Надписи на обложках
Кто о чём, а я снова об обложках. Точнее о надписях, названиях, шрифтах и прочей лабуде. Просто список, созданный Ольгой Жаковой, "Полезное в блогах" напомнил мне, что я кое-кому кое-что обещала.
Если иллюстрации не отображаются, перезагрузите страницу.
Но прежде чем переходить к конструктивизму, позвольте ещё разок проехаться по рукописным и прочим декоративным шрифтам. Господа оформители, отправляйте в топку подобные красоты, не трогайте каку! И ни при чём тут размер букв (который называется кеглем). Если вы сделаете их больше, лучше не станет.
Вверху картинки даны в размере виджетов «Бестселлер» и «Обновление книг», внизу в размере «Скидки» и «Lit-Era рекомендует». Теоретически вы можете добиться некоторой «читаемости» названия, но презентабельнее от этого обложка выглядеть не будет. Не согласны? Значит, эту простыню вам читать ни к чему.
Да, ещё одна оговорка. Я не дизайнер-типограф (боюсь, таких на ЛЭ вообще нет). И знания как надо делать не гарантируют грамотного воплощения. Короче, это тот случай, когда: «Я не говорю: «Делай как я!», а говорю: «Делай, как я сказал!»
Поехали.
Аксиома первая: «У всех шрифтов есть хозяева». Ага, скачав шрифт с «левого» сайта, вы можете запросто нарушить авторские права и нарваться на судебный иск. Это вам не замазанные фото знаменитостей и выдранные с кровью куски из чужих артов. Шрифты, на минуточку, могут оказаться корпоративной собственностью. Правда, про такие иски в России я пока не слышала, а вот на Западе скандальчики уже случались. Так что мой вам совет: пользуйтесь легальными источниками.
Аксиома вторая: «Современные люди не читают слова!»
Сколько вам потребовалось времени, что бы прочитать это слово? А вы его действительно читали, разбирали по буквам или хотя бы по слогам? Думаю, что нет. Впрочем, тут и думать нечего, учёные всё давно за меня доказали. Человек одновременно анализируете контур слова, вылавливает узнаваемые модули (в русском языке это окончания и суффиксы) и выделяет «спотыкающиеся» элементы (в русском это буквы «ф», «ц», «з» и буквосочетания вроде «оо» – водоотвод).
Именно поэтому случаются казусы, когда мы видим не то, что написано. Например, не так давно в одном из названий блогов было сокращение «лит-ры» и несколько человек (в том числе и я) поначалу восприняли это как «Лит-эры». Уж больно устойчивы привычные ассоциации. И при выборе шрифта (да и самого названия книги) об этом нужно помнить.
Маленький тест:
По какому из приведённых примеров вы «узнали» слово? Скорее всего, это был либо первый, либо второй вариант. Я бы поставила на первый, потому что это довольно обычный моноширный (кстати, они моноШирные, а не моноЖирные) шрифт. Второй приведённый пример – это тоже моноширный, но «скелетный» (с тонким начертанием штрихов) и он должен восприниматься хуже. Ну а про декоративные уже всё сказано.
Внимание! Дальше начинается нудятина!
Аксиома третья: «Выстраивая шрифтовую композицию, необходимо помнить о смысле надписи»
Как правило, название книги разбивается на строки, но создавая эту разбивку дизайнеры зачастую обращают внимание только на форму надписи, а не на её содержание. При этом правила грамматики сохраняются, но теряются, а то и искажаются смысловые оттенки, акцент же ставится не на те слова. Короче, теряется авторская задумка.
Пример я стырила из журнала «КомпьюАрт» № 6 за 2004 год. Итак, книга В.Катаева «Белеет парус одинокий».
Согласитесь, при разном делении и акценты разные. Если в первом примере это просто стихотворная строка, то во втором случае получается, будто белый парус одинок, а в третьем акцент на том, что он белеет. Четвёртый же вариант вообще теряет схожесть с цитатой.
То же самое можно отнести к любым акцентам: цветовым, изменением шрифта и даже его «жирности»:
Аксиома четвёртая (очень нудная): «Выбирая шрифт, помни о его удобочитаемости»
Прежде чем переходить к этому вопросу, предлагаю разобраться с некоторыми терминами (а вдруг кто не знает?)
Кегль – размер букв.
Моноширный – шрифт, в котором у всех букв равная ширина. То есть, например, «ф» равно по ширине «г», хотя благодаря оптической иллюзии они могут казаться разными.
Засечки – короткие штрихи на концах букв.
Итак, поехали (иллюстрации взяты из вышеупомянутого журнала).
Расстояние между буквами заголовка должно быть визуально равным, иначе нарушается силуэт надписи и читателю приходиться «разбирать» слова, чего он делать, может, и не захочет. «Визуально» – это ещё не значит, что они будут равными на самом деле. На размер каждого пробела в слове влияют не только конфигурации букв, но и засечки, и размеры штрихов, и характер внутрибуквенного просвета. Поэтому легче всего и читаются самые простые наборные шрифты (рис. А).
Если пробелы между буквами уменьшить, что частенько приходиться делать, впихивая название, то засечки соседних букв могут «склеиться» (рис. Б), а это на пользу не идёт. Другое дело, если такой приём используется намеренно, и буквы декоративного шрифта сплетаются в некий узор (рис. В). Но подобные изыски не для обложек электронных книг.
Слишком большие расстояния между буквами – это тоже плохо. Визуально надпись начинает «разваливаться» (рис. Г). Такую разрядку можно исправить, используя подчеркивание линейкой, шрифты с длинными горизонтальными засечками или поместив разреженную строку рядом с плотной строкой, с орнаментом или рисунком, тем самым обозначив акцент (рис. Д). Но лучше вообще не «редить».
Всё вышесказанное можно отнести и к расстоянию между строками.
Аксиома пятая: «Не используй в одной надписи разные шрифты и цвета».
Ну, если очень хочется, если очень-очень хочется, то можно, но не больше двух. Всё, что усложняет восприятие – в топку. Кстати, усложняют это самое восприятие не только изыски, но и чрезмерная простота. Например, надпись, составленная исключительно из прописных букв. Название, в котором буквы равны не только по ширине, но ещё и по высоте, визуально сливается в единую полосу.
Аксиома шестая: «Выбирая шрифт, помни о его гендерной направленности»
Ну это я, конечно, хватила. Но шрифты действительно могут быть мягкими, округлыми –«женскими» и «брутальными» – мужскими. К последним относятся чёткие, резкие шрифты с острыми засечками и на романтичной обложке они смотрятся нелепо. Так же как округлые буквы с мягкими переходами под изображением воина с супер-дрыном. Вы даже можете не понять, что отпугнуло потенциального читателя, потому что восприятие такого диссонанса происходит на уровне интуиции.
Кстати, опытные рекламщики это давно поняли. Попробуйте поменять местами игривый шрифт Dior’a с монументальными буквами Lacoste. Получится типичное «не то». А ведь, казалось бы, и там и там парфюм, только потребитель разный.
Аксиома седьмая: «Не выстраивай шрифтовую композицию в отрыве от всей обложки (а обложку от настроения книги)»
Надпись должна быть частью обложки, а не прилепленным сверху не пойми чем. Опять-таки, посмотрите на рекламу Dior: всё золотистое, мягкое, гламурное и надпись такая же. Ещё один пример:
Конфигурация шрифта здесь абсолютно оправдана и поддерживает настроение изображения. Буквы, будто составленные из лампочек соответствуют общей атмосфере ночного веселья, клуба или, может, Бродвея и лёгкому налёту ретро.
В общем, стоит задуматься, а на что, кроме передачи информации о названии книги, работает надпись.
Я ещё хотела поговорить о расположении названия на обложке, но и без того получилось длинно. Так что откланиваюсь до следующего раза.
22 комментария
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий
Войтиспасибо за информацию. Я вечно мучаюсь с шрифтами(((
Полезная статья! Спасибо! Шрифт на обложке - вечная моя проблема...
Считаю что обложка это одно из важных составляющих, по ней хожу читать книги. Нравятся когда есть лица.
Статья замечательная, со всем согласна.
Но насчёт обложек из виджетов - хоть какой шрифт подбирай, но если не заполнить названием ВСЮ обложку, на виджетах «Скидки» и «Lit-Era рекомендует» всё равно название не прочесть.
Потому оно и написано ещё и РЯДОМ. Так что, это не показатель.
о нет! так быстро кончилась статья. Очень-очень жду следующий раз.
пс. это я, наконец, села и вдумчиво прочитала) спасибо вам большое за проделанную работу!
Ух ты, как интересно!
Благодарю за информацию!
Утащу в библиотеку:)
Очень нужная статья! Спасибо.
Кстати, лично мне больше нравится шрифт с засечками. Но если я хорошо помню, то его используют в основном для печати на бумаге, а без засечек - на дисплее. Главное, что бы глаза не уставали и сохранялась читабельность.:)
Да, статья полезная (кстати, про м-ж направленность никогда не задумывалась). Опыт работы с одной обложкой (не моей, к счастью) показал, что найти подходящий к картинке шрифт (и удовлетворить автора) - почти нереально) Поэтому вообще почти всегда избегаю вписывания названий в обложки. Оно как бы и так рядом обозначено.
Спасибо большое за полезную статью!
Интересно! Катерина, читая Ваши книги грешным делом все думала, что автор - медицинский работник, как минимум, и военврач-хирург, как максимум. Теперь, мне кажется, что Вы имеете отношение к печатному делу. Впрочем, сама я не спец ни в той, ни в другой области)))) Здорово, что Вы так разбираетесь в разных вещах, интересно читать не только художественные произведения, но и рассуждалки. Спасибо!
Это очень полезная статья!
А вот найти нормальный шрифт без засечек - боль и страдание ( даже на левых сайтах).
Хорошая статья. Единственно, что огорчает, что кажется некоторые картинки у меня не видны. Перегружал несколько раз страницу. Прямо хоть об стенку бейся. (((
Огромное спасибо за познавательную статью:-)
Спасибо большое за интересную и нужную статью!
А вот вопрос по аксиоме первой… "у всех шрифтов есть хозяева". Если я делаю обложку в фотошопе или пусть даже в пейнте и использую шрифты оттуда, я ничьи права случайно не нарушаю?
Спасибо) Полезная статья.
Спасибо!
Полезно, понятно и с иллюстрациями! Как и всегда :)
Аффтар пиши исчо!
Очень полезно и познавательно.
Спасибо! интересная статья, унесу в копилку.
а моноширный шрифт (я, правда, больше привыкла к варианту "моноширинный") разве не тот, в котором все буквы непропорциональные, т.е. одинаковой ширины? В смысле, что в обычном написании есть узкие и широкие буквы, а в моноширинном они подогнаны все под один размер. Поправьте, если путаю, я не полиграфист, просто по работе иногда касаюсь этого вопроса.
Спасибо за такую подробную информацию. Познавательно)
Спасибо! Очень полезная статья, кажется, я тоже просила) Утащила к себе)
Удаление комментария
Вы действительно хотите удалить сообщение ?
Удалить ОтменаКомментарий будет удален безвозвратно.
Блокировка комментирования
Вы дейтсвительно хотите запретить возможность комментировать ?
Запретить Отмена