"Эйфория". Мужской взгляд
Мне написали рецензию на "Эйфорию"! Безумно интересно, как увидел эту историю мужчина. Так как автор не может писать блоги на Литнет, публикую у себя.
Олег Фомин Рецензия на роман "Эйфория" Ann Canta
Внимание, СПОЙЛЕР!
Англия... У многих слово вызывает череду ассоциаций, привитых культурой. Лорды в шляпах и с тросточками, плывущие, как лебеди, дамы в платьях, неспешный ритм жизни, уходящие в глубину веков традиции, «овсянка, сэр», и так далее... Да и в современной Англии – интернеты интернетами, а куда ни плюнь, даже хулиганы в подворотне – сплошь джентльмены с безупречными манерами, разбираются в сортах чая и выстраивают развернутое мнение о собеседнике на основе того, сколько ложек сахара он в этот чай добавляет.
И даже когда речь идет о мужчине, оказывающим эскорт-услуги, есть что-то в этом возвышенное, да-да... Происходи дело в России, на ум как-то сразу приходит выглядывающая из соседской квартиры бабка с криками «Тьфу, срамота! Совсем стыд потеряли, бессовестные! Щас милицию вызову!»
Главный герой Бенедикт Камбербетч Тэррингтон, будучи хастлером (тем, кто оказывает платные услуги сексуального характера), преподает в Школе искусств. Вернее, наоборот, преподаватель факультета психологии Бенедикт Тэррингтон подрабатывает тем, что спит с женщинами за деньги. Ну, это же Англия, понимаете... Там даже проституты – уважаемые и образованные люди :)
Хотя «подрабатывает» – не совсем точно. Целая фирма из трех человек, все легально, он там царь и бог, а к выбору клиенток подход самый скрупулезный. Да, к выбору. Спрос на услуги такой, что выбирать не только можно, но и нужно, чтобы не нарваться на, скажем так, проблемных особ, которые обратились не по адресу. И хотя Бенедикт в материальном плане не страдает, да и услуги его отнюдь не дешевые, хастлер он не из-за денег. Хобби такое. Нравится ему спать с женщинами, хотите – верьте, хотите – нет!
Но Бенедикт не просто механическая кукла для секса. Он – психолог. Только не совсем обычный. К психологу приходят люди с проблемами. А Бенедикт проблемы не решает. Его задача – доставлять удовольствие. И выбирает он тех, кто хочет оное получить. То есть, им просто по пути. Фишка в том, что путь к наслаждению лежит через желание, а многие женщины, как говорит сам Бенедикт, не знают, чего на самом деле хотят. Даже если им кажется, что знают. И задача Бенедикта – помочь узнать.
Правда, частенько выходит так, что коллега Бенедикта и его лучший друг, Тони Хрен, ответственный за фильтр клиенток, выбирает таких, что Бенедикту в итоге приходится-таки решать чужие проблемы :)
Структура текста – это череда интимных встреч Бенедикта с самыми разными клиентками. А также предварительное изучение анкет на пару Тони и собеседования с дамами. То есть, диалоги и секс. Это основная масса текста и, что главное, самая вкусная. Диалоги и постельные сцены даются в деталях, полны психологических и эмоциональных нюансов. Не видно самого предмета, зато всюду разбросаны его тени, и по этим вот теням и оттенкам составляешь реальное представление. Такая подача создает эффект загадки вокруг каждого персонажа, даже если загадки ровным счетом нет.
Вся книга – по сути, спектр женских образов, представленных, прежде всего, с ракурса сексуальности. Причем не телесной. Автор не особо заостряет внимание на внешности. Многое подается через призму восприятия Бенедикта, то есть, описывается большей частью не женщина, а впечатление, которое она производит на гг.
Но главный образ, конечно, не женский, а мужской. Внутреннему миру Бенедикта места уделено больше, чем любой женщине. Отчасти как раз потому, что время от времени мы видим клиенток его глазами, с прицепом внутренних комментариев и ощущений. Поэтому, описывая женщину и то, что он с ней (или она – с ним) делает, главный герой добавляет штрихи к своему портрету личности.
Несмотря на литературный эксперимент, смелость темы и ювелирную игру с оттенками, сюжет «Эйфории» прост и мало чем отличается от какого-нибудь женского фэнтези, где лорд-демон, властелин порока, крутой и неотразимый, грешил налево-направо, но вот повстречал принцессу, а она возьми да окажись ТОЙ ЕДИНСТВЕННОЙ. И все, решил демон, отпиливаю рога, долой развратную жизнь!
Но с точки зрения подхода к читателю – это как раз правильно. Книжка хоть и об Англии, но буквы-то русские, для русских домохозяек. А те не поймут, если принц на белом коне продолжит вести половую жизнь в духе западных ценностей. Того гляди, еще коня совратит.
Тема секса легко привлекает внимание. Начиная от «ух ты, сиськи!» и заканчивая идеей, что секс – целое искусство, где есть свои шедевры. Но тут легко перейти грань. Секс – это сугубо личное. Тайные фантазии у каждого свои. Соответственно, то, что возбуждает одного, никак не колышет второго, смешит третьего, отторгает четвертого... И угодить всем нереально. Так что автор в любом случае молодец, взялась за столь непростой материал. Смелость заслуживает уважения.
Я читал эротику, которая вынуждает скучать, посмеиваться и рассуждать о степени сексуальной озабоченности писателя. Собственно, это индикатор качества не только эротики, но и вообще литературы: если, читая, думаешь не о том, что читаешь, а о том, кто все это писал, – текст не лучшего сорта.
Здесь, хвала небу, не так. В Бенедикта реально погружаешься (как бы двусмысленно это ни звучало).
Однако некоторые моменты постельных сцен... скажем так – кажутся идеализированными. Очень уж легко Бенедикт доводит клиенток до желаемого результата. Там пальцем провел, здесь щипнул – и вот она уже бьется в конвульсиях оргазма, захлебываясь слезами. Причем я-то как раз сторонник того, что ласка и нежность куда действеннее, чем напор бычьего фаллоса из порно. Но здесь к каждой клиентке подход тщательный и долгий (анкета, обсуждение с коллегой, собеседование), как у бригады саперов к заминированному небоскребу. Интрига, нагнетание... Но вот саперы вошли на первый этаж, а на вахте лежит пульт с кнопкой «Разминировать». Клик! – и все...
Диспропорция между трудностью грядущей работы с клиенткой – и легкостью, с которой Бенедикт доводит ее до оргазма.
С другой стороны, книга больше на женскую аудиторию. Возможно, автор намеренно показывает, что Бенедикт божественно крут. Мечта любой женщины – даже самую требовательную, зажатую и обиженную на весь мир раскрепостит и вознесет до небес, глазом не моргнув.
Но если излишняя легкость, с которой Бенедикт удовлетворяет женщин, лишь слегка смазывает впечатление, то следующая проблема и впрямь мешает.
Как бы объяснить... Начну издалека.
Каждый автор – эгоист. Чувство Собственной Важности зашкаливает, и это норм. Если нет избытка самоуверенности, автор ни одну крупную вещь до финиша не доведет. Эгоизм автору иметь нужно.
Не нужно только его показывать.
А показывают почти все, особенно начинающие. Причем не всегда осознанно. Явление столь массовое, даже осуждать нельзя, просто есть такая литературная простуда, регулярно болеют все, и рецензент – не исключение. Причина болезни в том, что каждый автор торопится произвести впечатление. Ключевое слово – торопится. Производить впечатление – это как раз то, ради чего литература пишется и читается. Но для всякого автора впечатлить – способ самоутвердиться, показать, какой он АВТОР! Кладезь ума, знаток человеческих душ, эталон изысканного вкуса, таинственный, смелый, сексуальный, и так далее – кому что важнее, хотя лучше все сразу. И желательно – вот прям щас! Немедленно!
Сия торопливость принимает самые разные формы. Авторы пичкают в тексты сложные метафоры. Пускаются в рассуждения, граничащие с поучениями. Выбирают пафосный стиль. Ругаются матом. Вставляют эпиграфы и заумные словечки... И таки добиваются своего – производят впечатление. Но малость не то, которое хотели.
И здесь проявление данной болезни – развернутые музыкальные термины.
Они не дают ничего, кроме стойкого ощущения, что автор хотела показать, какая она утонченная, разбирающаяся в музыке личность. Причем, может, и не хотела. Но впечатление от этих кирпичей курсива – именно такое.
Разумеется, тут есть цель показать, что секс может быть таким многогранным и всепоглощающим – сродни симфонии. Но у меня (как, подозреваю, и у большинства читателей) нет музыкального образования, все эти академические вставки – китайская грамота. А сидеть по часу и вникать, хмуря лоб, в каждое определение, пытаясь понять, что же имела в виду автор, желания нет – я же развлекательную книжку читаю, а не энциклопедию или трактат по философии. Хочется следить за героями и сюжетом, не сбиваясь с ритма!
А тем, кто в этой музыкальной теме живет, объяснять нишевую лексику смысла нет – и так знают. Кроме того, определения поданы не через авторский тест, а взяты из Википедии. Мол, мне лень разжевывать термины своими словами, делать их более доступными для читателя – я просто хочу блеснуть умом. Причем, опять же, это не обязательно так. Вполне может быть, что уважаемая Энн окончила консерваторию и преподает в музыкальной школе. Просто подача материала «в лоб» наталкивает на нехорошую мысль, никуда от нее не деться.
Высший пилотаж – когда автор доносит идею, не озвучив ее.
Представим, что этой дробленой лекции в книге нет. Как думаете, человек, прочитав роман, придет к мысли: «Оу, Бенедикт превращает секс в настоящее искусство, это похоже на музыку!»?
Если придет – автор своего добилась. И добилась мастерски.
А не придет – к чему тогда насиловать читателя, заставляя видеть то, чего нет?
В целом же, имеем проработанного главного героя, вереницу не столь, но все-таки глубоких женских образов, и все это на огне такой темы, как секс за деньги. Но видим не сам костер, а множество теней, которые он порождает, и это множество в паре с интимом дает цепляющий эффект. И хотя есть минусы (а в какой книге их нет?), они не мешают «Эйфории» быть качественной эротикой. Автору удалось пройти по канату тонкого стиля над пропастью, не упав в пошлость или нелепость, к логическому завершению истории. Остается надеяться, что с другого берега открывается живописный вид на новую бездну, которую автор, без сомнения, перешагнет.
5 комментариев
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий
ВойтиЭто великая рецензия! На, несомненно, великую книгу, которую беру в библы. Прям люблю таких героев и стараюсь их создавать. Интересно посмотреть в сравнении.
Сколько приятных слов) Всем спасибо.
Я, когда дочитала до конца ознакомительного фрагмента, успела нафантазировать, что следующие глав десять будут тёрки с университетским начальством, шумиха в СМИ, попытки увольнения, ответный иск в суд... Бенедикт будет взрывать мозг обывателям оптом и в розницу, и никто не уйдёт обиженным.
Эх.
Кстати, я училась на фортепиано, и большинство терминов из книги мне не знакомы. Почему бы не использовать более употребительные? Где канон, легато, крещендо? Больше шансов пробить хоть часть читателей на ностальгию.
Написать своими словами... То же стаккато это не просто "звуки, разделённые паузами", ведь эти звуки могут быть очень короткими, это как... град. Всё время стучит, периодов тишины вроде как и нет, мы постоянно слышим стук. Звук стаккато "подпрыгивающий", как от мяча...
В Википедии такой скучный, мозголомный канцелярит!
Хорошая рецензия. Даже захотелость прочесть книгу, хоть я и не поклонник эротики.
Хорошая рецензия на шикарную книгу))
Удаление комментария
Вы действительно хотите удалить сообщение ?
Удалить ОтменаКомментарий будет удален безвозвратно.
Блокировка комментирования
Вы дейтсвительно хотите запретить возможность комментировать ?
Запретить Отмена