Мнение. "Одной ногою по ту сторону" от Kle{v}er...

Автор: Ecentrici / Добавлено: 28.03.19, 19:31:04

... и Magnus Orange

 

Не могу сказать наверняка, когда у истории появился соавтор (полагаясь на свою память, хоть она и не совсем верна мне, могу только сказать, что не припомню его ранее), но было бы невежливо оставить сам факт соавторства без внимания. Текст же в некотором роде, позволю себе забежать немного вперёд, оказался для меня сложноват. Дело не в понимании описываемых вещей, а в стилизации, которая иной раз переходит грянь ненавязчивости. По ходу текста я приведу несколько примеров, это неизбежно. Но сейчас мне бы просто хотелось осветить этот момент, ведь это и была главная причина, по которой я остановился на начале четвёртой главы. Создаётся ощущение перегруженности. Я не против оборотов и сравнений, но полагаю, что всему есть своё место, и как любые другие инструменты Автора, они должны служить достижению определённой цели: позабавить читающего, погрузить его в происходящее, задать нужный тон. Это важно. Язык может быть извилистым и сложным (и это вовсе не минус, если сделано с толком, хотя многие и оставляют чтение из-за такой манеры), но всё же переход за грань этой витиеватости и изящества очевиден.

 

История с самого начала концентрируется на двух персонажах, главных героях и их противостоянии. Первый из них – Борис. Он семьянин, который должен обеспечивать больную мать, жену и ребёнка. Семья живёт небогато, упоминания об этом в тексте можно увидеть не один раз, и первой задачей и проблемой этого героя становится заработок денег. Итак, так он описывается:

 

"Борис обладал средним ростом и незаурядной внешностью, отчего пользовался немалым успехом у дам: тёмные короткостриженые волосы, округлые, но в целом приятные черты лица, складное телосложение, побуждающее противоположный пол глазеть без остановки как статная фигура растворяется на горизонте. Мужчина смотрелся гораздо младше своих лет, тем самым не редко вызывая зависть у сверстников…"

 

Я не цитировал бы текст, если бы у меня получилось представить этого персонажа, однако же есть довольно существенные контрасты, если угодно, противоречия, и потому образ Бориса выходит очень размытым. Ведь далее в тексте, наряду с часами, которые почему-то должны свидетельствовать, что герою уже стукнуло тридцать… ну да ладно, упоминается, что герой сутулится, у него жидкие волосы и проглядывает плешь. Которую как-то скрупулёзно и успешно герой скрывал, хотя и был пострижен почти под "ноль"… И я правда не понимаю, как можно принять такого человека за двадцатилетнего. Конечно, есть сутулые люди (сам грешен, каюсь), но вот жидкие волосы едва ли являются признаком молодости. И это при том, что он вроде бы мог пользоваться успехом у дам, что заявлено выше. Но, к слову, не пользуется, он верен жене. В целом… нет, я могу поверить, что человек с какими-то особенностями (которые многие сочли бы за недостатки) привлекает внимание, но в таком случае ведь не последнее значение имеют харизма, поведение, мимика, речь. Многое может сделать человека обаятельным, но в Борисе ничего подобного не чувствуется. Это усталый человек, будни которого полностью поглощены работой, он грезит о повышении. Для него просто это, кажется, предел мечтаний, потому что в семье появятся деньги. А там и отпуск, и новая одежда… Борис кажется очень измученным, безрадостным и приземлённым, хотя признаюсь, что поначалу я ему сопереживал. Да хотя бы потому, что его переживания понятны. Его история, прошлое героя, рассказывает, как Борис обзавёлся семьёй, как рано ему пришлось взвалить на себя ответственность за возлюбленную и ребёнка. Но я отказываюсь верить, что девушка, живя в одной квартире с родителями, скрывала от них свою беременность вплоть до родов. Впрочем, возможно в тексте просто нет нужных уточнений, там говорится, что родители девушки вынудили бы её сделать аборт, если бы узнали. А если бы она скрывала первые месяцы, что могло быть нетрудно, то с пятого уже просто никто не взялся бы её абортировать. Тогда да, может быть.

 

Будни же офисного работника освещает луч надежды, он серьёзно рассчитывает продвинуться по карьерной лестнице. Но все планы оказываются перечёркнутыми, потому что должность, о которой герой так мечтал, достанется другому. Единственное, что меня смутило в этой сцене, так это то, что перед Борисом действительно распинаются. Заведующий (именно его должность была негласно обещана Борису) объясняется перед подчинённым, оправдывается, даже вроде бы извиняется, что героя не повысят. И тут я подумал: а чего бы? То есть, я понимаю, что сцена от этого скорее выигрывает, потому что есть возможность увидеть всю степень огорчения персонажа. Но какой прок этому заведующему возиться с подчинённым, когда он сам лично обещаний не давал, от него действительно мало что зависит, и сам он скоро уйдёт с должности. Ну, положим, этот заведующий довольно чувствителен, этим всё и объясняется. Немного текста:

 

"Трудовая повинность щёлкнула ошейником в восемнадцать часов, высвобождая подчинённых из опостылевших кандалов. Почуяв аромат свободы, офисные рабы принялись стремительно грести по направлению к бытовой действительности, наслаждаясь скромным уловом. Мужчина не был исключением: отработанные движения прибрали к рукам пожитки…"

 

Это чтобы потом, на общем фоне приведённых цитат стало понятнее то, о чём я говорил в начале.

 

"Короткое ожидание всё же надавило удручающими стенами тесных проблем: случившееся несчастье унесло в стремительном течении единственную спасительную ветвь, которая исчезла в бурлящей пучине без человеческого отношения к столь добросовестному работнику…" "… стать безучастным наблюдателем за собственной судьбой и ждать неотвратимого — реакции на потуги со стороны Леди-Фортуны, ожидать какого-либо проявления этой мерзко характерной особы, пусть даже не несущей на своих руках несчётных барышей".

 

Борис практически уничтожен. Он плетётся домой, буквально опустив руки. Его должность была украдена мальчишкой, ставленником его отца. Он расстраивает известием жену, и вновь становится очевидно, как нужны были этим людям деньги. Но тут вмешивается… что-то. Стилизованные слова, если говорить прямо. Мелькают слова "апартаменты", "покои" и "ложе". В этих словах нет ничего необычного. Кроме того, что они совершенно не вписываются в картину. Ведь вся драма момента сосредоточена на том, что у семьи серьёзные трудности. И одно дело читать про короля, который в своём замке идёт в покои и размещается на ложе, и совсем другое – читать про людей, явственно ощущающих недостаток денег. Эффект был бы куда ярче, если просто маленькие покои заменились бы на простое слово "комнатушка", а ложе на разложенный диван. Например. И вот уже ничего не сбивает с настроя.

 

Борис засыпает, всё ещё встревоженный, а наутро оказывается, что он опаздывает на работу. Он едет, торопится и в офисе встречается с другим героем. И вот это довольно неприятная личность. Если говорить откровенно, то с первого взгляда даже скучноватый Борис кажется таким вот котиком по сравнению с Владиславом. У Владислава… у него проблемы. Это видно практически невооружённым глазом. Так говорит о себе персонаж:

 

"Когда мне стукнуло четырнадцать, я уже с лёгкостью заказывал проституток и снимал номера в лучших отелях города! Влияние, весьма полезная вещь, особенно если пользуешься, имея его". Несколько странная фраза, но смысл понятен, Владислав – избалованный мальчик. И, судя по всему, его воспитанием не занимались вообще. "Он готовил приемника в моём лице, но потакал мне во всём и раскрепощал «вседозволенность»! " И это прямое противоречие: так готовил его отец к работе или нет? Если бы этот богач действительно был заинтересован в воспитании достойного наследника, то, вероятно, приложил бы больше усилий. Как большой влиятельный человек может контролировать своих подчинённых, если сына своего он буквально отпускает в вольное плавание? Но если говорить о Владиславе, то он кажется очень жалким. Он полностью зависим от отца, он это понимает, злится, грубит и портит чужое имущество, чтобы хоть как-то выпустить пар. Это похоже на… похоже на то, что Владислав устраивает подростковый бунт. Лично у меня создалось ощущение, что он хлюпик. Потому что это перекладывание всей вины за себя, за своё поведение на плечи отца говорит о многом. Но у него же и своя голова на плечах есть, может, пора было бы прекратить уже это своеобразное "из-за него я стал тем, кто я есть". Хотя, если бы вдруг его папочка перестал бы давить на него, я полагаю, персонажа бы всё устраивало. Он бы продолжил жить в своё удовольствие, и это как… как если представить капризного ребёнка, который будет винить родителей в том, что ему покупали много игрушек и сладостей, баловали, а потом заставляли бы его ходить в школу, и который был бы абсолютно счастлив, если бы о занятиях мать и отец забыли, но продолжали умасливать подарками своего сыночка. С какой-то стороны это даже, кажется… противным. Откровенно гадливым. "Поймите, когда вас готовят к будущему против вашей воли, вы сопротивляетесь – это естественно, так как не желаете принимать данное и видите грядущее в ином свете! " Это в каком это "ином"? У персонажа нет ведь никакой мечты или стремления. И отец не растаптывает его планы (ведь их просто нет), не заменяет увлечение Влада на свои интересы, но просто хочет, чтобы его сын уже начал делать хоть что-нибудь. Кстати, мелькают совершенно неуместные в данном контексте "персты".

 

Кажется, что у Владислава нет ни одной причины, чтобы слушаться отца, он в этом не заинтересован. Но это не совсем так. Конечно, в тексте я не увидел ни одного упоминания о том, что Владислав хотел заниматься чем-то другим. Но у него есть причина слушаться родителя. Хотя это и делает его жалобы ещё более жалкими. А ещё кажется, что у персонажа серьёзные проблемы с памятью. Ему звонит нераспознаваемый телефоном абонент, персонаж отвечает. Оказывается, звонит ему девушка, и персонаж реагирует так: "Чего тебе? А, кстати, ты вообще кто?! " И после недолгого разговора думает: "Хм, ну правда, это кто там у меня дома залип? " На этих строках я свято верил, что герой просто ведёт очень уж свободный образ жизни и ни голоса, ни лица, ни имени своих многочисленных подруг даже не запоминает. Но как я ошибался (впрочем, не по своей вине, текст не дал мне возможность подумать иначе). На своей дорогой машине герой летит в свой коттедж ("двухэтажный замок", "поместье"), а потом… "Владислав около десяти минут сидел в автомобиле и опустошал стеклянную бутыль минеральной воды, так как минувший вечер был наполнен не только обществом малознакомой, а быть может вполне родной девы, но ещё и изрядной дозой алкоголя, которая трепетно хранила её первозданное имя. С каждым глотком на поверхности проступали обрывки инициалов девушки, его возлюбленной, жены, являя единственную букву – «М»". И это заставило меня ненадолго зависнуть. Возлюбленная? Жена? Что происходит? "Влад пристально наблюдал за пульсирующей тенью, силясь вспомнить её имя, однако перед глазами возникал лишь миловидный лик…"

 

Как оказалось, у героя действительно есть возлюбленная. Вроде как особенная девушка, с которой он хочет связать себя узами брака. В тексте даже есть сцена их знакомства, довольно трогательна, но… какого чёрта? Во-первых, раз эта девушка так для него важна, почему он не подумал о ней сразу, пока отвечал на звонок. Звонила-то она. Во-вторых, он её имени не помнит, голос – тоже. Как это вообще возможно? И раз их отношения настолько серьёзны, почему её телефона просто нет в списке его контактов? Или она звонила, пользуясь телефоном коттеджа? Тогда тоже непонятно, с чего это он не определился на мобильном устройстве. А неужели правда Владислав её любит, ведь неузнанных голос его любимой не удивил его даже. То есть, как я это вижу: если у него появляется его единственная, то вероятно, он прекращает свои отношения с другими девушками. Или нет? Ведь он гадает: а кто же там у него дома-то сидит? А вот если бы он порвал со своими игрушками раньше, то наверняка удивился бы, если бы ему вдруг позвонила бы одна из них. "Не всякой девушке свойственно разжигать пламя всепоглощающего желания снова и снова, но у таинственной «М», имеющей ключи от сердца и души Влада, это выходило бесподобно, чему, собственно, тот был рад неимоверно". Вот что я могу сказать: не верю. Просто не верю. Я не то чтобы исключаю из их жизни измены или отрицаю характер свободных отношений между Марией и Владом, только это не исключает вышеперечисленных вопросов. И тут же, кстати, становится ясно, что у Владислава есть причины подчиниться отцу. Тот не против их отношений и даже готов поспособствовать. Но если сын продолжит заниматься кутежом и ничегонеделанием, то он так же не станет настаивать на их расставании, а просто лишит их своего покровительства. То бишь – денег. И вот так выходит, что фигура отца кажется мне почти что самой приятной и адекватной из всех упомянутых персонажей. Он выстраивает всё так, что Владислав должен работать действительно для себя. Для себя и своей будущей супруги. Это очень крепкая причина перестать капризничать и взять ноги в руки, но как уже демонстрировал Владислав… ему надо поныть. Понудить, обругать своего отца за то, что ему (о Эру милосердный!) придётся в этой жизни что-то делать… И это наряду с его странной забывчивостью. Но так или иначе, богатенький сыночек оказывается на рабочем месте.

 

Первая глава подходит к концу. Остаётся небольшая сцена, в которой опоздавшего на работу Бориса Владислав увольняет, вот так, одним лёгким движением руки, не зная ничего о сотруднике, его роли… Потому что, вероятно, ему очень захотелось показать свою значимость. Разгневанный Борис не оставляет это без внимания, а Владислав очередной раз показывает свой уровень человечности и профессионализма: "Это я тебя должен спросить, тварь". Однако, это сильно. Но всё заканчивается потасовкой, оба мужчины срываются, начинается драка. И в это момент что-то происходит с реальностью, а оба героя перемещаются в другой мир. Они же попаданцы.

 

"Мгла неотвратимо наступала, едя окружение пока её хваткая длань не вцепилась в Бориса с Владом, сглатывая их тела, направляя сущности в бездонную утробу существования…."

 

Конец главы. А следующая часть начинается не с осознания случившегося героями, а с описания новой локации, разговора двух других героев. И всё это в другом мире. И тут становится понятно, почему ранее проскальзывали устаревшие слова (что, впрочем, не оправдывает их присутствие), я выражу только своё мнение, конечно, но всё же скажу: возможно, было бы лучше с помощью языка разделить оба мира, создав таким образом контраст. О происходящем я могу только сказать, что оно совсем не заинтересовывает. Начало второй главы частично напоминает учебник истории: произошло то-то, потом случилось это… У героев там свои проблемы и трудности, но нет плавного ввода, что ли, знакомства с героями, они просто предстают перед читающим в определённый отрезок времени. Сопереживать им и проникнутся не выходит. Просто… какие-то события какого-то места. Раз так, то, думаю, немного ещё осветить манеру повествования.

 

"Шаткое единство осталось в прошлом, и на фоне грядущих событий более смышлёные владыки прибегли к силе своего авторитета и принялись состредоточивать под крыло разобщённый народ, неспособный самостоятельно принять сторону". "Ладный, коренастый, хромой на одну ногу, Яков Максимович разменял пятый десяток, но по-прежнему пользовался репутацией неприступного и бескомпромиссного лидера, способного одержать верх над супостатами всех мастей". Как можно увидеть, стилизация вышла на новый виток, что, возможно, вполне неплохо, но резковато.

 

А между тем наши герои приходят в себя в глухой местности, недалеко от обрыва, и можно увидеть их реакцию на происходящее. Сперва потасовка продолжается, но герои понимают, что оказались в совершенно другом месте. И реакция Бориса очень понятна: он недоумевает, он потрясён, он не может понять, что происходит. А Владислав же… "пожал плечами, настойчиво продолжая делать вид, что не замечает Бориса". Да, замечательная стратегия, ничего не скажешь.

 

"Борис с криками попятился к острым изваяниям корней, едва не натыкаясь на выступающие колья". Опять про язык. Иной раз непонятно, является ли слово образом или же тем, что оно прямо собой подразумевает. Колья как колья? Или корни, которые как каменные изваяния (почему-то) подобны кольям?

"… сглатывая, Владислав прищурился, словно не разглядев разыгрывающегося перед ним представления, затеянного бытием", "Его взгляд метался из стороны в сторону, будто желая найти обронённое обручальное кольцо, хранящее бесценную память о тех далёких днях ещё живущих а опьянении пленительной мужской свободой" и "Мужчина пренебрёг бранными рёвами своего компаньона по несчастию и попросту принял возникшую действительность, даже не намереваясь просить у судьбы дополнительные карты, подлинно множащие его шансы на победу". Тут я хочу сказать, что уже немного устал от наворотов. Как и говорил выше, я не против некоторой витиеватости, если она бьёт точно в цель, но в данном случае разве эффект будет не так силён, если сказать всё простыми и ёмкими словами? А так только глаза устают, погружению в историю подобное не способствует, только отвлекает. И ладно бы, если бы подобное было раскидано по тексту, но такое происходит почти в каждом абзаце.

 

Но ближе к действию. Владислав замечает кости человека, погибшего от стрелы, решает снять с останков одежду и примерить на себя. Всё это он проделывает совершенно спокойно, без демонстрации хоть каких-то чувств. Кажется, даже перемещение непонятно куда его вообще не волнует. И вот я хочу поговорить о том, насколько безрассуден его поступок. Владислав ничего не знает о мире, в котором оказался. Это факт. Он так же не знает, когда именно умер этот человек (по большей части говорится о скелете, но и про какие-то остатки плоти тоже говорится). И, самое главное, он ничего не знает о политике и борьбе на этой земле. Положим, он оказался на земле народа А, который имеет определённые отличительные признаки в своих костюмах и броне, а вот застреленный человек был из людей народа Б, который был одет в то, что привычно носить в его землях. Просто если допустить. Почему нет, ведь в конце концов его убили. Возможно, он был неудачливым или безрассудным диверсантом. Так почему герой решил, что одежда с трупа будет ему полезна? А если при том раскладе, что я описал, люди земли А, увидев такую одежду, без расспросов и промедлений убьют Владислава? Как врага. Почему он не подумал об этом? То есть, Читатель и Автор могут сказать, что такое решение ничем не грозит герою, потому что Автор более, а Читатель менее, но понимают механику мира. А понимает ли это Владислав? Почему он не подумал обо всех возможных ситуациях и, как итог, последствиях?

 

Так или иначе, а Борис, который на ночь глядя решает развести костёр, приступает к делу. А Влад не торопится помогать, он только огрызается и грубит. Огонь разведён, Владислав уже переодет и собирается уходить. Куда, зачем, почему один? С чего он так твёрдо решил, что Борис ему будет мешать? Он его и знать-то не знает. Более того, у него нет достаточно оснований для ненависти к Борису, в отличии от последнего, а ведь тот отговаривает его от необдуманных действий. И звучит это разумно. Они, опять же, ничего о мире не знают. Хотя почему-то Борис решил, что виноват в их перемещениях именно Влад. Положим, ему просто нужен козёл отпущения, за неимением никаких других вариантов. Да ещё и вкупе с эмоциональным потрясением... Это можно понять. Но я не могу понять, что творится в голове у Владислава. И тут происходит что-то невероятное. Теперь уже неадекватит Борис, потому что внезапно хочет убить своего недруга. Вот так, с полпинка. Перемена эта настолько резкая, что можно лишь удивляться. И вот Борис бросается на Владислава, но в результате короткой драки оказывается отброшен и падает с обрыва. Что вдруг происходит, почему?.. Просто чтобы усилить их неприязнь друг к другу и разделить на какое-то время? Насколько это оправдано, ведь поведение такое как минимум вызывает вопросы.

 

Повествование снова отдаляется от героев и переходит к иномирным знакомцам, которых уже можно было видеть в начале главы. Герой по имени Яков идёт за ведуном, чтобы тот что-нибудь наколдовал и прояснил ситуацию. Вроде как тут вера в потустороннее очень сильна или же просто элементы фэнтези проявляются в необычных силах персонажей. Так или иначе, а вещун после ругани и ворчания всё де охотно идёт к местному властителю. Позже он, как я понимаю, предскажет появление двух наших героев.

 

Повествование снова совершает скачок, на этот раз главным героем снова становится очнувшийся Борис. И если прошлый иррациональный приступ можно было оправдать шоком от про исходящего, то мысли после переосознания уже нельзя подвести под то же объяснение. "Влад, это всё из-за него! Мерзавец скинул с обрыва живого человека и даже не удосужился проверить, в порядке ли пострадавший". Что, прости? Товарищ, ты сам на него напал с камнем в руке. С намерением убить. Твой противник защищал свою жизнь. Это никак в расчёт не принимается? Даже если твой недруг и предполагал, что ты мог выжить, почему он не мог думать, что ты не возьмёшься за старое и снова не набросишься на него? Почему он не мог решить, что ты потерял рассудок, что с тобой просто опасно встречаться снова? Это же очевидные мысли. Более того, Борис не даёт никакой оценки своим же действиям. Но опять же "такого подонка нельзя оставлять в живых"… И окончательно и бесповоротно моя первоначальная симпатия к герою растворилась.

 

Третья глава повествует уже о Владиславе. "Влад хотел было ринуться к исчезающему в бездне оппоненту, дабы исправить досадное недоразумение, уговорами или насильно внушая воздействие случайности". Конечно, Влад подонок в своём роде, о чём можно было догадаться и раньше, а в этот раз он собирается в одиночку… что-то сделать. Куда-то попасть. Сложно сказать, что за план действий он лелеет в своей голове, но без каких-либо метаний идёт, наверное, к своей цели. Ночуя под открытым небом, преодолевая трудности в лице непривычного одеяния, сил природы и голода, он натыкается на странное, пугающее существо. Но удача благоволит герою, он не только остаётся невредим, но и встречает мужика, правящего повозкой. И я не знаю, чем думал Влад, но он обращается к местному и просит его подвезти. И только чудом речь иномирца ровно такая же, как и русский язык, потому что мужик не только понимает героя, но и соглашается его подвезти.

 

И я, если говорить откровенно, не думаю, что стоит продолжать. Потому что для составления отзыва я перечитываю текст в среднем раза три, а учитывая языковую особенность данного произведения, это становится небольшим испытанием. Я и в первый раз медлил, читая, но больше тянуть резину не буду. О грамотности можно судить по приведённым цитатам. А вот сама история… она показалась мне немного подвешенной. Когда речь идёт о попаданцах, они большую часть времени путешествуют по новому миру, вернее, изучают природные красоты. И это при том, что за ними не так приятно и интересно наблюдать. А когда речь идёт об иномирцах, то невольно сталкиваешься с условностями мира, в который вроде бы тебя макают, но полностью прочувствовать не дают. Такое сложилось впечатление.

 

Книга: https://litnet.com/ru/book/odnoi-nogoyu-po-tu-storonu-b70397

1 комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий

Войти
avatar
Kle{V}er
03.04.2019, 14:09:00

Приветствую!
Благодарю за предоставленный (весьма ёмкий, стоит заметить) отзыв.
Позволю себе сказать пару слов и осветить несколько вопросов.
Из всего вышеперечисленного, сформулирую главный: «Почему прочтение текста похоже на езду по колдобинам русской глубинки?»
Первая глава (как и вторая, третья и несколько последующих глав) писались на коленке: без плана, имён, и в моём (одном из давнишних) сплино-блудо-философском стиле (да-да, когда конструкт текста с целью ПОПЫТОК погружения ломится от описаний, местами – малопонятен, перескакивает на рассуждения, иной раз затрагивает вещи чуждые теме повествования, противоречив и вообще, целостную картину о нём едва ли можно собрать даже скрупулёзными изысканиями).
О чём и про что писать (как мне, так и соавтору), стало более-менее понятно лишь минуя середину романа (а единый план и того – объявился только к концу) :D Тяга к работе просыпалась в процессе как-никак, поэтому разница между главами может быть заметна не ранее чем в середине....
Ещё раз благодарю Вас за мнение (хоть цитаты и были не точные, с ВАШИМИ опечатками, тем не менее, критика принята к сведению).
Удачи!

Ecentrici
04.04.2019, 02:50:14

ох, признаюсь, я даже немного разволновался, ведь это и правда не дело - изменять авторский текст. Но всё же, я полагаю, непропечатка "ю" - не так страшна, ведь тут очевидно, что опечатка принадлежит человеку, что отзыв составлял, а не Авторам. В любом случае, я поправлю. И прошу Вас уведомить меня, если я где-то что-то снова не пропечатал. В конце концов, взаимопомощь очень упрощает жизнь. Окажу и Вам услугу взамен: закралась блошинка в "будите")