Крепкий сюжет. Проблемы сюжета

Автор: Ольга Жакова / Добавлено: 01.03.18, 12:49:43

Начало:

Идея. Трансформация героя 

Правила сюжета

Арка сюжета. Сцена и продолжение

 

VII ПРОБЛЕМЫ СЮЖЕТА

 

Вот мы и добрались до основных проблем, которые портят ваш сюжет (не считая всего того, что вы уже наворотили, не следуя вышеозвученным правилам). Скажу честно, это очень частые проблемы. И они весьма портят удовольствие от чтения. Только представьте, что вы уже возбуждены и горите, а ваш партнер сбавил темп, отвернулся, пошел покурить и даже, не исключено, поужинать. Конечно, можно присоединиться к нему\к ней в позднем перекусе, но если вы на пути к оргазму — вы будете крайне недовольны таким поведением. Кто угодно будет недоволен.

Читатель неискушенный, с небольшим багажом прочитанных книг, может какое-то время продираться сквозь срединное болото или провисы в сюжете, думая, что так и надо. Но читатель, который уже знает, что в мире существует куча интересных, умелых партнеров, не станет жевать кактус, он закроет вашу проблемную книгу и пойдет поищет что-нибудь повкуснее — ту книгу, которая без перекуров и перекусов приведет его прямо к катарсису, то есть интересному финалу.

Ведь катарсис — это книжный оргазм, верно? Вспомните, дорогой автор, когда вы читали захватывающую книгу. Напряжение, как и возбуждение, нарастает постепенно. Экспозиция — это заигрывание, флирт. Завязка — автор касается читателя, привлекает к себе. Завязка — это первый поцелуй. Первый поворотный момент — вы уже не хотите прекращать, вы хотите продолжать. Кровь приливает к… мозгу, дыхание становится глубже, и вам расстегивают первую пуговицу. А дальше по нарастающей. Дыхание все глубже, все чаще с каждой новой проблемой героя. Вы вскрикиваете, когда автор делает вам хорошо герой попадает в кризис и потом — сюрприз! — сумел выбраться. После середины вы уже не можете оторваться, потому что ставки растут, напряжение тоже, вы не замечаете ничего вокруг, вы с книгой сплелись в объятьях, неистово гладя друг друга во всех укромных местечках, о которых знаете только вы. И вот дело подходит к кульминации — начались фрикции. Ситуация стремительно катится к развязке, вы в книге или книга в вас, уже нельзя разобраться. Герой один, он в смертельной опасности, сейчас все рухнет, рухнет, рухнет… НЕТ! ОН СУМЕЛ! ОН ВЫБРАЛСЯ! О ДА!!!

Видите, перекур и перекус вставить совершенно некуда. А если автор сумеет это сделать — читатель обидится.

А вот когда герой решил главную проблему и разобрался с антагонистом, когда началась раздача плюшек — тут можно и покурить. Поваляться с последними страницами в обнимку, расслабляя мозг и выравнивая дыхание, утирая слезы радости. Все хорошо, детка. Теперь все будет хорошо. Мы пережили обновление, мы стали новыми людьми. Спасибо, дорогой автор, за наслаждение, спасибо, милый.

 

Итак, какие бывают перекуры и перекусы в нашей дороге к кульминации?

 

Срединное болото. Об этом редко говорят, но это серьезная ошибка даже опытных авторов, особенно если они полагаются только на интуицию и не научились подготавливать большую середину заранее. Это означает, что не хватает событий в середине, не соблюдается чередование удар-контрудар, ситуация меняется слишком редко.

Как исправить: запланируйте большую середину, сделайте так, чтобы ставки возрастали. Не давайте персонажам передышки, открывайте все новые и новые угрозы от ГА. Еще варианты исправить ситуацию: мини-история в середине, новая сюжетная линия (например, появляется белый Грю в третьем «Гадком Я»), новый персонаж (например, в середине «Холодного сердца» появляется снеговик; важно, что этот новый персонаж должен быть второстепенным, но сыграть в сюжете в дальнейшем). 

 

Провис в сюжете. О провисах говорят очень многие, но многие не понимают, что это такое. Объясняю. Провис в сюжете — это когда ситуация не меняется на протяжении значительного количества времени или меняется слишком редко\медленно. Что такое изменение ситуации — смотрите ниже. Как избежать провисов? Сделайте так, чтобы ситуация менялась каждые 10-20 тыс. знаков, в зависимости от выбранного темпа и жанра.

 

Сюжет ушел в сторону. Значит, не та история началась, история заменилась, или мини-история заняла все место, основной сюжет давно не показывался (если у вас несколько линий).

Тут мне хотелось бы поподробнее разъяснить, потому что начинающие авторы плохо понимают, что такое одна история. Используя нашу аналогию, это любовь с одним партнером. Если ГГ ввязался в проблему, то он должен разбираться именно с ней весь роман. Например, Бильбо наняли Взломщиком — это значит, что мы не можем где-то в середине забыть об этом и переключиться на приключения с Горлумом и кольцом. Горлум с кольцом — это лишь ступенька в лестнице истории становления Взломщика, истории добычи сокровища, истории превращения бюргера в искателя приключений и титана духа. Здесь Бильбо имеет дело с одной главной проблемой (помочь гномам добыть сокровища), имея по дороге разнообразные предварительные ласки вроде троллей, Горлума с кольцом и битвы с драконом.

Еще пример: помните мини-историю с Томом Бомбадилом во «Властелине колец»? Если бы автор развернул эту историю до середины второго тома или вообще только об этом и говорил бы до конца, мы бы имели яркий пример обсуждаемой ошибки. Если началось все с Фродо и Кольца, закончиться тоже должно Фродо и Кольцом. 

Как исправить? Во-первых, конечно, придерживаться истории. История должна быть одна. Или если у вас несколько линий — то одна история в каждой линии. Линии должны чередоваться равномерно: никакие герои не занимают слишком много места, никакие не исчезают надолго. Больше внимания можно уделить линиям героев, которые важнее для истории, и показывать реже второстепенных персонажей или главного антагониста.

Если у вас три сюжетные линии А,Б,В, то они чередуются следующим образом: А,Б,В, А,Б,В, А,Б,В… но заканчиваем В,Б,А. То есть главная сюжетная коллизия завершается последней, это ваш катарсис.

Если вы сделаете, например, А, Б, В, Б, В, А — то линия А слишком редко появляется, что и означает: сюжет ушел в сторону. Если это ваша основная линия, а раз она А, то она основная. Можно сделать так: А, Б, В, А, Б, А, Б, В, А, Б, А,Б, В, если В — второстепенная или линия ГА. 

 

Нарушение ритма — ситуация  изменяется неравномерно. Помните правило сюжета №4? «Все события соразмерны по продолжительности и ритму». Это значит, что ситуация меняется каждые 10 тыс. знаков или каждые 20 тыс., или каждые 30, если ваш текст плотный и неторопливый. Но не так, что два поворота через 10 тыс., а следующий только через 30, и потом через 20 и опять через 30, а потом вновь через 10. Отслеживайте темп, который вы задали истории, и старайтесь придерживаться его. Ускориться можно в финале.

 

Недостаток напряжения. Тут все просто: нет угрозы герою и его ценностям, ставки не растут с каждым контрударом ГА. Ставки растут — это значит, что в начале герой потеряет только самоуважение, отказавшись от участия в истории. Но с каждым новым поворотом под угрозой оказываются поочередно его имущество, здоровье, честь, семья, жизнь, родина, мир. Мир не в буквальном смысле, хотя почему нет, недаром ведь главный подвиг — спасение мира. Мир как высшие, самые важные ценности героя, такие ценности, без которых жизнь не имеет смысла, и проще умереть, чем жить без них.

 

Что такое «изменилась ситуация»? Это новая информация, которая ставит героя в другие обстоятельства и заставляет его поменять мотивировку и принять новое решение,  подкорректировать цель. Обычно новая информация усиливает решимость героя вступить в противостояние и победить ГА. Поэтому чаще всего смена ситуации — это герой лишился чего-то, ГА нанес контрудар и поставил героя под еще большую угрозу, посадил героя в еще большую жопу. Если раньше герой терял только самоуважение, то после изменения ситуации под угрозой оказалась семья или жизнь.

Но сюда же относятся позитивные изменения, например, герой приобрел союзника или новое оружие — и это событие значительно сместило перевес сил на его сторону, заставило противника отступить. 

 

Ну что же, друзья, теперь и вы знаете правила сюжета.

Что хочу сказать напоследок? Если вы поймете эти правила и основные моменты крепкого сюжета, то постепенно начнете видеть ошибки у себя и у других и научитесь выстраивать вашу историю так, чтобы первый поцелуй с ней неотвратимо приводил читателя к мощному финалу. Правила выведены из наблюдений опытных авторов и являются квинтэссенцией читательских тайных желаний. Следуйте этим простым правилам, и читателей ждет невероятная любовь с вашими книгами, так что они никогда не захотят изменить вам с книгами других авторов. Удачи и успеха!

 

ЖМЕМ НА КНОПКУ, ЧТОБЫ ПОДЕЛИТЬСЯ СТАТЬЕЙ В ВК:

21 комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий

Войти
avatar
Анни Кос
21.05.2020, 21:08:58

Как я вовремя прочла ваш блог, как раз думала, усугубить ситуацию с персонажем или дать ему передышку... Эх, пусть мается, значит.

avatar
Анна Жнец
12.01.2020, 21:24:50

Поэтому то у меня и получаются в основном короткие истории по 200к. В них проще избежать серединного болота

avatar
Алёна Орлова
11.01.2020, 18:12:05

А у меня с планом не как :( Как вы пишите планы? У меня есть идея, я вижу историю, но вот разбить ее на четкий план не выходит. У меня получается стихийная история, в одной сюжетной задумки. Причем там есть и нарастания "жопы" и кульминация и выдох после. Но очень смутно и в общих чертах. Люди расскажите как составлять план :(

avatar
Таня Володина
11.01.2020, 19:39:57

Ап. Гениальная статья! Спасибо, Ольга.

avatar
Сильвия Лайм
23.08.2018, 11:02:38

Как-то я пропустила эту статью...) Очень интересная!
Но я вот сколько читаю мануалы, не могу на себя примерить вот этот ритм. Мне непонятно, как можно высчитать количество знаков от одного пика до другого. Не совсем понятно (теперь) что такое серединное болото. Хотя, кажется, когда то у меня была эта проблема, но сейчас я даже не помню, в чем она заключалась.
Просто с тех пор как я пишу по четкому сюжету, все складывается само. Если в сюжете закладываешь постоянные события вместо словесного трёпа, то просто проблемы исчезают. Ни тебе срединного болота, ни провисов, ничего.
Но меня терзают смутные сомнения, что я могу чего-то недогонять :) а со стороны не видно

avatar
Регина Грез
16.06.2018, 07:20:56

Прелесть! Автору поста браво и брависсимо!!!

avatar
Энн Варко
16.06.2018, 11:17:38

По поводу ритма. В некоторых книгах и фильмах я наблюдала чередования ритма. В динамичных произведениях характерно нарастание напряжения в конце. В эпических - напряжение подается относительно равномерными пиками, чередуясь с плавным повествованием. Есть произведения, построенные на нагнетании сапсенса. Там два пика - в начале и в конце. Середина плавная, наполненная намеками и полунамеками - сейчас что-то произойдет... нет, сейчас... а вот теперь точно... Так что ритм зависит от произведения. Но ритмичный рисунок в хороших вещах присутствует всегда. Как в музыке

avatar
Евгения Бергер
16.06.2018, 10:07:10

Да, очень любопытно было прочесть... Спасибо!

avatar
Ирина Успенская
04.03.2018, 15:42:15

получилось поделиться. Здорово!

avatar
*****
02.03.2018, 11:08:00

ап! Может не все вчера успели прочитать)

avatar
Елена Труфанова
01.03.2018, 18:41:39

Это было круто! И весьма полезно)
Аналогия с сексом хороша, хотя и уступает "сюжет - это жопа"(с). )))

avatar
Ольга Жакова
01.03.2018, 13:44:35

Добавила ссылки на остальные части (во всех частях). Вопрос: прикрутить ли кнопку "Поделиться ВКонтакте"?

avatar
Никита Калинин
01.03.2018, 15:41:05

Большое спасибо, Ольга.

Спасибо. Аналогия с сексом очаровала :)

ай хорошо. спасибо!

avatar
Анна Невер
01.03.2018, 13:44:28

Распечатала и теперь читаю)) Еще раз большое спасибо за интересную лекцию.

avatar
Таня Володина
01.03.2018, 16:29:31

Спасибо! Блестящий цикл статей)
Аналогия с сексом не просто забавная, но и очень точная)))

avatar
Павел Давыденко
01.03.2018, 13:50:56

Большое спасибо) Сразу видно,что на литэре сплошные профи, им такие блоги не нужны и неинтересны :D а мне - оччень даже.

avatar
Мика Ртуть
01.03.2018, 14:03:59

Нижайший вам поклон, Ольга!

avatar
Алексей Калинин
01.03.2018, 14:03:48

Спасибо за ценную информацию:-) Забавные метафоры и аллегории. :-)