Неожиданная рецензия. О наложницах и драконах
Когда-то я пообещала, что буду писать о реализме и социальной фантастике, так вот знайте, обещания дают, чтобы их нарушать. В книгу К. Фреса «Наложница для нетерпеливого дракона» я заглянула из любопытства, стало интересно, что там такого у драконов с литнета, про которых я столько слышала, но не читала ни строчки. Начала я читать по диагонали, а потом не заметила, как проглотила книгу целиком. Но и тогда никаких рецензий я писать не собиралась, а собралась, поймав себя на том, что два дня делаю заметки в блокноте, пытаясь осознать: а что это вообще было??
Итак, повторюсь, я начала читать, ничего не ожидая от книги, вернее, ожидая, что передо мной, хм, эротический роман. Однако приблизительно на середине, поняла, что это не так. По-моему, автор увлекся и погрузился на такие глубины, которые в его планы изначально не входили.
Получилось очень яростно, мощно, романтично. От книги было в буквальном смысле не оторваться, сюжет захватывает и не отпускает. Особенно сильными получились последние главы. Вот это видение маленького неуклюжего дракончика в окне башне – оно со мной теперь навсегда. Это то, что не забывается. Сын, защищающий свою мать – это очень сильный и древний архетип, и автор справился с ним, использовав его удачно и к месту.
Книга психологически точна, правдива. Возьмем Короля Воронов, соперника Дракона, автору удалось сделать этот образ и трагичным, и зловещим, и жалким. Не получается до конца осуждать его, ведь он последний в роду, мечта его, мечта о наследниках – с точки зрения инстинкта самая справедливая мечта. Как не получается осуждать и Анну, драконицу, пытавшуюся обманом заполучить себе в мужья главного героя. Вообще во всех персонажах (кроме разве что Мишеля, первого мужа Хлои) много страсти и ожесточенности. Может быть, и погибает Мишель такой позорной смертью не потому, что совершил предательство, а потому, что был «не холоден, не горяч, но тепл»… Если рассуждать отвлеченно, намного ли лучше Дракон Ворона? Оба жестоки и злы, только у Дракона больше власти и больше возможностей творить несправедливость безнаказанно. И Ворон, будь у него богатство, молодость, слава, изначально был бы привлекательным героем… От этого остается ощущение не борьбы добра со злом, а борьбы равновеликих страстей. Страстей на грани патологии.
Роман получился не совсем ровным (вначале послабее), но интересным. В нем есть внутренний огонь, сумрачный, неправедный, но живой.
Книга эта безусловно не для всех, не всякий ее поймет. Чтобы интересоваться подобным чтением, нужно быть человеком определенного склада, с достоевщинкой внутри. Возможно, обладателем садистко-мазохистского комплекса, как это называют, пусть в латентной и очень слабой форме. Натурам ясным, цельным, не склонным к рефлексии тут нечего ловить; чтобы получать удовольствия от книг такого рода, нужна некоторая внутренняя раздвоенность, надлом. Много в последнее время твердят о стокгольмском синдроме, я думаю, что явление это не только не новое, но даже очень естественное для человека. Да, насилие обладает определенной магией изначально, а не вследствие моды, потому что насилие – от слова сила, а сила для женщины притягательна, это инстинкт. Это первый момент, второе – все, что совершено в результате принуждения, совершено как бы не самим человеком. Насилие освобождает от ответственности. А ответственность тяготит, очень тяготит. Можно вспомнить работу Эриха Фромма «Бегство от свободы», где он исследовал причины популярности тоталитарных режимов в демократичном XX веке. Истоки популярности властных негодяев те же самые: измученные ответственностью и рутиной женщины счастливы передоверить свою свободу тому, кто знает «как правильно», как должно быть. Свобода никому не нужна, нужна защита и любовь.
Многие люди увидят в книге К. Фреса только эротику с элементами БДСМ, в то время как в ней есть далеко не одно это. Здесь много и о любви, и о природе власти – только не впрямую, конечно. И в этом смысле очень показательно развитие главной героини, такой нежной и наивной вначале, готовой даже самой перенести наказание вместо совершившей преступление девушки, лишь бы не видеть ее боль. И хладнокровно сажающей на кол собственного мужа впоследствии. Описано все это так, что в подобную трансформацию веришь с легкостью. Полагаю, что Леди Дракон, какой она предстает в конце книги, не только не стала бы пытаться смягчить справедливое наказание, но и сама запорола бы кого угодно.
Любопытно проследить отношение автора к такому официальному мероприятию как свадьба. Оно неприязненное, мне кажется, хоть традиционная рамка любовного романа пытается это скрыть. Но отрицательные персонажи книги стремятся к свадьбе (Анна) или уже состоят в браке (Мишель), а положительные об этом, кажется, просто не думают (Хлоя). Главная героиня не грезит о подвенечном платье, она готова отдать всю себя так, бескорыстно, ни на что не рассчитывая взамен. Ее можно назвать настоящей идеалисткой, все, все, что у нее есть: богатство, свое тело, титул (на минуточку, она герцогиня), – Хлоя готова положить к ногам, того кого любит. Это любовь жертвенная, не мещанская, не обывательская, а мученическая, святая (при этом подчеркивается, что ее соперницу интересуют именно статус и деньги). Правда, Дракон вроде бы сначала помышляет жениться на Хлое, но потом как будто забывает об этом, и живет она в его доме, непраздная, невенчанная, но счастливая. Я думаю, такая авторская рассеянность объясняется не только сюжетной необходимостью (холостяцкий статус Дракона оставляет пространство для маневра), но и презрением к условностям вообще.
И удивительно, несмотря на обилие жестокости в романе, он вовсе не кажется злым. Бывало у меня такое, вижу, текст написан душисто, пряно, в кайф, а читать не могу, автор или не любит своих героев, или большую часть народонаселения считает придурками. Встречается такой феномен редко, но встречается, я называю его «эффект Татьяны Толстой». Так как я не серьезный критик в солидном издании, а всего лишь скромный блогер, чьи заметки прочитает дай бог пара десятков человек, то такие публичные сравнения, думаю, вполне допустимы: Татьяне Толстой от моего мнения ни холодно, ни жарко.
Так вот, книга К. Фреса не кажется ни злой, ни пошлой, хотя сцен с натуралистическими описаниями секса там много. Напротив, мне она показалась романтически приподнятой. Разумеется, это сугубо мое субъективное мнение, но я имею на него такое же право, как все те, кто к книгам «о наложницах и драконах» даже близко не подойдет. Поэтому предлагаю не затевать жарких дискуссий о допустимости подобных текстов, если они существуют, следовательно, нужны.
P. S. Как обычно, отзыв дублируется в сборнике "Сетература сегодня. Критик - читателю", так что если не хотите пропустить другие рецензии, добавляйте в библиотеку.
21 комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий
ВойтиКакой подробный разбор, словно книгу прочла.
Спасибо большое, рада, что понравилось!
В общем, как-то неожиданно я прочла =)
И мне понравилось. Правда, с оговорками - в основном, в смысле порносцен. Наверное, у меня просто не сложились они в голове со сказкой, которой, по сути, является история. Со сказочным сюжетом и сказочными архетипами. Но это, конечно, мои проблемы, хотя я и считаю, что книга не потеряла бы ничего без всех этих сомнительных в плане достоверности бдсм-сцен.) Впрочем, они тоже по-своему сказочны.
А так хорошая история, конечно. Светлая, ну и о мечтах многих женщин подчиняться силе и подчинять эту силу себе.
И хотя все главные герои совершенно архетипичны - в пространстве между их стандартными ролями прорезается авторская чуткость и мудрость, что ли. Хотя поначалу мне казалось, что наоборот - какая-то нелюбовь к окружающим, как раз тот самый "эффект Татьяны Толстой")
Да, медитативный - это точно сказано))
Я никогда не читала этого автора, но ваша рецензия вызывает к нему уважение. И большую симпатию к вам, как к вдумчивому и чуткому читателю.
Большое спасибо за отклик! Неловко как-то даже стало.)).
Вот, кстати, да. Со многим согласна, я не знаю, как Константину удалось так написать. Действительно, несмотря на то, что секса много, но не пошло. Есть даже принуждение, которое я ни у кого, кроме этого автора не читаю.
Соглашусь и в том, что порой бывает так, что сцен с жестокостью немного, а читать неприятно и воспринимается все, как чернуха, а в книгах Константина, такого нет. Кто его знает, почему так у него получается?
Несмотря на интригу, не буду спрашивать, о каком именно произведении идет речь)).
Просто отлично, что начали публиковать отзывы на книги разных жанров)
Надеюсь, охват будет еще ширше)).
Пока рецензия о наложницах бьет рекорды по количеству комментариев))
Звучит очень интересно и интригующе. Пока что единственная вещь подобного толка, которая мне понравилась - "Ритуал" Дьяченко, но то Дяченко, они мастера слова и психологии.) Да и срезонировало в свое время.
А про "эффект Татьяны Толстой" точно, хотя мне не все ее вещи кажутся беспросветно-злыми и едкими.
Наталья Царева, Я имею в виду, что больше ничего о властных драконах не читала (была еще половина "Года змея" Лехчиной - но я не смогла дочитать).
Я заглянула в текст, отложила для случая, когда захочется чего-то подобного) Так что спасибо за рекомендацию.)
Название "Наложницы для нетерпеливого дракона" меня отпугивает. Вообще к книгам, обильно приправленным эротикой отношусь с опаской. Пока ещё не встретились мне произведения, в которых это всё есть, а написано интересно. Не секс ради секса. Правда ваша рецензия раскрывает эту книгу с неожиданной стороны. оказывается драконы, принуждение БДСМ - не главное, копать нужно глубже. Отзыв интересный, прочитала его с удовольствием, а насчёт книги подумаю)
Константин Фрес, речь шла о различии двух видов подхода к сексу в книгах. В одни книги он вставлен только "шоб был", никоим образом не влияя на основной сюжет и идею. Грубо говоря, он там не нужен. В других - является органичной частью повествования, иллюстрацией, позволяющей раскрыть характер героя и/или сцены.
Как погляжу, вы открываете для себя новые жанры. Весна на дворе, это ее тлетворное влияние :)
Ольга Горышина, Мужики)).
А если серьезно, то со времен моего увлечения в нежном возрасте остался один очень хороший автор, у которого я читала все, что переведено - и даже в разных переводах. Джорджетт Хейер. Вот где бездна английского юмора, замечательные характеры, платья и интерьеры. В России она почти не известна, видимо, пресно (эротики там вообще нет, максимум поцелуй в финале), а на родине это, по-моему, один из самых популярных авторов в жанре. Может, пиара у нас не было, да и переводы, конечно, губят. Но Хейер я могу перечитывать бесконечно, притом что у нее абсолютно те же штампы, что и у всех остальных)).
Ах, вот это ничего себе!! Вот это читатель мне попался!
Какой умный и какой вдумчивый!
И как подозрительно он много видит...
Вы правы в очень многом:то, что я начинаю всякую книгу писать как просто эротический роман для развлечения, а потом штопором ухожу в сюжет и достоевщину - чистая правда. Я делаю так всегда, теперь уже осознанно и не пытаюсь сопротивляться, хотя по началу хотел))))
Очень рад, что читатель увидел и понял трансформации героини.
Потому что я её так и задумывал: Хлоя изменится. И потихоньку её проводил.
Немного неточно о свадьбах))
На тот момент я просто не умел и не понимал, что там писать, а вы, к слову, ещё и подсказали - невесты грезят о мечтают о свадьбах и свадебных платьях.
Запишу, где-нить использую.
Ну и мне показалось, что человеческий ритуал не подходит драконам.
Поэтому придумал другой. Во второй книгу трилогии.
Спасибо!!!!
ВОТ ТАКИМИ БУКВАМИ СПАСИБО!
Читать о том, как видят книгу читатели, очень интересно.
Вы прямо с утра сделали мне огромный подарок.
Спасибо!!!
Наталья Царева, нет, странно, что она такая.
задумывалось совсем не то.
Спасибо за интересные рецензии!
А вы книги с "эффектом Татьяны Толстой" на этом сайте находили? Если не сложно, можно наводочку?
Наталья Царева, Здесь не на что обижаться, как по мне. Обычная рекомендашка.
Но нет, так нет. Жаль.
Подробный отзыв на интересную книгу. Спасибо.
Пожалуйста))
Отличная рецензия. Браво читателю!
Спасибо за добрые слова.
Здорово) Спасибо вам)) Это интересно)
И вам спасибо))
Класс! Со свадеб смеялась, я думаю вы правы. =D
Спасибо!=)
Пожалуйста))
Прекрасная рецензия! Спасибо!
И вам спасибо за внимание.
Какая замечательная рецензия! Спасибо большое.
Пожалуйста, рада, что заинтересовала.))
Отличная рецензия!
Спасибо.))
Занимательно.
Надеюсь на это.
В восторге, от читателей и блогеров так пишущих о книгах, это живое и интересное! Спасибо огромное! Жду ваших блогов!)) Книгу пошла смотреть.
Пожалуйста.))
Не читал книгу, но рецензия понравилась. Дает не только личные впечатления автора, но и представления о самой книге. Здорово!
Владимир Кривонос, Большое спасибо за интерес и добрые слова!
Надо будет заглянуть, что ли. Уже не первый раз мои знакомые хвалят книги Фреса. Спасибо за обзор))
Элис Айт, Пожалуйста, Элис. Мне понравилось, но главное - я несколько дней под впечатлением. Про героев хочется думать, их поступки хочется обсуждать. А это, по-моему, и есть признак хорошей книги.
Удаление комментария
Вы действительно хотите удалить сообщение ?
Удалить ОтменаКомментарий будет удален безвозвратно.
Блокировка комментирования
Вы дейтсвительно хотите запретить возможность комментировать ?
Запретить Отмена