Про книгу "Грань человечности" Юрия Уленгова
Аннотация:
Сквозь снег и мороз, через постъядерную тайгу и безмолвные, пустующие города. По снегу и льду Байкала туда, куда влечет тебя собственное безумие. В Иркутск. Пройти по краю, постоянно балансируя на тонкой грани человечности. Переступить ее, когда нужно быть зверем, — чтобы победить тех, кто давно перестал быть людьми. Взять верх над природой, врагами и самим собой. Чтобы выжить. Чтобы спасти тех, в чьем существовании не уверен. Чтобы понять: осталось ли в тебе самом что-то от человека — или зверь, проснувшийся семнадцать лет назад, — безраздельный хозяин твоего сознания.
Юрий Александрович Уленгов
Человек человеку волк
Этой книгой Юрий Уленгов доказал, что он – разносторонний автор, которому тесно в одном жанре. Или в одном цикле, кому как. Первый, выпущенный в серии «STALKER», роман автора был воспринят тепло. Множество положительных рецензий, статус «бестселлера» в различных Интернет-магазинах, высокий рейтинг на сайте «fantlab» и, как итог, быстро раскупленный тираж – это ли не показатель? Я и сам получил удовольствие от чтения «Хакера», более того, сподобился высказать о нём своё скромненькое мнение, прочитать которое можно здесь. Однако, как бы мне не полюбился «Хакер», отрицать, что это произведение есть не что иное, как развлекательная литература, нельзя. Да, «Хакер» добротный развлекательный боевик, ни больше, ни меньше. И это замечательно. А вот ситуация с «Гранью Человечности» – прямо противоположенная. Эта книга вряд ли подойдет для того, чтобы «вечерком да с сигареткой». Почему? Ответ будет дан ниже.
Едва притронувшись к роману, осознаешь, что перед тобой не шаблонное произведение о рыцарях на белых… вездеходах. Повествование открывает сцена, в которой главный герой, хладнокровно застрелив неизвестного нам персонажа, снимает с него обувь. Попросту говоря, грабит по полной. Интересно, поступил бы так, скажем Сергей Маломальский? Ни в коем случае не говорю ничего плохого про роман Сурена, просто на ум пришло.
"С куревом давно уже было туго, впрочем, как и со всем остальным. Особенно тяжело было с обувью. На его лапищу так и вообще не сыскать. Вот, сегодня подвезло…
Правда, патронов почти не осталось, а переснаряжать стреляные гильзы было практически нечем. Вот, сегодня еще один потратить пришлось. Говорил же, снимай по-хорошему обувку, нет, надо было ерепениться. Снял бы, глядишь, и живым бы остался".
Правда, позже выясняется, что не совсем ради обуви Захар стреляет в неизвестного. Что предшествовало такой жестокости – ответ найдете на страницах романа, в главе "Бесконечное одиночество".
Атмосфера
Книга подкупает многим, но в первую очередь, конечно же, атмосферой. Атмосферой одиночества, не сулящей ничего хорошего. Атмосферой ужаса и страха. Атмосферой настоящего Холода. Более того, книга погружает в себя. Юношам, конечно, будет сложно ассоциировать себя с социопатом-маньяком, ибо, как известно, себя хочется видеть в когорте «хороших» персонажей. Только не будет таких людей после Катастрофы, описанной Глуховским (после такой катастрофы вообще никого не будет, но сейчас не об этом), а будут такие, как Захар и редкие встречные, попадающиеся у него на пути. Оковы цивилизации спали, больше ничего не сдерживает зверя, затаившегося в душе человека, каждого заботит лишь то, как протянуть подольше. Вот она, романтика постапокалипсиса, а не спасение миров, женитьба на сексапильных красотках и покатушки на «Харлее» с двумя миниганами по бокам.
Помимо основного сюжета, нас ждут многочисленные экскурсы в прошлое, отсылающие к тем дням, когда мир еще даже не стоял на грани катастрофы. Если разобраться, то вместе с центральным персонажем читатель проживёт целую жизнь. Настоящую жизнь, наполненную взлетами и падениями, горечью и радостью, одним словом, всеми аспектами, что знакомы каждому человеку. И, наверное, именно это и подкупает больше всего, заставляет понимать персонажа, переживать за него.
"Захар врал себе. Он четко помнил, сколько времени прошло с того момента, когда привычный мир перестал существовать. Двадцать лет. Двадцать холодных, страшных лет. Полжизни, практически. Когда вдали загудело, загрохотало, он решил, что гроза идет. А когда неожиданно яркая вспышка озарила небосклон и окрестности, сердце его екнуло. Бросив силок, который он поставил вчера на заячьей тропе, он со всех ног рванул к Плешивому холму. Захар не знал, откуда посреди тайги возник этот холм, на котором не росло ни одного деревца, лишь редкие кустики покрывали его поверхность. Да он и не интересовался никогда. Знал лишь, что с его вершины очень удобно любоваться закатом. Казалось, вся бескрайняя тайга была, как на ладони. К тому моменту, когда, задыхаясь от бега, он поднялся на вершину Плешивого, свечение уже угасло, и даже, как будто, стало темнее. Тем не менее, огромный дымный гриб на горизонте было видно отчетливо. Не веря своим глазам, он все стоял и смотрел, когда вспышка снова озарила небо. На этот раз свет пришел с другой стороны, и явно издалека, потому как и время, и интенсивность свечения были гораздо меньше, чем в прошлый раз. Вслед за вспышкой прикатились далекие раскаты грома".
Побег
Антураж выбран под стать настроению всей истории – Иркутская область. Вездесущий Холод, километры пути по опустевшему миру, редкие психопаты, ничем не отличающиеся от кровожадных диких волков. Но помимо того, Захара постоянно преследуют призраки прошлого, уйти от которых, увы, невозможно. Нас ждет суровое, совсем не романтичное приключение. А теперь переходим к моему утверждению, что эта книга не подойдет для того, чтобы отдохнуть за ней с кружкой горячего чая, кофе, пива, да чего угодно. Тут назревает вопрос, а почему же? А все просто. Книга не легкая. Она очень тяжелая. И не потому, что она плохая. Вместо благородства – жестокость и насилие. Вместо подвигов – подлость. И так далее. К сожалению, не могу расписывать все подробно, ибо это неизбежно повлечет за собой спойлеры.
"- Э! Мужик! Мужик! Помоги!
- Конечно! О чем речь! Сейчас помогу! – Дружелюбно воскликнул Захар, широко осклабился, и, вскинув ружье, выстрелил. Заряд дроби разворотил тому колено, и окрестности огласил дикий вой, от которого Захар брезгливо скривился.
- Ща еще помогу, браток, потерпи немножко. – с этими словами он перезарядил ружье, развернулся, и поковылял назад, туда где все еще дымили остатки техники. Проходя мимо саней, он заглянул в кабину. Из шести мест заняты были три. Тот, что отвечал за управление, превратился в кровавый фарш с обломками костей, торчащими из тела. Двое других, как с удовлетворением отметил Захар, похоже, просто не смогли выбраться, и сгорели заживо, пока он валялся в отключке".
Вывод: сложная для однозначной оценки книга. Почему-то у меня есть стойкое ощущение, что поклонники цикла «Вселенная Метро 2033», ознакомившись с «Гранью Человечности» разделяется на два лагеря. Первый, тот, которому очень понравится эта история и которые, возможно, даже будут ставить её в пример другим. Второй, тот, которому решительно не понравится эта книга. Эти люди будут плеваться, ибо привыкли к «хорошим» героям, «хорошим» поступкам и бесконечным попытками спасти наш многострадальный мир. Но с уверенностью могу сказать, что равнодушным «Грань» не оставит никого. Это будет самым важным критерием, выделяющим её на фоне однотипной штамповки. Я затрудняюсь ответить, кому стоит рекомендовать эту книгу. Нравятся романы Артёма Мичурина и подобных авторов – берите, не раздумывайте. Всем остальным хочу пожелать того же, дабы составить своё мнение от прочитанного.
0 комментариев
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарий
ВойтиУдаление комментария
Вы действительно хотите удалить сообщение ?
Удалить ОтменаКомментарий будет удален безвозвратно.
Блокировка комментирования
Вы дейтсвительно хотите запретить возможность комментировать ?
Запретить Отмена