Отзыв на "Не к ночи будь помянута" Надежды Гусевой
Надежда Гусева — "Не к ночи будь помянута" (I)
Жанр: Современная проза / Городское фэнтези
Есть книги по-настоящему глубокие, душевные, завораживающие. Бесконечно мудрые и талантливые. После знакомства с ними еще долго находишься под впечатлением. Роман Надежды Гусевой «Не к ночи будь помянута» (I), вне всяких сомнений, принадлежит к их числу.
В первую очередь, хочу поблагодарить Алекса Кейна, с подачи которого я познакомилась с этим произведением. Если бы не его прямая рекомендация, мне бы вряд ли посчастливилось обнаружить эту книгу в стремительном лит-эровском потоке.
Оказалось, что за скромной монохромной обложкой и несколько отстраненной аннотацией скрывается настоящее сокровище!
Главная героиня этой истории, Аделина Юрьевна Воронова, коротает свои дни, прикованная к кровати в темной и душной квартире в доме номер пять по улице Достоевского. Ей без малого сто лет, и связь с внешним миром она давным-давно утратила. Теперь редкую компанию невидящей старушке составляют лишь сочувствующая сиделка да порой заглядывающий неразговорчивый сосед.
«Бывает страшно только в первые минуты, когда я не слышу, но чувствую — возню, а потом шаги и щелчок двери. Раньше, тысячу лет назад, я лежала и плакала. И звала на помощь. Ночь вокруг обрушивалась и давила — бесконечная, безжалостная ночь. Она давила и ломала, давила и ломала, а я была совсем одна. Я была брошена и позабыта — мусор жизни, не нужный ни одной живой душе, осадок после бурной реакции, пыль под ногами… Никто».
В решающий момент, когда смерть уже готова принять ее в свои холодные объятия, с Аделиной происходит необъяснимое: вопреки всем законам природы, время для нее обращается вспять.
«Вечность. Позабытое ощущение легкости и покоя. Меня больше не будет. Так вот, как это бывает. Я была снаружи, а не внутри — прямо вокруг тела, в воздухе. Но воздуха тоже не было, как не было света и звуков. Ничего.
Ничего, кроме одного вопроса. Он родился во мне, и я должна была ответить. По-другому нельзя. То был выбор пути.
И я ответила. Это было, как выдох, как движение во сне, как прикосновение холодного ветра к голой коже. Как завершающий мазок на картине…
Это было ДА».
Очнувшись в опостылевшей кровати, она обнаруживает, что жива. Нет, не просто жива — она способна видеть и с легкостью двигаться. По всем объективным признакам Аделине теперь не больше пятнадцати лет!
Только вот странный сосед, в последний раз видевший героиню на смертном одре, вдруг начинает за ней следить...
Ошарашенная и напуганная, юная Ада хочет увидеть единственного человека, способного поверить в произошедшее — своего внука Максима. Но по заветному адресу дверь ей открывает не Максим, а его пасынок, Герман.
Нахлынувшие эмоции и последствия столь странного превращения не преминули сказаться: Ада слабеет и теряет сознание прямо у него на пороге. Растерянный появлением странной девушки, откуда-то знающей его отчима и мать, Герман приходит ей на помощь…
«— Кому-нибудь позвонить, чтобы забрали?
— Некому звонить, уж будь уверен, — она криво усмехнулась.
— Родные, знакомые…
— Знаешь, что я тебе скажу, мой мальчик? — она вдруг вся подернулась, опираясь на тощие ручонки. — Знаешь, что? А если я к вам пришла? Вы — мои родные. И знакомые. И больше никого нет. Нигде. Никого не ждали? А я и сама не ждала».
История о том, как важно дорожить в жизни каждым моментом, затягивает с самых первых страниц.
Персонажи — как главные, так и второстепенные, — прописаны мастерски. Это обычные люди, с их плюсами и минусами, проблемами и страхами.
Автор попеременно ведет повествование от лица Ады и Германа, что в значительной мере обогащает произведение. Мы не только имеем возможность увидеть героев глазами друг друга, но взглянуть на происходящее со стороны — с позиции сильной, мудрой женщины с непростой судьбой, что вдруг воскресла из небытия и теперь вынуждена приспосабливаться к жизни в чуждом ей современном мире, и с позиции молодого парня, сердобольного студента ветеринарной академии, приютившего нежданную гостью, о которой ему предстоит сделать массу открытий.
«Она засыпала не так, как в первый раз, а напряженно и тревожно. Когда сон стал крепким, я решил кое-что проверить. Осторожно взял ее руку и развернул ладонью к себе. На локтевом сгибе кожа была чистой и светлой. Никаких дорожек. Одной проблемой меньше, и на том спасибо. Взял другую руку, развернул. Чисто. И тут она вздохнула, сморщила нос и пробормотала:
— Не надо. Нет. Муравьи…
Я отскочил, как ужаленный, задохнувшись от нового видения — мгновенного и неожиданного. Я провалился в болото, в густую жижу, в холодную трясину, и не было спасения, и трава выскальзывала из рук...».
В силу времени и обстоятельств Ада и Герман совсем недавно были друг другу никем — но отныне становятся всем друг для друга.
Автор погружает в историю, не упуская из виду ни одной значимой детали.
Более того, в романе объемом 660 000 знаков нет ни лишнего эпизода, ни случайной сцены. Здесь, как в любой хорошей книге, каждый элемент работает на то, чтобы продвинуть сюжет, позволить читателю лучше узнать героев и проникнуться их судьбами.
Заданный в самом начале ритм повествования выдержан до самой последней страницы, что совсем непросто, когда речь идет о произведении такого масштаба. Мысли, чувства, воспоминания, пейзажные зарисовки, действия персонажей и их перемещения — всё здесь пребывает в удивительном балансе.
«В папиных глазах отражается темное небо. Теперь он молчит, и я молчу — и принимаюсь мечтать. Вот приедем, я пойду в школу, буду хорошо учиться, вырасту большая и красивая, пойду работать и куплю лошадь. А лучше — автомобиль. Я представляю себя в черной шоферской куртке, в перчатках, как я въезжаю — пыль столбом — в деревню Качалиха, и все мальчишки бегут следом, а Антон стоит у своего двора и завидует.
Небо наливается чернилами. Елки качают острыми головами, задевая звезды. Ночью в лесу бродят дикие звери и ищут, кого бы съесть. И среди них главный — Волк».
Сальвадор Дали говорил, что пейзаж — это состояние души. В романе Надежды этому лишний раз находишь подтверждение. Одно то, что содержание его разбито по принципу календаря, уже настраивает на определенный лад. Окружающая действительность и царящая за окнами погода напрямую воздействуют на эмоциональное состояние героев, окрашивают в осенне-зимние тона их мысли и чувства. Таких описаний здесь много, но даются они всегда яркими штрихами — и всегда кстати.
«Дождь закончился, оставив глянец дорожек и легкий туман между деревьями в парке. Я чуть не наступил на дождевого червя на асфальте, наклонился и закинул его в траву, чтобы люди не раздавили. Вообще-то им давно было пора под землю, спасть. Потепление климата, однако…
— Вон еще парочка, — сказала Ада.
Делать нечего, убрал с дороги и этих.
— Любила в детстве так делать. В Крыму такая погода стоит половину зимы. Идешь по парку, а они ползут. Было жалко.
— А сейчас не жалко?
Ада пожала плечами и ничего не ответила. Конечно, какие уж тут черви после войны и чумы...».
Главная сюжетная интрига, связанная с «воскрешением» Ады, раскручивается постепенно и поднимает вопросы морально-этического характера: у свершившегося с героиней чуда есть цена, и завязана она на жизнь и здоровье других людей. Финал не расставляет точки над «i», а только сильнее накаляет атмосферу, и, после знакомства с первой частью романа, мимо второй книги пройти будет просто нельзя!
Присутствует в сюжете и зачинающаяся романтическая линия. Она невольно напомнила мне «Вино из одуванчиков» Брэдбери, тот эпизод с Биллом Форестером и Элен Лумис, помните? «Время — престранная штука, а жизнь — и еще того удивительней. Как-то там не так повернулись колесики или винтики, и вот жизни человеческие переплелись слишком рано или слишком поздно. Я чересчур зажилась на свете, это ясно. А вы родились то ли слишком рано, то ли слишком поздно».
В романе Надежды, на первый взгляд, винтики и колесики сработали как раз в пользу героев, но и тут есть подвох: деревенская сумасшедшая предсказывает Аде недобрый финал, имеющий прямое отношение к Герману. Сбудется это предсказание или нет — об этом я вскоре надеюсь узнать из второй книги.
«Наверное, я спал как бревно — и спал долго. Разбудили прикосновения. Лежал я на боку, носом в комнату. Ада прижалась ко мне сзади, холодными пальцами гладила мне шею и была совершенно голой. Сон слетел махом.
— Хорош фигней заниматься, — сказал я. — Спать.
— Иди ко мне, — рука скользнула по плечу.
— Я не ем детей. Завернись, быстро.
— Знаешь, сколько мне лет? — она говорила тихо-тихо, и воздух от ее рта касался моей кожи.
— Отвали-ка.
— Я ведь не ребенок, — прошептала она и тихонько укусила меня за ухо, а потом медленно прижалась губами к шее».
Язык романа достоин отдельного упоминания. Легкий, образный, ироничный и всегда уместный, он доставляет огромное наслаждение. Это как раз тот случай, когда случайные опечатки и потерянные запятые можно простить — потому что, пока читаешь эту книгу, ты в ней живешь. А это, согласитесь, случается далеко не часто и потому многого стоит.
С романом — в полном объеме и совершенно бесплатно — можно ознакомиться по ссылкам:
"Не к ночи будь помянута" (II)
Работа заявлена на конкурс в номинации «Lit-Era-Дебют 2017: современный роман».
Хочется верить, что она не останется незамеченной широкой публикой и издателями.
Надежда, низкий Вам поклон и огромное спасибо за труды! Вдохновения и творческих успехов!
Ушла читать продолжение.
15 комментариев
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий
ВойтиА книга-то появилась на странице автора?
Ап!)
Взяла всё и рассказала ))))
Рази ж так можно, Лен, а?!
Лена,отличный отзыв!
Как это я его пропустила? )))
"Хочется верить, что она не останется незамеченной широкой публикой и издателями."
Хочется верить, что этот роман уже в ближайшее время я смогу подержать в руках, купить и поставить на полку, ибо он - один из немногих произведений, которые я с уверенностью могу назвать современной литературой. А когда на стендах "Лидеры продаж" вместо опусов тупо раскрученных рыл из зомбиящика появится эта удивительная книга Надежды, вот тогда я поверю, что у нас есть эти самые "издатели" и само понятие "издания КНИГ"!
Мне роман показался настолько тяжёлым, на сколько и жизнерадостным, утверждающим. Как жизнь, короче.
Отзыв, даже не отзыв, а обзор замечательный и профессиональный. Спасибо Елене Козиной.
Огромное спасибо! Читаю - вся в растрёпанных чувствах. И огромное спасибо за иллюстрации - они прекрасны!
Лена. Я за вчерашнюю ночь и сегодняшний день уговорила почти всю первую часть. Немного осталось. Спасибо тебе огромное, что благодаря тебе узнала я об этой книге.
Присоединяюсь к мнению Лены, роман офигенный. И, что приятно, такое же мнение приходилось слышать от совершенно разных людей с разными вкусами. По-моему, единственная вещь на литере, которая нравится всем, а это кое о чем говорит)
Надежда, успехов Вам в конкурсе, и очень надеюсь, что Ваш роман издадут. Потому что если он недостоин бумаги, то вообще непонятно, что ее достойно)
Шик и блеск - и роман, и рецензия))
Думаю, такой роман можно послать и на более серьезный/суровый/интеллектуальный конкурс чем ЛЭ-дебют, если не выиграет.
Пошла наконец наградила его.
Ух ты! Елена! У тебя потрясающий талант анонсировать книгу без лишних спойлеров. Ну очень информативный отзыв. И подано всё так... элегантно. Я книгу не читала, но благодаря отзыву очень заинтересовалась. И прочту.
Спасибо за потрясающий и такой цепляющий отзыв)
Отзыв невероятный. Читал. Понравилось. Присоединяюсь!
Невероятно красивый, (именно что визуально прекрасный), отзыв на особенную книгу. Надежда Гусева. пишет так, что внутри все скручивается и холодит. Настоящий талант!
Удачи автору в конкурсе!
Потрясающий отзыв, Елена! Про то, насколько потрясающа сама книга я уже говорила не раз, но отзыв - отдельное чудо. Особенно идеально подобранные фотографии. Спасибо большое!
Удаление комментария
Вы действительно хотите удалить сообщение ?
Удалить ОтменаКомментарий будет удален безвозвратно.
Блокировка комментирования
Вы дейтсвительно хотите запретить возможность комментировать ?
Запретить Отмена