Немного о жанре, фреймах и типах высказывания

Автор: Ann Canta / Добавлено: 13.11.18, 17:21:42



Я написала книгу о мужчине-проститутке, и это могла бы быть социальная тема. Но это не социальная тема. Почему?


Потому что, задавая некоторым вещам определенные рамки, мы усугубляем проблему, а не решаем ее.


Одной из главных проблем проституции как профессии является стигматизация. В сознании обывателя проститутка – это человек, по определению являющийся частью «теневой», маргинальной, сопряженной с разным набором «порочных» установок и практик реальности. Это следствие огромного количества исторически сложившихся привычек восприятия и заблуждений. Одним из последних является убеждение в том, что проституткой нельзя (психологически невозможно) быть по собственному выбору – вопреки довольно большому количеству заявлений секс-работников обоего пола, свидетельствующих об обратном. Но этот аспект пока оставим за скобками – затрагиваемая тема слишком обширна, и требует для рассмотрения отдельной статьи. Я привела этот пример для того, чтобы продемонстрировать, насколько проституция в коллективном сознании (это определение в данном случае условно и, разумеется, представляет собой скорее риторический прием – примечание для true-философов, культурологов и социологов) ассоциативно связана с набором метафор «низости», «грязи» и «социального неблагополучия».


Это не значит, что среди людей, занимающихся проституцией, нет маргинальных личностей. Это значит, что, как в случае с любой другой профессией, ее опыт не исчерпывается опытом членов одной референтной группы.


Поэтому мой текст – не социальная драма. В социологии и психологии есть такое понятие – фрейм. В буквальном переводе – «рамка». Фреймируя явление или событие, мы вольно или невольно придаем ему смысл. И то, каким этот смысл будет, во многом зависит от типа рамки. Если я предлагаю историю о проститутке как социальную драму – я априори рисую своего героя как человека с определенной проблемой – еще до того, как он смог каким-либо образом проявить себя. И лишаю текст и героя, а с ними – и читателя, возможности самим понять, чем для него и его окружения является его профессия. Я уже заранее определила это. Заметьте, ни слова прямо в тексте об этом не сказав, – просто самим выбором жанра.


А я не хочу. Мне интересно следить за героем, который делает то, что хочет, и слушать то, что он говорит, а не то, что говорят за него среда, привычные представления, ожидания читателей или заголовки газет. Я хочу, чтобы эта история стала частью дискурса о свободе. О радости. О праве выбирать. О том, что свобода – это ответственность, в том числе, – ответственность оценивать свой опыт самостоятельно вне пределов сколь угодно удобных и на каком-то этапе несомненно полезных рамок. Еще и поэтому это не декларативный текст. Это просто история, в которой, как и в любой другой, могло произойти все что угодно.


И то, что произошло, мне понравилось.


Это был рекламный пост. Роман «Эйфория» полностью доступен для чтения онлайн на Литнет и находится здесь.
 

Комментарии:

Всего веток: 3

Эрилур 16.11.2018, 03:38:37

Действительно, Бенедикт и его ситуация с работой -- это утопия, которая едва ли существует в реальном мире, поэтому о какой социальной теме вообще может идти речь. Мир был бы куда приятнее, если бы проститутки могли так же, как он собирать о клиентах все сведения, тщательно выбирать и потом действовать, как им хочется, а клиенты -- доверяли им инициативу. Но увы...

В ветке 2 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Ann Canta 16.11.2018, 12:19:56

Эрилур, самое интересное, что я читала минимум о двух секс-работниках, которые работают вполне цивилизованно, - один британец, второй австралиец - но, насколько я понимаю, они не настолько педантичны и вдумчивы, как Бенедикт :) Для меня в теме о мужской проституции важно именно подчеркнуть ситуацию выбора - и для мужчины, и для женщины. Как это ни странно, в ситуации с женщиной - клиенткой проститутки, в общественном восприятии все может быть еще сложнее. Тема женской сексуальности и женского желания стигматизирована не меньше мужской проституции, и мне это кажется большой проблемой. Но это тема отдельного разговора.

Григорий Ананьин 16.11.2018, 09:15:00

Может быть, я бесконечно старомоден, но для меня символами свободы являются Вашингтон и Боливар, а не мужик, предпочитающий зарабатывать на жизнь писюном, а не мозгом или руками.

Бассандра Каллиган 13.11.2018, 17:58:15

Интерено) Ваши размышления о свободе и рамках перекликаются с тем, что я недавно читала о полиамории. Тоже интересная тема))

В ветке 6 Комментариев. Показать

Последний комментарий в ветке:

Ann Canta 14.11.2018, 10:59:43

Бассандра Каллиган, спасибо!

Books language: