О "Круге Земном" и атмосфере фэнтези вообще
... или что нужно читателю.
Не каждому, разумеется.
«Круг Земной» начал писаться давно, уже больше двух лет назад. Затем оказался заброшен. Ибо, дойдя до середины, я понял, что что-то не так. Чего-то не хватает. Эпичности, что ли. Описаний. Атмосферы. Полного погружения в мир.
Когда-то меня убедили в том, что каждая написанная строчка должна работать:
— либо на раскрытие мира;
— либо на раскрытие характера персонажа;
— либо на развитие сюжета.
И более никак. Это казалось правильным. Всё прочее — лишнее, и его надо вырезать нещадно. Но… подобный минимализм принёс свои плоды. Отрицательные, как и следовало ожидать. Крайности — плохи.
Мне писали: интересно, но... слишком насыщенно. В каждой главе столько всякого происходит, что голова по швам трещит. А нельзя ли помедленнее?
И я подумал: да. Можно. И нужно.
Иногда стоит остановиться и просто описать. Что? Да что угодно. Как пляшет свет свечи на балках потолка. Как что-то хрустнуло в колене, когда герой пытается встать. Мелкое неудовольствие женщины, заметившей грязное пятнышко на вышивке рукава. Причём женщины совершенно незнакомой, просто мелькнувшей на странице книги и куда-то исчезнувшей.
Зачем? Это как-то работает на сюжет? На мир? Нет, отнюдь. Но это работает на атмосферу, это именно то, благодаря чему книга кажется живее, чем реальный мир. Ты чувствуешь запахи, видишь облака, а войдя с осенней промозглости в битком забитый посетителями зал таверны, с удовольствием вдыхаешь запах приправленного корицей горячего красного вина и слышишь звук капель жира, падающих с томящейся на углях тушки поросёнка и с шипением разбивающихся о подставленный противень. Да именно так, чтобы ни одна капля не пропала, иначе хозяин уши надерёт.
В деревне праздник? Ну, так не жмись, автор. Расскажи и покажи подробнее, как всё это происходит! Читателю нужны стук кружек, пиликанье скрипок, весёлое хихиканье девушек, заметивших внимание красивого парня к одной из своих подруг. Зачем? Да низачем. Это — мир. Это — жизнь. Это — книга. И только вдруг… лёгкий скрип кожаных ножен. Кто-то проверил, легко ли вытаскивается клинок. И это уже — сюжет.
И, скрепя сердце, я решил вернуться к началу книги. Переписать всё заново.
4 комментария
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий
ВойтиКак хорошо описано, я представила сразу. И я вот полностью согласна, именно эти мелочи вдыхают в роман настоящую жизнь... люблю такое.
Не так давно смотрела фильм "Темная башня", там был момент, когда мальчик на приеме у психиатра выдергивает нитку из обшивки кресла. И это настолько "живой" и настоящий жест, что мне он запомнился больше всего остального.
Да, есть много разных советов о том, как нужно писать, но ко всем ним нужно относиться с осторожностью.
Елена Труфанова, извечный поиск золотой середины, гармонии между сюжетом и изобразительной силой слова... Каждый автор стремится к этому, и каждый идет по этому пути, но кому-то удается приблизиться к цели, а кто-то остается от нее бесконечно далек...
На мой взгляд это тоже раскрытие мира. Признаки его ...жизнедеятельности...как дыхание или тепло тела организма. Иначе получится просто энциклопедия
все правильно. если автору удается создать атмосферу настолько живую, что читатель вдруг начинает чувствовать себя погруженным в авторский мир - за это могут простить даже слабоватый сюжет. а уж если и сюжет хорош и атмосфера есть - ура автору!
Удаление комментария
Вы действительно хотите удалить сообщение ?
Удалить ОтменаКомментарий будет удален безвозвратно.
Блокировка комментирования
Вы дейтсвительно хотите запретить возможность комментировать ?
Запретить Отмена