тайн. Читатель верит в то, что эти персонажи существовали еще до начала романа и жили яркой, полнокровной жизнью. Читатель хочет познакомиться с ними поближе, потому что это знакомство обещает ему увлекательные приключения. Ради таких персонажей читатель остается с книгой.

Примечание: второстепенный персонаж может работать не только на движение сюжета, но и на раскрытие характера главного героя (героев) – во взаимодействии со статистами лучше проявляется личность центрального персонажа. Но что будет, если автор наделит второстепенного персонажа объемом и сложным противоречивым характером?

Есть желание превращать статистов в ярких персонажей? Наверное, не стоит делать так со всеми «картонками» подряд. Во-первых, это сложно и ни к чему – автор потратит кучу времени, а читатель запутается. Зачем ему знать страдания и мотивы каждой поварихи и официанта, мелькнувших на двух строчках? Но если какой-то из героев второго плана вдруг лезет вперед – задумаемся, возможно, ему еще предстоит сыграть в сюжете важную роль. И, видимо, именно над этим персонажем стоит поработать и добавить ему объема.

Создаем персонажа - биография

Биография - краткий рассказ о персонаже, помоающий автору лучше понять своего героя. Биография пишется автором только для себя.

В нее обязательно должны войти те события прошлого, которые влияют на чувства и поведение персонажа в романе. Все, что сформировало его привычки, убеждения, наклонности, привязанности, суеверия, тайны, политические и религиозные взгляды. Что персонаж думает о дружбе, о семье,  о чем мечтает, чем увлекается? Что он будет скрывать, придя на прием к психоаналитику? Что он скрывает от самого себя? Когда персонаж продуман, мы можем ответить на любой вопрос о нем. И – сюрприз – он может стать нам крайне симпатичен или отвратителен, так же, как становится симпатичен или отвратителен читателю. И это замечательно – значит, мы знаем своего героя и отлично понимаем его. Но если автор остался к персонажу равнодушным… Дорабатываем биографию, думаем, что и где упустили, или меняем персонажа. Нам же не нужны равнодушные читатели, правда?

Можно обойтись без биографии?

Можно. Можно свести ее к двум-трем фактам, как в школьных пересказах: родился, учился, женился. Но по мере того, как герой будет развиваться и меняться вместе с сюжетом, его биография раз за разом будет напоминать о себе. Будет пополняться – и хорошо, если в ней не найдется противоречий из-за большого количества белых пятен. Мотивы поступков часто кроются в отдаленном прошлом героя, поэтому над биографией стоит подумать. Может быть, что-то о герое мы узнаем только в процессе работы над книгой. Но к началу этой работы каркас уже должен быть.

Проработка биографии персонажа – дело нудное, долгое и непростое. Давайте ограничимся основами.

Три ключевых момента, которые важно продумать:

  • имя и внешность,
  • социальное окружение, семья, профессия,
  • фобии, мечты, цели, страсти, увлечения.

В биографию также можно включить все, что сам автор считает важным для раскрытия персонажа: в каких условиях персонаж рос и воспитывался, какой была его первая любовь, почему он выбрал именно эту профессию, о чем он мечтает и имеет ли возможность реализовать свои мечты (а если нет – то почему)… Это не жесткий перечень. Для каждого персонажа (и уж тем более в разных жанрах) список будет уникальным. Расскажем, кто наш персонаж, как он рос и взрослел, к чему пришел – так, как бы мы сами рассказывали о себе.

Нам в процессе работы над текстом придется обосноваться в головах героев, а это долгий срок. Хотим ли мы работать с получившимися персонажами? Они нам интересны? Если да, то, скорее всего, они понравятся и читателям.

Мне, например, очень нравится эта техножрица. И ее статус.

Что еще?

Контраст

Персонажи должны контрастировать друг с другом. Если один персонаж трудолюбив и усидчив, другого есть смысл сделать воплощением лени.

Доминирующая страсть

Доминирующая страсть является главной силой, управляющей поступками персонажа. Эта страсть достаточно сильна, чтобы герой не мог отступиться от нее. «Добиться цели или умереть» - единственный выбор, который автор оставляет персонажу. По этой же причине персонаж должен бороться, а не уходить от конфликта.

Стереотипы, герои плохие и хорошие

Стереотипные персонажи - герои, которые слишком хорошо узнаваемы: распутница с золотым сердцем; шериф-садист из южного штата, растягивающий слова; частный детектив, суровый снаружи, но добрый и нежный внутри

Вновь созданный персонаж может (и скорее всего будет) относиться к одному из типов героев: мужественный нагибатор, альфа-самец, хилый интеллигент, возвышенный гений, наивная дурочка, ловкая воровка… Но стереотипным его делает не это, а отсутствие уникальных черт.

  • Глубина характера героя, индивидуальность и огромное количество мелких нюансов, составляющих целостный образ – то, что делает уникальным каждого человека, делает уникальным и персонажа.
  • Можно наградить положительного героя негативными чертами, которые не вызовут у читателя отторжения. Вероятно, персонаж будет стремиться побороть в себе эти черты. Читатель к такому персонажу будет испытывать сочувствие и симпатию и постарается побыть с ним подольше.
  • Создать оригинального персонажа можно, вплетя в его характер неожиданные, на первый взгляд плохо сочетаемые черты. Противоречия служат развитию сюжета, и одновременно влияют на чувства и поведение персонажа, делают его более глубоким. Читатели приходят в восторг, когда находят неоднозначные и противоречивые черты в характере персонажей. Главное — не переусердствовать. Жестких канонов не существует, поэтому время от времени просто спрашиваем себя: «Правдоподобны ли созданные персонажи?»

Ломка стереотипа

«Если у вас старая бабушка вдруг оказывается лейтенантом полиции в отставке, а интеллигент, сидящий весь день за книгами, тайно увлекается боксом — значит, вы занялись ломкой стереотипа»

Ломать стереотип допустимо, только если ломка хорошо вписывается в характер персонажа, логически следует из особенностей его физического или психологического развития, социального положения.

Примечание\вопрос: а как поступить с протагонистом, характер которого по ходу развития книги вдруг начинает обрастать негативными чертами? Будет ли читатель по-прежнему испытывать симпатию к такому герою? Или же протагонист встанет на одну ступень с главзлодеем (а то и поменяется с ним местами)? Насколько допустимо наделять положительного героя отрицательными качествами?

Например, мой протагонист по имени Джи откровенно презирает большинство людей, язвит, использует их, всячески подчеркивает свое превосходство. Он не выказывает уважения ни словами, ни поступками. Его прошлое мало привлекательно – там есть и пытки, и убийства невинных. Ради своей эгоистичной цели он способен пройти по трупам. Так что же делает его положительным героем? Целеустремленность? Или эпизодические случаи проявления доброты и сочувствия (вызволил детишек из лап садиста, отомстил за гибель невинного помещика, помог девушке избавиться от преследователей)? Является ли такой герой положительным на основании того, что он «добрый и нежный внутри», но тщательно скрывает это?

Идиот, рвущийся на чердак, или тест на правдоподобие

"Допустим, героиня романа оказалась одна в мрачном доме. Начинается гроза, неожиданно гаснет свет. «Что это?» — с чердака раздаются охи, стоны, звон цепей и прочие странные звуки. Героиня находит свечу и зажигает ее. Но если она пойдет на чердак (а так всегда происходит в дешевых ужастиках), мы нарушим принцип «полной силы». Ни один здравомыслящий человек, вне зависимости от того, насколько он любопытен, в данной ситуации к чердаку и близко не подойдет.
Этот шаблонный ход широко известен под названием «идиот, рвущийся на чердак». Персонаж, действующий подобным образом, не пройдет тест на правдоподобие и вряд ли понравится читателю"

Персонаж не должен тупить – и здесь homo fictus снова заимствует черты человека разумного.

 

Принцип полной силы

"Все главные герои должны прилагать максимум ума и сил при решении проблем и задач, которые мы перед ними ставим"

Принцип «полной силы» требует, чтобы персонаж действовал на абсолютном максимуме своего потенциала. Явно должно быть видно, что он выложился по полной, и не упустил ни одного шанса справиться с ситуацией. Автор не будет автором, если не будет постоянно вляпывать героя в переделки. Только так герой сможет реализовать свои возможности и показать, кто он. Если этого не произойдет, читатель сочтет персонажа ненастоящим, неестественным, не будет ему сопереживать. Такой персонаж вызовет лишь презрение. А создавший его автор вряд ли заслужит доброе слово в свой адрес.

Даже если создан очень нерешительный, слабый и трусливый персонаж, который не будет действовать напрямую, - он все равно найдет обходные пути и добьется своей цели (ну или погибнет где-то по дороге к ней, но сделает это так, чтобы читатель охнул). В книге всегда должно быть действие. Если персонажа уволили, и он на протяжении всего текста будет сидеть сложа руки – книги не получится. Если его уволили, а он неожиданно открывает в себе способности экстрасенса и основывает агентство по борьбе с потусторонними явлениями – вот и сюжет.

Примечание\вопрос: что если такой персонаж, основав агентство, лично не будет участвовать в операциях, а станет выступать только как координатор? Делать работу руками подчиненных? Предполагаю, что рано или поздно он все равно должен будет втянуться в центр разборок.

Чем труднее персонажу решить задачу, чем тяжелее ему приходится, тем лучше. Но персонаж должен действовать в рамках своей личности. То есть если трусливый клерк вдруг очутится в центре разборок с демонами, он не станет прыгать по стенам и лупить обалдевшую нечисть волшебным мечом. Скорее всего, он укроется за спиной вон того плечистого парня. На первый раз. Но в хорошем романе конфликт заставляет героя меняться, так что вероятнее всего через несколько месяцев клерк станет бравым борцом с демонами.

Итак, персонаж действует в рамках своих возможностей, и в этих рамках он может меняться и развиваться.

А меняться его заставляет конфликт.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

II. Конфликт

"Персонаж не должен бездействовать и уходить от конфликта – он должен стремиться разрешить этот конфликт"

Конфликт — столкновение желаний персонажа с противодействием. Противодействие может исходить откуда угодно: со стороны природы, других персонажей, сверхъестественных сил, иного измерения, космоса, и даже со стороны самих героев.

Описав внешность персонажа, мы рисуем в воображении читателя его образ. Но персонаж оживает, только начиная действовать и принимать решения. Борьба с противодействием полностью раскрывает героя. Читатель понимает, кто наш герой.

"Если на горизонте не намечается никаких конфликтов, читатель откладывает книгу в сторону"

Для создания конфликта нужны:

  • разные цели персонажей (либо острое противоречие между целью и обстановкой, условиями, законами и т.д.),
  • наличие необходимости достичь этих целей (добейся или умри, помните?),
  • невозможность уступить или выйти из конфликта.

Конфликт может выражаться в том числе через диалоги – споры персонажей. Спор, в ходе которого каждый отстаивает свою точку зрения, тоже помогает узнать героев и понять их.

Действие = противодействие

Главный герой должен быть равен по силе сопернику, они должны быть достойны друг друга. Легкие победы скучны.

Тигель

Тигель – «стены» конфликта, внутри которых заперты герои. Это может быть что угодно – кровные узы, семейные обстоятельства, буквальная невозможность вырваться (например, из тюрьмы). Любые обоснованные условия и обстоятельства, заставляющие героев взаимодействовать и – конфликтовать.

Читатель должен видеть, что герои никак не могут избежать конфликта, выйти из ситуации без соперничества. У них остается только один выход – бороться.

Типы конфликта

  1. Статичный. Конфликт, который не может набрать обороты. Интересы персонажей сталкиваются, но накал держится на одном уровне. Действие в романе замирает, персонажи не изменяются. Статичный конфликт немногим лучше полного отсутствия конфликта — и то и другое вызывает скуку.
  2. Скачкообразный. В этом случае накал страстей меняется резко, спонтанно. Персонаж может отреагировать на сложившуюся ситуацию неожиданно. Окружающие ждут легкого раздражения, а он вдруг взрывается злобой. Скачкообразный конфликт уместен, когда резкая смена эмоционального состояния героя оправдана сложившейся ситуацией.
  3. Медленно развивающийся. Именно такой конфликт требуется для художественного произведения. Медленно развивающийся конфликт покажет персонаж более полно, ярко, четко, поскольку на каждой стадии конфликта персонаж будет действовать по-разному. По мере развития конфликта развивается и сам персонаж — читатель видит все грани его характера. Эмоциональное состояние героя меняется плавно. А кульминация до конца раскрывает персонаж, делая такое раскрытие возможным именно за счет того, что читатель наблюдал все предыдущие стадии изменений.
"Что есть искусство создания драматического произведения? Это талант удерживать внимание читателя прикованным к медленно развивающемуся конфликту"

Правильно выстроенный конфликт держит внимание читателя до последней точки.

Как понять, что все сделано верно?

  • Препятствий и проблем на пути персонажа все больше, а сила давления обстоятельств постоянно растет.
  • Персонаж меняется вместе с накалом обстановки. Если этого не происходит, конфликт становится статичным, а текст – скучным.

Внутренний конфликт и вилы дилеммы

  • Внутренний конфликт возникает в душе персонажа при столкновении с препятствием. Внутренний конфликт порождает муки совести, вспышки любви и вины, метания между долгом и страхом и т.д. Он делает героя запоминающимся. Если читатель сопереживает герою, значит, внутренний конфликт удался, и мы достаточно помучили героя. Если персонаж несчастен, трагичен, но внутренний конфликт отсутствует, читатель сможет только пожалеть бедолагу и не более.
  • Для создания такого конфликта нужно «насадить героя на вилы дилеммы» — поставить его перед серьезным выбором. Герой по очень серьезной причине вынужден совершить некий поступок и одновременно, по столь же серьезной причине, не может совершить его.

О жанрах

Мы пишем в том жанре, который читаем. Мы знаем каноны этого жанра и имеем представление о том, как в этом жанре творят другие писатели. У нас есть почва под ногами. Какие-то жанры продаются лучше, какие-то – хуже. Выбирать нам.

Если вдруг в рамках жанра становится тесно, можно попытаться нарушить каноны, и в этом случае может получиться фарс, постмодернизм или нечто гениальное.

Видя книгу, отнесенную к тому или иному жанру, читатель ожидает определенного развития сюжета, наличия в книге характерных для жанра фишек, может быть, даже штампов. Если он ничего из перечисленного не увидит – уйдет обманутым.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

III. Идея

Идея — это:

• причина, по которой мы пишем,

• точка зрения, которую нам надо отстоять,

• смысл нашего романа,

• центр, ядро, сердце, душа произведения.

Если проще, то идея – это утверждение, доказываемое на протяжении всего действия книги.

Сюжетные события (доводы) - > идея (вывод).

  • Идея вынуждает строго придерживаться темы, формируя единство произведения.
  • Все, что противоречит идее, отбрасывается.
  • Всё, что не имеет отношения к доказательству идеи, вычеркивается.
"В произведении может быть только одна идея, т.к. из одного довода (сюжета) следует только один вывод (доказательство). Доказательство идеи происходит в кульминации, и вот еще одна причина: в одном сюжете возможна только одна кульминация, в которой разрешается ключевой конфликт"

Вместе с тем Фрей приводит пример произведения, в котором несколько сюжетных линий – и несколько идей: роман Ирвина Шоу «Богач, бедняк». Но сюжетные линии этого романа замыкаются друг на друге, поскольку в них описываются события, происходящие с членами одной семьи. Роман состоит из отдельных рассказов, которые вплетены в основную канву произведения. Каждый из рассказов несет в себе отдельную идею.

Вопрос\примечание: возможно ли доказательство двух и более идей в сложном сюжете, сплетенном из множества параллельных и побочных ветвей, если этот сюжет строится вокруг одного главного героя? Что насчет дополнения основной идеи второстепенными?

Допустим, в книге я вывожу такую идею: любовь и привязанность способны созидать и разрушать миры. Но в то же время, параллельно с борющимся за свою любовь героем, идут другие сюжетные линии. Например, линия шифропанков, устраивающих апокалипсис. Здесь другая идея: текущая модель развития общества неизбежно ведет к краху. Герой в ходе своих поисков доказывает еще одну идею: нет бога для человека, кроме него самого.

Фокальный персонаж в книге один, и он завязан во всех сюжетных ветках. Помимо ключевого конфликта, он вступает и в другие конфликты. Так может ли одна кульминация доказать сразу три идеи? Или второстепенные идеи могут быть доказаны по ходу развития сюжета, до наступления кульминации (в ходе разрешения второстепенных конфликтов)? Второстепенные персонажи – второстепенные конфликты и их разрешения – доказательства дополнительных идей?

Как создать идею?

Формула такова:

Персонаж (кто?) –> конфликт (с чем сталкивается?) –> результат (что получается в итоге?)

«Драматическое произведение рассказывает о том, как меняется герой, переживая кризис. В идее сжато изложена суть подобной трансформации»

 

IV - VI: Сюжет и не-сюжет; Кульминация и развязка; Про позиции и взгляды

8 комментариев

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий

Войти
avatar
Елена Чемизова
12.08.2018, 07:38:23

Как читатель, со всем согласна) Особенно с тем, что можно наградить положительного героя негативными чертами, но такими, которые не вызовут у читателя отторжения.

Елена Чемизова, согласна, автор может и маньяка представить так, что захочется этого маньяка обнять и пожалеть) а еще мне кажется, что в негативных чертах героя читатель может углядеть что-то свое, личное, из прошлого опыта. Перенести на героя какую-то личную неприязнь, и тогда самая невинная негативная черта превратится в ужасный порок. Но тут уже не угадаешь...

Спасибо, интересно:)

Елена Свительская, всегда пожалуйста :)

avatar
Мила Тисова
11.08.2018, 22:12:28

Спасибо за столь подробную подборку, анализ и препарирование!
Породило множество мыслей и эмоций. Особенно про чердак.

Евгения Егорова, Геральтушка по умолчанию всесильный борец с нечистью, ему только и подавай страшные стоны с чердака))) а если бы на его месте был Лютик..)

Большое спасибо, давно собиралась подобный конспект сделать, а вы уже! Теперь просто добавлю в библиотеку))
Заинтересовала возможность одной кульминацией доказать пару-тройку идей в параллельных сюжетных ветках. Самое сложное для меня - это чётко выразить словами идею. Всё понимаю, а сказать внятно не могу, прям стыдно. Или же слишком много идей на одну книгу развела? Разделить на серию?

Бассандра Каллиган, я больше года собиралась всё это оформить)))
Насчет идей... Я как-то пыталась впихнуть невпихуемое - 3-4 идеи в одну повесть. Чуяла,что где-то что-то не так. Идеи в итоге впихнула, но все получились размазанными, а текст маловразумительным. Правда, там была только одна сюжетная линия. Думаю, с несколькими идеями можно экспериментировать в крупной форме. Пусть главная линия доказывает главную идею, а пара второстепенных работают на дополнительные идеи. Полагаю, что все идеи должны быть логически связаны, соотноситься между собой. Иметь отношение к одному событию или объекту. Например, если в центре мысль "великая любовь спасает мир", то параллельно - "жадность разрушает мир".

avatar
Инна Андреева
11.08.2018, 22:18:00

Огромное спасибо за статью. В ней кратко и доступно изложено то, что месяцами ищешь в Интернете.

Инна Андреева, на здоровье! Это первая часть. Будет еще две - о сюжете, авторской позиции, кульминации, редактуре. Всё в один пост не влезает(

avatar
Елена Ершова
12.08.2018, 09:51:46

Прочитать интересно, но... господи боже, это все в голове держать? Да к концу я уже забыла, о чем в начале говорилось %)
Ну наф, лучше писать в свое удовольствие, а чуйка сама наработается.

Елена Ершова, зачем держать, по схеме все равно ничего путного не напишется, нужна как раз та самая чуйка,интуиция. И на чем-то ее надо нарабатывать.

avatar
Елена Ершова
12.08.2018, 09:51:43

Дубль

avatar
Елена Степкина
11.08.2018, 22:52:22

Спасибо за концентрированный анализ. Очень полезно.