Не надоело про обложки
Кто о чём, вшивый о бане, а Снежинская про обложки. Ну а вдруг кому пригодится? Да и обещала (правда, с тех пор год прошел, извините). И прошу прощения у читателей за беспокойство.
Много картинок, перегружаем страницу
Сначала, как водится, предупреждения:
- Знание, как надо делать, не равно умению делать. Я знаю, но не всегда умею.
- Творческим личностям, склонным к самовыражению, в данной теме делать нечего. Мы тут пытаемся с помощью обложек тексты продавать (под продажей я подразумеваю продвижение товара, а платный он или бесплатный дело десятое).
- Всё нижеизложенное, кроме приведённых примеров, не ИМХО, а собранные с бору по сосенке рекомендации маркетологов и профессиональных дизайнеров, специализирующихся на создании продающих изображений (реклама, каталоги, интернет-магазин и пр.)
- У всех правил есть исключения. Существуют книги, обложки которых напрочь опровергают написанное. Но кто сказал, что именно вы сможете стать исключением?
- Всё написанное здесь относится к книгам «топовых» жанров: ЛыРам, ЛитРПГ, фентези всех мастей, не слишком научной фантастике, детективам, мистике и т.д., и т.п. Книги «не для всех» маркетингу не поддаются. Со спокойной совестью можно дальше идти рассуждать о засилье помойного фуфла в топах.
Итак, поехали.
В чём первая задача обложки? Вроде ответ прост: всучить (пардон!) книгу читателю, заставить хотя бы посмотреть, что там внутри. На самом деле не совсем так. Первая задача – это сформировать читательские ожидания. То есть с одного только взгляда на обложку человек должен решить, хочет он заинтересоваться картинкой (для начала лишь картинкой) или нет.
Допустим, вы терпеть не можете сладкого, но обожаете солёное. И понятное дело, приходя в магазин, не обращаете внимания на конфеты. Но почему? Дурацкий вопрос, верно? Там же конфеты! А откуда вы это узнали? На упаковке, понятное дело, написано «Шоколад», только вот слёту упаковку никто досконально не изучает. Потому что коробка конфет выглядит как коробка конфет и совсем не напоминает банку с селёдкой или пакет с чипсами. Впрочем, не всегда, но об этом дальше.
С электронными книгами всё точно так же: «академка» должна выглядеть как «академка», а современный любовный роман как СЛР. Чтобы открыв историю про босса и нежную секретаршу (по крайней мере, читатель думает, что это история про босса и секретаршу), не наткнуться на изнасилование дракона алебардой.
То есть, обложка обязана рассказать о жанре книги, о сюжете (в самых общих чертах, конечно), намекнуть на основную интригу, характер героев, их взаимоотношения. Для текстов, рассчитанных на дамскую аудиторию, на обложке должно быть указание, есть секс или его нету. И речь не о плашке «+18», а о картинке. Ещё бы неплохо намекнуть на динамику повествования.
Скажете, невозможно, в читательскую голову не залезешь, чего он там напридумывал, не узнаешь? Ха! Без нас давно залезли и всё узнали. Нет, обязательно найдётся какая-нибудь Эсмиральда Тихоновна, которая в баклажане углядит фаллический символ и учинит хай по этому поводу, но мы будем говорить о большинстве читателей, а большинство всё-таки нормально.
Короче, господа, надо использовать АССОЦИАТИВНЫЕ ШТАМПЫ. Вообще, в маркетинге штампы не зло, а очень даже добро, насущная необходимость. Просто нужно уметь их готовить. Повторюсь: речь идёт об ассоциациях большинства, а не о: «Я так вижу!» несомненно гениального Васи Пупкина.
Штамп номер ноль (ну как «нулевой пациент» примерно)
На книгах, рассчитанных на читателей, взращённых на постсоветском пространстве, должен присутствовать сюжет и герои. Почему это так, а не иначе, я долго и нудно рассуждала здесь. Это может не нравиться, не соответствовать, возмущать однообразием и отсутствием фантазии. Всё может. Но мы сейчас говорим о маркетинге, о продаваемости и в данном случае личные предпочтения разумнее отправить лесом. В авторской оригинальности и многогранности таланта убедит текст. Только вот читателя ещё надо убедить в этот текст заглянуть.
Штамп первый: фото vs рисованный/псевдорисованный арт
Фотографию можно ставить исключительно на реалистичные тексты. В смысле, на книги, описывающие современность. Там, где речь не идёт о привычной повседневности, читатель хочет видеть красивую, хотя бы намекающую на рисунок картинку. Ваша книга рассказывает о страстном романе миллиардера и студентки? Смело ляпайте мужика в пиджаке. О любви актёра и библиотекарши? Можно и камзол нацепить для мимимишности, или там платье бальное, а больше никак изображение не обрабатывать. В главных героях император с пастушкой или командир межгалактического крейсера? Фотошопные фильтры вам в зубы, отрисовывайте. Ну, или воруйте чужие арты, если совесть резиновая.
На современность тоже можно ставить «отрисовку», но только если на арте изображена современность же.
Подытоживая: фотореализм только для реализма!
Штамп второй: ТОРСЫ!
Бытует мнение, будто голый торс на обложке – это залог успеха. Правда, у некоторых залог не срабатывает. Наверное, торсы не те, недостаточно рельефные. А секрет успешности/не успешности опять же в умении готовить, то есть в читательских ожиданиях. Они – торсы – бывают трех видов:
- Просто торс. Один. Ну или с героиней где-то там на заднем плане. Читательское ожидание: «Пособие по бодибилдингу для чайников».
- Торс, местами прикрытый расстегнутой (разорванной) рубашкой-камзолом-космоскафандром. Скорее всего, торс стоит позади или рядом с героиней. Но просто стоит, руками никого не трогает или трогает деликатно так. Читательское ожидание: «В тексте есть офигительный мужик, с которым у Ггероини любовь случится».
- Торс обнимает (цепляется, пытается оторвать у героини кусок задницы). Читательское ожидание: «Будет секс!»
Всё вышесказанное справедливо и для обнажающейся героини.
А теперь смотрим, оправдываются читательские ожидания или нет. Ну, сам по себе одинокий торс мало кому интересен, потому что он откровенно «ни о чём». Лучше, понятно, чем «одинокий красный петух» (об этом ниже), но замануха так себе. Торс второго вида по эффективности равен полностью одетому, но привлекательному для читательниц мужчине. То есть, в данном случае большой разницы между голым и прикрытым торсом на обложке нет, залог успеха в крутизне внешнего вида. Если мачо/брутал/принц в тексте есть, то ожидания оправданы.
Третий тип… Ну, тут всё зависит уже от книги. Скорее всего, если супергорячей сцены на первых десяти страницах не будет, читатель уйдёт. Он же за сексом пришёл, а его жестоко обламывают! И наоборот: человека, не желающего читать про нефритовые жезлы, такой обложкой не купишь.
Подытоживая: необходимо соотносить наличие (отсутствие) торсов (поп) с содержанием книги и целевой аудиторией!
Штамп третий: герои
Повторюсь: на обложке, рассчитанной на русскоязычную аудиторию, обязательно должны быть изображены герои. Сейчас просто скажу: они должны быть. Не все, конечно, а один-два, но об этом тоже говорилось вот здесь.
И ещё одно отступление. Обложка для российского (украинского, белорусского и пр.) читателя равна иллюстрации к тексту, пусть даже и не прямой, то есть не изображающей конкретный момент книги, но с текстом она должна быть связана. Другое дело, такая картинка сама по себе не ценность, не надо бояться, что читатели не рассмотрят каких-то деталей, не надо стыдливо зажимать название и имя автора в уголок, опасаясь «откусить» кусочек картинки. Больше букв красивых и читаемых! А арт с обложки можно потом в блоге продемонстрировать.
Так вот, о героях и штампах.
- Читательницы любят длинноволосых мальчиков. Хоть исплюйтесь все, а большинству женщин нравятся картинки с волосатиками, потому как тоже штамп: длинноволосый = р-р-романтичный. Мужики же их терпеть не могут (оцените мою деликатность, в глубины появления такого триггера не влезаю).
- Блондины (блондинки) – хорошие. Брюнеты (брюнетки) – плохие. Рыжие парни – весельчаки, балагуры, шуты. Рыжие девушки – ведьмы. Девушка с короткой стрижкой = из нашего мира (попаданка) или героиня фантастического (не фентезийного) произведения. В отдельных случаях коротковолосая героиня может косить под парня, но в этом читателя ещё убедить надо. Романтичная же барышня обязана обладать львиной гривой.
- Строгие, гладкие, «зализанные» (в том числе «хвосты», тугие косы) причёски вызывают ассоциации не только с гламуром, но и со стервозностью (злодейством). Идеальны для демонстрации негативного персонажа. Растрепанные короткие стрижки подойдут добрым, но безалаберным героям (про героинь с короткой причёской смотри выше). Небрежно заплетённые полураспущенные косы – мягкий, добрый, может быть, чуть-чуть нелепый персонаж, первая кандидатура во френд-зону или в лучшие подруги (справедливо как для женщин, так и для мужчин). Модельная стрижка героя = аристократ. Распущенные гладкие волосы = властный герой, распущенные вьющиеся = романтик. И, как уже сказано, грива «непокорных локонов» просто обязательна для романтической героини. Ещё лучше, если шевелюра будет развиваться на ветру.
- Бальное платье в кружавчиках и бантиках = романтика. Дева в брюках = стерва. Дева в латексе = «Другой мир». На романтичного, но «сладкого» героя (доброго, отзывчивого, просто рубаху-парня) лучше нацепить, простите, светлую рубашку, расстёгнутый камзол. В общем, изобразить эдакую небрежность. А вот властного героя разумнее намалевать застёгнутым на все пуговицы. Военный (косящий под таковой) мундир или аккуратная «двойка» («тройка», намекающая на некоторую старомодность) идеальны! Любая броня или хотя бы намёк на неё прямо говорит: в тексте есть «кровь, кишки и расколбас»
То есть стоит пять раз подумать, прежде чем изображать на обложке героиню-брюнетку в тёмном платье. В книге-то она может быть бедной сироткой, которую только мыши не пинают, доброй, отзывчивой и самоотверженной. Увидев на обложке готичную красотку, 9 из 10 читательниц будут ассоциировать её со стервой. Ну и наоборот, пухлогубая блондинка, скорее всего, не сможет убедить людей, что эта история про «сильную и самодостаточную личность».
Короче, исходник вам может нравиться, но ориентироваться стоит не на красоту модели, а на то, какие ассоциации она может вызвать у читателей.
Подытоживая: цвет волос, причёска и тип одежды формируют характеры героев. А вот с цветом глаз, чертами лица и его выражением можно не заморачиваться, на обложке электронной книги их всё равно не видно.
Штамп четвёртый: позы
Позы героев способны рассказать о многом, а, точнее, об отношениях и чуть-чуть о самой истории. Фигуры на обложке обязаны взаимодействовать. Или не должны – это тоже вполне допустимо. Но «должны/не должны» надо использоваться осознанно. Что мы видим на большинстве артов? А видим мы мальчика и девочку (или их лица, висящие в воздухе… Бр-р!), они стоят (висят). И о чем картинка говорит? Ну, о том, что в тексте есть мальчик и девочка. Иначе не догадались бы! Особенно если под книгой прописано, что это ЛыР.
Так вот, о взаимодействии и истории. Тут мне проще показать, чем рассказать. В качестве иллюстраций я взяла изображения модели с никнеймом (именем?) Jason Aaron Baca.
Вроде бы везде сплошная «Любовная любовь», но всё-таки она разная.
- Явно соблазнитель и «жертва» (недотрога)
- Активную роль играет героиня, может, даже добивается мужика в юбке.
- Посложнее, с намёком на трагичность, вроде: «Нас ничто не разлучит, на том свете мы будем вместе».
- «Милый, не уходи!» или «Блин, как же ты меня достала!»
- Типичные «Мистер и миссис Смит»
- «Дорогая, это мышь» или «Я тебя ото всех защитю!»
Думаю, принцип понятен. Об истории позы рассказывают не только на ЛыРных обложках. Возьмём типично «мужское» чтиво. В ЛитРПГ или каком-нибудь «сталкере» герой же не один по уровням-пустошам мотается, а в компании, допустим, лучшего друга или, наоборот, соперника, который оказывается лучшим другом. Ну, в самом конце, понятно, когда помирает, тогда и оказывается. Всё это тоже можно передать позами. Допустим, два парня, один другому руку на плечо положил. Друзья? Друзья. А коли обнялись, так и вовсе братья. Опять два парня: один стоит, второй, чуть впереди, на корточки присел. Типичная поза для мужских «братских» фотографий, армейских, например. А вот если вы «брата» рядом со стоящим посадите, то получится «Я с Джульбарсом на границе».
Недруга–но-друга можно, например, спиной к спине с героем поставить и чтоб оба в агрессивных позах, с поднятыми «винторезами»/«калашами», допустим, или мечами на изготовку. А можно развести по разным краям обложки – один слева, другой справа. Ещё эффектнее поместить между ними какой-нибудь предмет: кустик, стену или камень артефактный. Тогда возникнет впечатление противостояния.
Кстати, девушки, не разводите героя с героиней по краям обложки и не отделяйте их друг от друга предметами! Такая композиция не на любовь, а на конфронтацию намекает. Хотя, если они будут, допустим, тянуться друг к другу… Ну, вы поняли.
Теперь о НЕ взаимодействии героев. Такое тоже может быть, например, если у нас на переднем плане героиня, а где-то позади неё мужская фигура: таинственная, а то и лицо прикрывающая, в тумане, в тени. Подобная картинка создаёт впечатление, что над девой нависла угроза, некая личность за её спиной затевает нехорошее, и бедняжка всю книгу будет бороться со злодеем. Ну или просто символизирует тайну, но в данном случае, делая обложку, надо постараться не переборщить с «мрачняком», а то получится у вас не ЛыР, а откровенный хоррор.
В единственном случае на «не взаимодействие» можно не обращать ни малейшего внимания: девушка и два (три, плюс-минус бесконечность) парня. Вот их лепите, как левой пятке угодно, всё равно понятно, что это любовный многоугольник. А можно и потрудиться. Мне кажется, что картинка вроде той, что я «для секса» выбрала, смотрится выгоднее, чем раскрашенные манекены.
Подытоживая: не ленитесь поставить героев в «говорящие» позы. Этот приём поможет рассказать читателям о взаимодействие персонажей и немного о самой истории.
Штамп пятый: антураж
А антураж у нас задаётся деталями. Так на обложки «академок» в качестве заднего фона часто лепят замки, викторианско-эдвардианские дома и тому подобное. В принципе, это неплохо, клише абсолютно работающее, вот только замок – это ещё и просто фентези, любое. К счастью, все штампы придумали до нас. И в «академках», например, моду надолго задала Е. Звёздная со своей АП. Можно материться и рассуждать о высоких «штилях», а можно продаваться и лепить на обложку кабинет, книжные шкафы, магическое свечение с искорками, ну и ректора не забыть.
- дирижабли, шестеренки, гогглы – стимпанк.
- дворцы, залы, канделябры, портьеры – ФЛР.
- машины, кафешки, зонтики (такие детали классно работают на антураж: яркие – лёгкая история, тёмные – трагичная) – СЛР.
- кресты, вороны, паутина – не только готика, но ещё и мистика. Особенно если передним планом дать трепетную героиню.
В общем, думаю, система ясна. Ещё несколько штампов, которые помогут создать правильный антураж:
Чем ярче, красочнее обложка, тем легче, радостнее, веселее история. Чем спокойнее, однороднее тона, тем спокойнее текст. Светлые тона и тёплые оттенки = лёгкость, тёмные и холодные = серьёзность, плавно перетекающая в мрачность.
Позвольте мне ещё одно отступление. Дамы (ну и господа, конечно), забудьте о бесцветных обложках, они ни на что не работают! Под «бесцветными» я подразумеваю светло-голубые, бежевые, серо-какие-нибудь картинки. Выбросьте в топку эффекты типа «ваниль» и «боке»! Не берите такие обложки, даже если их вам втюхивают бесплатно или «дешевле только даром». Подобные «шедевры» могут лишь навредить, потому как создают впечатление кустарности, непрофессионализма и дешевизны. Попытайтесь прикинуть, сколько потенциальных читателей вы потеряли, сэкономив на обложке, и взрыдните.
Эффекта эпичности тоже можно добиться с помощью антуража. Совсем необязательно рисовать армию (тем более что на обложке её видно не будет). Для фентези подходят горы и открытые просторы на заднем плане. Пустоши и руины хороши для «сталкеров» и ЛитРПГ, космический корабль пихаем в НФ (не НФ). Кстати, его можно и не целиком втюрить, а нарисовать только бок и героя при нём, эффект эпичности не пропадёт. А вот лес и деревья вообще часто задают камерность. Но они незаменимы для славянского (скандинавского, сказочного и т.п.) фентези.
Камерность задаёт ограниченное пространство. Близкие к фокусу портьеры, мебель, стены (обшарпанные бетонные для мальчуковых книг и обшитые деревянными панелями для девочкиных историй) создадут впечатление «замкнутости» – истории с небольшим количеством героев и сюжетных линий. А вот заводские цеха и бальные залы работают в обратную сторону. Большое окно намекнёт на оригинальность мира.
Подытоживая: правильно подобранный антураж поможет грамотно расставить акценты.
Штамп шестой: динамика
Здесь всё просто и в разжевывании не нуждается. Чем динамичнее изображение, тем динамичнее текст. На обложке взрывы, бегущие люди, скачущие кони, горящие дома и бабы из русских селений? Герои книги носятся, как угорелые, спасаясь от орков только для того, чтобы начать отстреливаться от джедаев. На обложке девушка стоит, скромно сложив руки? Вся история посвящена решению вопросов: «Любит-не любит?», «Быть или не быть?», «А тому ли я дала?».
Подытоживая: если хотите пообещать читателю «насыщенную» историю, постарайтесь изобразить динамичную иллюстрацию.
Что, конечно, не так и просто, стоит помнить о размерах обложки и её «различимости».
Штамп седьмой: минимализм спасёт культуру
Для начала, что такое минимализм? Нет, господа, не горящий череп на чёрном фоне и не туфелька на фоне белом. Череп с туфелькой – это «одинокий красный петух», изображённый Карлсоном. Вот примеры обложечного минимализма:
И для создания подобного надобно обладать недюжинным талантом, одних навыков в фотошопные иконки тыкать маловато будет. На ЛН я видела только одного автора с по-настоящему удачными обложками в стиле минимализм. И нет, в топе они не мелькают, по 1000 подписок в первый день не собирают.
Ещё одно. Безусловно, подобные обложки просто-таки кричат: «Текст не для всех, здесь шедевр!». Вот только вам шашечки или ехать? В смысле, вы популярности хотите или желаете быть непризнанным гением? Если первое, то потрудитесь поработать над штампами. Во втором случае я могу лишь удачи пожелать.
Ну а чаще всего туфельки-цветочки-кинжалы свидетельствую об отсутствие фантазии.
Ещё про обложки:
Как составить ТЗ для художника
Наша группа в ВК "Хочу делать обложки!"
36 комментариев
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий
ВойтиПодскажите пожалуйста, а женская попа в кружевных трусиках сверху на мужчине – это нормально? В смысле, не забанят ли меня за такую обложку. Жанр, естественно, откровенное 18+
Смеюсь вслух в 2 часа ночи )) спасибо!
Кажется, пишите всем известные и понятные истины, но пишите по сути, спояснениями и примерами.
Статья побуждает анализировать чужое творчество и критически осмысливать собственное. Есть, над чем задуматься и пожалеть, что когда-то я перестала рисовать.
Спасибо Вам и вдохновения!
Поставьте мне, кто-нибудь, плюсик в коммент, чтобы потом с компа найти этот блог, а?
Кто-нибудь здесь делает стебные разборы обложек?
какое познавательное утро у меня вышло. спасибо за блог
Спасибо, посмеялась над некоторыми моментами ))
Спасибо !
Абсолютно согласна с тем, что обложка должна выражать суть книги. И неважно, какой жанр: хоть СЛР, хоть мистика. Все же читатель должен сразу видеть, что покупает или берет бесплатно. Нередко натыкалась на подобное: зацепила обложка, открываю книгу, а там - совсем не то, что ждала. Обидно получается.
Согласна, что для каждого жанра существуют определенные штампы, но все же люблю оригинальные обложки, отличающиеся от других. Конечно, некоторые детали, характеризующие жанр, присутствовать должны, но, как читатель, увидев среди сотни обложек с рыжими бестиями бестию-блондинку, первой кликну по ней.
За инфу в целом спасибо) Заглянула и в другие Ваши блоги. Оч полезная информация.
Наконец кто-то об этом заговорил. Спасибо!
Статья очень полезная и увлекательная. Спасибо большое! Читала не отрываясь!
Катерина, спасибо огромное за статью! Очень многое прояснили и разложили по полочкам! Как раз работаем с художником над первой обложкой и о многих вещах я даже не догадывалась, хотя их, несомненно, нужно учитывать. Это большой труд, спасибо, что поделились своими знаниями!
Всё что здесь написано реально происходит в дизайнерской индустрии. И в этом несколько виноваты дизайнеры, сколько авторы, потому что их так и тянет на клише. (Хотя дизайнеры в этом виноваты. И даже очень, а всё потому что они создают их. не задумываясь о красоте.)
Например иногда приходят такие люди и просят тебя сделать так, чтобы «лица героев были прозрачны по углам обложки...», что вызывает настоящий ужас. И постоянно в таких случаях возникает один и тот же вопрос: «неужели они не видят, что это убого?». Но также это многое и объясняет. Объясняет причину маленького количества красивых русских обложек и шикарное множество европейских. А всё из-за того, что европейцы любят всё красивое и новые, а мы по клише открываемся.
Мои благодарности автору за очередную очень полезную и интересную статью, а так же, отдельный респект за чувство юмора)
Благодарю, очень интересно.
Огромное спасибо за полезную статью! Как раз ломаю голову над второй обложкой.
Спасибо! Очень полезная информация, буду перечитывать)
Катерина, можно попросить вас взглянуть? https://litnet.com/blogs/post/56384 Надеюсь, я не помру после критики... Но всё равно приглашаю, хоть и страшно)
Спасибо, добавила в библиотеку и пошла думать над переделкой...
Отличный ликбез. Теперь бы всё это на себя примерить...
Удаление комментария
Вы действительно хотите удалить сообщение ?
Удалить ОтменаКомментарий будет удален безвозвратно.
Блокировка комментирования
Вы дейтсвительно хотите запретить возможность комментировать ?
Запретить Отмена